I. Принципы и методика коррекционной работы.
Постановка звука достигается путем применения технических приемов, которые подробно описываются в специальной литературе. В методической литературе нет единого мнения по вопросу о том, на сколько этапов подразделяется логопедическое воздействие при нарушениях звукопроизношения (дислалии):
· в работах М. Е. Хватцева выделяется четыре этапа;
· в работах О. В. Правдиной и О. А. Токаревой - три этапа;
· в работах Ф. Ф. Рау выделяется два этапа.
Поскольку принципиальных расхождений в понимании задач логопедического воздействия, то выделение определенного количества этапов не носит принципиального характера.
В процессе исправления произношения принято различать три последовательных этапа:
а) выделение дефектно произносимого звука; постановка звука и его исправление, т.е. установление новых элементарных нервных связей;
б) включение исправленного звука в стереотип слогов, слов и их сочетаний, т.е. его автоматизация; С точки зрения высшей нервной деятельности, это представляет собой закрепление новой нервной связи в более сложных условиях и доведение ее до полного автоматизма;
в) сопоставление исправленного звука с другими артикуляционно-близкими ему звуками, т.е. дифференциация смешиваемых звуков;
Процесс коррекции с выделения дефектно произносимых звуков и установления ребенком различия между правильно и неправильно произнесенным звуком на слух и путем наблюдения за своим произношением и произношением логопеда с помощью зеркала. В процессе специально подобранных артикуляционных упражнений у ребенка вырабатываются новые условно-рефлекторные связи.
Соотношение слуховых и артикуляционных упражнений во времени на первом этапе логопедической работы может быть различным в зависимости от характера дефекта. Так, при затруднениях моторного характера ребенок может значительно раньше научиться различать звук на слух, чем правильно его воспроизводить. Артикуляционным органам ребенка в этом случае потребуется больше времени на подготовку нужного артикуляционного уклада, чем при затруднениях сенсорного характера.
Постановка звука в большинстве случаев оказывается более сложным, искусственным процессом, чем самостоятельное появление звука у ребенка. С физиологической точки зрения постановка звука - создание нового условного рефлекса.
У дошкольника звук часто может быть вызван при помощи включения его в какую-нибудь игровую ситуацию, а иногда достаточно бывает привлечь внимание ребенка к его звучанию (усилив и выделив его) и артикулированию.
1этап: Постановка звука.
Основан на последовательных приемах:
1. Нужный артикуляционный уклад расчленяется на элементарные артикуляционные движения, которые и тренируются у ребенка путем подготовительной артикуляционной гимнастики. После многократного повторения вырабатывается кинестетическое ощущение упражняемого движения, оно автоматизируется, и тогда ребенок может производить его быстро и правильно.
2. Простые отработанные движения вводятся в комплекс движений, и таким образом вырабатывается правильный артикуляционный уклад нужного звука.
3. При воспроизведении правильного уклада включается голосовыдыхательная струя, и ребенок неожиданно для себя воспроизводит нужный звук. Слуховое внимание привлекается только после некоторого закрепления правильного произношения. Затем предъявляется и прямое требование произнести нужный звук. После безошибочного многократного воспроизведения звука постановка его может считаться законченной.
В тех случаях, когда одни звуки заменяются другими, сходными с ними, близкими по артикуляции (например: К на Т, Л на Ви т. д.), правильный уклад оказывается частично уже сформированным в дефектном произношении звука. В данном случае можно и должно использовать готовые механизмы. И уже на этапе постановки звука частично включается работа по дифференциации (разделению) двух сходных звуков.
2 этап: Автоматизация звука.
С точки зрения высшей нервной деятельности есть введение вновь созданной и закрепленной простой связи - речевого звука, в более сложные последовательные речевые структуры - слова и фразы (в которых данный звук или опускается совсем, или произносится неправильно).
Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных, динамических стереотипов и выработку новых. Как известно, эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности.
Это обеспечивается доступностью и системностью речевого материала:
· переход от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний (прямой слог, закрытый слог, звукосочетания типа апа, ама, омо, уму в соответствии с автоматизируемым звуком);
· слоги со стечением согласных (спа, ста, ска);
· затем к словам с данным звуком;
· предложениям;
· в дальнейшем к различным видам развернутой речи.
Необходимость тренировки звука в различных сочетаниях объясняется тем, что артикуляция звука несколько видоизменяется в зависимости от влияния предыдущего и последующего звука и от структуры и длины слова.
