Образ автора в письмах и документах
Русская эпистолография изучена слабо. Изучению подверглись, главным образом, берестяные грамоты и эпистолярное наследие исторических личностей, отчасти обывательские и салонные письма. В берестяных грамотах содержатс обычно имена адресата и адресанта и дело, по которому написано письмо. Эпистолярное наследие исторических личностей комментировано, главным образом, историками и историками литературы. В обоих случаях целью исследовани было изучение биографии, жизненной и профессиональной. Что касается обывательских писем, то в литературе обычно передавался и комментировался формуляр такого письма. В общем образ автора письма указывает на его образование и отношение к окружению. Письмовники изучались мало, но, повидимому, образ автора в письмовнике ориентирован на стиль времени.
Что касается документов, то обширная русская документальная письменность в ее истории изучалась довольно хорошо, хотя публикации исторических документов не могут считаться полными и даже достаточными.
История русского документа разделяется на доприказный период, периоды приказной канцелярии, канцелярии двенадцати коллегий, министерской канцелярии и советской канцелярии. Одна канцелярия отличается от другой хорошо выраженным и своеобразным образом автора.
Автор в документе коллегиален в том смысле, что составитель документа - одно лицо; подписывающее и ответственное за содержание документа --- другое; распространитель, если документ публикуется, --- третье.
Доприказный период канцелярии на русском языке представлен документами домонгольского и монгольского времени, преимущественно межфеодальными договорами. Образ автора такого документа трудно уловим, так как это документы двустороннего образования и в них, обычно клятвенно, фиксированы обязанности сторон. Язык этих документов сложен по составу, так как используется лексика равнопонятна сторонам, а канцелярский язык еще не сложился в своем словаре и формах. Поэтому образ автора в этих документах есть как бы вещественный, реальный и неречевой образ.
Приказная канцелярия сложилась в конце XV в. и приобрела классический вид с широкой дифференциацией видов и разновидностей, отражающих документные жанры, в XVII в. Русские документы приказной канцелярии написаны, как правило, специалистами и отличаются краткостью, полнотой и точностью фиксации дела.
Благодаря тому, что делопроизводство велось в столбцах (т. е. в свитках бумаги, которые составлялись из подклеенных друг к другу документов), выемка документа из дела была исключена и сам документ должен был занимать на бумаге как можно меньше места. Документы писались скорописью с максимальным заполненением пространства листа (с надстрочными и подстрочными графическими элементами) без деления на абзацы. Дела вершились устно. При устном вершении дел канцелярист читал документы для вынесения устного решения по делу и фиксировал результаты решения либо в виде отдельного документа, либо же в виде реквизитов, которые могли ставиться на оборотной стороне листа.
Графический стиль документа требовал, таким образом, специалистов, какими были сотрудники приказов: писчики, писцы, подьячие, дьяки, судьи приказов либо публичные нотарии --- площадные подьячии или грамотные лица, часто из духовного сословия, которые привлекались к составлению как частных, нотариальных, так и государственных и церковных документов.
Образ автора документа распределен по месту образования документа. Мест образования документа три: нотариат, куда входят любые документы негосударственной и нецерковной канцелярии, имеющие характер договора между частными лицами, включая сюда и записи о похолопленьи --- кабалы; духовная, патриаршая канцелярия, куда относятся документы не только административного управлени клиром, но и монастырские имущественные документы и документы общего значени для приходов и прихожан, большей части записи, как теперь говорят, гражданского состояния (фиксация рождений, смертей, венчаний и другого в церковных книгах), и царская приказная канцелярия, где фиксируется документное общение народа с властью, документная переписка ведомств, светский суд, имущество, военное дело, административное дело, разведка, кадры и т. п.
Три места образования дают три образа автора документа при едином типе формул клаузул, когда место, источник, адресант, адресат документа и его название не имеют особого графически выделенного места. В случае нотариального по месту образования документа титулатура как особая часть документа отсутствует; если документ фиксирует факт вступления в деловые отношения лиц, обладающих государственным или церковным титулом, то титул приписывается к имени как уточнение лиц, вступающих в отношения, но не имеет характера обращения.
Имена лиц, вступающих в нотариальные отношения могут быть уничижительными или полными, а суть отношения ясно обозначена. Например, "Се аз (имя рек) продал, а (имя рек) купил", название вещи, ее местоположени е и свойства, цена, условия и т. п. При этом текст может быть опечатан властной печатью, даны именования и подписи свидетелей (послухов), даты, место составлени и имя свидетеля, а также подписи людей, вступивших в отношения.
По этой же формуле создаются договоры о найме, сговорные записи (брачные контракты) и кабалы. Кабалы --- массовый вид контрактного документа. Кабалы могут быть разделены на два класса: отработки (за взятые в долг деньги) и полное безусловное похолопление. Обилие кабал без
условного похолопления, подписаных мужчинами, говорит о том, что данный вид правоотношений был выгоден как холопам, так и их хозяевам, так как он давал холопу право "во дворе жити", т. е. человек становился неродственным членом сильного феодального дома.
В документах патриаршей канцелярии образ создателя документа, если он исходит из высшей инстанции и обращен к низшей, отличается учительностью стиля, в него нередко включаются назидательные нравственные сентенции и стиль этих документов отличается большей императивностью, чем стиль государевой канцелярии.
