Классификация диалогов по предметам обсуждения
Диалоги по предметам обсуждения различаются по тому, каковы проблемы, стоящие перед обществом, а сами проблемы различаются по родам занятий. Сами занятия, как показывает история культуры, развиваются закономерно, исходя из одного источника - семьи - и развиваясь далее по родам деятельности. Как показано на схеме 3.16, в основе этого развития лежит переход от семейно-родового устройства общества к государственному устройству.
Схема 3.16
В каждом виде диалога используются по потребности любые виды словесности. Так, диалог семейный бывает устный, включая молву и фольклор, эпистолярный, документный, книжный, а теперь информационный (например, сватовство через информационную систему), массовой информации (брачные объявления), рекламный (массовая информация, знакомства).
Диалог государственный зависит от формы правления. Демократия как форма правления разделяется на исполнительную, законодательную и контрольную (судебную) власть (цензор, президент, законодательное собрание, прокуратура). Монархия дает в общем те же виды диалога, но организатором дебатов выступает одно лицо.
Военный диалог, как правило, - устнописьменный, где устная и письменная речь тесно связаны между собой. Но в этот диалог могут быть втянуты сочинения, информатика и иногда массовая информация.
Дипломатический диалог состоит из устных переговоров, их записей, отчетных документов, обзоров и специальных жанров дипломатических документов (меморандум, нота, вербальная нота, договор, конвенция и т. п.). Устный дипломатический диалог строго этикетен и включает в себя обращение с визитной карточкой, формулярные приглашения, формулярные согласия, формулярные согласия на приглашения и т. п.
Диалог разведывательный включает в себя создание резидентуры и агентуры, ведение опроса агентов и частных лиц, документы, оформляющие сотрудников, отчеты, использование книг, криптографию, дешифровку, использова ние массовой информации, рекламы и информатики.
Диалог судебный включает следственные и судебные действия, происходящие в устнописьменной форме и в настоящее время располагающие своей развитой документной системой.
Диалог финансовый обслуживает финансовые операции и относительно каждой операции имеет свой вид документа. Основой финансового диалога являютс бухгалтерские документы. Текст и материал письма, как правило, различным образом защищены от подделки, устный диалог ориентирован на формы документов. Развитие информати ки развертывает систему кредитных карт, облегчает переводы денег и иных ценностей, развивает бухгалтерский учет.
Диалог административный состоит из административных переговоров, документов, широко используются данные всех других видов диалогов и в настоящее время широко используются средства информатики.
Образовательные диалоги - учебные, пропагандистские, проповеднические - содержат все виды словесности.
Диалог деловой предполагает организацию культуры, производства, торговли, финансов (относительно организаций), управления, изобретения, развлечения, информирования, создания и хранения технологий. В деловом диалоге используются также все виды словесности.
Диалог ритуальный состоит из условных и воспроизводимых регулярно в определенном ритуале реплик (ритуалы спортивные, государственные, семейные и т. п.).
Каждый вид диалога по предметам обсуждения имеет свою логосическую цель:
1. Диалог семейный - моральное и материальное благо семьи.
2. Диалог государственный - устойчивость власти и благо государства.
3. Диалог военный - подготовку и использование вооруженных сил для защиты и нападения.
4. Диалог дипломатический - поддержание и укрепление через осведомление межгосударственных и консульских отношений.
5. Диалог разведывательный - сбор, обобщение и анализ конфиденциальной информации.
6. Диалог судебный - установление справедливос ти и разрешение споров и конфликтов в обществе.
7. Диалог финансовый - установление и действие денежнокредитной системы.
8. Диалог административный - реализацию системы управления.
9. Диалог образовательный - обучение и воспитание.
10. Диалог ученый - описание научной картины мира.
11. Диалог деловой - создание и использование материальных ценностей.
12. Диалог ритуальный - приобщение людей к определенной возрастной, профессиональной, территориаль ной и другой группе.
Поскольку логосы диалогов различаются по целям, они вырабатывают каждый свою систему речевых формул (стандарт логоса речи). Овладение этими стандартами происходит в системе профессионального образования. Профессиональная пригодность определяется овладением этими речевыми формами, поскольку вне знания этих формул невозможны профессиональные занятия