Изобретение мысли и речи, по Ломоносову
В своем учебнике М.В. Ломоносов излагает основы рациональной риторики: "В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые указывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорит должно; другие учат, как изобретенное украшать, третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяетс Риторика на три части --- на изобретение, украшение и расположе ние" [21, 99].
В принципе части риторики следуют схеме Квинтилиана, но изобретение речи толкуется по-новому. Вопервых, изобретение речи ограничивается по смыслу предметом речи: "изобретение риторическое есть собрание разных идей, пристойных предлагаемой материи".
"Идеи суть простые или сложные. Простые состоят из одного представления, сложные из двух или многих, между собой соединенных и совершенный разум имеющих" (то есть нацело представляющих предмет мысли. Ю.Р.).
Риторика как описание предметов мысли и их исследование отделяется от красноречия. "Слово двояко изображено быть может --- прозою или поэмою..."
(с. 96), т. е. риторика главным образом наука об изобретении мыслей, выраженных словами, тогда как красноречие говорит о средствах выражени и расположения. Красноречие управляет как стиховой, так и нестиховой речью. "Первым образом (т. е. прозой. --- Ю.Р.) сочиняются проповеди, истории, учебные книги, другим (т. е. поэзией --- Ю.Р.) сочиняются гимны, оды, комедии, сатиры и других родов стихи" [21, 97].
Таким образом, называются и определяются речевые жанры и канонизируются типы содержания жанров. Изобретение как основа риторики представляет собой логическое конструирование (а не анализ) мысли, исходя из общих мест. Общих мест всего 16:
а) род и вид;
б) целое и части;
в) свойства материальные (фигура, тягость, твердость, упругость, движение, звон, цвет, вкус ... и т. п.);
г) свойства жизненные: душевные дарования (понятие, память и т. п.), страсти, добродетели, пороки, внешнее состояние (счастье, богатство, слава, власть, вольность), телесные дарования (возраст, пол, сила, красота и т.п.);
д) имя;
е) действия и страдания;
ж) место;
з) время;
и) происхождение;
к) причина;
л) предыдущее и последующее;
м) признаки;
н) обстоятельства;
о) подобия;
п) противные и несходные вещи;
р) уравнения.
Эти общие места составляют основу познавательного аппарата.
При изобретении действует воображение, которое сочетается с рассуждением: "...через силу соображения из одной простой идеи расплодиться могут многие" [21, 109].
"Материя, сочинителю слова данная, обыкновенно бывает сложенная идея, которая называется тема. Простые идеи, из которых она составляется, называютс терминами" [21, 110].
Таким образом, формируется анализ темы, например: "неусыпный труд препятства преодолевает " имеет в себе четыре термина: неусыпность, труд, препятства, преодоление" [21, 110].
После анализа темы по терминам, опираясь на отдельные термины, несложно через воображение, благодаря общим местам, произвести речь, распространить ее: "Первыми называются те, которые от терминов темы непосредственно происходят, вторичными, которые от первых, третичными, которые от вторичных идей рождаются" [21, 110].
Например, труд --- начало, середина, конец, пот, упокоение, пчелы --- летание по цветам, собирание меда.
"В сем примере хотя только первые и вторичные идеи, и те из немногих мест риторических к терминам приложены, однако ясно видеть можно, что чрез сии правила совображение человеческое иметь может вспоможение и от одного термина произвести многие идеи" [21, 115].
Это разделение и сложение идей представляет собой суждения, ".. а когда словесно или письменно сообщаются, тогда их предложениями называю" [21, 117].
Далее Ломоносов строит теорию синтаксиса, который может быть назван содержательным (а не формальным, аналитикограмматическим) синтаксисом, так как теори предложений и периодов рассматривается как риторическое изобретение. Теория периодов включает в себя их стилистические характеристики по числу составляющих их предложений и по величине предложений, входящих в периоды (периоды "круглые, зыблящиеся и отрывистые"). Дается также употребление союзов и бессоюзие [21, 116 127].
