В коррекционно-логопедической работе
ВВЕДЕНИЕ
Художник об.южки А. В АМЫЧХОВИЧ
Буденная Т. В.
Б903 Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. - 64 с. + нкл. 8 с.
ISBN 5-89814-042-5
Раскрыта значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношсния, даны краткие описания и методические указания по выполнению комплексен специальных упражнений. Практическую помощь окажут иллюстрации, представляющие правильное положение органов артикуляционного аппарата в различных упражнениях.
Издание адресовано широкому кругу читателей: педагогам, лсфектоло-гам, студентам, родителям, всем, кто хочет улучшить свое звукопроизно-шение.
УДК 376.3 ББК 74.3
ISBN 5-89814-042-5 |
© Буденная Т. В., 1999
© Оформление. Издательство «Детство-Пресс», 1999
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизно-шения, год от года не уменьшается, а растет.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты
звукопроизношения. возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.
Воспитание чистой речи у детей — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: логопеды, родители, воспитатели, учителя. Им и адресовано настоящее пособие. Оно поможет в овладении специальными знаниями, а также практическими навыками работы по предупреждению и устранению дефектов звукопроизношения у детей и взрослых, хотя последнее уже значительно труднее.
Материал, изложенный в пособии, является результатом глубокого изучения научно-методической литературы и обобщения собственного 20-летнего опыта работы автора в данной области. В пособии раскрыта значимость специальной гимнастики в логопедии, изложена методика ее проведения, представлены комплексы упражнений, направленных на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков речи, даны краткое описание и методические указания по выполнению этих упражнений, показана специфика гимнастики языка при ринолалии (гнусавости). В числе упражнений есть известные логопедам, малоизвестные и разработанные автором.
Предлагаемые упражнения могут использоваться начиная с раннего возраста детей в профилактических целях (для предотвращения неправильной постановки звуков речи), а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений различной этиологии, патогенеза, симптоматики. Выработке артикуляционных укладов групп звуков (шипящих, свистящих и др.) будут способствовать специально подобранные комплексы упражнений.
Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями, воспитателем группы детского сада. И здесь пособие будет очень полезно. Логопед, используя данное пособие, подбирает необходимые упражнения и составляет комплекс для каждого конкретного случая. Давая домашнее задание родителям, педагогам, он указывает страницу и номер упражнения, требующего доработки дома.
Пособие будет также полезно для реабилитационной работы — восстановления речи у больных с моторной афазией (детей и взрослых) в посттравматический или постинсультный период. Взрослые могут использовать его самостоятельно для восстановления утраченных движений звукопроизносительного аппарата. Для улучшения дикции эти упражнения могут выполнять все желающие.
Прилагаемые фотоиллюстрации помогут контролировать правильность положения речевых органов в упражнениях.
В пособии рассмотрены далеко не все вопросы использования гимнастики в коррекционно-логопедической работе. В дальнейшем предполагается дополнить его разделом, посвященным дыхательной гимнастике. Что касается пальчиковой гимнастики, то, по мнению автора, в последние годы появилось достаточное количество работ, посвященных этой безусловно важной теме.
Автор надеется, что предлагаемое вниманию читателя пособие вызовет интерес специалистов-логопедов всех уровней, воспитателей и родителей, а главное — принесет пользу в их совместной работе, направленной на профилактику и коррекцию дефектов звукопроизношения.
РОЛЬ ГИМНАСТИКИ
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ШЕИ
Исходное положение — стоя или сидя, спина и шея прямые. 1. Повороты головы в стороны. При повороте — вдох носом, при возврате в исходное положение — выдох ртом.
2. Наклонить голову вперед-вниз (выдох носом), поднять в исходное положение и откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходное положение (выдох ртом).
3. Повороты головы в стороны: налево (выдох носом), прямо
(вдох ртом), направо (выдох носом), прямо (вдох ртом).
Движения 1, 2, 3 сначала выполняют без сопротивления, затем — с сопротивлением руки, упирая ее кистью или кулаком в соответствующую часть головы в противоположном движению направлении.