Государева канцелярия имеет следующие черты стиля. Старшая инстанция, так же, как и равная, и низшая инстанция, в обращении не использует повелительного наклонения даже в таких документах, как грамота (акт уполномочения, приказ) или память (предписание, отношение), а использует сослагательное наклонение в формуле "а тебе бы ...". Повелительное наклонение используется лишь в описании действий (идти тудато, делать тото и т.п.). Обращение к старшей, равной и младшей инстанции также на "ты". Полная титулатура используетс в обращении к своему и иноземным государям, остальные лица именуются в обращении по званию (князь) и должности (окольничий, воевода). Подписи нецарственных особ троякие: "холопы твои" --- подписи дворян; "богомольцы твои" --- подписи духовных лиц; "сироты твои" --- подписи всех иных состояний. Собственные имена людей, подписывающих документ в старшие инстанции, как и имена лиц, упоминаемых в деле, как правило, сокращенноуничижительные.
В целом образ автора документа --- это товарищество всех, в том числе и государя, а уничижительные упоминани я лиц в подписи являются своеобразными "мы скромности". Русское документальное управление до XVIII в. предстает единой феодальной семьей, в которой отношения людей семейственны, и потому непререкаемы, когда речь идет о воле главы семьи или об обращении к нему.
Образ автора в документах XVIII в., в канцелярии двенадцати коллегий изменяется. Документ пишется на листах, из листов формируются дела. Формуляр документа становится графически расположенным, выделяются в отдельный формуляр самоназвания документов. Значитель ная часть самоназваний изменяется. Применяютс заимствования, большей частью из латинского или немецкого языков. Документ государственной канцелярии приобретает личный характер.
Личный характер документа отражается в подписи, которая нередко дублируетс в самоназвании (рапорт майора) и в адресации документа (от кого к кому). Семейственность как общая черта стиля, предписываемая этикетом приказной канцелярии, исчезает. Изменяется титулатура лиц: государя, митрополитов, авторов документов (по ведомствам) в соответствии с табелем о рангах, и документ приобретает черты основной государственной бумаги, хотя и личной. Этот стиль распространяется и на нотариальный, и на судебный документ. В текст документа вводятся, помимо описания событий и фактов, рассуждени по принципу: "если ..., то ...". В целом образ автора коллегиальной канцелярии - государственный деятель, когда государственная служба не вхождение в дом, а высший абстрактный интерес общества.
Министерская канцелярия, созданная реформой КочубеяСперанского при Александре I (фактическим автором ее был М.М. Сперанский), несет в себе принцип законосообразности . Это значит, что любое дело рассматривается в связи с законом как высшим регулятором жизни отдельных людей и общества в целом --- гражданс кого общества . Исходным делообразующим документом становится доклад, с одной стороны, и жалоба гражданина, с другой. Частноправовой документ именует участников правоотношения их полным сословным званием (крестьянин такогото места, мещанин такогото города, дворянин такогото уезда и т.д.). Подпись на документе государственной и церковной канцелярии --- должностная с упоминанием звания, в частноправовом --- подпись оформляется таким же образом. Всем документам, где это возможно (например, в докладе), придаются, как дополнительный реквизит, формулярные части письма, т. е. обращения к старшему, младшему или равному, подпись документа создается по законам эпистолярного текста. Это создает стиль личного общения.
стиль личного общения вместе со справкой из закона в тексте документа создает образ автора, живущего и действующего в гражданском равенстве - гражданина, а не государственного деятеля. Документ несет в себе черты письменного делопроизводства, так как снабжается реквизитами регистрации документа в канцелярии, что в принципе не имело места в приказной канцелярии и было необязательным в коллегиальном. Регистрационные реквизиты включают документ в "течение деловых бумаг". Отсюда образ автора документа как бы двойной: гражданский как физического лица и документооборотны й (образ дела, в которое включен документ). Соотношение этих двух сторон делает образ автора предметом описания в самом документе .
Советская канцелярия прошла сложный путь развития, так как необычайно развилась тематика документа, вопервых, и менялись структуры управления, вовторых. Делопроизводство и отчасти формуляры документов приобрели ведомственный характер, добавились каналы связи в деловых отношениях: по типу устных и письменных связей сформировались телеграфные и телефоные связи, которые затронули письменный документ, изменялись и самоназвания документов. В целом в этой сложной картине управления письменному документу отведена удостовери тельная роль. Эта удостоверительная роль фиксируется подписями, штампами (чего раньше не было) и печатями, гербовыми и негербовыми (круглыми, треугольными); подпись может быть также факсимильной.
Благодаря удостоверительной роли письменного документа он, независимо от его содержания, воспринимается как средство арбитража , который разрешает споры сторон и является удостоверением правоотношения. Реквизиты документа, помимо эпистолярных прибавлений, характерных для министерской канцелярии XIX в., в основном сохранены такие же, как и в XIX в. Самоназвани претерпели некоторую архаизацию. Титулатура и должности в реквизитах сохранены, но, естественно, они изменены в соответствии с тем, что феодальные звани отменены, за исключением новых почетных наименований (Герой Социалистического Труда, почетный железнодорожник и т. п.).
В 70-х гг. была предпринята попытка создать ЕГСД --- единую государственную систему документа. Эта идея имела в виду компьютеризацию государственного управления в единой системе. Но разнообразие тем и правоотношений не позволили это реализовать. В целом образ автора советского документа может быть описан как юридическое лицо, зарегистрировавшее свои правоотношения .
Таким образом, развитие образа автора в русском документе можно представить как следующее движение: член феодального дома --- государственный деятель - предмет описания в самом документе --- юридическое лицо.