Периоды образуются через распространения. Видов распространения два: "умножительный и увеличительный". Умножительное распространение основано на определениях и эпитетах. Создание умножительного распространения производится через такие общие места, как свойства материальные, свойства жизненные, действия и страдания, места, время, происхождение, причина, предыдущие и последующие, признак, подобие, противное.
Увеличительные распространения строятся на общих местах рода и вида, целого и частей, материальных свойств, данных через разделения, действи и страдания, жизненных свойств и т. п. Идея увеличительного распространени основана на внесении разделительных суждений в общее место, когда термин гипероним делится на гипонимы.
Даются такие стилистические рекомендации: "При распространении слова наблюдать надлежит: 1) чтобы ... употреблять слова избранные и убегать весьма подлых... 2) "идеи должно полагать так, чтобы сила и важность распространения отчасу возрастала и к концу была устремительна" [21, 150 151].
Синтаксис как учение о распространении терминов, составляющих тему со стороны смысла, управляется изобретением доводов. Слово довод у Ломоносова означает доказательство. "Предложив учение об изобретении и соединении идей и распространении слова, должно показать, каким образом предлагаемую материю доказывать, в чем состоит сила и дело всего слова (т.е. цель речи. Ю.Р.). Сего искать должно в риторических доводах или доказательствах, которые суть сложенные идеи, удостоверяющие справедливост ь предполагаемой материи. От Цицерона доводы называются вероятными изобретениями для уверения" [21, 154].
Однако Ломоносов теорию доводов начинает не с энтимем, а с силлогизмов, дает классификацию силлогизмов, затем дает условные силлогизмы и разделительные суждения. Условные и разделительные суждения называются ограниченными силлогизмами. Сложение ограниченных силлогизмов (или энтимем, из них образованных) дают дилемму, сорит [21, 157]. Силлогизмы, дилеммы и сориты далее рассматриваются по тому, как используются общие места.
В следующей (шестой) главе риторики даются рекомендации о возбуждении и утолении страстей: "Страстью называется сильная чувственная охота или неохота, соединенная с необыкновенным движением крови и жизненных духов, при чем всегда бывает услаждение или скука" [21, 167]. Для воздействи на страсти необходимы три условия: авторитет оратора, состояние слушателей и сила красноречия. Дается классификация аудитории, классификация страстей (радость, печаль, любовь, ненависть, надежда, боязнь, гнев, сожаление или милосердие, честолюбие, стыд, зависть, ревность, раскаяние и пр.) и относительно каждой страсти указываются словесные средства возбуждения или утоления, воздействия на одну страсть другой.
"Витиеватые речи (которые могут еще называться замысловатыми речами или острыми мыслями) суть предложения, в которых подлежащее и сказуемое, сопрягаются некоторым странным, необыкновенным или черезъестественным образом и тем составляют нечто важное или приятное" [21, 204 205].
Эта глава о витиеватых речах следует после главы о страстях. Это значит, что острословие и неожиданность мыслей составляет связь между доказательствами (доводами) и воздействием на эмоции слушателей. Ломоносов, сославшись на Цицерона и древних, дает далее свою разработку принципов создания замысловатых речей и острых мыслей --- всего существует четырнадцать видов смыслового сопряжения подлежащего и сказуемого витиеватым образом: соединение (несходного), разделение (единого в разных отношениях) и т. п., т. е. даются правила составления парадоксальных речений. При этом используются общие места, которые используются для составления парадоксов.
Учение о парадоксах (витиеватых речах) дополняется учением о "вымыслах". "Сие учение предлагается после прочих правил изобретения для того, чтобы учащиеся сперва привыкли к твердым и основательным идеям..." [21, 220]. Вымысел по сути своей есть поэтическое воображение, рассказ о небывалом, хотя правдоподобном. Вымысел есть отступление от предметной правды ради доходчивости и пояснения мысли на воображенном (литературном) примере: кентавр, сирена, химера, медуза, ужасные действия и свойства --- гиперболы, превращения (превращение Дафны в лавровое дерево) и т. п.