4. Вращение головы слева направо и наоборот. Вдох носом,
выдох ртом на полном повороте.
5. Поднимание и опускание головы с сильным нажатием
подбородка на кулаки обеих рук.
6. Ладони к ушам; наклоны головы в стороны с сопротив
лением рук.
МЫШЦ
Вся жевательная мускулатура является парной, свои функции эти мышцы выполняют одновременно и в зависимости друг от друга. Мощные и короткие пучки мыши, малый рычаг и амплитуда движений обусловливают быструю утомляемость жевательной мускулатуры, особенно при нарушении функции височно-нижнечелюстного сустава. От состояния ею функции зависит участие зубо-челюстной системы в актах жевания, мимики, ре-чеобразования. Поэтому профилактика возникновения контрактур (ограничений движения) является важной задачей лечебной гимнастики в случаях речевой патологии, и особенно при хирургическом лечении детей с дефектами нёба. При проведении лечебной гимнастики необходимо индивидуально дозировать физическую нагрузку, увеличивая или уменьшая количество упражнений и число их повторений, изменяя исходное положение, амплитуду движения или количество мышечных групп, участвующих в выполнении упражнения.
1.Опускание и поднимание нижней челюсти (раскрывание
и закрывание рта свободное и с преодолением сопротивления
рук).
2. Челюсти в спокойном положении (счет «раз, два»). Дви
жение нижней челюсти вперед на счет «три»:
а) без нажима на нижнюю челюсть языком;
б) с сильным нажимом — подталкиванием языком нижней
челюсти при движении вперед.
При движении челюсти вперед — вдох через нос, при закрытии рта — выдох через рот с произнесением в конечный момент звука с или з.
3. Оттягивание нижней челюсти назад на счет «три»:
а) язык пассивен;
б) язык с силой оттягивается назад.
4. Выдвигание нижней челюсти вперед с последующим от
тягиванием ее назад. Закусив кончик карандаша, поднимать ка-
pa плат к носу и опускать вниз. (Дыхание, положение языка и звуки — как в упр. 2).
5. Движение нижней челюсти вправо, дыхание через нос:
а) язык пассивен;
б) язык с силой упирается в челюсть, помогая движению.
6. Движение нижней челюсти влево (производится гак же,
как и вправо).
7. Движение нижней челюсти попеременно вправо и влево,
непосредственно одно за другим:
а) язык пассивен;
б) язык подталкивает нижнюю челюсть.
8. Имитация жевания.
9. Беззвучное произнесение гласных а, э, и, о, у. Кончик
языка у нижних резцов.
10. Круговое движение нижней челюстью (подбородком ри
суем букву о) при открытом и закрытом рте.
11.Статическое напряжение жевательных мышц (плотно сжать
зубы на два счета и медленно разжать их на счет «три»).
12. Открывание рта с глубоким вдохом через рот (зевание).
13. Максимально частое открывание рта с произнесением
звуков па-па-па.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
1.Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык удерживается
в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет
до 5—10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик его касался
нижних зубов.
2. Рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Высовывание языка
наружу «лопатой» (1)*: языку придается плоская широкая фор
ма — так, чтобы он боковыми краями касался углов рта. В спо
койном, расслабленном состоянии положение удерживается под
счет до 5—10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась,
широкий кончик языка лежал на губе, язык не высовывался да
леко. Если долго не удается придать языку достаточно широкую
форму, то: а) произносить с вялым языком пя-пя-пя, бя-бя-бя;
б) на растянутый между губами язык задувать (выдыхать воздух);
в) нараспев тянуть звук и.
3. Губы в улыбке. Для расслабления языка покусывать его
по всей поверхности, постепенно высовывая и снова втягивая.
Покусывания должны быть легкими.
4. Широкий язык с силой протискивается между зубами на
ружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Губы в
улыбке.
