Дифференциация звуков в слогах.

Вы очень медленно произносите слоги, среди которых встречают­ся слоги со звуками [с]и [ш]: [ра], [ши], [ло], [су], [рэ], [ша]и т. п.

Когда ребенок слышит один из дифференцируемых звуков, он должен показывать вам картинку с соответствующей буквой и называть тот звук, который услышал.

Дифференциациязвуков в словах.

^ Вы медленно произносите слова, где звуки [с]или [ш]стоят в начале слова (сад, сын, шуба, сон, шаг и т. п.), ребенок должен назвать тот звук, с которого начинается слово. Следите, чтобы не получалось чередования слов сначала с одним, потом с другим звуком, в этом случае ребенок перестанет обращать внимание на словесный материал, а начнет просто поднимать руку через слово.

^ Вы произносите простые слова, где звуки [с]или [ш]находятся в середине слова: каша, коса, усы, душа, уши, лиса и т. п. Задание для ребенка — такое же, как и в предыдущем случае.

•^ Вы произносите простые слова, где звуки [с]и [ш]стоят в конце слова: лес, ковш, лис, мышь, дуги, мыс и т. п. Задание такое же, как в предыдущих случаях.

Обязательно следите за тем, чтобы среди слов не попадалось та­ких, в которых одновременно присутствуют оба дифференцируе­мых звука.

^ Ребенок должен придумывать слова, которые начинаются на звук [с]или [ш].

^ Вы называете пары слов, отличающихся друг от друга только од­ним звуком ([с]или [ш]),например: миска — мишка, коска — кошка, каска — кашка, мыс — мышь, и т. п. Назвав пару таких слов (например, коска — кошка), вы задаете ребенку вопросы, на­пример: «Что может быть заплетено у девочки на голове?», «Кто говорит мяу?». Ребенок должен ответить на ваш вопрос, употре­бив правильное слово.

-/ Ребенок должен повторять за вами слова, в которых есть сразу оба дифференцируемых звука: шоссе, суша, самшит, шест и т. п.

^ Ребенок должен повторять за вами слова, в которых есть оба дифференцируемых звука (как в предыдущем упражнении) и слова, в которых один и тот же звук встречается дважды (напри­мер: шашлык, соска, шашки и т. п.). В последнем случае ребе­нок часто заменяет повторяющийся звук на другой (например: шашлык — сашлык или шаслык, соска — сошка или шоска и т. п.).

Дифференциациязвуков в предложениях.

Ребенок должен повторять за вами предложения, в которых в боль­шом количестве, в том числе и в одном слове, встречаются дифферен­цируемые звуки: Саша шагает по шоссе. Кошка съела мышку. В саду растет самшит.

Дифференциация звуков по картинкам.

^ Ребенок должен разложить картинки, в названиях которых есть звуки [с] и [ш] на две кучки: в одну — со звуком [с], в другую — со звуком [ш].

^ Ребенок должен выбрать из кучки картинок те, в названии кото­рых есть звук [с] (среди картинок должны быть и картинки, в названиях которых есть звук [ш]). Затем из этой же кучки нужно выбрать те картинки, в названии которых есть звук [ш].

ПРИМЕРНЫЕ СЛОВА ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ

Слова для дифференциации звуков [с — ш]: Саша, шоссе, суша, сушка, шесть, шест, шерсть, шустрость, дюшес, фашист, шествие, ко­стяшка, шелест, самшит, штангист, пустошь, ушастик, шанс, пастуш­ка, машинист, шершень, шашлык, шашка, шишка, соска, сосиска, суслик, самса, свинопас, космос.

Слова для дифференциации звуков [з — ж]: жезл, зажигалка, желтизна, жизнь, зажим, зажигание, железо, заживление, виза­жист, жижа, жужелица, ажиотаж, заноза, зазор, зазноба, зазнай­ка, зразы.

Слова для дифференциации звуков [ц — с]: цистерна, цитрус, царство, лестница, пустынница, гостиница, станция, специалист, сол­нце, станица, абсцесс, устрица, процесс, самец, цаца, муха цеце, кон­цепция, Цицерон, царица, стансы, Стае, соска, иконостас.

Слова для дифференциации звуков [л — р]: рулон, орлы, горло, лорнет, Лара, оверлок, Карл, Клара, сверло, каравелла, коралл, берло­га, мармелад, карнавал, Фрол, флора, формула, ларчик, шарлатан, капрал, аврал, рапира, рессора, рокировка, Аврора, курорт, колокол, балалайка, металлолом, головоломка.

Слова для дифференциации звуков [л— и]: лайка, лай, яблоко, Ялта, балалайка, оладьи, одеяло, юла, ёлка, слайд, слойка, далай-лама, Ямайка, яйцо, колокол, головоломка.

Слова для дифференциации звуков [л' — и]: линейка, лейка, ель, лилия, улей, клей, шлейф, аллея, ясли, ваятель, Юля, кальян, Лия, ялик, литий, альянс, флейта, колея, Ямайка, яйцо, Лиля, ляля.

Слова для дифференциации звуков [р — и]: рай, рой, Рая, яр­кость, ярмарка, ярмо, район, край, покрой, тройка, Ермак, мойра, сай­ра, юрта, фейерверк, Бейрут.

Слова для дифференциации звуков [р' — и]: прерия, рейка, корей­ка, Юрий, гурия, ария, Мария, боярин, мэрия, Австрия, фурия, ремейк, Фридрих, рефрен, референт, передряга, секретарь, перекресток.

Слова для дифференциации звуков [р' — л']: солярий, малярия, кавалерист, апрель, клирик, перелесок, пилигрим, гриль, прелесть, ли­рика, прель, прилив, лекарь, переплет, перепелка.

Слова для дифференциации звуков [т' — ч]: учитель, птичка, течь, печать, мечеть, картечь, аптечка, чтение, четверть, птенчик, почтение, тенечек, тетя, тетива, тетерев, точечка, чучело, почемучка, черчение, чечетка.

Наши рекомендации