Таким образом, основная часть риторики состоит в содержательном и рациональном синтаксисе, основанном на общих местах, последовательно рассматриваются смысловые конструкции предложений, построенные на логических доводах, на вызывании эмоций, на создании парадоксов и на поэтических приемах (метафорах в широком смысле слова).
1.2.8. Риторика --- инструмент стилеобразования
Вторая, неосновная часть риторики Ломоносова состоит в теории стиля, а именно: "в чистоте стиля, в течении слов, в великолепии и силе оного" [21, 236], т.е. в правилах выбора слов, ритме речи и учении о тропах и фигурах и, наконец, третья часть риторики посвящена расположению или композиции.
Стиль речи Ломоносов связывает со стилем личности, образом оратора: "Сила в украшении (стиле. --- Ю.Р.) риторическом есть такова, каковы суть пристойные движения, взгляды и речи прекрасной особы, дорогим платьем и иными уборами украшенной, ибо хотя она пригожеством и нарядами взор человеческий к себе привлекает, однако без пристойных движений, взглядов и речей вся красота и великолепие как бездушны" [21, 238].
Учение о стиле, т.е. учение об эвфонии, ритме, тропах и фигурах речи, получило большое развитие в риторике в конце XVII --- начале и середине XVIII в. Оно стало как бы центром риторики, особенно учебной риторики и гомилетики. Тезис "стиль --- это человек" приобрел ведущее значение. Идеи просвещения, т.е. образования в широком смысле, как основы общественного развития фактически сделали стилистику основой речевого воспитания. Нормы стиля в риторике развиваются вместе с развитием этикета, нередко придворного этикета. Особенно большое развитие получило это движение при дворах просвещенных монархов.
Многие риторики во Франции, Британии, Германии ставят своей целью формирование стиля поведения человека. Поэтому особенно большое внимание уделяется показательной речи. Готшед в Германии, один из самых влиятельных филологов, в своей риторике уделяет главное внимание именно показательной речи, для которой стиль красноречи составляет эстетическое воспитание аудитории.
Учение о стиле развивается в учение о композиции: "Расположение есть изобретенных идей соединение в пристойный порядок. Правила о изобретении и украшении управляют совоображение и разбор идей; предводитель ство рассуждени есть о расположении учение... ибо что пользы есть в великом множестве разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом?" [21, 293].
Таким образом, учение о композиции как основе стиля контролирует риторическое изобретение: "И ежели в теле человеческом какой член свихнут, то не имеет он такой силы, какою действует в своем месте" [21, 293].
Расположение Ломоносов разделяет на натуральное и художественное, т.е. на прозаическое (ученое) и поэтическое [21, 294]. Единицей композиции считаетс хрия, т.е. речь, имеющая относительно самостоятельную смысловую цельность. Хрии у Ломоносова относятся прежде всего к похвальным словам, т.е. к показательной речи, и делятся на объясняющие действие, объясняющие речь и объясняющие действие, соединенное с речью.
Части хрии следующие: приступ, парафразис, причина, противное, подобие, пример, свидетельство, заключение. Такие восемь частей речи могут быть выделены только в показательной речи и в одической поэзии. В традиции Квинтилиана причине соответствует повествование, противное, подобие, пример --- соответствует доказательству и опровержению. Свидетельство равно относится и к доказательству, и к опровержению, и к возбуждению страстей. Описание как часть речи, предполагающа возможность дать системное доказательство, в показательной речи не может присутствовать.
Разобрав образцы хрий и их частей в показательных речах, Ломоносов дает расположение по силлогизмам:
"1) полагается одна посылка, 2) присовокупляется к ней причина из какого-нибудь риторического места, 3) ежели есть другая посылка, то и оная полагаетс к которой 4) также причина придается, 5) напоследи все заключается следствием" [21, 311].
