Основные премы постановки звуков
Приемы постановки свистящих звуков.
В ряде случаев у детей наблюдаются нарушения всех свистящих и шипящих звуков. Отмечены случаи, когда все эти звуки реализуются только в одном артикуляционном варианте - смягченном шипящем звуке. Встречаясь с подобными нарушениями, логопед анализирует дефект, чтобы правильно организовать логопедическое воздействие. Если нарушение квалифицировано как дислалия, необходимо определить последовательность в постановке звуков. Принято сначала ставить свистящие звуки (в первую очередь глухие), а на их базе - звонкие. Шипящие звуки ставят после постанови свистящих: сначала - твердые, затем - мягкие. При постановке шипящих последовательность отрабатываемых звуков более свободная. Она определяется логопедом исходя из особенностей проявления дефекта.
Обычно постановка начинается с глухого твердого с.
Приемы постановки звука С.
При губно-зубном сигматизме нужно снять губную артикуляцию. Это достигается демонстрацией правильной позы губ при артикулировании этого звука, либо с механической помощью (шпателем или пальцем отводят нижнюю губу от зубов).
В других случаях ребенка просят улыбнуться, оттянуть несколько углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для С. Можно воспользоваться механической помощью. Ребенок произносит многократно слог та, логопед вводит зонд № 2 (см. Приложение №2) между альвеолами и кончиком (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Управляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта.
При межзубном сигматизме можно воспользоваться вышеописанным приемом. Чтобы избежать ассоциаций с нарушенным свистящим звуком, нужно произносить слог СА со сжатыми зубами в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном А опустить челюсть. Особое внимание обращается на зрительный и слуховой контроль.
При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами.
Для получения чистого произношения применяют двухэтапный метод постановки этого звука: вызывают межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а затем переводят язык в зазубное положение.
Звук Зставится по тем же принципам, но при произнесении фонемы добавляется голос.
Приемы постановки звука Ц.
Постановку звука Ц можно начинать только при условии хорошего произношения звуков Си Т.
Однако хорошее произнесение звуков Т и Св отдельности ещё не гарантирует постановку звука Ц по подражанию.
Звук Цставится от звука Т при опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ребенка просят произнести звук Т с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят Ти С. Элемент свистящего звука оказывается протяженным. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, ребенку предлагают произносить обратный слог с гласным А,при произнесении слышится как бы сочетание атс. Затем нужно теснее сблизить переднюю часть спинки языка с зубами (до соприкосновения одновременно с верхними и нижними резцами) и вновь произнести сочетание атсссильным выдохом в момент перехода от а к тс.
В тех случаях, когда ребенку трудно удержать кончик языка у нижних резцов, применяется механическая помощь. Шпателем или зондом № 2 (см. Приложение №2) логопед удерживает кончик языка у нижних резцов или помещает зонд между передней частью спинки языка и зубами и просит ребенка произнести с сильным выдохом слог та. В момент произнесения ребенком взрывного элемента слога логопед слегка нажимает на язык. Слышится фрикативный шум, присоединяющийся без интервала к взрывному шуму, в результате слышится слитный звук Ц.
В тех случаях, когда дефектными оказываются все свистящие звуки, постановку обычно начинают с глухого твердого с.
В дальнейшем он становится базовым для постановки других свистящих, а также шипящих. В ряде случаев при нарушенных фрикативных свистящих звук Цу детей произносится без искажений. В таких ситуациях можно вызвать звук Сот звука Ц. Логопед просит ребенка удлиненно произнести Ц, слышится протяжное С: тССС. Затем логопед просит произнести этот элемент без смыкания языка с зубами. Условием, облегчающим артикуляцию, является позиция Ц в начале открытого слога, например ца.
Приемы постановки звуков [Ш] и [Ж].
Сначала ставится звук Ш, а затем на его базе ставится Ж.
Постановка звука Шосуществляется рядом приемов. Ребенок несколько раз произносит слог саи во время его произнесения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормированного Ш, логопед фиксирует внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе. Затем просит сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выдоху звук а(в результате слышится слог ША).Ребенок произносит слог сапри верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому, какой звук при этом получается.
Ребенок произносит несколько раз слог са, и логопед вводит под язык зонд № 5 (см. Приложение №2). С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъема до появления нормально звучащего Ш. Логопед фиксирует зонд в этом положении, просит ребенка вновь произнести тот же слог и внимательно вслушаться. После нескольких тренировок в произнесении Шаспомощью зонда логопед фиксирует внимание ребенка на положении языка и выясняет, может ли он самостоятельно поставить язык в нужную позицию.
При ненарушенном произнесении Р можно поставить Ши Жот этого звука. Ребенок произносит слог РАи в этот момент логопед прикасается шпателем или зондом № 5 (см. Приложение №2) к нижней поверхности его языка, чтобы затормозить вибрацию. При шепотном произнесении РА слышится ша, а при громком - жа.
Звук Жставится обычно от звука Швключением голоса при его произнесении, но он может быть поставлен и от звука З, как Шот С.
Приемы постановки звука [Щ]
Для постановки звука Щможно воспользоваться звуком С. Ребенок несколько раз произносит слог с'иили с'аспротяженным свистящим элементом: с'и, с'и... Затем логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад. Тот же акустический эффект можно получить, не поднимая язык, а лишь несколько отодвигая его назад прикосновением шпателя.
