Устно-письменное взаимодействие
Введение письменного языка формирует новые общественные структуры. Письменная речь, развертывая ареалы письма, делает необходимыми риторику, грамматику и стилистику.
Если государство управляется письменной речью, оно получает большую территорию и формой государства становится монархия --- централизованное управление. Если государство, как греческие полисы, имеет малую территорию, то устная речь и устные решения могут сохраняться как реликты племенного управления --- демократия, т. к. в этом случае управление может быть устным, ораторским.
Письменная речь в большинстве стран породила монархию. Только в греческих полисах сохранилась демократия, которая, однако, перемежалась с монархией и аристократией (соответственно тиранией и олигархией). Рим во времена республики был городом-государством, во времена империи --- монархией.
Соотношение конфессионального и государственно-территориального деления общества имело в каждом конкретном месте свою конфигурацию, иногда государственно-территориальное деление подчиняло себе конфессиональноидейное, образовывались поликонфессиональные государства (например, Золотая Орда), иногда конфессиональное объединение служило основой государственно-территориального деления (как в исламских странах).
Письменная речь осложнила структуру общества, поскольку письменная речь существует на базе образования, общественные реформаторы ставили своей целью создание новой педагогики. Такими были Ликург, Писистрат, Нума Помпилий, Конфуций и многие создатели религий, такие как Моисей, Магомет, поставившие религию в положение регулятива государства и права, и мн. др.
Письменная речь разрывает контакты между создателем и получателем речи. Она позволяет создавать речь на основе разделения труда. Поэтому возникает проблема авторской ответственности за речь. Получатель речи должен быть уверен, кто именно или от чьего лица исходит полученное им письменное сообщение, т. е. кто берет на себя ответственность за содержание и форму речи. Для этой цели вводятся печати и надписи на них --- сфрагистика. Надписи на печатях, их графическая форма, оттиск, образуемый печатью, удостоверяют персональную ответственность за содержание и форму речи.
Надписи на монетах и бумажных деньгах (нумизматика ) есть поручательство в том, что данная монета или купюра, во-первых, может иметь хождение, во-вторых, что масштаб меры стоимости будет выдержан и, в-третьих, что утвержденные таким образом деньги должны восприниматься как измерение стоимости, капитал и средство расчета при платежах всех видов. Труд и его результаты посредуются деньгами, и возникает возможность измерять эквиваленты труда количеством денег.
Письменная речь для своего утверждения в обществе и для создания языковых норм обладания и применения любой вещи требует надписей на вещах. Надписи на вещах называются эпиграфикой . Эпиграфикой отмечены практически все вещи, созданные в условиях письменного общения.
Не имеют надписей, содержащих имена вещей (или письменную информацию, сопровождающую имена), только те вещи, которые созданы в домашнем производстве, где письменное общение не принято. Такое производство ведется на устно-речевой основе, как и первоначальный дописьменный внеденежный обмен.
Таблица 4.1 показывает, как связано обращение речи, или отдельные ее виды, с неречевой деятельностью.
Таблица 4.1
Схема 4.8 (стр. 365) показывает, как три рода письменных текстов посредуют движение предметов и кооперацию труда в обществе.
Схема 4.8
Вне этих родов словесности производство, обмен и распределение немыслимы. Это значит, что благодаря письменной речи возможны профессиональное разделение, производительность труда и его общественная кооперация через обмен и распределение. В бесписьменных обществах не может сложиться профессиональное разделение труда, труд остается семейным, а хозяйство --- натуральным. Соответственно каждая профессия в письменном обществе разрабатывает свою фразеологию, словарь и свои формы речи.
Создание письма, развитие и распространение письменности ведет к образованию устной литературной речи. Устная литературная речь подчиняется структуре общества, складывающейся на основе письменности. Ораторика --- судебные, совещательные и показательные речи --- происходит от письменной словесности, отвечающей за текущую деятельность. Гомилетика --- учебные, проповеднические и пропагандистские речи --- происходят из видов деятельности, адресованных из прошлого в будущее.
Внутреннее деление в ораторике и гомилетике ориентировано на группировки людей, различаемых письменной речью следующим образом:
Ораторика как целое адресована торговцам, финансистам и управленцам, так же, как и обществу в целом.