Это построение ученых трактатов напоминает силлогизм в буддийской логике, когда каждая посылка сопровождается поясняющим и толкующим примером. В расположении по силлогизмам применяются общие места как большие посылки, а причина --- пример также основаны на общих местах.
Когда введены эти правила, которые служат для расположения в ученых трактатах, дается анализ диалогов ("разговоров"), т.е. логика предстает персонифицированно, в виде словесных действий персонажей диалогов. После теории диалогов ("разговоров") Ломоносов дает теорию исторических описаний, куда он включает разные жанры: историю, географические описания, описани нравов и поступков, описание предметов, вымышленные (художественные) описания, басни, эпос, притчи. Даются общие места, принятые в описаниях, и композици в изображении фабул в повествованиях, примеры, "вводные речи", "выступления" отступления и способы украшения речи в повествованиях и описаниях.
Последняя глава, завершающая учение о композиции, отводится Ломоносовым для изложения связи периодов с помощью союзов и бессоюзия.
На примере классической риторики Ломоносова можно проследить основные черты стиля, даваемые рациональной риторикой.
1. Риторика --- учение о развитии мысли в слове. Сюда равно относится и инвенция (изобретение) и элокуция (выражение изобретенного в словах). В основе инвенции и элокуции лежит понятие о семантизации высказываний в виде понятий и образов.
2. Опорой риторики (как учения о семантизации) является понятийная структура речи, которая дополняется эмоциональной выразительностью и эмоциональным воздействием на слушателя или читателя. Связь между понятийной и эмоциональной структурой речи лежит через теорию парадоксов (витийство), где наряду с силлогизмами применяются софизмы и приемы эристики. Предметно-теоретическа речь и вымышленная речь (т.е. художественный вымысел) различаются, хотя все виды речи едины с точки зрения понятийности, эмоциональности и витийства.
3. Дидактическим центром риторики является красноречие. Красноречие образует образ оратора, тип красноречия, следовательно, определяет характер образа оратора. Воспитание образа оратора --- педагогическая цель риторики. У Ломоносова лучшим оратором является рассудительный, добродетельный и эмоциональный человек, обладающий волей стать общественным деятелем, полезным обществу. Эстетика речи сочетается с этикой, этика образуется через эстетику.
4. В учении о композиции фактически намечены: в теории хрии --- основы художественной речи, в теории диалога ("разговоров") --- описание, в ученой прозе даны правила составления ученых трактатов, которые сопровождаются построением художественной повествовательной прозы (басни, притчи, этические сочинения, повести, романы и т. п.).
Эти характеристики рациональной риторики содержат в себе единую цель --- формирование человека через обучение его наилучшим образом мыслить и чувствовать и выражать это красноречивым образом. Для этого создается нормирование приемов композиции, характерных для разных видов речи.
Так достигается цель воспитания человека нового стиля для решения любых жизненных, в том числе риторических задач.
Стилеобразующие задачи рациональной риторики стали основанием для развити художественной речи, в центре которой лежит образ автора. Развитие художествен ной речи XIX в. и вытеснение риторики из образовани я предсказано стилеобразующими задачами самой риторики.
Упадок риторики
Развитие риторики в Европе далее шло как бы по двум направлениям.
1. Общим принципом было построение содержательного синтаксиса: выражение замысла в слове: инвенция --- элокуция --- элоквенция и отсюда детализация приемов красноречия тропов и фигур.
2. Разработка отдельных видов словесности, их композиции и стиля.
В конце XVII в. первое направление получило детальную разработку в авторитетных риториках Кемпбелла и Блэра в Англии. Второе выразилось в русской риторике, которая поделилась на общую и частную. Курганов, составив свой "Письмовник", фактически выделил частную риторику, дав образцы составления текстов разных видов словесности [20]. Соотношение общей и частной риторики было разработано и вошло в практику трудами Н.Ф. Кошанского [17, 18].
Характерными чертами европейской, а затем и североамериканской риторики первой половины XIX в. было внимание к воспитанию нового стиля и личности оратора практически независимо от вида словесности.
