Упражнения для проверки подвижности речевых органов
^ Нужно открывать и закрывать рот, «шлепая» при этом губами.
^ Попеременно высовывать изо рта язык и убирать его обратно.
^ Приоткрыть рот, положив широкий, распластанный язык на нижние зубы, удерживать его около 5-6 секунд в таком положении в спокойном состоянии.
•^ Губы должны поочередно симметрично располагаться в неширокой улыбке и вытягиваться в трубочку (при выполнении этого задания зубы ребенка должны быть сомкнуты, и движение совершаться одними губами, без дополнительного движения подбородком).
Результаты и рекомендации
1. У ребенка может обнаружиться тяжелая форма дизартрии(анартрия). Этому речевому нарушению обычно сопутствуют и разнообразные общие расстройства движения в области различных неречевых мышц.
Признаки:
• Речевые органы не могут сохранять одно и то же положениев течение 5~б секунд. Это особенно заметно по состоянию языка - он постоянно дергается, дрожит, его невозможно расслабить.
• Синеватый оттенок языка.Если ребенок пытается какое-то время удержать язык неподвижным, язык от напряжения синеет.
• Повышенное слюноотделение.Если вы попросите ребенка некоторое время посидеть с открытым ртом, то заметите, как под языком у него мгновенно скапливается слюна.
• Невозможность выполнить многие простые движения.Например, ребенок совершенно не может вытянуть губы в трубочку или высунуть язык.
• Асимметрия в работе мышц.Если ребенок, например, пытается высунуть язык изо рта, он отклоняется у него вправо или влево. Часто даже в состоянии покоя у ребенка можно обнаружить асимметричность губ, когда рот оказывается смещенным в ту или иную сторону.
• Нарушение тонуса мышц.Мышцы либо напряжены, зачастую до невозможности совершить необходимое движение, либо излишне расслаблены — тогда лицо ребенка амимично, а рот приоткрыт.
• Подергивания, дрожаниев различных группах мышц.
• Очень сильная назализация голоса.Ребенок говорит сильно «в нос» (гнусаво).
В результате этих препятствий ребенок не в состоянии точно выполнить Н1/ одного из упражнений, а некоторые движения не может совершать вовсе из-за чрезмерного напряжения мышц или сильных подергиваний в них. Если вы обнаружите у ребенка подобную картину, вам нужно будет срочнс обратиться к логопеду, специализирующемуся именно на дизартриях и вла-
нрип-эо^лип^! ^ улучшспил речи у реиен^с! возникну 1Ь не МОЖеТ, 6
ду тем отставание в речевом развитии будет сказываться на его умственном и психическом развитии в целом.
2. У ребенка может быть моторная алалия.
Признаки:
• Ребенок не может повторить вслед за вами требуемое движение.Причем, если вы поможете ему выполнить его (например, потянете его за подбородок, чтобы он открыл рот), то движение у него может получиться. Это связано с тем, что он «не знает», как совершить то или иное действие.
• Ребенок не может воспроизвести последовательности действий.Он не может запомнить, в каком порядке нужно совершать движения. Это особенно заметно при выполнении последнего упражнения
• Речевые органы не могут переключиться с одного действия на другое(например, улыбнувшись, ребенок не может вслед за тем вытянуть губы в трубочку). Но, если попытаться выдвинуть его губы вперед, нажав пальцами на углы рта, движение ребенку удается.
• Ребенок не сразу находит нужное положение для своих речевых органов,а действует как бы «на ощупь». Помощь со стороны облегчает нахождение позы.
Эти затруднения не позволяют ребенку выполнить упражнения. Иногда дети догадываются различными способами помогать себе (например, сжимают губы пальцами, чтобы закрыть их, проталкивают пальцем язык внутрь рта и т.п.).
Если вы обнаружите у ребенка подобные нарушения, вам нужно будет обратиться к логопеду, имеющему опыт работы с моторной алалией. Ребенка также можно определить в логопедический детский сад в группу для детей с общим недоразвитием речи. Имейте в виду, что наличие этого дефекта может вызвать у ребенка задержку психического (в том числе и умственного) развития.
3. Вы не обнаружили у ребенка особенных проблем при выполнении им двигательных заданий.После нескольких попыток большинство упражнений ему удаются. Серьезных нарушений понимания речи вы у него также не обнаружили. Обследовать такого ребенка более подробно вы сами не сможете.
По поводу уточнения диагноза и назначения лечения вам необходимо обратиться к дефектологу и детскому психологу, а также к детскому психоневрологу. В Москве, например, существуют районные медико-психолого-педагогические комиссии, где проводится комплексное обследование детей. В детских психоневрологических диспансерах также есть диагностические кабинеты. У ребенка может быть какое-то заболевание, связанное с нарушением интеллекта, возможны и другие психические недостатки, сопровождающиеся недоразвитием речи.
У неразборчиво говорящего ребенка могут быть как сложные речевые нарушения,требующие вмешательства специалиста, так и просто неправильное произношение большого числа звуков.
Чтобы определить, есть ли у ребенка какой-либо серьезный речевой дефект, нужно выяснить следующие моменты:
• Соответствует ли возрасту его общее речевое развитие:
— словарный запас;
— грамотность речи;
— развернутость фразовой речи;
— понимание речи окружающих;
— рисунок (или структура)слова.
• Нарушена ли (и в какой мере) подвижность речевых органов ребенка.
Общее речевое развитие
1. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Нужно проверить словарь глаголов, существительных, прилагательных и предлогов.
Словарь глаголов
^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет хорошо известные ему действия(вы можете совершать их сами или показывать ребенку картинки, на которых они изображены: «машина едет*, «мальчик спит*, «девочка ест» и т. п.). При этом задавайте ребенку вопросы: «Машина что делает?», «Мальчик что делает?».
^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет действия, присущие тем или иным объектам.Примерные вопросы: «Самолет что делает?» (летит). «Поезд что делает?» (едет). «Лампочка что делает?» (светит или горит) и т. п.
Словарь существительных
^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет известные ему предметы:например, стол, стул, кресло, тарелка, чашка, автобус, машина, дерево, цветок и т. п. Вы показываете ребенку сам предмет или картинку с его изображением, а он называет.
•^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет детенышей известных ему животных.Вы спрашиваете у ребенка: «Как называются детеныши кошки?» (котята), «Собаки?» (щенята) и т. д.
черный, белый, красный, зеленый, синий, желтый, коричневый. Попросите ребенка сказать, какого цвета тот или иной предмет. ^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет размер предметов: большой, длинный, широкий, маленький, толстый и т. д. Для этого вы показываете ребенку соответствующие предметы.
Словарь предлогов
•^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок употребляет предлоги. Вы задаете ребенку вопросы о местонахождении предмета. Например: «Где находится ручка?» (в столе, за столом, под столом, на столе, над столом, возле стола, перед столом).
2. ГРАМОТНОСТЬ РЕЧИ ?
Поскольку речь ребенка неразборчива, бывает трудно уловить на слух, грамотно ли он говорит. Поэтому нужно специально выяснить, использует ли он в речи необходимые окончания, приставки, суффиксы и т. п.
Нужно проверить, использует ли ребенок множественное число существительных, а также уменьшительную форму существительных, может ли он образовывать женский род от глагола мужского рода прошедшего времени и множественное число прилагательных.