Определение массы гидроксида натрия в растворе.
Цель:освоить навыки выполнения титриметрического анализа.
Задание: определить массу гидроксида натрия в контрольном растворе.
Оборудование:бюретка вместимостью 25 мл, мерная пипетка вместимостью 5 мл, мерная колба вместимостью 100 мл, конические колбы вместимостью 50 мл и 250 мл, воронка.
Реактивы:рабочий раствор азотной кислоты, контрольный раствор гидроксида натрия, раствор индикаторов метилового оранжевого (фенолфталеина), дистиллированная вода.
Сущность метода:
В основе определения лежит закон эквивалентов:
n (1/z NaOH) = n (1/z HNO3)
с(1/z HNO3) ∙ V (HNO3) = с(1/z NaOH) ∙ V (NaOH)
z (NaOH) = _______
z (HNO3) = _______
Ацидиметрическое определение концентрации гидроксида натрия по реакции:
NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O
Масса вещества в растворе рассчитывается по формуле:
m(NaOH) = С(HNO3) ∙ V(HNO3) ∙ M(NaOH) ∙
Выполнение эксперимента:
Титрование проводится с целью определения содержания щелочи в растворе с помощью предварительно стандартизированного раствора кислоты.
Получают у преподавателя пробирку с контрольным раствором щелочи, записывают номер задачи (пробирки), №_____ .
В лабораторный журнал вносят исходные данные и подготавливают страницу для записи результатов титрования:
· Концентрация титранта с(HNO3) = _____моль/л.
· Объем анализируемого раствора после разбавления, V(NaOH ) = _____мл.
· Аликвотная доля анализируемого раствора NaOH, V(аликвотной доли) = _____ мл.
· Масса истинная _____ г.
Ход работы:
1. Бюретку заполняют стандартизированным раствором HNO3.
2. Контрольный раствор количественно переносят из пробирки в мерную колбу;
3. Пробирку (в которой был контрольный раствор) дважды ополаскивают дистиллированной водой, которую также переливают в эту колбу.
4. Объем раствора в мерной колбе (с помощью воронки) доводят до метки дистиллированной водой.
5. Последнюю порцию воды добавляют покаплям из глазной пипетки, чтобы не допустить превышения объема.
6. Раствор в мерной колбе перемешивают и переливают в сухую коническую колбу вместимостью 250 мл.
7. Из конической колбы берут аликвотные доли по ____ мл в 3 колбы для титрования с помощью пипетки Мора.
8. В каждую колбу добавляют ____ капли индикатора.
9. Титруют растворы в колбах по очереди до перехода желтой окраски в оранжевую (в присутствии метилового оранжевого), до появления малиновой окраски (в присутствии фенолфталеина).
Перед каждым следующим титрованием доливают титрант в бюретку до нулевой отметки.
Если сходимость результатов не находится в пределах 0,2 мл, то проводят дополнительные титрования.
Экспериментальные данные:
№ п/п | Объем аликвотной доли анализируемого раствора, Vмл | Индикатор | Объём титранта, мл | Средний объём титранта, мл |
После получения сходящихся результатов титрования, кислоту из бюретки сливают и заполняют бюретку дистиллированной водой.
Расчёты:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Абсолютная ошибка: Δm = |mист- mизм| =
Относительная ошибка: η = (Δm/mист)·100% =
Вывод (указывают полученный результат, метод исследования, используемые индикатор. Вычисляют относительное отклонение от массы гидроксида натрия, указанной преподавателем) :
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата: _________ Занятие № ______