В России общему стилю уделяли меньше внимания, главными стали разработка и подход к стандартизации составления текстов разных видов прозаической словесности.
Как выяснено теперь В.И.Аннушкиным, в середине XIX в. учебная риторика 1850 г., принадлежавшая И.И. Давыдову и К.П. Зеленецкому [3; 34], детально разработала виды прозаической словесности, подошла к определению исходных положений разных наук, указала на их различие и тем обосновала факультетскую классификацию наук. Чисто технические рекомендации риторики, с одной стороны, и развитие индивидуально-художественных стилей, с другой, породили негативное отношение к риторике.
Поэтому сочетание теории поэзии и теории прозы получило название "Теория словесности" как совокупное учение о языковых текстах. В это учение на элементарном уровне добавлялись и грамматические сведения, и сведения по стилистике. Термин "теория словесности" был введен, повидимому, Н.Гречем [11]. Теория словесности стала массовым учебным жанром, просуществовавшим немногим менее ста лет. Последней "Теорией словесности" стало переиздание работы с этим названием Овсянико-Куликовского в 1923 г. [25]. Но эта работа наследовала принципы А.А. Потебни, готовившего лекции по "Теории словесности", где он фактически излагал уже поэтику [28; 29].
В Западной Европе и Северной Америке до середины XIX в. учебная риторика фактически становилась нормативно-стилистическим учением и постепенно стала третироваться как чисто учебная дисциплина, не имеющая серьезных научных оснований [31].
Отказ от риторики происходил на фоне развития художественной литературы, которая стала массовым видом словесности, основой школьной хрестоматии и основой изучения языка. Художественная литература стала пониматься как основной источник новой стилистики, как "властительница дум".
Этому содействовало становление сравнительноисто рического языкознания. Обращение к исходному виду словесности --- фольклору произошло одновременно с развитием сравнительно-исторического языкознания, так как сравнительно-историческое языкознание предполагало установление культурных истоков языка в дописьменном состоянии. Дописьменное состояние языка и фольклор как его культурная текстова основа стали пониматься как поэзия. Сказка, песня и эпос в их долитературном состоянии, равно как и миф, стали относиться к поэзии и считаться предшественниками и истоками художественной литературы.
Развилась философия поэтики. В этих условиях риторику как учение только о прозе стали понимать как школьную схоластику, не могущую служить воспитанию нового стиля. Риторика была устранена из образования, риторические проблемы перешли в ведение поэтики и философии поэтики. Наиболее яркое выражение это движение получило в творчестве А.А. Потебни. Основные положения философии поэтики А.А. Потебни можно суммировать так:
1. Творческое начало лежит в поэзии. Поэзия есть словотворчество.
2. Основа словотворчества --- народная устная речь. Остальные поэтические виды слова действуют в словотворчестве так же, как в народной речи. Так развивается общество, общественный интеллект, а за ним материальная культура.
3. В словотворчестве автор анонимен, созданное им слово может быть принято народом, а может быть и отвергнуто, и забыто. В этом механизм развити языка.
4. Каждый язык, благодаря такому методу словотворчества, имеет свой смысловой и формальный склад и развивается только в рамках национальной самобытности.
5. Проза есть вырожденная поэзия, так как в прозе происходит стирание внутренних форм слов, составляющих основу поэтического творчества. Десять веков церковнославянского языка есть упадок языка, так как это господство прозы.
6. Поэт вдохновляется сам благодаря поэтичности своей натуры, его творчество отражает новый духовный и материальный мир. Критик выше поэта, так как в нем сосредоточена духовность разных поэтов и критик осознает движение мира более всесторонне, чем поэт. Лучший образец критика --- В.Г. Белинский.
Видим, что Потебня фактически описал роль языка в обществе, но при этом исключил влияние прозы, сохранив действенную силу только за поэзией.
1.2.10. Риторические научные дисциплины XX в.
