При проверке звукопроизношения вы могли заметить, что ваш ребенок заменяет какие-то звуки на другие — правильно или дефектно произносимые. Это может говорить о нарушении у него речевого слуха.

Как проверить речевой слух ребенка, описано на с. 26-32.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Вы произносите слова, где звуки [р] и [л] находятся в начале сло­ва, например: рак, лук, работа, росток, лопата, ласточка, и т. п. Важно не допускать, чтобы последовательно чередовались слова снача­ла с одним, потом с другим звуком, так как ребенок перестанет обра­щать на них внимание и будет просто поднимать руку через слово.

Задание 1. Услышав звук [р], ребенок должен поднять руку.

Задание 2. Услышав звук [л], ребенок должен поднять руку.

Рекомендации

Если при выполнении упражнений ребенок не путает между собой звуки, его речевой слух в порядке. Исправлять речевой слух ребенка необходимо в 2-х случаях.

1. С ребенком неэффективно занимаются,и в повседневной жизни он про­должает неправильно произносить какие-то звуки. Если вы нашли у ребенка нарушение речевого слуха, проверьте, как он произносит эти звуки изоли­рованно (см. с. 45). Если правильно, то, скорее всего, именно из-за наруше­ния речевого слуха ребенок не может научиться употреблять их в самостоя­тельной речи.

Вам нужно будет исправить речевой слух ребенка (см. с. 82) и помочь ему закрепить произношение поставленных звуков (см. с. 151). У детей с наруше­нием речевого слуха впоследствии могут возникать нарушения чтения и пись­ма. Поэтому с ребенком желательно провести работу по предупреждению возникновения этих нарушений (см. с. 158).

2. Если вы собираетесь самостоятельно исправлять ребенку звукопро-

изношение,прежде чем ставить ему те звуки, которые он путает, научите его различать их между собой (см. V, 2). После того, как вы поставите ре­бенку эти звуки, вам нужно будет провести работу по их дифференциации (см. с. 154).

В дальнейшем у ребенка желательно предупредить возникновение наруше­ний чтения и письма (см. с. 158).

Пожалуйста, выпишите те пары звуков, которые ребенок между собой сме­шивает, чтобы знать, над какими звуками вам в дальнейшем предстоит ра­ботать.

Если в младенчестве у ребенка отсутствовал лепет (многократное повторение разнообразных слогов), говорить он начал поздно (после 3-х лет) и сейчас его речь не достаточно понятна — у него может быть общее недоразвитие речи.

При этом нарушении ребенок неправильно выговаривает большое число звуков, он может коверкать, недоговаривать слова, переставлять в них местами слоги и звуки (например: молоко — моколо, лепка — лекпа). Ребенок использует несложные, бедные по смыслу предложе­ния. В его речи могут встречаться различные грамматические ошибки, у него может быть недостаточный словарный запас.

Если речь ребенка кажется недостаточно понятной, нужно прове­рить у него:

• словарный запас;

• грамотность речи;

• фразовую речь;

• структуру (или рисунок) слова; ^

• понимание речи. м '"

Словарный запас

Нужно проверить словарь глаголов, существительных, прилага­тельных и предлогов.

СЛОВАРЬ ГЛАГОЛОВ

^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет похожие действия (вы можете совершать их сами или показывать ребенку картинки, на которых они изображены, — «машина едет», «мальчик идет»). Мож­но использовать, например, слова, обозначающие различные виды передвижения (идет, едет, ползет, бежит, плывет, прыгает, ката­ется), или глаголы, имеющие отношение к использованию воды (сти­рает, моет, купает, льет, поласкает, умывает, обливает), и т. п.

^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет противополож­ные действия (например: встал — сел, вышел — вошел, спрятал — нашел, положил — взял). Эти действия удобнее всего выполнять перед ребенком и просить его, чтобы он сказал, что вы делаете или только что сделали.

^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет действия, при­сущие тем или иным объектам. Спрашивайте ребенка о том, ка­кое действие совершается тем или иным объектом (например: «Са­молет что делает?» (летит). «Поезд что делает?» (едет).




V Нужно выяснить, правильно ли реоенок называет олиакие друг к другу по способу использования предметы:например, мебели (стол, стул, кресло, табурет, скамья, диван, шезлонг); посуды (тарелка, блюдце, миска, чашка, кружка, салатница), транспорта (трамвай, троллейбус, автобус, поезд, электричка). Вы показываете ребенку предмет или картинку с его изображением, а он называет его.

^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет детенышей раз­личных животных.Вы спрашиваете у ребенка: «Как называются детеныши кошки?» (котята), «Собаки?» (щенята). «Коровы?» (телята). «Лошади?» (жеребята) и т. п.

СЛОВАРЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет цвета:черный, белый, красный, зеленый, синий, желтый, голубой, оранжевый, фиолетовый, коричневый, серый, розовый. Вы просите ребенка ска­зать, какого цвета предмет.

•^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок употребляет прилагатель­ные — антонимы:большой — маленький, высокий — низкий, тол­стый — тонкий, сильный — слабый, умный — глупый, добрый — злой и др. Вы называете ребенку один из противоположных при­знаков и просите его сказать, «как будет наоборот».

^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок подбирает определения к предмету.Ребенок должен охарактеризовать предмет, ответив на воп­росы. Например: «Этот стол — какой?» «А еще он какой?» (деревян­ный, высокий, большой, круглый, обеденный, раздвигающийся).

СЛОВАРЬ ПРЕДЛОГОВ

Нужно выяснить, правильно ли ребенок употребляет предлоги. Вы помещаете какой-либо предмет в определенное место и задаете ре­бенку вопросы о его местонахождении. Например: «Где сейчас нахо­дится ручка?» (в столе, за столом, под столом, на столе, над столом, возле стола, перед столом). «Откуда я достала ручку?» (из стола, из-под стола, из-за стола).

Грамотность речи

Нужно проверить, образует ли ребенок множественное число су­ществительных, правильно ли он склоняет существительные, образует ли он женский род от глагола мужского рода прошедшего времени,


Наши рекомендации