При автоматизации звука в слогах очень полезно упражнять в повторении нужных прямых слогов с соблюдением определенного ритма:
`та - та, `та - та...;
тА -`та, тА -`та; `та-та-та, `та - та - та...;
тА -`та - та, тА -`та-та...;
та - тА -`та, та - тА -`та.
Такие упражнения очень облегчают введение звука в слово и во фразу, где упражняемые слоги оказываются под ударением в разных частях слова.
В дальнейшем можно перейти к заучиванию стихотворений и скороговорок, текст которых насыщен упражняемым звуком. На последнем этапе дифференциации вновь выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его заменителя, используется дифференцировочное торможение. Для полноценного пользования навыками правильного произношения звуков необходимо наличие фонематического слуха, т. е. способности различать звуки речи, как в произношении другого лица, так и в собственной речи.
3 этап: Дифференциация звуков.
Дифференциация смешиваемых звуков как следующий этап логопедической работы над звуком необходима для предупреждения и возможного смешивания близких звуков.
В основе этого процесса лежит дифференцировочное торможение (как вид внутреннего торможения), когда новый звук многократно повторяется и подкрепляется поощрением логопеда, а другой близкий звук -дифференцируемый - не подкрепляется повторением.
Происходит дифференцирование близких раздражителей (звуков) и их различие. Дифференциация артикуляционно-близких, «сходных» звуков проводится тогда, когда эти звуки произносятся ребенком правильно в отдельных словах, а в связной речи смешиваются.
Для выработки точных дифференцировок смешиваемых звуков существуют специальные, постепенно усложняющиеся упражнения на противопоставление близких звуков.
Например: Ребенок упражняется в произношении специально подобранных слогов сначала в одном указанном порядке, а затем в обратном. Темп таких упражнений постепенно ускоряется.
После слоговых упражнений переходят к дифференциации смешиваемых звуков в словах. Материал упражнений на дифференциацию постепенно всебольше усложняется.
Так, например, сначала берутся слова-паронимы, отличающиеся друг от друга дифференцируемыми звуками (МАК - РАК), затем ребенку предлагается называть различные картинки и раскладывать их в соответствии с дифференцируемыми звуками. После того как ребенок справится с указанной задачей, переходят к упражнениям в названии слов с дифференцируемыми звуками и к самостоятельной связной речи.
Речевые звуки одной фонетической группы должны ставиться и исправляться в определенной последовательности. Эта последовательность определяется прежде всего общим дидактическим правилом, согласно которому в обучении следует идти от легкого к трудному.
Легкость или трудность звука для усвоения в произношении определяется рядом факторов и прежде всего доступностью артикуляции для восприятия и воспроизведения с помощью зрительного контроля. Артикуляция звуков складывается из отдельных артикуляционных движений различной степени трудности.
Поэтому, прежде всего, следует работать над звуками, более простыми по артикуляции, при произнесении которых движения речевых органов менее сложны и хорошо видимы. В момент постановки и автоматизации одного из звуков данной фонетической группы другие звуки из этой группы временно исключаются как близкие по своим артикуляционным и фонетическим признакам, требующие тонких дифференцировок.
Внутри группы согласных звуков можно рекомендовать для работы такую последовательность, принятую в логопедической практике:
· ставить и исправлять глухие согласные раньше звонких;
· смычные согласные раньше щелевых;
· твердые согласные раньше мягких;
· простые согласные раньше слитных (аффрикат).
Звуки Р и Л могут ставиться и исправляться в любой последовательности, но в каждом конкретном случае учитываются артикуляционные возможности ребенка, а также сохранные звуки, близкие по артикуляции к исправляемым.
В практике встречаются дети, у которых нарушения звукопроизношения распространяются на звуки из разных фонетических групп. В этих случаях можно проводить работу одновременно над несколькими звуками, т.е. параллельно. Однако звуки для исправления и постановки необходимо брать из разных фонетических групп, различных по своим артикуляционным и акустическим признакам.
В формировании правильного звукопроизношения огромное значение имеет выбор речевого материала и те условия, в которых осуществляется работа. Используемый для работы над произношением речевой материал должен быть хорошо знаком детям, важно также, чтобы он соответствовал речевым возможностям детей и был им необходим для общения с окружающими. Во время занятий логопед должен создавать для ребенка обстановку психологического комфорта и заинтересованности, в тесной связи с предметно-практической и игровой - ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.