Возможные комплексы мышечных напряжений
• Во время речи у ребенка может быть ключичное дыхание,то есть он дышит верхней частью грудной клетки. Он может даже хватать воздух ртом, причем хватать много лишнего воздуха. Когда речь происходит на фоне глубокого ключичного вдоха, напрягаются вообще все мышцы, расположенные выше грудной клетки — мышцы шеи, речевые, мимические, мышцы глаз — возникает тотальное напряжение. До тех пор, пока оно будет продолжаться, вы никакого звука ребенку не поставите. Ребенок также может стремиться задерживать выдох.Он глубоко вдыхает — легкие у него «забиты» воздухом, а он еще и плечи
давлением этого воздуха пытается говорить. Попробуйте сами, насколько это возможно.
Нужно попросить ребенка выдохнуть лишний воздух («весь воздух») и еще опустить («уронить») плечи — с поднятыми плечами он не выдохнет достаточно воздуха.
• У ребенка могут быть подняты плечи. Дыхание при этом тут же становится ключичным (попробуйте поднять плечи), шея напрягается (и как бы утолщается), речевой выдох при этом не будет достигать нужного места речевого аппарата — правильный звук не получится.
В этом случае ребенок должен просто опустить плечи, а еще лучше «уронить» их — потому что опускать плечи он тоже может с усилием.
• Подбородок у ребенка может быть «притянут» к груди. Не просто свободно, опущен, а именно притянут с усилием, так что под ним еще и второй подбородок может образовываться. От этого у ребенка язык, губы, щеки — все тяжелеет, язык прижимается плотно к зубам, губы выпячиваются вперед — фактически самые важные речевые органы теряют необходимую подвижность. Причем, чем сильнее подбородок «притянут» вниз, тем сильнее все это проявляется. Ребенку нужно поднять подбородок, не вытянуть его вверх и не «задвинуть» назад, что ребенок и может попытаться сделать, а просто поднять, слегка подав его вперед. Для начала пусть ребенок на что-нибудь удобно положит его — на вашу руку, например. Положить подбородок нужно совсем — всей тяжестью и в таком положении тренировать произношение. Каждый раз, когда вы будете замечать у ребенка напряжения мышц шеи и нижней челюсти, вам нужно будет прибегать к этому приему.
• У ребенка могут быть «выпучены» глаза. Поскольку мышцы всегда работают совместно, нижняя челюсть у ребенка «оттягивается» вниз (губы при этом приоткрываются или могут оставаться сомкнутыми). Язык занимает место по центру ротовой полости, округляется и становится совершенно непригодным ни для какой работы. В этом случае ребенок должен опустить глаза вниз — рот тут же закроется, язык примет нормальное положение — опустится вниз и станет широким и плоским.
• Голова ребенка вместе с шеей может быть отодвинута назад. Подбородок при этом как бы втягивается назад в шею. Глаза широко открыты, смотрят прямо, напряженно, губы автоматически выдвигаются вперед, в горле образуется комок. Язык «деревенеет» и придвигается к зубам ближе, чем это нужно для нормальной речи, голос будет звучать ниже естественного и грубее.
никающие затруднения и неудобства, при этом изменяется даже звучание звуков. Чтобы, не меняя позы, добиться полноценного произнесения, вам придется значительно сильнее, чем обычно, напрячь и расплющить во рту язык, сильно вытянуть губы в улыбку, да еще и потренироваться.
Для устранения напряжения прибегайте к тому же способу, который описан в ситуации, когда подбородок у ребенка «притянут» к груди.
Голова у ребенка может быть вытянута вверх. Шея при этом напряжена и тоже вытянута, плечи, подчиняясь общему движению, подняты. Дыхание становится ключичным. Время от времени ребенок будет хватать много воздуха ртом. Голос будет выше естественного. В этом положении речевой выдох никогда не достигнет тех мест в ротовой полости, где дол ясны формироваться звуки. Ребенок должен «уронить» плечи, шея и голова от этого придут в естественное положение.
