Автоматизация звуков в конце слова.
Ребенок должен произносить слова: вор, пир, кефир, комар, мэр и т. п.
Если возникнут затруднения, пусть произносит сначала закрытый слог с автоматизируемым звуком, а потом — слово с этим слогом (например: [ор] —вор, [ир]— кефир, [эр] —мэр и т. п.).
Автоматизация звуков в слове после согласного перед гласным.
Ребенок должен произносить слова: правда, крыша, икра, утро, обруч и т. п.
Слова, в которых выделенное звукосочетание находится в начале слова, относятся к более простому варианту произнесения.
Автоматизация звуковв словах после гласного перед согласным.
Ребенок должен произносить слова: орда, урна, карман, торги, арфа и т. п.
Автоматизация звуков в предложениях.
Ребенок должен повторять вслед за вами предложения, в которых неоднократно встречается автоматизируемый звук. Например: У Иры на террасе красные розы. Укроп растет в огороде. Скоро вечер.
Автоматизация звуков в самостоятельной речи ребенка.
С этой целью можно использовать очень разные задания:
•^ Ребенок может составлять предложения по картинкам.
^ Он может пересказывать тексты и при этом следить, чтобы всегда выговаривать звук [р].
^ Он может рассказывать вам о событиях прошедшего дня, также постоянно контролируя свое произношение.
■^ Он, следя за своим произношением, может комментировать совершаемые им действия (например, когда лепит или рисует).
^ Вы можете наговорить ребенку на диктофон слоги, слова и предложения, оставляя паузы между теми фрагментами, которые ребенок должен повторять.
Делать это лучше всего следующим образом: сначала должен идти какой-нибудь фрагмент речевого материала, затем — пауза, затем — этот же фрагмент, затем — опять пауза. В течение первой паузы ребенок повторяет услышанный речевой материал, затем он прослушивает его снова и проверяет правильность своего произношения, во время второй паузы он может исправить свою ошибку.
•/ Вы постоянно должны исправлять неправильное произношение ребенка и напоминать ему, что он должен следить за своей речью.
ПРАВИЛА АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
• Произношение звука закрепляется сначала в более легких произ
носительных позициях, затем — в более сложных.
• Слова для автоматизации звуков ребенок должен повторять вслед
за вами или произносить по картинке (на которой изображен со
ответствующий предмет).
• В словах не должно встречаться звуков, которые ребенок произно
сит неправильно. Исключение можно допустить только тогда, когда
ребенок не выговаривает большое число звуков, и подобрать для
него подходящие слова очень трудно.
Это правило не относится к произношению предложений.
• На первых порах, в словах не должно попадаться того звука, на
который раньше ребенок заменял поставленный звук (например,
если звук [р]произносился как [л],нельзя использовать слова, в
которых оба эти звука присутствуют одновременно: рулон, коралл
и т. п.).
• В начале работы над каким-либо звуком в словах не должно встре
чаться других звуков, относящихся к этой же группе. Напри
мер, если вы автоматизируете звук [р],в словах, которые вы
используете, не должно быть других сонорных звуков ([л], [й],
[р']и [л']).
Это же правило относится к свистящим, шипящим и заднеязычным звукам.
• Слова, которые вы используете, не обязательно должны быть зна
комы ребенку, их значение вы можете объяснять ему по ходу за
нятия.
• Как только ребенок начинает легко справляться с одним видом
упражнений, сразу же переходите к другому — более сложному.
• Для тренировки произношения полезно бегло вспоминать прой
денный материал.
Дифференциация звуков
Разграничение произношения звуков при отсутствии замены звуков
^ Предварительно потренируйтесь произносить тот дефектный звук, который раньше был у ребенка.
Вы произносите слова так, как ребенок произносил их раньше (то есть, дефектно выговаривая поставленный звук), затем — правильно (иногда — наоборот). Ребенок «угадывает», когда вы произнесли слово правильно.
V" Ребенок должен произносить слова сначала правильно, затем — так, как произносил раньше (иногда — наоборот). Вы «угадываете», когда он произнес правильно, а когда — нет. Время от времени вы будете «допускать ошибки» (путать правильно и неправильно произнесенные слова), а ребенок должен эти ваши ошибки обнаруживать и исправлять.
-/ Вы произносите слово так, как прежде произносил его ребенок. Он должен «исправить» ваше произношение — произнести слово правильно.
^ Вы произносите какое-нибудь слово правильно, а ребенок должен повторить его за вами так, как он произносил его раньше (дефектно), а затем «исправить» свое произношение.
■^ Ребенок должен произнести слово сначала правильно, потом так, как он произносил его раньше (дефектно), затем — опять правильно.
Разграничение произношения звуков при замене звуков
Работа по разграничению звуков будет описываться на примере звуков [с]и [ш].Предполагаемая ситуация: вместо звука [ш]ребенок произносил звук [с].
Предварительно познакомьте ребенка с соответствующими буквами. Можно использовать и другие символы: например, звук [с](старое произношение) может обозначаться черным кружком, а звук [ш](новое произношение) — красным.
Дифференциациязвуков в изолированном положении.
Когда вы показываете ребенку буквы [с]или [ш](или заменяющие их символы) — он должен произносить соответствующие звуки.