Способ постановки губно-зубных звуков по показу артикуляции
^ Пусть ребенок немного закусит нижнюю губу верхними резцами и в этом положении выдувает изо рта воздух. Выдох нужно ощущать на ладони, подставленной снизу ко рту, он должен ощущаться также на нижней губе и верхних зубах. Будет слышаться звук [ф].Следите, чтобы губы ребенка не были напряженными, чтобы он не «морщил» их. Верхняя губа должна быть приподнята.
-/ Обратите внимание ребенка на звук, который он произносит, назовите его ([ф]).
-/ Затем (сохраняя то же положение речевых органов) переходите к произнесению слогов [фа— фа— фа]и слогов с другими гласными звуками. Слоги можно произносить по подражанию.
^ В дальнейшем пусть ребенок не закусывает губу, а просто прикасается к ней зубами (к ее внутренней поверхности).
Постановка звуков [ф] ([в]) при аномалиях строения речевых органов
^ Если у ребенка недостаточная подвижность губ(признаки дизартрии), ему нужно посильнее закусывать нижнюю губу зубами и в таком положении произносить не только слоги, но и слова. Первое время молено придерживать верхнюю губу пальцами. Постепенно приучайте ребенка более легко прикасаться зубами к губе — причем именно к ее внутренней поверхности. Рот при этом должен быть почти закрыт.
Если у ребенка нижний выдвинутый прикус,нужно сформировать у него временное произношение звуков [ф] ([в]).Звуки будут произноситься посредством прикосновения нижних резцов к верхней губе. Чтобы ощущать выдох, ладонь нужно ставить прямо напротив рта. Если у ребенка долго не появляются верхние резцы,можно поставить ему промежуточный губной вариант произношения зву-ков [ф] ([в]).
При таком произнесении звук [ф]возникает в результате трения воздуха о сближенные губы. Ребенок должен ощущать движение воздушной струи между губами и на подставленной ко рту ладони (ладонь должна находиться прямо напротив губ).
Постановка мягких звуков [х], [к], [г], [ф], [в], [л]
СПОСОБ ПОСТАНОВКИ МЯГКИХ ЗВУКОВ В СЛОГЕ С ГЛАСНЫМ [И]
•^ Пусть ребенок вслед за вами произносит слоги [хи— хи— хи](или [фи— фи— фи]и т. п.), в этом случае перед гласным [и]будет слышаться мягкий звук. При произнесении слогов губы должны быть вытянуты в широкую улыбку, зубы — максимально сближены. Выдыхаемая изо рта воздушная струя должна ощущаться на подставленной ко рту ладони.
•^ Если в этом положении произношение какого-либо из звуков будет недостаточно мягким, его нужно будет произносить в звукосочетании между двумя гласными [и]— [ихи](или [ифи]и т. п.).
^ В дальнейшем нужно будет перейти к такому произношению: [ихи — хи — хи](или [ифи— фи— фи]и т. п.).
•^ После того как ребенок начнет легко произносить мягкий согласный звук, сообщите ему, какой звук он выговаривает.
^ Затем тренируйте его произношение в слогах с другими гласными ([хе— хю— хя— хё]или [фе— фю— фя— фё]и т. п.). Слоги можно произносить по подражанию.
Постановка мягких согласных [т1] ([д1])
Произношение этих звуков нарушается из-за неправильного речевого выдоха,поэтому при их постановке тщательно контролируйте
его направление.Уже научившись произносить эти звуки, ребенок первое время может возвращаться к прежнему их произношению, утрачивая правильный речевой выдох.
Следите, чтобы ребенок произносил звуки самым кончиком языка, а не передней частью его спинки (кончик при этом округляется и перестает быть выраженным). От этого звуки звучат глуховато и недостаточно мягко.
Сначала попытайтесь вызвать произношение звука [т']первым способом.
СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Г] ПО ПОДРАЖАНИЮ
■^ Пусть ребенок поместит расплющенный язык между зубами и прикусит самый его кончик, верхние резцы при этом ложатся на язык «плашмя» (то есть расположение зубов сохраняет форму правильного прикуса).
•^ В этом положении, выдохнув воздух, вслед за вами ребенок должен длительно и очень тихо произносить звук [т].Вторым звуком после него будет слышаться, напоминающий [с]свистящий звук. Поток выдуваемого воздуха должен ощущаться на подставленной ко рту ладони.