Если правильно произносится звук ч, то от него легко получить звук щ, протянув завершающий звук Чфрикативный элемент. Слышится долгий звук щ, который в дальнейшем без труда отделяется от взрывного элемента. Звук сразу же вводится в слоги, а затем в слова.
Приемы постановки звука [Ч]
Звук Ч можно поставить от мягкого т', произносимого в прямом слоге (т'и)или обратном (aт').
Ребенок произносит несколько раз какой-нибудь из этих слогов с некоторым усилением выдоха на согласном элементе. В момент произнесения логопед с помощью шпателя или зонда № 5 (см. Приложение №2) слегка отодвигает назад кончик языка (как для артикуляции щ).
Тот же акустический эффект может быть получен при введении зонда под язык. В момент произнесения логопед слегка приподнимает язык и одновременно несколько отодвигает его назад. Звук Ч легче вызывается в обратных слогах.
Приемы постановки звуков [к, г, х, к', г', х'].
Приемы исправления этих звуков сводятся к постановке взрывных заднеязычных от взрывных переднеязычных, а фрикативных заднеязычных от фрикативных переднеязычных. Мягкие звуки ставятся от мягких, а твердые - от твердых. Постановка звуков производится с механической помощью. Ребенок несколько раз произносит слог та, в момент произнесения логопед шпателем постепенно отодвигает язык назад нажимом на переднюю часть спинки языка. По ходу движения языка вглубь слышится сначала слог тя, потом кя, а вслед за ним ка. Так же ставится звук гот слога да, но его можно получить и озвончением к. Звук Хставится от звука Саналогичным приемом: сначала слышится ся, вслед за ним хяи, наконец, ха.
Приемы постановки звука [Л]
Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом Ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твердой атаке голоса). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание ЛА. При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами.
Можно воспользоваться и другим приемом. Используя в качестве базового звука мягкий Л', ребенка просят несколько раз повторить слог ЛЯ, затем вводится зонд № 4 (см. Приложение №2) так, чтобы он оказался между твердым нёбом и средней частью спинки языка; зондом нажимают на язык вниз - вправо или влево, и ребенок при этом несколько раз произносит сочетание ЛЯ. В момент произнесения регулируется движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого Л.
Основная трудность в постановке звука Лзаключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому новому звуку, который получается в момент его постановки. Звук Л удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного.
Приемы постановки звука [Р].
1. По подражанию:Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чаще приходится применять другие.
2. Наиболее распространенным приемом является постановка звука Рот Д, повторяющегося на одном выдохе: Ддд, ддд споследующим более форсированным произнесением последнего. Применяется также чередующееся произношение звуков Ти Д в сочетании тд, тд или тдд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков Ди Требенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.
Однако этот прием не всегда приводит к успеху. При заднеязычной артикуляции Р или его велярном (увулярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибрации: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум, и ребенок отказывается такой звук принять. Кроме того, в случае достижения передней вибрации звук нередко оказывается излишне длительным (раскатистым) и зашумленным.
3. Постановка Р в два этапа.На первом этапе ставится фрикативный Р без вибрации от звука Жпри его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха (как при произнесении глухого звука) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.
Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах. Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти движения можно осуществлять и обычным плоским шпателем (деревянным или пластмассовым). Домашние тренировки ребенок может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.
Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки у ребенка не нарушены.
Данный прием приводит к положительным результатам. Однако его недостатки в том, что звук оказывается раскатистым, произносится изолированно и ребенок с трудом овладевает переходом от него к сочетаниям звука с гласными.
Наиболее эффективным является прием постановки Рот слогового сочетания зас несколько удлиненным произнесением первого звука из слога: ззза. В ходе многократного повторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного Рв сочетании с гласным А. После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук Р, нормальной протяженности, без избыточного раската. При этом способе постановки звука не требуется специального введения звука в сочетание с гласным, так как сразу получается слог. В последующей работе важно провести тренировки в вызывании слогов Ра, ру, ры.
Приемы постановки звука [Р']
При постановке мягкого Р' применяется тот же прием, но с помощью слога зи, а в дальнейшем зе, зя, зё, зю.
Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука Рсначала ставится твердый, а потом мягкий звук, но такой порядок не является жестким, его можно произвольно менять; не рекомендуется лишь вести одновременную их постановку во избежание смешения.
Приемы постановки звука [j] (йот).
Исправить звук можно, опираясь на гласный И: ребенок произносит несколько раз сочетание иаили аиа. Выдох несколько усиливается в момент произнесения И, и сразу без перерыва произносится А. После того как усвоено такое произнесение, логопед дает установку на более краткое произнесение Ц. Помимо сочетания иа, полезно произносить аи, ои и т. д. В результате у ребенка вырабатывается дифтонговое их произнесение.
Другим примером постановки звука j (йот) является постановка его от мягкого з'с механической помощью. Ребенок произносит слог з'а (зя),повторяя его несколько раз. Во время произнесения слога, логопед шпателем нажимает на переднюю часть языка и отодвигает его несколько назад до получения нужного звучания.