Упражнения на «сбрасывание» мышечных зажимов.

Эти упражнения вам придется ребенку показывать, поэтому сна­чала разучите их.

^ Ребенок должен поднять руки вверх и затем «уронить» их. Следи­те за тем, чтобы ребенок «ронял» расслабленные руки. Они долж­ны падать под тяжестью собственного веса, а не опускаться в ре­зультате специального движения, осуществляющегося с нажимом.

а потом «бросить» их вниз. В этом случае вы, скорее всего, заме­тите, как ребенок «задержит» их падение и руки «застрянут» у него на полпути вниз. Обратите его внимание на то, что он не дал вам «бросить» («уронить») его руки.

^ Ребенок должен поочередно «ронять» то правую, то левую поднятую руку. Сначала — от плеча, потом — от локтя. Когда ребенок «роня­ет» руку от плеча, вы можете вначале придерживать ее за запястье, а потом «бросать» вниз или просто с легким толчком отпускать. Когда от ребенка требуется «уронить» руку от локтя (при этом она согнется в локте), вы можете поддерживать его поднятую руку выше локтя и подталкивать ее.

•/ Встаньте сзади ребенка. Он должен с размаху падать вам спиной на руки.

•^ Ребенок сидит, держа голову прямо. Вы легонько подталкиваете его в затылок, от этого его голова должна «свалиться» вперед. Это упражнение нужно так же проделывать на движение головы на­зад и в стороны.

•^ Ребенок должен выпрямившись сесть и затем «уронить» свою груд­ную клетку и плечи (как бы ссутулившись и осев всей верхней частью корпуса). При этом голова у него также откинется в ка­кую-нибудь сторону.

^ Ребенок должен без напряжения открывать рот. При этом его ниж­няя челюсть без усилия «отвешивается» вниз под собственной тя­жестью. Движение совершается как бы постепенно. Когда дей­ствие выполняется с усилием, то есть ребенок совершает мускуль­ное движение вниз нижней челюстью, оно всегда осуществляется быстро, резким открытием рта.

3. Упражнения на полное расслабление мышц.

Напрямую научить ребенка расслаблять мышцы невозможно, так что целью этих упражнений будет добиться этого обходными путями. Вы должны показывать ребенку эти упражнения, как бы меняясь с ним ролями. Например, выполнение первого упражнения объясните ему следующим образом. Сначала положите легонько свою ладонь ре­бенку на руку и скажите ему при этом: «Вот чувствуешь, как я легко положила ладонь тебе на руку, а вот теперь я кладу ее всей тяжестью», и при этом положите ему свою ладонь на руку всем своим весом (то есть полностью, от плеча расслабленную руку). Но не нажимайте на руку ребенка специально, иначе он будет вслед за вами неправильно выполнять упражнение.

•^ Возьмите кисть руки ребенка в свою ладонь (если вам будет удоб­нее, возьмите его за запястье) и немного потрясите ее, затем попро-

тельной тяжести в ладони не ощутите, то есть ребенок будет про­должать держать руку собственными мышцами, напряженною. Тогда скажите ему: «Ты мне руку не отдал, а сам ее держишь, положи мне ее на руку всю, и тогда я вместо тебя буду ее держать». Одновременно слегка покачивайте на ладони руку ребенка, можно даже слегка подбрасывать ее. Если она будет повисать в воздухе указывайте ребенку, что он у вас руку снова «отобрал».

•/ Возьмите ребенка под мышки, и пусть он слегка, подогнув ноги (но, не отрывая их от пола) и свесив набок голову, повиснет у вас на руках, а вы немного раскачивайте его (показать это упражне­ние ребенку, поменявшись с ним ролями, у вас, конечно, не полу­чится). Он должен повиснуть у вас на руках всем своим весом.

^ Ребенок должен удобно сесть. Подставьте под его подбородок свою РУКУ (удобнее это делать тыльной стороной ладони) и предложите ему положить вам на руку подбородок всей тяжестью. Одновре­менно покачивайте на своей руке его голову. Имейте в виду, что голова у ребенка на самом деле очень даже тяжелая, поэтому, если недоощутите тяжести, укажите ребенку на то, что он «не целиком отдал вам свою голову (а вам полголовы не нужно) и продолжает держать ее сам».

4. Совершение «марионеточных» действий.

Эти упражнения тренируют такой способ совершения движений, когда мышцы совершенно не зажаты. Вы руками, плечами, головой ребенка выполняете те или иные действия, то есть «ведете» его как куклу, а он своим телом полностью следует за вашими направляющи­ми жестами.

^ Возьмите ребенка за плечи и раскачивайте (вращайте) его вправо-влево. Руки его при этом, слегка сгибаясь в локтях, должны как плети болтаться вокруг тела. Совершенно прямые руки говорят о наличии в них напряжений.

^ Возьмите руку ребенка выше кисти и поболтайте в разные сторо­ны его расслабленной кистью. Кисть руки должна при этом «тре­пыхаться», как лист на ветру. То же упражнение проделайте с другой рукой ребенка, а потом сразу с обеими.

^ Ребенок должен открыть рот. Вы постукиваете его по подбородку, от этого его рот («клацая» при этом зубами) открывается и закры­вается.

