Способ i. постановка звука по подражанию

^ Ребенок должен «покашливать» вслед за вами. Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание (такое, какое бывает, когда саднит горло), с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]).«Покаш­ливать» нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между зву­ками [к]и [э]не будет выраженного звука [х],а будет слышаться только легкое придыхание. Повторяя за вами упражнение, ребе­нок должен «покашливать» себе на ладонь.

•^ Большим и указательным пальцами руки можно несколько сда­вить ему шею в области горла сразу под подбородком. Это сделает звук [к]при «покашливании» более отчетливым.

^ После этого покажите ребенку, как «покашлять» шепотом — «по­кашливайте» едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х].Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха.

^ Если получится правильный звук [к],то есть ребенок фактически произнесет слог [кэ], потренировав его, переходите к слогам с дру-

гими гласными звуками. Можно дать такую инструкцию: «Те­перь будем покашливать так: [ка— ка — ка]»

•/ В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за вами.

СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [К] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [X]

-/ Обратите внимание ребенка на то, что, когда он тщательно произ­носит звук [х],корень его языка прикасается к нёбу, пусть ощу­пает языком это место. Нужно, чтобы во время длительного, про­тяжного произнесения звука [х]ребенок в том месте, где он ощу­щает прикосновение языка к нёбу, зажал им щель и перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком.

^ Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под не­которым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, дол­жен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышит­ся звук [к].

■^ В дальнейшем ребенок должен сразу зажимать корнем языка щель в горле и произносить звук [к].Если звук получается слишком «взрывным» или напряженным, а также, если он имеет придыха­тельный оттенок, нужно потренировать его шепотное произноше­ние (см. способ I).

^ После того как звук у ребенка получается свободно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.

■^ Затем переходите к произношению слогов (по подражанию).

СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [К] НА ВДОХЕ

^ Ребенок должен на вдохе как можно дальше в горло «всосать» язык, «как улитку в раковину». Покажите ему как это сделать, при этом вы должны произносить на вдохе слоги, близкие по зву­чанию к звукосочетанию [ка— ка— ка].

^ Еще это можно сравнить с беззвучной (шепотом) имитацией хра­па, только следите, чтобы в вашем произношении не появлялось раскатистого горлового звука, напоминающего грассирующий звук [р](после [к]может слышаться короткий придыхательный звук, напоминающий [х]).Вы можете произносить звук, максимально близкий по звучанию к звуку [к].

^ В дальнейшем пусть ребенок произносит слог [ка]сначала на вдо­хе и тут же на выдохе («всосал улитку — теперь выпусти ее» или «всхрапнул внутрь — теперь наружу»). Для того чтобы избежать появления раскатистого произношения, слоги нужно произносить очень тихо, шепотом (чтобы не разбудить своим храпом кого-ни­будь спящего рядом).

^ Когда слог [ка]на выдохе ребенок будет произносить свободно, сообщите ему, какой звук он произносит, пусть повторит его за вами изолированно.

■^ Затем тренируйте произношение звука [к]в слогах с другими глас­ными и только на выдохе. Слоги ребенок должен повторять за вами.

СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [К] С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Очень просто можно поставить звук [к], воспользовавшись шпате­лем или заменяющим его предметом.Предмет должен быть плоским и достаточно широким,иначе язык ребенка будет уворачиваться от ва­шего инструмента.

•^ Пусть ребенок произносит слоги: [та— та— та].В это время вы, нажимая на кончик его языка, постепенно и осторожно проталки­ваете его в глубь рта. В это время ребенок должен, не прекращая, произносить слоги.

^ По мере продвижения языка в глубь рта звук будет меняться. Вначале послышится нечеткий мягкий звук [т'],затем нечеткий мягкий звук [к'].В какой то момент вы услышите, что ребенок произносит слоги [ка— ка— ка].

•^ Перед выполнением упражнения расскажите ребенку, что вы со­бираетесь делать. Предупредите его, чтобы он не мешал вам ото­двигать его язык в глубь рта, и что звук, который он будет произ­носить, от этого постепенно будет меняться. Пусть не мешает ему изменяться. Предложите ему вместе посмотреть, какой в итоге получится звук.

-/ Когда послышится правильный звук [к],еще какое-то время при­держивайте язык ребенка шпателем. Сообщите ему, что именно этот звук вы и хотели услышать.

^ Как-нибудь назовите его (например, скажите, что он напоминает покашливание).

■^ Осторожно уберите шпатель, пусть ребенок сам продолжает про­износить слоги.

■^ Предложите ребенку произносить слоги [ка— ка— ка]само­стоятельно («Теперь сам говори слоги с тем «покашливающим» звуком, который мы только что научились выговаривать»). Ско­рее всего, вам придется еще не один раз шпателем помогать ребенку находить место произнесения звука, пока он его не за­помнит.

^ Когда ребенок будет произносить звук безошибочно, сообщите ему, какой звук он выговаривает.

^ В дальнейшем пусть ребенок произносит слоги с другими гласны­ми (он может повторять их за вами).

Постановка звуков [к] ([г]) и [х]

при аномалиях строения речевых органов

Если у вашего ребенка нарушена подвижность речевых органов,

сначала поставьте ему звук [к]четвертым способом, а после этого звук [х]вторым способом.

Постановка звуков [ф] ([в])

способ i. постановка звука по подражанию - student2.ru Произношение этих звуков нарушается из-за того, что воздушная струя не доходит до места ихпроизнесения. Часто эти звуки произно­сятся губами (как раз потому, что, именно губами ребенок «зажимает» во рту речевой выдох).

Наши рекомендации