Причины формирования нарушений чтения и письма
• У ребенка нарушен речевойслух — то есть он не различает на слух (в том числе и в своей слуховой памяти) одни звуки от дру-
гих. Поэтому он путает при чтении и на письме те звуки, которые плохо различает.
• Ребенок путает произносительные образы звуков— то есть он пу
тает те артикуляционные позиции, в которых произносятся зву
ки. Это бывает, когда ребенок недавно научился правильно произ
носить звуки, а до этого заменял их на какие-то другие. В этом
случае он будет читать и писать так, как недавно произносил.
• Ребенок плохо различает и запоминает начертания похожих букв.
• Ребенок не может одновременно воспринимать и удерживать в
памяти необходимый объем материала(зрительного или слухо
вого, или и того и другого вместе). Он не способен, как бы одним
взглядом, схватить и на какое-то время удержать в своем внима
нии, нужное ему в данный момент количество информации. На
пример, он не может воспринять целиком все слово (или предло
жение). Отдельные его части (или слова) выпадают из поля его
зрения (или слуха).
• Ребенок не может запомнить порядка следования друг за другом
предметов или звуков. Вэтом случае ему трудно определять по
следовательность букв или звуков в слове.
• У ребенка недостаточно четкие пространственные ориентировки.
Врезультате он не улавливает направление слева направо, он мо
жет неправильно писать буквы — как будто в зеркальном отраже
нии. Эта проблема часто встречается у левшей.
Чтобы выяснить, предрасположен ли ребенок к нарушениям чтения и письма, нужно оценить состояние его некоторых способностей (памяти, внимания, способности к восприятию), а также уровень сформированное™ у него некоторых умственных действий. Нужно проверить:
• Нарушен ли у ребенка речевой слух.
• Хорошо ли он воспринимает на слух и анализирует единицы речи
(звукосочетания, слова и предложения).
• Устойчивы ли произносительные навыки ребенка.
• Хорошо ли он воспринимает и анализирует зрительный материал.
• Достаточный ли объем зрительного материала ребенок восприни
мает и может удерживать в памяти.
• Достаточный ли объем слухового материала он воспринимает и
может удерживать в памяти.
• Способен ли ребенок улавливать последовательность зрительных
объектов.
• Способен ли он улавливать последовательность слуховых объектов.
• Точно ли он воспринимает и анализирует пространственные отно
шения.
Проверка способностей и умственных навыков ребенка
Речевой слух
Как проверить речевой слух см. с. 62.
Восприятие единиц речи
Вам нужно выяснить:
• Хорошо ли ребенок на слух воспринимает предложения.
• Хорошо ли он на слух воспринимает слова.
• Может ли он отличить отдельный звук от звукосочетания.
ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Объясните ребенку, что такое предложение. Скажите ему, что предложение это несколько слов, которые выражают определенную мысль (например: мы с тобой идем домой). Если несколько слов (даже тех же самых) никакой мысли не выражают, они не являются предложением (например: тобой дом иду с мы).
Способность отличать предложение от набора слов.
Вы произносите то предложения, то бессвязные наборы слов. Ребенок должен сказать вам, когда вы произносите предложение, а когда — набор слов.
Способность отличать предложение от слова.
Вы произносите то предложения, то отдельные слова. Ребенок должен сказать вам, когда вы произнесли предложение, а когда — слово.
Способность проводить границу между предложениями.
Вы произносите то одно предложение, то два предложения подряд. Предлолсения должны быть короткими (например: Я сижу на стуле. Ты идешь гулять). Когда будете произносить два предложения подряд, отделяйте одно от другого интонационно. Ребенок должен сказать, когда вы произнесли только одно предложение, а когда — два.
ВОСПРИЯТИЕ СЛОВ
Объясните ребенку, что слово — это определенное сочетание звуков, которое имеет смысл.
Способность проводить границу между словами.
Вы произносите то одно слово, то два слова подряд (без особенной паузы между ними, как в обычной речи). Ребенок должен сказать, сколько слов вы произнесли.
Вы произносите предложения, состоящие из двух-трех слов без предлогов. Ребенок должен сказать вам, сколько слов было в предложении.