Автоматизация звуков в конце слова.

Ребенок должен произносить слова: вор, пир, кефир, комар, мэр и т. п.

Если возникнут затруднения, пусть произносит сначала закры­тый слог с автоматизируемым звуком, а потом — слово с этим слогом (например: [ор] —вор, [ир]— кефир, [эр] —мэр и т. п.).

Автоматизация звуков в слове после согласного перед гласным.

Ребенок должен произносить слова: правда, крыша, икра, утро, обруч и т. п.

Слова, в которых выделенное звукосочетание находится в начале слова, относятся к более простому варианту произнесения.

Автоматизация звуковв словах после гласного перед соглас­ным.

Ребенок должен произносить слова: орда, урна, карман, торги, арфа и т. п.

Автоматизация звуков в предложениях.

Ребенок должен повторять вслед за вами предложения, в которых неоднократно встречается автоматизируемый звук. Например: У Иры на террасе красные розы. Укроп растет в огороде. Скоро вечер.

Автоматизация звуков в самостоятельной речи ребенка.

С этой целью можно использовать очень разные задания:

•^ Ребенок может составлять предложения по картинкам.

^ Он может пересказывать тексты и при этом следить, чтобы всегда выговаривать звук [р].

^ Он может рассказывать вам о событиях прошедшего дня, также постоянно контролируя свое произношение.

■^ Он, следя за своим произношением, может комментировать совер­шаемые им действия (например, когда лепит или рисует).

^ Вы можете наговорить ребенку на диктофон слоги, слова и пред­ложения, оставляя паузы между теми фрагментами, которые ре­бенок должен повторять.

Делать это лучше всего следующим образом: сначала должен идти какой-нибудь фрагмент речевого материала, затем — пауза, за­тем — этот же фрагмент, затем — опять пауза. В течение первой паузы ребенок повторяет услышанный речевой материал, затем он прослушивает его снова и проверяет правильность своего про­изношения, во время второй паузы он может исправить свою ошибку.

•/ Вы постоянно должны исправлять неправильное произношение ребенка и напоминать ему, что он должен следить за своей речью.

ПРАВИЛА АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

• Произношение звука закрепляется сначала в более легких произ­
носительных позициях, затем — в более сложных.

• Слова для автоматизации звуков ребенок должен повторять вслед
за вами или произносить по картинке (на которой изображен со­
ответствующий предмет).

• В словах не должно встречаться звуков, которые ребенок произно­
сит неправильно. Исключение можно допустить только тогда, когда
ребенок не выговаривает большое число звуков, и подобрать для
него подходящие слова очень трудно.

Это правило не относится к произношению предложений.

• На первых порах, в словах не должно попадаться того звука, на
который раньше ребенок заменял поставленный звук (например,
если звук [р]произносился как [л],нельзя использовать слова, в
которых оба эти звука присутствуют одновременно: рулон, коралл
и т. п.).

• В начале работы над каким-либо звуком в словах не должно встре­
чаться других звуков, относящихся к этой же группе. Напри­
мер, если вы автоматизируете звук [р],в словах, которые вы
используете, не должно быть других сонорных звуков ([л], [й],

[р']и [л']).

Это же правило относится к свистящим, шипящим и заднеязыч­ным звукам.

• Слова, которые вы используете, не обязательно должны быть зна­
комы ребенку, их значение вы можете объяснять ему по ходу за­
нятия.

• Как только ребенок начинает легко справляться с одним видом
упражнений, сразу же переходите к другому — более сложному.

• Для тренировки произношения полезно бегло вспоминать прой­
денный материал.

Дифференциация звуков

Автоматизация звуков в конце слова. - student2.ru Разграничение произношения звуков при отсутствии замены звуков

^ Предварительно потренируйтесь произносить тот дефектный звук, который раньше был у ребенка.

Вы произносите слова так, как ребенок произносил их раньше (то есть, дефектно выговаривая поставленный звук), затем — правиль­но (иногда — наоборот). Ребенок «угадывает», когда вы произнес­ли слово правильно.

V" Ребенок должен произносить слова сначала правильно, затем — так, как произносил раньше (иногда — наоборот). Вы «угадывае­те», когда он произнес правильно, а когда — нет. Время от време­ни вы будете «допускать ошибки» (путать правильно и неправильно произнесенные слова), а ребенок должен эти ваши ошибки обна­руживать и исправлять.

-/ Вы произносите слово так, как прежде произносил его ребенок. Он должен «исправить» ваше произношение — произнести слово правильно.

^ Вы произносите какое-нибудь слово правильно, а ребенок должен повторить его за вами так, как он произносил его раньше (дефек­тно), а затем «исправить» свое произношение.

■^ Ребенок должен произнести слово сначала правильно, потом так, как он произносил его раньше (дефектно), затем — опять правильно.

Разграничение произношения звуков при замене звуков

Работа по разграничению звуков будет описываться на примере звуков [с]и [ш].Предполагаемая ситуация: вместо звука [ш]ребенок произносил звук [с].

Предварительно познакомьте ребенка с соответствующими буква­ми. Можно использовать и другие символы: например, звук [с](старое произношение) может обозначаться черным кружком, а звук [ш](но­вое произношение) — красным.

Дифференциациязвуков в изолированном положении.

Когда вы показываете ребенку буквы [с]или [ш](или заменяю­щие их символы) — он должен произносить соответствующие звуки.

Наши рекомендации