5. Рот открыт. Губы растянуты — оскал. Высовывание языка
наружу «иголочкой» («жалом») (2); языку придается возможно
более заостренная форма. Следить, чтобы кончик языка не заги
бался. Если это движение долго не удается, то: а) язык протис-
кивать между зубами или губами, сжимая его губами с боков; б) тянуться языком к отодвигаемому от него пальцу, карандашу или конфете; в) сильно вытягивать язык вперед, вправо, влево и, когда он в углу рта суживается, осторожно отводить его к средней линии рта и фиксировать в таком положении.
6. Рот открыт. Губы в улыбке. Поочередное высовывание широкого и узкого языка: «лопатой» — «жалом» («иголочкой»). Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
7.-Рот открыт. Губы в улыбке. Высунутый язык делать попеременно широко распластанным («лопатой») и узким («жалом», «иголочкой»). Следить, чтобы губы оставались неподвижными.
8. Такие же движения языком, но внутри ротовой полости;
кончик языка упирается то в верхние, то в нижние зубы. Рот
открыт. Губы в улыбке (следить, чтобы они оставались неподвиж
ными).
9. Рот широко открыт, губы растянуты — оскал. Высовы
вание широкого языка как можно дальше изо рта, а затем
втягивание его как можно глубже в рот, чтобы образовался
лишь мышечный комок; кончик языка становится незаметным.
Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на
зубы.
10. Рот открыт. Губы в улыбке. Поворачивание сильно высу
нутого изо рта языка вправо и влево так, чтобы кончик языка
касался уголков рта (3, 4). Следить, чтобы челюсть и губы не
двигались, язык не скользил по нижней губе и зубам.
11.Рог открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать
верхнюю губу от одного уголка рта до другого, стараясь кончик
языка доводить до верхнего внешнего края губы. Следить,
чтобы губы не натягивались на зубы, язык доходил до уголков
рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двига
лась.
12. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать
нижнюю губу из стороны в сторону. Кончик языка загибать до
внешнего края губы. Следить, чтобы губы не натягивались на
зубы, язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без
скачков, нижняя челюсть не двигалась.
13. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать
губы, делая движение по кругу. Кончик языка доходит до внеш
него края губ. Следить, чтобы движение языка было плавным,
без скачков, язык доходил до уголков рта, губы не натягивались
на зубы, челюсть не двигалась.
14. Рот закрыт. Облизывание зубов под верхней губой из сто
роны в сторону, постепенно загибая кончик языка все больше.
Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не раздвигались.
15. Рот закрыт. Облизывание зубов под нижней губой из сто
роны в сторону, постепенно загибая кончик языка все больше.
Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не раздвигались.
16. Рот закрыт. Облизывание зубов под губами по кругу, за
гибая кончик языка как можно больше. Следить, чтобы челюсть
не двигалась, губы не раздвигались.
17. Рот открыт. Облизывание зубов под верхней губой, кон
чик языка заворачивая как можно больше. Следить, чтобы рот
не закрывался, нижняя челюсть не двигалась.
18. Рот открыт. Облизывание нижних зубов под губой, как
можно больше заворачивая кончик языка. Следить, чтобы рот не
закрывался, нижняя челюсть не двигалась.
19. Рот открыт. Облизывание зубов под губами, выполняя
движение по кругу, как можно больше загибая язык. Следить,
чтобы рот не закрывался, нижняя челюсть не двигалась.
20. Рот закрыт. Напряженный язык кончиком упирается то в
одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть не двигалась (5,6).
21. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженный язык кончиком
упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть
и губы не двигались.
22. Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку, и делается
движение языком вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двига
лась.
23. Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по верх
ним зубам, прикасаясь к каждому зубу, от крайнего коренного
зуба с одной стороны до крайнего коренного зуба с другой сто
роны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягива
лись на зубы.
24. Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по ниж
ним зубам, прикасаясь к каждому зубу, от крайнего коренного
зуба с одной стороны до крайнего коренного зуба с другой сто
роны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягива
лись на зубы.
25. Переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок,
горох и т. п. (Рекомендуется при малоподвижном языке).
26. Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать и опускать широ
кий язык соответственно к верхней и нижней губе. Следить,
чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на
зубы, язык не сужался (7, 8).
27. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка вста
вить между верхней губой и зубами (9), затем между нижней
губой и зубами (10). Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не
двигались, язык не сужался.
28. Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать и опускать широ
кий язык к верхним и нижним зубам (11). Следить, чтобы ниж
няя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык
не сужался.
29. Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать широкий язык к
носу и опускать к подбородку (12). Следить, чтобы губы не на
тягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.
30. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поло
жить на бугорки за нижними зубами с внутренней стороны (13),
затем поднять на бугорки за верхними зубами, тоже с внутренней
стороны (14). Следить, чтобы работал только язык, а нижняя че
люсть и губы оставались неподвижными.
31. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить за
нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять вверх к мяг
кому нёбу. Следить, чтобы язык все время оставался широким,
нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
32. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка
погладить нёбо, делая движения назад-вперед. Следить, чтобы
язык оставался широким, а его кончик доходил до внутренней
поверхности верхних зубов и не высовывался изо рта. Губы и
челюсть должны быть неподвижны.
При выполнении упражнений 29—32, чтобы предотвратить закрывание рта, пользуются роторасширителем или пробкой. Проще способ с пробкой: в угол между челюстями вставляется пробка, она может быть резиновой или деревянной с проволочной рукояткой для удержания между зубами. Можно использовать чистый палец.
33. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем
языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык
в рот до середины нёба. Следить, чтобы язык был все время
широким, а его кончик завернутым. Нижняя челюсть и губы
должны оставаться неподвижными.
34. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять к
носу, затем опустить к верхней губе, вставить между верхней
губой и зубами, прикоснуться к краю верхних зубов, дотронуться
до бугорков за верхними зубами, погладить твердое нёбо, делая
движение кзади. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были
неподвижны, язык не сужался.
35. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к
подбородку, затем поднять к нижней губе, вставить между ниж
ней губой и зубами, дофонуться до бугорков за нижними резца
ми. Следить, чтобы нижняя челюсть и тубы не двигались, язык
не сужался.
36. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким завернутым кончи
ком языка прикасаться к верхним резцам с наружной стороны,
затем с внутренней («язычок перешагивает через зубы»). Следить,
чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны, язык не сужал
ся при втягивании в рот.
37. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка
прикасаться к нижним резцам с наружной стороны, затем с внут
ренней. Следить, чтобы нижняя чедюсть не двигалась, язык при
втягивании в рот не сужался.
38. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка
погладить верхние резцы с внутренней стороны, делая движения
сверху вниз. Следить, чтобы тубы и челюсть были неподвижны,
язык не сужался и не выходил за зубы.
39. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка
погладить бугорки за нижними зубами с внутренней стороны
снизу вверх Следить, чтобы тубы и челюсть не двигались, язык
не сужался и не выходил за зубы.
40. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка
дотронуться до нижних резцов с внутренней стороны, затем до
альвеол. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
41. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка
дотронуться до верхних резцов с внутренней стороны, затем до
альвеол. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы оставались Tie-
подвижными.
42. Рот открыт. Губы в улыбке. Вылизывать вогнутую сторону
ложки всей поверхностью кончика языка. Следить, чтобы ниж
няя челюсть и губы были неподвижны.
Снизывание капель с вогнутой поверхности укрепляет самый кончик языка. Уменьшая последовательно размер ложки от столовой до ложечки для горчицы, можно добиться более тонких и точных движений.
43. Губы в улыбке: а) закусывать зубами боковые края языка,
оставляя свободным только его кончик; б) при этом положении
языка загибать его широкий кончик к верхней и нижней десне.
Следить, чтобы губы оставались неподвижными.
