По проведению лабораторных работ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИКА

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО

ПРОФИЛЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

(НА БАЗЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)

г. Новый Уренгой

Методические указания для студентов по проведению лабораторных работ

для специальностей технического профиля

по дисциплине физика

Составитель: Кузьменко Т.Н.- преподаватель физики НТГП

Рецензенты: Балакина Д.А.- учитель физики МОУ СШ № 16

Войцеховский О.В.- преподаватель физики НТГП

Предисловие

Фронтальные лабораторные работы - неотъемлемая часть курса физики. В процессе их выполнения у студентов формируются важные практические умения и навыки, необходимые для успешного усвоения основных специальных дисциплин. Качественное выполнение лабораторного практикума является предпосылкой для подготовки в будущем квалифицированных специалистов.

Цель данного пособия - оказать помощь студентам в подготовке и выполнении лабораторных работ, включенных в программу по физике на базе основного общего образования.

Содержанием лабораторных работ могут быть: экспериментальная проверка формул, методик расчёта, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов.

Пособие включает 16 лабораторных работ (в I семестре работы №1- №9, во II семестре работы№10- №16). Описание каждой работы содержит:

-тему лабораторной работы;

-цель;

-краткую теорию, основные характеристики по содержанию лаборатор- ной работы;

-перечень оборудования, аппаратуры, материалов и их характеристики;

-порядок выполнения работы;

-графики, таблицы, справочные данные, ссылки на справочную литературу;

-контрольные вопросы;

В пособие также включен необходимый справочный материал, приведенный в приложении, и список литературы.

В В Е Д Е Н И Е

Правила поведения и техника безопасности при

Порядок выполнения лабораторных работ

1.Уясните цель выполнения работы. Составьте план действий, необходимых для достижения поставленной цели.

2.Проверьте свою подготовленность к выполнению работы, в случае затруднений обращайтесь к теоретическому материалу учебника.

3.Проверьте наличие на вашем лабораторном столе необходимого оборудования и материалов.

4.Ознакомьтесь с описанием лабораторной работы. Если возникли сомнения, проконсультируйтесь у преподавателя или лаборанта. Если вопросов нет, приступайте к работе.

5.Вначале запишите в тетрадь дату, номер работы, тему, цель и перечень применяемого оборудования.

6.Кратко опишите ход эксперимента, в случае необходимости рассчитайте цену деления шкалы измерительного прибора, нарисуйте схему. Обдумайте работу, затем приступайте к её выполнению.

7.В процессе выполнения эксперимента заполняйте таблицу результатов измерений и вычислений.

9.Используя расчётную формулу, выполните необходимые расчёты,

определите относительную погрешность, запишите все вычисления в тетрадь.

10.Сформулируйте выводы на основании полученных результатов, запишите их в тетради. При затруднении можете использовать следующие формулировки:

- получил навыки исследования;

- познакомился с приборами к данной лабораторной работе, приобрел навыки работы с ними;

-научился получать рабочую формулу для расчета определяемой физической величины;

-научился собирать электрическую цепь по готовой схеме;

-научился вычислять среднее значение экспериментальных данных;

-научился, сравнивая полученное экспериментальное значение физической величины с табличными данными, определять материал, из которого сделаны исследуемые тела.

11.В конце занятия привести в порядок стол и сдать рабочее место преподавателю или лаборанту.

12.Лабораторные работы выполняются в соответствии с расписанием, защищаются в начале следующего занятия.

13.Содержание отчета проходит по следующей схеме:

-тема;

-цель работы;

-краткое описание эксперимента;

-результаты опыта;

-теоретическое обоснование;

-вывод.

Лабораторные работы I семестра

Лабораторная работа № 1

Порядок выполнения работы

1. Штангенциркулем измерить линейные размеры одного из брусков и вычислить его объем по формуле V = a×b×c, где a, b, c – соответственно длина, ширина и высота бруска.

2.С помощью весов определить массу бруска и вычислить плотность вещества бруска.

3.Опыт повторить с другими исследуемыми брусками.

4.В мензурку, заметив в ней уровень воды, погрузить на нитке гирьку (полностью). Измерить объём гирьки

5.Рассчитать плотность гирьки.

6.Определить относительную погрешность d

7.Результаты измерений, вычислений записать в таблицу 1.

Таблица 1- Результаты измерений и расчетов при определении плотности твердых тел

Длина бруска а, м Ширина бруска b, м Высота бруска с, м Объем V, м3 Масса m, кг Плотность r, кг/м3 Относит. погрешность d, %
             
             
             
             

по проведению лабораторных работ - student2.ru

Контрольные вопросы

1. От чего зависит плотность вещества?