■^ После этого ребенок должен, как бы «пожевывая» язык, очень тихо, медленно и протяжно произносить звуки [т— т— т](на каждое «жевательное» движение по звуку). При этом воздух, как бы порциями будет «выплевываться» на ладонь. Звук приобретет несколько смягченный оттенок.
^ Произнося звуки, ребенок должен все шире и шире улыбаться. От этого звуки будут получаться еще мягче.
■^ Растянув губы в улыбку, ребенок вслед за вами должен произносить слоги [ти— ти— ти].Воздух должен «выплевываться» на ладонь, язык — не двигаться с места. На язык нужно дуть коротко, аккуратно, чтобы звук [т']оказался тонким.
^ Дальше пусть ребенок повторяет за вами звукосочетания [ити — ити — ити],губы должны быть сильно вытянуты в улыбку, а звук [и]— звучать подчеркнуто.
•^ Затем нужно сблизить зубы (почти сомкнуть их в форме правильного прикуса) и продолжать произносить слоги с закрытым ртом.
•^ Произнося слоги [ити— ти— ти— ти],ребенок должен чувствовать, как воздух тонкой струйкой проходит у него между зубами.
■^ После этого пусть произносит другие слоги (повторяет по подражанию): [ти— тя], [ти— тю], [ти— те], [ти— те].При помощи ладони нужно контролировать речевой выдох ребенка.
^ Для усиления мягкости звучания полезно потренировать звук в слогах — [тин' — тин' — тин'](произносить слоги нужно сплошным потоком).
•/ В заключение ребенок должен повторять за вами изолированный звук.
СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Г] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [С]
^ Пусть ребенок вслед за вами произносит слоги [си— си— си],выдувая воздух на ладонь.
■^ Затем также вслед за вами — слоги [с'ти — с'ти — с'ти].Звук [с']должен звучать максимально мягко, а слоги произноситься быстро, сплошным потоком, без пауз, как бы на одном дыхании. Предупредите ребенка, чтобы язык у него во рту не шевелился. На зубах он должен чувствовать тонкую воздушную струю.
•^ После этого пусть повторяет за вами слоги [с'ти— ти— ти].Скажите ему, что после звука [с']слышится другой звук (как будто «тенькает» маленькая птичка).
^ Ребенок должен произносить слоги [ти— ти— ти](повторяя только второй после [с']«птичий» звук).
-/ Переходите к произнесению слогов с другими гласными звуками (по подражанию).
^ В дальнейшем ребенок должен повторить за вами изолированный звук.
СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Г] ОТ МЯГКОГО ЗВУКА, ВОЗНИКАЮЩЕГО В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЩЕЛКИВАНИЯ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА ЗА ЗУБАМИ
^ Ребенок должен «присосать» расплющенный кончик языка к внутренней поверхности верхних резцов (передняя часть спинки языка «присасывается» к пространству перед альвеолами). Рот должен быть приоткрыт так, чтобы язык мог немного просовываться между зубами, а губы должны быть сильно вытянуты в улыбку.
■^ Вслед за вами, щелкнув языком, ребенок должен воспроизвести смягченный «цокающий» звук (такой звук издают по поводу вкусной пищи).
^ Потренировав с ребенком такое «цоканье», предложите ему произнести этот же самый звук не «всасывая» его в себя, а выдувая («выплевывая») его наружу— у ребенка выйдет звук, напоминающий [т'].Эти звуки должны произноситься попеременно.
^ В дальнейшем нужно произносить «цокающий» звук только «наружу».
•^ Затем этот звук нужно произносить шепотом, лениво, без усилия, но вытянув губы в улыбку. Попробуйте показать ребенку, как это сделать. Одновременно пусть ребенок дует этим звуком себе на ладонь. От этого будет получаться фактически слог [ти],или очень близкое к нему звукосочетание.
•^ Обратите внимание ребенка на звук [т'],как-нибудь назовите его (например, скажите, что так «тенькает» маленькая птичка).
^ Для усиления мягкости звучания потренируйте звук [т']в положении между двумя гласными [и] ([ити — ити — ити]).
^ В дальнейшем произносите слоги с другими гласными (обучайте «птичку говорить»).
■^ В завершение сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.
СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Г] ОТ МЯГКОГО ЗВУКА [Н1]
Артикуляция этих звуков фактически одинакова, поэтому этот способ очень удобен. Однако звук [н']— «носовой», при его произнесении воздух поступает в нос, и это направление речевого выдоха может передаться звуку [т'].Поэтому, если заметите, что ребенок пытается произносить звук [т'] в нос, не используйте этот способ.