В ХХ в. складываются средства массовой информации и информатика. Это техническое достижение, т.е. создание механических и электронных средств передачи и хранения речи, впервые ставит вопрос о том, что:
а) создатель речи есть коллектив, снабженный техникой, а получатель речи не может владеть техникой создания речи, а может распоряжаться только техникой получения речи;
б) время получателя речи на восприятие речи ограничено, поэтому и способность общества к речевому управлению ограничена;
в) речь средств массовой информации и информатики однонаправленна. Диалог между создателем речи и получателем в том же виде словесности невозможен.
Это возрождает проблематику риторики. Но само имя "риторика" понимается только либо в историческом смысле изучение античной филологии и ее изводов, либо применительно к устной ораторской практике. Риторика рассматривается как "свободное искусство", а состояние речевых коммуникаций в условиях действия средств массовой информации и информатики требует эмпирического научного подхода и количественных методов анализа.
Количественные методы анализа и строгая дедукция, сопряженная с ними, не могут считаться "свободным искусством". Поэтому для проблематики, поставленной античной риторикой, стали изобретать новые имена вместо того, чтобы разграничить риторическую науку и искусство речи, в том числе ораторику.
Первым видом научных исследований речи стал контент-анализ. Контент-анализ занимается проблемой восприятия речи и, следовательно, практической проблемой речевого управления аудиторией.
Контент-анализ появился на рубеже XIX и XX вв. в США. Было замечено, что получение текста человеком и его восприятие неадекватно пониманию. Упрощенно это значит, что в памяти человека остается как бы реферат основного содержания текста, сделанный под тем углом зрения, под которым данный текст был интересен воспринимающему.
Если тексты одного рода многочисленны и объемны, то это значит, что они вообще не могут быть восприняты отдельным человеком. Но понимание не предполагает удержание в памяти всех воспринимаемых единиц, а только тех смыслов, которые интересуют воспринимающего, и тех единиц текста, которые воплощают этот смысл.
Из опыта филологии была известна возможность проводить статистические анализы текста ради установления стилевой идентичности авторства. Такие статистические анализы проводились, в частности, для судебной экспертизы. Статистика речи предполагает, что нет необходимости анализировать весь массив речевых событий. Можно с высокой степенью достоверности анализировать не все речевые события, а выборочно, экстраполируя данные выборки на всю генеральную совокупность.
Идея контент-анализа состоит в том, чтобы взять выборку из текстов одного рода, например из газет, назначить единицы выборки, исходя из интересов читателя (который выступает как заказчик), и определить частотные характеристики единиц выборки и их статистические корреляции. Так составляется реферат текстов, отражающий понимание текста заказчиком исследования. Такой реферат будет более объективным, чем индивидуальное понимание, потому, что им охвачен значительно больший массив текстов, чем может воспринимать отдельный человек, и потому, что статистические корреляции между разными единицами смысла, данными в тексте, более надежно отражают, что может быть дано в личном понимании отдельного человека.
Контент-анализ производится специалистами по заказам. Каждый заказ формирует угол зрения, под которым заказчик желал бы воспринять текст. Например, как в массовых изданиях упоминается продукция фирмы и соответственно какой авторитет имеет эта продукция у массового потребителя. Этот анализ может касаться не только товара или услуги, но и человека, например, артиста или политического деятеля или цитируемого автора, т.е. всего того, что может интересовать заказчика.
Следуя этому принципу, можно не только подвергать анализу тексты уже имеющиеся, но и специально создавать тексты для контентанализа. Такими текстами являются анкетные опросы общественного мнения. Здесь сами тексты создаются и распространяются по принципу статистической выборки, отражающей состав общества. Когда анкеты возвращаются аналитикам, их содержание исследуется методом контентанализа и устанавливается отношение людей к вопросам, поставленным анкетами. Так дополнительно к организациям, занятым контентанализом, создаются организации, исследующие общественное мнение, т.е. изучающие состояние аудитории в данное время, в данном месте и ее отношение к данной проблеме.