44. Рот открыт. Губы в улыбке. Упираясь боковыми краями
языка в боковые верхние зубы почти до клыков, поднимать и
опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
Упражнения 43—44 довольно трудные, так как требуют активности края языка; в то же время они очень полезны для многих звукоустановок, поэтому должны тщательно отрабатываться.
45. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка под
водится под верхнюю губу и со щелканьем отрывается, втягива
ясь вниз, в рот. Следить, чтобы челюсть не двигалась.
46. Рог открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «желобком»,
«лодочкой» (15): боковые края лопатообразного языка подни
маются, и по средней продольной линии языка образуется впа
дина. Если это движение долго не удается, то полезно помо
гать подниманию краев языка губами, осторожно надавливая
ими на боковые края языка. Иногда помогает надавливание
ребром шпателя (еще лучше — зондом) по средней линии язы
ка, дети также могут помогать себе руками (следить за чисто
той рук!).
47. Рот открыт. Язык высунут «желобком» («лодочкой»), не
подвижен, а губы то широко раскрываются (оскал), то касаются
«желобка».
48. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык внутри рта «желобком»
(«лодочкой»).
49. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «чашечкой»,
«ковшиком» (16, 17): боковые края и кончик языка поднимаются
вверх, спинка посредине ямкой опускается. Удержать положение
под счет до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы,
нижняя губа тте поддерживала язык.
50. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «чашечкой».
Сдувать ватку с кончика носа. Воздух при этом должен идти
посередине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы ниж
няя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны
быть прижаты к верхней губе. Если это не получается, можно их
слегка прижать. Нижняя губа не должна подворачиваться и на
тягиваться на нижние зубы.
51. Губы в улыбке. Широкий язык лежит между губами. За
дувать на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить,
чтобы язык и губы были расслаблены, тте напрягались. Язык
зубами не закусывать. Щеки не должны надуваться.
52. Рог открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упира
ются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напря
женным широким кончиком языка по верхней десне: т-т-т,
постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук т носил характер четкого удара, а не хлюпал. Звук т надо произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Кончик языка не должен подворачиваться.
53. То же, что в упражнении 52, но произносится звук д-д-д.
54. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка
поднимать за верхние зубы и многократно произносить да-ды,
сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп. Губы и
нижняя челюсть неподвижны, работает только язык. Следить,
чтобы произнесение носило характер четкого удара, кончик
языка не подворачивался и ощущалась выдыхаемая струя воз
духа. Для контроля надо поднести ко рту полоску бумаги.
При правильном выполнении упражнения она будет откло
няться.
55. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий язык на
верхнюю губу и производить движения вперед-назад, стараясь не
отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала нужно
производить медленные движения, потом, постепенно убыстряя
темп, добавить звук голоса, пока не послышатся звуки бл-бл (как
индюк «болбочет»). Следить, чтобы язык был широким. Язык
должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед. Ниж
няя челюсть не двигается.
56. Губы в улыбке. Положить широкий кончик языка на ниж
нюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек
липкой конфеты. Попросите ребенка приклеить конфету к нёбу
за верхними зубами. Следить, чтобы работал только язык: ниж
няя челюсть должна быть неподвижна. Если нижняя челюсть
участвует в выполнении движения, можно поставить указатель
ный палец или пробку сбоку между коренными зубами. Упраж
нение надо сначала выполнять медленно, постепенно убыстряя
темп.
57. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка при
жать к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощел
кать кончиком языка). Сначала упражнение выполняется медлен
но, потом темп убыстряется. Следить, чтобы нижняя челюсть не
двигалась, кончик языка не подворачивался внутрь, губы не вы
тягивались в «трубочку».
58. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка при
жать к нёбу за верхними зубами и беззвучно оторвать (беззвучно
пощелкать кончиком языка). Следить, чтобы губы и нижняя че
люсть были неподвижны, кончик языка не загибался внутрь, кон-
чик языка упирался в нёбо за верхними зубами и не высовывался изо рта.
59. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упи
рается в нижнюю десну, спинка языка выгибается, затем вырав
нивается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оста
вался у зубов и не оттягивался назад, челюсть и губы были не
подвижны.
60. Присасывание спинки языка к нёбу сначала при сомкну
тых челюстях, а затем при разомкнутых челюстях.
Если присасывание не удается, то:
а) на спинку языка положить липкую конфету; ребенок ста
рается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфетку;
б) полусогнутый указательный палец наложить сверху на под
бородок, а большим пальцем той же руки надавливать снаружи,
снизу вверх, на дно ротовой полости, подталкивая спинку языка
к нёбу.
61. Рот закрыт. Присасывание к нёбу и отрыв со щелчком от
него спинки языка; кончик языка упирается в нижнюю десну,
челюсть не двигается.
62. Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание к нёбу и отрыв
от него со щелчком спинки языка; кончик языка упирается в
нижнюю десну. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были
неподвижны.
63. Рот закрыт. Губы в улыбке. Присасывание всего языка
«лопатой» к нёбу и последующий отрыв от него со щелканьем
при сомкнутых челюстях.
64. Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание всего языка
«лопатой» к нёбу и отрыв от него со щелканьем. Следить, чтобы
кончик языка не подворачивался внутрь, губы не вытягивались
в «трубочку», нижняя челюсть не двигалась.
Чтобы избежать движения нижней челюсти, пользуются роторасширителем или пробкой. Можно использовать палец.
65. Спинка языка прижимается к нёбу, кончик упирается в
нижнюю десну. Раскрывание и закрывание рта при таком поло
жении языка. Губы в улыбке.
66. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упи
рается в нижнюю десну; передне-средняя часть спинки языка
приподнимается до соприкосновения с нижними резцами, а
затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы,
а нижняя челюсть не двигалась.
67. Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Кончик языка упирается
в альвеолы за нижними резцами. Язык с силой протискивается
между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.
68. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упи
рается в нижние резцы. Выдвижение передней части спинки язы
ка вперед (язык как бы «выкатывается» изо рта), а затем втяги
вание ее в рот. Следить, чтобы язык не сужался, кончик его от
зубов не отрывался, губы и нижняя челюсть не двигались (18).
69. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упи
рается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается
вверх, касаясь мягкого нёба и отчасти твердого нёба, то опуска
ется вниз. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Если это движение не удается, то на первых порах корень языка подталкивается вверх пальцами снаружи в области подъязычной кости или предлагается дышать носом при открытом рте.
70. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опушен вниз и
оттянут назад, спинка выгнута. Длительно произносить звук ы
(«как гудит пароход»). Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы
не натягивались на зубы, кончик языка был опущен и находился
в глубине рта, спинка языка все время была выгнута.
71. Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно
прижимаются к верхним коренным зубам, спинка языка проги
бается вниз, кончик свободен. Делается движение языком впе
ред-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Сле
дить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались
на зубы.
72. Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание широкого ло
патообразного языка к нёбу и удержание его в таком положении
под счет до 10, а затем отрыв со щелчком. Следить, чтобы губы
и нижняя челюсть не двигались, боковые края языка были при
жаты одинаково плотно (ни одна половина не должна опускать
ся), кончик касался верхней десны. При повторении упражнения
надо открывать рот шире.
73. Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание широкого язы
ка всей плоскостью к нёбу. Не отпуская языка, закрывать и
открывать рот. При повторении упражнения надо стараться от
крывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем
положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были не
подвижны, не провисала одна из сторон языка, а кончик языка
касался верхней десны.
74. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний
край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук
ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не
должна натягиваться на зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. е. чтобы струя выдыхаемого воздуха была узкая, а не рассеянная.
75. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опускается к подбородку, на кончик языка кладется бумажный квадратик размером 1x1 см и сдувается. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не звук х (выдыхаемая струя воздуха должна быть узкая, а не рассеянная).
ГИМНАСТИКА ГУБ И ЩЁК
1.Надувание обеих щек одновременно (25).
2. Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка
воздуха из одной щеки в другую) (27, 28).
3. Втягивание щек в ротовую полость между зубами, губы
вытянуты вперед (26).
4. Попеременное надувание и втягивание щек.
5. Сосательные движения: сомкнутые губы вытягиваются
вперед хоботком (29), а затем возвращаются в нормальное поло
жение. Челюсти сжаты.
6. Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются
в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижи
маясь к деснам (21), а затем вновь спокойно смыкаются.
7. Хоботок с последующим оскалом при сжатых челюстях.
При вдохе хоботком «пьют воздух», при выдохе произносят звуки
с, з, и.
8. Оскал с раскрыванием и закрыванием рта и последующее
смыкание губ.
9. Оскал: а) оскал, челюсти сомкнуты; б) раскрыть рот с ос
каленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы.
10. Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов.
И. Вытягивание губ широкой трубкой, воронкой при разомкнутых челюстях (22).
12. Вытягивание губ узкой воронкой (свист), задувание свечи,
имитация надувания мыльного пузыря (23).
13. При широко разомкнутых челюстях губы втягиваются
внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам (32).
14. Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и опуска
ние их вниз при плотно сжатых челюстях.
15. Поднимание верхней губы; обнажаются только верхние
зубы.
16. Оттягивание вниз нижней губы; обнажаются только ниж
ние зубы.
17. Поднимание и опускание в 4 приема поочередно обеих
губ: а) верхнюю губу поднять, б) нижнюю губу опустить, в) верх
нюю опустить до нормы, г) нижнюю поднять до нормы.
18. Имитация полоскания зубов: воздух изнутри сильно давит
на губы (этому движению вначале можно помочь поочередным
надуванием щек).
19. Набирание воздуха под верхнюю губу, под нижнюю губу.
20. Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбра
сыванием ее при раскрытии рта (чмокание).
21. Подобное же всасывание нижней губы под верхние зубы.
22. Вибрация губ (фырканье лошади).
23. Движение губ хоботком влево, вправо; так же — растяну
тыми губами.
24. Вращательное движение губ хоботком: вверх, влево,
вниз, вправо; сначала движения выполняются раздельно, потом
слитно.
25. При сомкнутых челюстях нижняя губа движется вправо,
влево.
26. Такое же движение верхней губой.
27. При сжатых челюстях плотно сомкнутые губы поднима
ются к носу и опускаются к подбородку. Дыхание через нос.
28. Силовая гимнастика (в случае общей слабости губ):
а) упражнения с присоской; б) сильно надувать щеки, по воз
можности удерживая губами воздух в ротовой полости; в) удер
живать губами карандаш, пластмассовые, стеклянные трубочки
(при дыхании воздух проходит по обоим углам рта — сразу или
поочередно); г) удерживать губами марлевую салфетку (делается
попытка ее выдернуть).
29. Укрепление губ при беззвучном произнесении:
а) согласного п-п-п\
б) гласных у, о, и\
в) при беззвучном чередовании движений от а к и, от а к у и
обратно;
г) при беззвучном плавном переходе от и к а от а к о, от о к
у и обратно;
д) при беззвучном артикулировании ряда с плавным перехо
дом и-а-о-у и в обратном порядке.
30. Выдувание воздуха поочередно каждым углом рта.
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
Почистим зубы».
Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась. 6 «Пирожок»
Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в «пирожок».
Если это упражнение долго не удается, полезно помогать подниманию боковых краев языка губами, надавливая ими на боковые края языка. Иногда этому движению помогает надавливание по средней линии языка зондом, спицей и т. п., дети могут помогать себе руками (следить за чистотой рук!). 7. «Желобок», «Лодочка»(15).
Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение управлять языком, вырабатывать подъем боковых краев языка вверх.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удержи-
вается под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.
8. «Самосвал».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы почти до клыков. Широкий кончик языка поднимать и опускать, касаясь им верхней и нижней десны, за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.
9. «Горка», «Киска сердится»(20).
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
10