Тема 2. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики, особая наука и предмет изучения
Цели, задачи и содержание педагогической риторики как вузовской дисциплины. Педагогическая риторика как синтез достижений наук гуманитарного цикла (лингвопрагматики, неориторики, коммуникативной лингвистики, социолингвистики, психолингвистики, психологии, социологии и др.).
Проблема профессионально-речевой подготовки преподавателей решается преимущественно в лингвометодике: 1) методика преподавания русского языка в вузе (Т.А Ладыженская), 2) методика обучения русскому языку как иностранному и методика обучения иностранным языкам в вузе (работы С.Г.Борзенко, Н.Н. Зыковой, А.С. Карпова, С.Я. Ромашина, система интенсивного обучения иностранным языкам Г.А. Китайгородской), 3) психология педагогического общения (А.А.Леонтьев). Педагогическая риторика как теоретическое обоснование и практическая реализация современной профессиональной речевой подготовки учителя в русле отечественной речевой традиции.
Педагогическая риторика как непременное условие профессиональной и личностной успешности. Риторика как эффективная технология управления и организации педагогического (учебного) процесса. Риторика и самоменеджмент.
Определения педагогической риторики: 1)вид частной риторики, а именно теория и практика эффективного речевого общения в сфере образования и воспитания; 2) наука об эффективности речи педагога (В.Э. Морозов); 3) область человеческой культуры, включающая в себя искусство, науку и практику убедительной, эффективной речи, обязательно пафосной, модальной, гражданственной в различных жанрах педагогического общения; 4) это наука об условиях и формах эффективной педагогической коммуникации (Л.Н. Горобец); 5) синкретичная дисциплина, объектом которой является общение в процессе преподавания и воспитания, теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения (А.А. Мурашов, А.К. Михальская), а также 6) практика ее оптимизации, наука о выразительном речевом воздействии и взаимодействии в учебно-воспитательном процессе, предоставляющая нам возможность эффективно использовать слово как инструмент мысли, убеждения, воспитания.
Предмет педагогической риторики как частной риторической дисциплины: оптимизация речевого общения в сфере профессиональной педагогической деятельности. Объект - педагогический дискурс, т.е. речевое поведение в том классе речевых ситуаций, для которых природа коммуникативного события определяется как «обучение и воспитание в профессиональной образовательной деятельности».
Педагогическая риторикакак деонтологическая дисциплина, посвященная нахождению и реализации в речи не только и не столько нормативного, сколько этически (должного) и эстетически (прекрасного) значимого, что отличает ее от стилистики, культуры речи, техники педагогического общения. Деонтологичность педагогической риторики обусловливает важность не лингвистических нормы и узуса, а специфических риторических категорий:риторико-педагогический идеал, гармонизирующий педагогический диалог, образ педагога-ритора.
Риторическая деятельность педагога– деятельность, связанная с пониманием, анализом и порождением профессиональных текстов разных жанров в зависимости от ситуации педагогического общения.
Коммуникативно-речевые ситуации, связанные с созданием устных и письменных высказываний: 1) проверка домашнего задания (беседа, педагогический диалог; оценочные высказывания; подведение итогов, обобщение); 2) объяснение нового материала (эвристическая, дидактическая беседа; объяснительный монолог); 3) формирование умений и навыков (комментарий, инструктаж, письменный отзыв о самостоятельной работе); 4) общение с коллегами, родителями (доклад, лекция, отчет, отзыв, рецензия, реферат, деловое письмо); 5) организационная учебно-методическая деятельность (аннотация, статья, характеристика и др.).
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ — система многофункциональная. Педагог в своей деятельности выступает как источник информации, как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает. Оптимальное П. о. — такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие условия для правильного формирования личности, творческого характера учебной деятельности и развития учащихся, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат (в частности, препятствует возникновению “психологического барьера”) и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.
Выделяются следующие этапы П. о.:
1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом, например в процессе подготовки к уроку (прогностический этап).
2. Организация непосредственного общения с классом (начальный период общения).
3. Осуществление общения, управление им в педагогическом процессе.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения.
Все эти этапы образуют общую структуру процесса П. о.
На этапе моделирования П. о. осуществляется планирование коммуникативной структуры урока (других мероприятий), соответствующей его дидактическим целям и задачам, педагогической и нравственной ситуации в классе, творческой индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.
Этап организации непосредственного общения с классом в начальный период контакта с ним условно можно назвать “коммуникативной атакой”, во время которой завоевывается инициатива в общении и целостное коммуникативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять общением с классом.
Осуществление и управление общением — самый важный элемент профессиональной коммуникации, который включает конкретизацию спланированной ранее модели П. о.; уточнение структуры предстоящего П. о.; управление инициативой в системе начавшегося П. о. Нередко на этапе взаимодействия педагога с классом возникают “психологические барьеры”, которые мешают П.о. и отрицательно сказываются на общем ходе урока, самочувствии педагога и детей. Типичные из них:
— “барьер” несовпадения установок — учитель приходит с замыслом интересного урока, увлечен им, а класс равнодушен, несобран, невнимателен, в результате неопытный учитель раздражен, нервничает и т. п.;
— “барьер” боязни класса характерен для начинающих учителей; они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к уроку, но сама мысль о непосредственном контакте с детьми “пугает” их, сковывает творческую инициативу и т. п.;
— “барьер” отсутствия контакта: учитель входит в класс и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие с учащимися, начинает действовать “автономно” (например, пишет объяснение на доске и т. п.);
— “барьер” сужения функций П. о.: педагог учитывает только информационные задачи П. о., упуская из виду социально-перцептивные, взаимоотношенческие функции П.о.;
— “барьер” негативной установки на класс, который может формироваться порой априорно, на основе мнений других учителей, работающих в этом коллективе, или в результате собственных педагогических неудач;
— “барьер” прошлого негативного опыта П. о. с данным классом или учеником;
— “барьер” боязни педагогических ошибок (опоздать на урок, не уложиться во времени, неверно оценить, ошибиться и т. п.);
— “барьер” подражания: молодой учитель подражает манерам общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля П. о. на свою педагогическую индивидуальность невозможен.
П. о. предполагает умение педагога: а) быстро, оперативно и правильно ориентироваться в меняющихся условиях П. о.; б) правильно планировать и осуществлять саму систему коммуникации, в частности ее важное звено — речевое воздействие; в) быстро и точно находить адекватное содержание П. о., коммуникативные средства, соответствующие одновременно творческой индивидуальности педагога и ситуации П. о., а также индивидуальным особенностям воспитанника, выступающего в качестве объекта воздействия; г) постоянно ощущать и поддерживать обратную связь в П. о. Лит.: Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. — М., 1985; Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! — М., 1983; Ильин Е.Н. Искусство общения. — М., 1982; Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987; Общение и формирование личности школьника /А.А. Бодалев, Р.Л. Кричевский, Е.В. Новикова и др.; Под ред. А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. — М., 1987. Л.Е. Тумина
Педагогическая риторика как особая теоретическая и практическая дисциплина находится на этапе становления, необходимые исследования только начинаются.