Ребенок может слишком широко открывать рот. Почти всегда оптимальной шириной просвета между зубами является просвет, характерный для произнесения звука [ы], иногда чуть шире или уже. Если рот широко открыт, языку трудно дотягиваться до альвеол. Широко открытый рот также способствует нарушению речевого выдоха — воздушная струя «распыляется» во рту. Следите за тем, чтобы ребенок не открывал широко рот. Ребенок может утрированно, громко, напряженно произносить звуки. Это вызывает напряжение органов речи, в первую очередь языка, и мешает выполнению тонких и точных речевых движений. Ребенок может слишком плотно прижимать язык к зубам или альвеолам. Этим он перекрывает речевой выдох, закрывая просвет, в который выходит воздух.
Если ребенок склонен к излишней тщательности в произнесении, предложите ему не стараться так сильно (вообще не стараться), говорить вяло, с ленцой — это самый лучший способ избежать лишних напряжений речевых мышц.
Возможно, вы заметите у ребенка какие-то иные комбинации мышечных напряжений. В любом случае принимайте позы вашего ребенка, повторяйте его мимические выражения, пытайтесь в этих позах произносить то, что он сейчас должен произнести, и вы почувствуете, где у него образуются мешающие речи зажимы.
Если мышечные зажимы у ребенка трудно преодолеваются предложенными здесь способами, позанимайтесь с ним так, как это описано на с. 33-41.
Практикум по формированию правильного произношения |
Теперь нам нужно познакомиться со способами постановки конкретных звуков. Пожалуйста, во время работы над звуками обращайте внимание на следующие существенные (и по большей части уже знакомые вам) моменты:
• Как произносятся звуки в нормальном варианте,описывается в главе, посвященной обследованию звукопроизношения (см. с. 45).
• После описания каждого вида нарушения произношения звуков вы найдете рекомендации по поводу того, каким способомпостановки звука лучше всего воспользоваться в зависимости от вида нарушения его произношения.
• Некоторые способы постановки звуков основаны на использовании других звуков, которые ребенок выговаривает правильно.Если у вашего ребенка есть такие звуки, то в первую очередь попытайтесь воспользоваться именно этими способами.
• Прежде чем приступать к планомерному формированию произношения звуков, попытайтесь поставить их каким-нибудь быстрым и легким в исполнении способом(фактически вызвать его). В начале каждой главы указывается такой способ.
• Перед началом постановки каждого из звуков ознакомьтесь со всеми способамиего формирования (а не только с теми, которые рекомендованы вам как наиболее подходящие). Это нужно для того, чтобы лучше разобраться в материале.
• В рекомендациях приводятся подробные описания постановки твердых глухих согласных звуков (например: [к], [с],[ш] и т. п.). Произношение звонких парных согласных ([г], [з], [ж]и т. п.) ставится после постановки произношения глухихзвуков (см. с. 148).
• Формирование мягких парзвуков (кроме некоторых, постановка которых описана в отдельных главах) также осуществляется после постановки произношения их твердых пар(см. с. 109).
• Иногда звук ставится сразу в слоге.После этого его произношение закрепляется в слогах с другими гласными звуками и в словах (см. с. 151).
• Звук может ставиться отдельно, и после этого его нужно ввести в слог. Если в рекомендациях не сказано, что слог формируется по подражанию, при произнесении слогов со вновь поставленными звуками используйте картинки (см. с. 93).
. . . .. АЛ О
переходите к формированию слогов с использованием картинок. Если вам не удается поставить ребенку какой-нибудь звук одним способом (даже, если он указан, как наилучший для вашего случая), не огорчайтесь и используйте другие способы постановки. С подобными проблемами сталкиваются и опытные специалисты. Это не обязательно значит, что вы что-то неверно делаете, просто бывает так, что ребенок по каким-то своим собственным причинам не может освоить того или иного способа произношения. В конце каждой главы приводятся рекомендациипо поводу того, как лучше всего ставить звуки при нарушении подвижности речевых мышц и недостатках строения речевых органов.
Постановка звуков [к] ([г]) и [х]
Когда у ребенка нарушено произношение всех твердых заднеязычных звуков, сначала поставьте ему произношение звука [х],затем [к],после этого [г].Если у вас возникнут трудности с постановкой звука [х],поставьте ребенку сначала звук [к], а затем, опираясь на правильное произношение этого звука, — звук [х].
Прежде всего попытайтесь вызвать произношение звуков [х] и [к] по подражанию первым способом.
Постановка звука [х]