Гомилетика подразделяется иначе: учебная гомилетика --- занятие педагогов; проповедь --- ученых людей, проповедующих религию; к ученым и информационным работникам относится диалектика как подвид устно-речевой практики, связанной с сочинениями. Письменные сочинения служат основой всех видов гомилетики и развлечений --- поэзии, театра. Таблица 4.2 показывает, что гомилетическая и сценическая речь объединяются сочинениями как подвид словесности и различаются по классам речедеятелей.
Таблица 4.2
Как видим, сочинения как тексты, адресованные из прошлого в будущее, в устной литературной речи разделяются по классам речедеятелей, действующих в письменной речи.
Сочетание устной и письменной литературной речи образует следующие классы речедеятелей: грамотные мастера конкретных искусств (политики в том числе), религиозные деятели, педагоги, ученые, поэты, информационные работники. Все эти классы речедеятелей противостоят неграмотным.
Печатная речь
Создание книжной печати и печатание подвижным шрифтом порождает развитие сочинений, но не касается обмена письмами, создания документов и документооборота. Развитие сочинений углубляет смыслы письменных текстов, обращенных из прошлого в будущее. Как видно из классификации произведений словесности в теории словесности, книгопечатание, сохранив рукописное наследие, развивает новые специализированные виды литературы: научную, художественную и журнальную. Специализированные виды литературы оказывают на общество и его структуру определенное влияние.
Это влияние состоит в том, что развивается информационная структура внутри общества; ученые, информационные работники и изобретатели выстраивают новую структуру (см. схему 4.9), связанную с книгоиздательским производством и распределением книги.
Схема 4.9
Как видно из схемы, книжная продукция и речевой труд становятся товаром. Став товаром, речь (печатная) захватывает через торговлю области деятельности финансистов и управленцев. В обществе появляются новая структура и новые классы людей по отношению к речи.
Эта новая социальная структура дает видоизменение массовых предпочтений (стремление к новизне) и делает речевой труд частью результатов труда, выносимых на рынок как товар, формирует полиграфическую технику и постоянно усовершенствует ее, создает законодательные институции и специальные финансовые средства для рынка книги и т. п. Самым важным в этом процессе является продвижение печатной продукции в сторону класса неграмотных, так как класс неграмотных есть резерв рыночных продаж. Поэтому начинается работа над литературными языками с целью расширения рынка. В Европе это перевод вульгарных языков в национальные и развитие образования, так как только эта мера может расширить рынок книги. В результате этой работы, как показано на схеме 4.10, неграмотными остаются только дети, не достигшие школьного возраста, и инвалиды, неполноценные умственно.
Схема 4.10
Втягивание неграмотных в класс грамотных и приобщение их к печатной книге и газете возрождает интерес к гражданской устной речи. Гражданская устная речь, неоперативная, медлительная, консервативная, выгодна обывателю, так как позволяет ему поставить под контроль управленцев, работающих главным образом с документами. Обыватель начинает участвовать в управлении, но письменная речь по-прежнему охватывает большие массивы людей. Это приводит к разработке выборной власти. Выборная власть с точки зрения риторики и теории словесности не есть простая реконструкция римского государственного права. Голосование проводится бюллетенями, письменными документами ради того, чтобы избранные по той или иной системе представители могли бы перейти к устной практике судебных, совещательных и показательных речей.
Массовая информация
Создание массовых коммуникаций в XX в. проходит в два этапа. На первом этапе образуются средства массовой информации, на втором --- органы информатики. Первый этап продолжается с 20х по 60е г., когда устанавливается совокупное действие кино, радио, телевидения и массовой прессы. Второй этап характеризуется созданием информационных систем на базе компьютерных технологий. Оба эти этапа есть становление смешанной устно-письменной речи. Результаты становлени устно-письменной речи для общества еще не ясны, так как становление общественных структур с помощью массовой коммуникации еще не завершилось. Можно показать только предварительные результаты и высказать предположения о дальнейшем развитии общественных структур речи средствами массовой коммуникации.
Массовая информация по своей структуре представляет собой совокупные по смыслу и форме сообщения о событиях. Эти сообщения о событиях сопровождаются в каждом органе массовой информации добавочными жанрами, заимствованными из книжных изданий (не отдельными произведениями, а именно жанрами: поэтическими, прозаическими, рецензионно-журнальными и т. п.). Кроме этого, сообщения о событиях избираются и модифицируются в своей форме и в нефактологическом содержании каждым органом массовой информации по-своему.