Генерализация принципов контентанализа по отношению к аудитории была произведена в начале 30х г. контентаналитиком Ласуэллом [44]. Ласуэлл создал систему общих мест, по которым должен проводится контент
анализ любого текста. Эти общие места исчерпываются следующей формулой: кто говорит?, кому говорят?, что говорят? через какой канал (т.е. в каком виде словесности) и с каким эффектом? Эти общие места позволяют оценить не только характеристики одной группы текстов, но и всей совокупности текстов, циркулирующих в обществе.
Развитие контентанализа далее шло по линии детализации этих общих мест в целом и применительно к конкретным видам словесности. Филологическое и статистическое уточнение общих мест применительно к конкретным видам текстов, представленное в работах Карни [41], позволило на основании естественного принципа восприятия текста человеком (а не понимания текста под своим углом зрения) показать, что каждый вид текста обладает своей системой конкретных общих мест, т.е. имеет свою схему понятий, составляющих качественный инвариант текстов. Для этой цели разные виды текстов подвергались обследованию с точки зрения их филологической членимости и синонимизации частей текста методами дистрибуции с последующей статистической обработкой.
Большим успехом метода Карни стало выявление так называемого "символического зонтика" (simbolic umbrella) в массовой информации, т.е. исчленение и описание системы символов текстов массовой информации в данное время и в данном месте.
Филологический контентанализ Карни был теоретически предсказан идеей фанероскопии Пирса [48], который рассмотрел последовательности и показал своеобразие каждого вида словесности с точки зрения общего смысла текста, а также во многом аналогичным идеям Перельмана [49]. Это позволило возвратиться к пониманию того, что в каждом виде словесности присутствует своя генеральная модель действительности, что было уже фактически высказано русской частной риторикой 1820_1850-х г. XIX в. (И.И. Давыдов, Н.Ф. Кошанский, К.П. Зеленецкий) [12; 14; 15; 17; 18].
Таким образом, контентанализ охватил следующие проблемы научной риторики:
1. Отношение между восприятием и пониманием конкретной речи.
2. Смысловые возможности восприятия и понимания текста аудиторией конкретной и общей.
3. Анализ отношения аудитории к тем или иным фактам действительности.
4. Общие места любого текста и общие места каждого вида словесности.
Наряду с контентанализом возникла потребность усовершенствовать ораторскую речь в условиях массовой коммуникации, так как массовая информация наряду с письменной формой речи ввела и устную речь не только через электронные средства, но и в непосредственное общение. В американской системе образовани появилась новая дисциплина, которую стали называть "Речь" (Speach). До этого обучение активной речи строилось по литературно художественным образцам, на школьном театре, декламации и письменных сочинениях на литературные темы, преимущественно в плане литературной критики (Literary criticism). Эти средства обучения активной устной речи были сочтены недостаточными, так как практически исключали навыки изобретения речи. "Речь" должна была дать не только навыки элоквенции, но и навыки инвенции и элокуции и составлять вместе с композицией и декламацией существенную часть обучения активной речевой практики.
В теоретико-дидактическом плане "Речь" потребовала возрождения истории риторики. История риторики в трактовке Д. Кларка предполагала развитие особой историографии риторики [43]. Историографические принципы Кларка в основном сводились к проведению связи в области организации речи через обычай и закон от Римской республики к американской демократии и, отсюда, к утверждению, что ораторская речь в ее содержании может изменить ход истории, т.е. ораторская речь (не экономика!) изменяет духовное состояние общества и дает импульсы к направленному изменению общественной жизни. Эти идеи истории риторики позволили иначе посмотреть на историю литературы. Если в Европе история литературы включает в себя историю художественной литературы и художественнолитературной критики, то в Америке вводится понятие литературной истории Америки. Литературная история включает в себя как ораторскую прозу, так и поэзию и представляет собой историю общественной мысли, выраженной в речи.