■^ Вытянув губы в улыбку, ребенок вслед за вами должен произносить слоги [ни— ни— ни].Кончик языка при этом прикасается к верхним резцам, рот слегка приоткрыт (между зубами должна виднеться узкая щель). Произнося слоги, ребенок должен пощелкивать кончиком языка (отрываясь от места произнесения звука, язык должен издавать «чавкающий» звук).
^ В дальнейшем пусть произносит вслед за вами слоги [ни— ти—
ни— ти]тихо, слитно, на одном дыхании. Звук [т']произносится
' в том же месте, где и звук [н'].На ладони должна ощущаться
струйка выдыхаемого воздуха.
^ Если у ребенка получается полноценный звук [т'],закрепляйте его в слогах с другими гласными. Делать это можно по подражанию.
Постановка звуков [т'] ([д1]) при аномалиях строения речевых органов
^ При вертикальном прикусезвуки [т'] ([д'])ставятся третьим способом. Только расплющенный кончик языка «присасывается» сразу к верхним и нижним резцам.
В таком положении ребенок должен произносить смягченный «цокающий» звук. Затем нужно сквозь зубы с характерным «всхлипыванием» всасывать в себя небольшие порции воздуха (как пьют сок через соломинку, когда его осталось мало, на донышке). Таким образом, на вдохе будет возникать некий звук, напоминающий мягкий звук [т'].При этом на кончике языка и на зубах ребенок должен чувствовать холодок. Следите, чтобы губы находились в широкой улыбке.
В дальнейшем дайте ребенку такую инструкцию: «Ты всосал в себя этот звук (как будто пьешь сок с донышка через трубочку), а теперь также сквозь зубы выдуй (процеди) его наружу». То есть ребенок попеременно на вдохе и на выдохе будет произносить фак-
тически слоги [ти— ти— ти].«Выдувая» из себя слог, ребенок должен «целиться» им в подставленную ко рту ладонь. Затем потренируйте звук [т']уже только на выдохе между гласными [и] ([ити — ити — ити]).Все эти вещи ребенок должен повторять за вами по подражанию.
Если у ребенка нижний выдвинутый прикус,используйте третий и четвертый способы. При произнесении «цокающего» звука и звука [н']кончик языка должен прижиматься к нижним резцам, а передняя часть спинки языка — к верхним.
В произношении звуков может сохраняться шипящий оттенок. Это может быть оттого, что речевой выдох ребенка нарушен — используйте прием с произношением слогов [ти— ти— ти] ([ити — ити — ити])на вдохе и выдохе (как это описано в предыдущем случае). Пусть ребенок также с помощью ладони контролирует направление воздушной струи.
Если у ребенка высокое нёбо,используйте любой способ, кроме первого.
Постановка звука [й]
Прежде всего попытайтесь поставить звук [й]первым способом.
СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Й] ОТ ЗВУКА [И]
•^ Пусть ребенок вслед за вами произносит максимально закрытый звук [и](зубы почти сомкнуты в форме правильного прикуса, губы сильно растянуты в улыбку, а широкий распластанный язык упирается в нижние зубы). Звук ребенок должен «выдувать» себе на ладонь. Произносить нужно длительно — тихим и низким голосом.
■^ На фоне такого произнесения пусть поставит как бы «точку» языком, прижав его к нёбу в районе альвеол. Предварительно покажите ребенку, где он должен поставить «точку». Прижать язык нужно резким и отрывистым движением по вашему сигналу. В этот момент послышится звук [й](то есть ребенок произнесет [и— и— ий]).
^ Потренируйте некоторое время такое произношение. Обратите внимание ребенка на то, что после [и]слышится другой звук. Как-нибудь назовите этот звук (можно сказать ребенку, что так «визжит» пила).
■^ После этого нужно сразу ставить языком «точку» и произносить звук, который от этого получается («визг пилы»).
■^ В дальнейшем закрепляйте звук в слогах (по картинкам), начиная с [йа](«учите пилу разговаривать»). Слоги нужно произносить резко и отрывисто (но не громко и низким голосом), если делать это вяло, звук [й]будет звучать «смазанно».
^ Когда ребенок будет произносить звук безошибочно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.
СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Й] В СЛОГАХ МЕЖДУ ГЛАСНЫМИ
■^ Пусть ребенок вслед за вами произносит звукосочетания [аиа], [оиа], [уиа].На звук [и]нужно делать нажим языком, последний гласный произносить с ударением, резко и отрывисто, широко открывая рот. Этим последним гласным звуком ребенок должен «целиться» себе в ладонь, «попадая» в нее выдохом. Несмотря на то что звук [и]произносится с нажимом, он должен быть максимально коротким.
^ Между гласными вместо [и]будет проскальзывать звук [й].Но, когда вы будете произносить эти сочетания вслух для ребенка, вы должны произносить именно звук [и],а не [й].Скажите ребенку, что он должен повторять ваши звукосочетания быстрее, чем вы и с нажимом.
^ Затем пусть ребенок быстро произносит слоги [аиа — аиа — аиа — аиа]— между гласными будет отчетливо слышаться звук [й].
-/ Обратите на него внимание ребенка и как-нибудь назовите его (например, скажите, что так «визжит пила»).
■^ В дальнейшем закрепляйте его в слогах (по картинкам).
•^ В заключение сообщите ребенку, какой звук он научился выговаривать.
СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Й] С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ
Вам понадобится деревянный шпатель или заменяющий его длинный, плоский предмет.
^ Пусть ребенок опустит кончик языка к нижним резцам, улыбнется и приоткроет рот (так, чтобы в него мог войти шпатель).
•^ В таком положении он должен тянуть звук [и].Вы нажимаете шпателем на кончик языка ребенка и не спеша продвигаете его в глубь рта, пока не услышите звук [й].В этой позиции задержите язык. Все это время ребенок должен, не прекращая, тянуть звук [и].
•^ Назовите получившийся звук (например, звук «визжащей пилы»).
^ Заранее предупредите ребенка, что в результате вашей манипуляции звук будет меняться, скажите ему, чтобы он не препятствовал этому.
■^ Поставив шпателем язык ребенка в нужное положение и получив звук [й](«звук пилы»), уберите шпатель. Пусть ребенок самостоятельно продолжает произносить получившийся звук.
Затем пусть ребенок без вашего участия ставит язык в нужное место и произносит звук [й](«звук пилы»).
Когда ребенок начнет безошибочно произносить звук [й],попросите его повторить этот звук вслед за вами. Закрепляйте звук в слогах, начиная со слога [йа](по подражанию).
Постановка звука [и] при аномалиях строения речевых органов
Если у ребенка высокое твердое нёбо и вам не удалось поставить ему полноценного звука [й](в звуке может не хватать «йотированнос-ти»), еще раз позанимайтесь с ним так, как это описано в первых двух способах.
При работе первым способом, когда ребенок длительно произносит звук [и],пусть приближает кончик языка к верхним резцам. «Точку» нужно ставить передней частью спинки языка перед альвеолами. Пусть ребенок вначале ощупает пальцем это место.
При работе вторым способом, звукосочетания [оиа], [аиа], [уиа]нужно произносить следующим образом. Звук [и]нужно произносить, прислоняя (приближая) кончик языка к верхним резцам. Перед тем как произносить звукосочетания, потренируйте с ребенком изолированное произношение звука [и]подобным образом. Первое время ребенок должен повторять за вами звукосочетания медленно. Затем темп нужно ускорить, и между гласными начнет произноситься звук [й].
Постановка звука [л]
Прежде всего потренируйте речевой выдох ребенка на фоне произнесения звука [д]. Звук [д]нужно произносить, чуть приоткрыв зубы и прислоняя язык одновременно к верхним и нижним резцам (как бы «затыкая» им образовавшуюся щель).
Постановка звука [л]может оказаться сложной.
Во-первых, при его произнесении трудно управлять речевым выдохом.
Во-вторых, требуется совершенно определенное состояние мышц языка. Если язык будет слишком напряженным, это нарушит речевой выдох (он пойдет в нос). Если он будет чрезмерно вялым, им невозможно будет совершать отрывистых и лаконичных движений, необходимых для произнесения звука [л](звук будет «смазанным»).
Возможно, вам придется переходить от одного способа постановки звука к другому и возвращаться назад — к уже испробованным. Это не должно вас смущать.
При работе над звуком [л]вам ни в коем случае нельзя произносить его вслух до тех пор,пока ребенок не научится выговаривать его в слогах (это правило не относится к постановке звука [л]первым и пятым способами).
Прежде всего попытайтесь поставить звук [л]вторым способом.
СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л]