Органы массовой информации получают сведения о событиях не столько от своих корреспондентов, сколько от информационных агентств. Задача информационных агентств состоит в том, чтобы суммировать сообщения о текущих событиях и продавать эти сообщения органам массовой информации. Информационные агентства работают так, что отслеживают события по всему свету.
Выбор сообщений, комментирование их и комплектование их добавочными жанрами лежит на тех, кто управляет органами массовой информации. Это управление может быть административным, финансовым или торговым (какова доходность органа массовой информации от продаж выпусков и программ). Поэтому органы массовой информации живут от рекламы, от продаж выпусков, от субсидий и просто подчиняясь тем, кто является их хозяином и платит деньги журналистам, и тем, кто создает и обслуживает технику массовой информации.
Повременной характер выпусков массовой информации делает ее содержание оперативным , т. е. отдельные органы состязаются в том, который из них скорее передаст получателям текста информацию о событии, правдивым , т. е. сообщаемые факты о событиях должны точно соответствовать действительности, и истинным --- подбор сообщений о событиях и их сопровождение должны отвечать программе органа массовой информации, установленной его руководством.
Благодаря тому, что информационные агентства распространяют свои материалы по всему миру, считаясь только с тем, кто их купит, массовая информаци имеет всемирный, глобальный характер. Связь управления массовой инфляцией с информационными агентствами и с органами информации показана на схеме 4.11:
Схема 4.11
Но массовая информация распространяется на все классы получателей текстов, как грамотных, так и неграмотных, участвующих в семейно-родовом общении и в общинном типе жизни.
Речедеятелями в массовой информации являются не отдельные лица, а организации, внутри которых на основах разделениях труда работают отдельные работники. Это новые коллективные классы речедеятелей, противостоящие классам инидвидуальных речедеятелей. Поэтому их называют четвертой властью.
Социальные свойства массовой информации, как они изображены, показывают следующие закономерности:
1. Массовая информация является глобальным текстом, объединяющим разные языковые сообщества с их социальными речевыми структурами. Несмотря на различие языковых систем, понимаемых лингвистически, массовая информаци обладает принципиальным единством смысла и направленностью содержания. Массовая информация связывает людей любых языковых общностей в одно целое и формирует их общие интересы. Это свойство полезно назвать интернационализмом.
2. Получатель массовой информации воспринимает текст о текущих событиях с целью ориентироваться в мире и соответственно строить свою деятельность. Массовая информация распространяет стиль как всемирное явление и является основным средством формирования моды, формирует носителей моды как неосознанных, но уверенных подражателей стиля. Таков тип влияния массовой информации, который можно назвать неисторичностью сознания.
3. Заказчик массовой информации исходит из своих интересов: торгово-экономических, финансовых, управленческиадминистративных. Эти интересы различны у разных групп, что отражается в текстах массовой информации. Поэтому ее характеризует плюрализм мнений при единстве интернациональной информации о событиях. Плюрализм мнений направляет разные категории получателей массовой информации и формирует разнообразие вкусовых предпочтений.
Информатика
Введение в практику компьютеров началось с построения информационно-поисковых систем. Со временем оказалось, что, помимо информационного поиска, который удалось компьютеризировать и дать машинам большую память и быстродействие, ЭВМ могут записывать и хранить в памяти слова и тексты. Таким образом, ЭВМ стали орудиями речи и материалами речи одновременно. Развитие ЭВМ как орудий и материалов речи потребовало согласования текстов (языковых) на ЭВМ с устной и письменной речью.
Устная речь на ЭВМ воплотилась в системах двух классов: систем синтеза речи (в автоматическом режиме) и систем анализа речи (в автоматизированном режиме), т.е. с участием человека. Оба класса систем продолжают развиваться и совершенствоваться.
Система письменной речи, помимо записи и воспроизведения речи с помощью ЭВМ и периферийных устройств (сканеров --- автоматического чтения текстов и принтеров --- автоматической печати), обогатилась программами, позволяющими располагать текст на площади листа, подготавливать печатные матрицы, делать все операции по каллиграфическому исполнению текстов различными шрифтами и любыми видами письма. Этим была образована материальная база для исполнени документов и книг в автоматизированном режиме и сложилась экономия рабочего времени для документооборота и книжной печати, а также для издания текстов малыми тиражами на устройствах, воспроизводящих любые изображения.