Существенным дополнением литературной истории стали хрестоматии образцовых речей, повернувших ход истории США и подлежащих обязательному изучению как высшие образцы стиля. Изучение хрестоматий составляет основную часть обучения идеям американизма как государственной идеологии США. Наряду с хрестоматиями, дающими прецеденты речевой практики, развивается теоретическая дисциплина, называемая риторической этикой. Риторическая этика представляет собой учение об этических нормах именно речи. Исторически это продолжение различий между эристикой, софистикой и диалектикой в плане условий формирования смысла речи. Нильсен предлагает отнести все приемы эристики к "пропаганде" и запретить ее как нечестную речь [47]. Речь диалектическую и софистическую cледует строить по трем "альтернативам": выбор личной темы, которой надо заниматься предположительно на протяжении всей ораторской карьеры, выбор аудитории, перед которой можно успешно осуществлять свою речь по поводу своих проектов; и в ходе речи излагать свой проект на фоне возможных альтернатив ему. Таким образом, задача оратора --- соединить ораторику и гомилетику в преследовании своей цели, активизировать изобретения и довести их до реализации.
Кроме вышеназванных дисциплин, стала развиваться также теория коммуникаций (Theory of communication или communication theory). Смысл теории коммуникаций --- изучение проблем влиятельности и эффективности речи. Теория коммуникаций исходит из того, что с лингвистической точки зрения речевая коммуникаци происходит как процесс кодирования и декодирования языковых знаков, и если оба участника коммуникации одинаково владеют языковым кодом, то передача мысли должна быть всегда успешной. Однако этого не происходит, и слушающий и читающий не воспринимают смысла речи полностью или воспринимают не так, как того хотели говорящий и пишущий. Необходимо было исследовать, отчего это происходит.
Теория речевых коммуникаций занялась перечислением факторов, могущих служить помехой в восприятии и понимании речи, т. е. выяснением так называемых "шумов". К этим факторам пришлось отнести действительные технические помехи в канале коммуникации (неясное произношение, нечеткость восприятия сигналов и др. подобные факторы, создающие отвлечение внимани переменами в окружающей обстановке), отсутствие у реципиента навыка в восприятии данного вида речи или так называемых фоновых знаний, которые могут быть различны у коммуникатора (говорящего и пишущего) и реципиента.
Наиболее полный перечень факторов такого рода произвел Вильбур Шрамм [50; 51]. Он же дал оценку этим факторам и описал их сравнительные характеристи ки. Одним из факторов оказалось толкование полученной речи. Одна посылка текста (message) всегда сосуществует с другими, полученными по этому же или другим каналам коммуникации (т.е. видам словесности). Реципиент поэтому воспринимает единичную речь (message) на фоне других речей и совместно с ними. При этом разные речи являются помехами одна другой, так как каждая не только занимает время и внимание реципиента, но и содержит свою содержательную информацию, которая не обязатель но согласуется с другими речами по смыслу.
Для понимания речи в любом виде словесности (канале коммуникации) эти сопутствующие высказывания играют существенную роль. Для толкования смысла речи решающим является обращение к основным, исходным видам речи, т.е. к устной диалогической речи в обыденном общении. Обыденная речь происходит в так называемых неформальных группах (в кругу соседства и родства). Речь в неформальных группах управляется лидерами этих групп --- неформальными лидерами. Толкование, которое дают речи эти лидеры, является решающим дл понимания и осознания содержания речи более высоких видов речи (книг, сообщений СМИ и др.). Исследование факторов общения в теории коммуникаций повлекло за собой серию психологических экспериментов по речевому общению, а изучение толкований речи в неформальных группах --- ряд работ по социологии речи. Дисциплина "Речь" стала объединяться с теорией коммуникаций в единый университетский курс.
Научная риторика в США рассмотрела основные формы организации отдельного высказывания: 1. Отношение между участниками коммуникации --- риторическая этика. 2. Оценка общего содержания речей --- контент-анализ. 3. Факторный анализ восприятия речи в психологическом и социальном аспектах. 4. Подготовка современного речедеятеля с целью активизации его действий и продвижения своих проектов (риторическая этика).