^ Возьмите обе руки ребенка за запястья и совершайте ими любые действия, которые придут вам в голову. Скажите при этом ребен­ку, что он игрушечный мальчик (девочка). Действия должны быть обязательно разноименными. То есть если одну руку ребенка вы




руками синхронные (одинаковые) действия или пытается преду­гадывать дальнейшие движения и продолжать совершать их уже самостоятельно. Тогда скажите ему, что игрушечный человек ведь не знает, что он будет делать в следующий момент, поэтому дол­жен полностью доверять кукловоду.

Упражнение, аналогичное предыдущему, но только различные дей­ствия нужно совершать не только с руками ребенка, но и с голо­вой, плечами, верхней частью туловища. То есть ребенка можно наклонять, выпрямлять, любым образом разворачивать и раска­чивать, поворачивать его голову вправо или влево и придумывать любые действия с ним. Обязательно следите за тем, чтобы при этом не возникало противодействия, мышцы ребенка должны быть как ватные.

Когда вы будете ставить ребенку речевое дыхание и голос, следите, что-бы на занятиях у него не возникало мышечных зажимов и напряже-ний, устраняйте их теми способами, которые были здесь описаны.

Постановка речевого выдоха

Немного позанимавшись с ребенком формированием двигатель­ных навыков, приступайте к параллельным занятиям по постановке речевого выдоха (см. с. 76). Не дожидайтесь, когда он научится в со­вершенстве управлять своим телом.

Постановку голоса нужно будет начать после исправления речево­го выдоха.

Постановка голоса

Постановка голоса включает следующие моменты:

• Необходимо понизить у ребенка высоту звучания голоса.

• Нужно избавить его от привычной восходящей интонации.

• Нужно научить ребенка начинать речь с мягкой атаки.

Работать над всеми этими моментами с ребенком нужно одновре­менно.

1. Понижение высоты голоса.

Из-за напряженных мышц плеч и шеи ребенок говорит зажатым голосом, звучащим иногда значительно выше, чем это было бы для

Постановка голоса по подражанию. Для начала вы должны «по­казать» ребенку, каким голосом он говорит. Для этого повторите за ним какую-нибудь фразу нарочито высоким голосом. После этого вам нужно понизить свой голос и «показать» ему, каким голосом на самом деле он должен говорить. Скажите ребенку, что вот та­кой низкий, красивый голос — это его настоящий, а тот, которым он сейчас сказал (тонкий и писклявый) — ненастоящий, поддель­ный. Но для начала потренируйте свой собственный низкий го­лос, чтобы он не получался задушенным.

В дальнейшем ребенок должен повторять за вами слова и неболь­шие предложения. Можно задавать ему короткие вопросы. Гово­рить с ребенком на занятии нужно нарочито низким голосом, что­бы он мог его копировать. Получиться это у него может только после того, как будут сброшены мышечные зажимы с плеч, поэто­му упражнения по постановке голоса нужно делать после упраж­нений на «сбрасывание» зажимов. Когда в обычном общении ре­бенок будет повышать голос, говорите ему об этом и напоминайте о его напряженных поднятых плечах.

Понижение голоса автоматически приводит к восстановлению дыхания, оно перестает быть ключичным.

Постановка голоса через «вживание в образ». Восприятие и мыш­ление детей младшего возраста исключительно образное. Этим обстоятельством можно воспользоваться для постановки голоса. Ребенку нужно предложить подходящий для этого образ (суще­ства с низким голосом), который он мог бы на себя «надеть» и в который он мог бы «вжиться».

Можно, например, использовать такой прием. Скопируйте высо­кий голос ребенка и скажите ему, что он пищит, как мышь, «та­кая противная, с тощим длинным хвостом мышь». То есть для начала вы создаете в его представлении зримый отрицательный образ его манеры говорить. Затем изобразите низкий голос и ска­жите ребенку, что вот так говорит пушистый, симпатичный, боль­шой, сильный (то есть именно такой, каким надлежит быть на­стоящему мальчику) мишка. В дальнейшем вы договариваетесь с ребенком, что он будет говорить, как медвежонок (в этом случае вы принимаете на себя обязанности медведицы). И, таким обра­зом играя, вы разговариваете с ребенком. Это нужно делать не только на занятии, но и в повседневном общении. Для девочки можно использовать другие подходящие образы: на­пример, той же мыши и мурлыкающей кошечки (только именно довольно мурлыкающей, а не орущей истошным голосом «мяу»). Когда кошечка мурлыкает, у нее голос низкий и бархатный.





повышения голоса. Происходит это из-за того, что к концу фразы мышцы ребенка напрягаются еще сильнее и голос повышается.

^ Предлагайте ребенку вслед за вами повторять фразы с понижени­ем голоса к концу фразы.

•^ Предлагайте ребенку говорить каждое следующее слово в предло­жении все ниже и ниже — в пол. Например, во фразе: «Я иду вниз», ребенок должен произносить каждое следующее слово, наклоняясь все ниже и ниже плечами, как будто «спускаясь плечами» по вооб­ражаемой лесенке. При этом он должен произносить слова так, чтобы они, образно говоря, «своей тяжестью падали на пол». Когда ребенок повышает голос к концу фразы, он при этом вытягивает шею, поднимает плечи, то есть «повышение» происходит и в телес­ном плане. Если вы предложите говорить ему вниз, в пол (то есть он будет вынужден наклониться, опустить голову, ссутулиться), у него автоматически получится нисходящая интонация.

/" Если дома есть пианино, можно тренировать с ребенком нисходя­
щую интонацию, когда он произносит фразы по нотам — сверху
вниз. «..•

Наши рекомендации