Помимо освоения графики, эта основа позволила привлекать ЭВМ для создания текстов. Программы для создания текстов разделяются на программы автоматизированного перевода, программы для автоматического реферирования, программы образования новых текстов с заданным человеком словарем и смыслом (автоматизация создания новых текстов).
Анализ текстов с помощью ЭВМ, или контент-анализ, стали производить с использованием методов статистики, и благодаря методам статистики удалось создать смысловую интерпретацию как общую филологическую, так и предметно-ориентированную единицами статистической выборки.
ЭВМ оказалась в состоянии нести управляющие риторические функции. Были созданы системы автоматического управления для действий комплексов машин и устройств и системы автоматизированного управления (АСУ), которые формулируют на основании фактических данных доклады для принятия человеком решения и реализующие эти решения в автоматическом режиме.
Благодаря разработкам связи между устным и письменным языком сложились возможности сочетать на ЭВМ речевые действия и действия семиотических систем. Так сложился ряд систем, выполняющих функции семиотичес ких систем благодаря управлению этими системами с помощью слова. Это следующие системы:
а) обучающие системы, тренирующие память и навыки, а также сообщающие обучаемому новые сведения;
б) моделирующие системы, использующиеся для прогноза и исследовани объектов и ситуаций;
в) системы компьютерной графики, позволяющие создавать рисунки, мультфильмы (анимация) и геометричес кие изображения (графики, диаграммы, гистограммы, таблицы и т. п.);
г) системы звукового синтеза, позволяющие писать и анализировать музыку, а также образующие новые классы музыкальных инструментов;
д) системы автоматизированного проектирования (САПР), строящие на бумаге чертежи для конструирования объектов техники;
е) системы, позволяющие провести компрессию речи, т. е. записать любой текст для быстрой передачи его по информационным каналам.
Эти виды систем охватывают все классы семиотичес кой деятельности человека, кроме танца и обряда, так как танец и обряд требуют живого участия человека, его тела. ЭВМ сочетают, таким образом, все классы языковой деятельности и все виды семиотики (кроме обряда и танца) на базе слова.
ЭВМ сочленяются в автоматическом режиме с новыми видами связи (спутниковая связь, волоконная оптика
и т. п.), создавая то, что называется мультимедиа. Так образуется возможность сочетать преодоление расстояния с преодолением времени.
В риторическом смысле ЭВМ образуют три главные возможности:
1. Суммирование культуры, данное в речи: ИПС (информационнопоисковые системы), автоматизированные словари, автоматизированное и автоматическое реферирование.
2. Создание управления в автоматическом и автоматизированном режиме и, следовательно, выполнение риторической функции управления вместе с системами автоматического построения текстов.
3. Преодоление языковых барьеров через системы машинного перевода.
Все эти функции потребовали создание программ для работы ЭВМ. Но писать программы на естественном языке стало делом трудным. Поэтому на основе частей слов естественного языка и логической символики были созданы языки программирования, не имеющие прямой связи со звуковым или звукобуквенным языком, но удобные для последовательной записи программ, реализуемых ЭВМ. Языки программирования созданы в большом количестве и продолжают создаваться. Образуется новый мир языков, между которыми необязательно возможен перевод, так как они имеют разное назначение.
Языки программирования интернациональны, но функционально ориентированы на те или иные программы, а программы составляют авторскую собственность лиц, их создавших. Таким образом, множественность языков есть их функционально-криптографическое разнообразие. Введение в общество информатики дает новую общественную структуру (схема 4.12).
Схема 4.12
Мультимедиа формирует мировое сообщество, потому что вводит интернационально-функциональное разделение языков программирования.
Мультимедиа оживляет все виды деятельности через осознание глобальности контактов людей и высокой дифференцированности языковой картины мира. Включение человека в новую, им изображенную деятельность осуществляется благодаря тому, что осуществляется своеобразный диалог между лицом, предпринимающим новую деятельность, и обществом, точнее, теми людьми, которых она затрагивает.
Наряду с массовой информацией и информатикой возникает новый этап развити рекламы как средства управления экономической деятельностью и массовым сознанием. Реклама делится на классическую и новую, использующую средства массовой информации и информатики. Новая реклама создается организациями.