2. Перевести 1 г/см3 в кг/м3

Лабораторная работа № 2

Порядок выполнения работы

1. Поместить штатив с держателем на край стола.

2. Укрепить свободный конец нити шарика в прорези пробки и зажать пробку в держателе (длина нити должна быть порядка 1000мм.

3. Измерить диаметр шарика штангенциркулем, длину нити линейкой.

4. Отклонить шарик на небольшой угол и отпустить. По секундомеру определить время t, за которое маятник совершит n полных колебаний, например 50, 100, 150.

5. Вычислить период полного колебаний маятника: по проведению лабораторных работ - student2.ru

6.Используя формулу периода колебаний математического маятника, вычислить ускорение свободного падения.

7.Опыт повторить 2 – 3 раза, меняя длину нити ( протягивая нить через пробку) и число колебаний.

8.Определить среднее значение g ср и найти относительную погрешность d

9.Результат измерений и вычислений записать в таблицу 1.

10.Сравнить результат опыта с табличным значением ускорения свободного падения для данной географической широты.

Таблица 1- Результаты измерений и расчетов

Длина нити по проведению лабораторных работ - student2.ru н , м Диаметр шарика d , м Длина маят-ника по проведению лабораторных работ - student2.ru , м Число полных колеба- ний n   Время полных колеба- ний t , с Период полного колеба- ния Т, с Ускоре- ние cвобод- ного падения g, м/с2 Среднее значение ускорения свобод- ного падения g ср, м / с2 Относительная погрешность d , %
                   
               
               

Контрольные вопросы

1. Вместо шарика к нити прикреплена воронка, наполненная песком. Изменится ли ускорение свободного падения, если в процессе колебаний из воронки будет высыпаться песок?

2. Можно ли пользоваться маятниковыми часами в условиях невесомости?

3. В каких положениях действующая на шарик возвращающая сила будет максимальна? равна нулю?

4. Наибольшая скорость у шарика в момент, когда он проходит положение равновесия. Каким по модулю и направлению при этом будет ускорение шарика?

Лабораторная работа № 3

Порядок выполнения работы

На рис. 1 изображена схема установки для опытов. Конец прозрачного шланга длиной около 50 см с краном и кольцами закрепляют вертикально в лап­ках штатива. Удерживая оба конца шланга на одной высоте, в него спринцовкой заливают воду до тех пор, пока ее уровень не установится в 20 - 25 см от краев шланга. Кран при этом должен быть открытым (вертикальное положение ручки).

Залив воду, свободный конец медленно опускают, пока уровень воды в нем не установится в 3 - 5 см от края. Удерживая шланг в этом положении, закрыва­ют кран, а нижнее кольцо устанавливают на уровне воды в закрепленном колене. Воздух, находящийся в этом колене, и будет в дальнейшем объектом изучения.

В исходном состоянии его объем определяется длиной столба воздуха от крана до поверхности воды ℓ1 (V1 =S ∙ℓ1, где S - площадь поперечного сечения шланга), давление равно атмосферному p1 =pатм(определяют по барометру-анероиду). После того, как нижнее кольцо установлено, воздух переводят в со­стояние с другими параметрами, поднимая свободный конец шланга на макси­мально возможную высоту (рис 16). В новом состоянии давление воздуха воз­растет до p2 =p1 + ∆р, где ∆р- гидростатическое давление столба воды, возник­шее из-за разницы уровней в

коленах шланга. Объем уменьшится до значения V2. Удерживая шланг в новом положении, верхним кольцом снова отмечают уровень воды в закрепленном колене, а измерительной лентой определяют высоту сво­бодной поверхности воды в поднятом Н1. Выполнив эти действия, свободный конец шланга направляют в стакан, открывают кран и сливают воду. Для опреде­ления объема воздуха, который он занимал в исходном и конечном состояниях, измеряют расстояния ℓ1и ℓ2от крана до нижнего и верхнего кольца соответст­венно. Дополнительное давление определяют, измерив разность уровней воды в закрепленном и свободном коленах h (h = Н1 - Н2, где Н2 - высота верхнего кольца относительно крышки стола).

Для сокращения расчетов формулу (1) можно упростить. Учитывая, что V1 = Sℓ1 , аV2 = Sℓ2 , подставив это в (1), получим: p1 Sℓ1 = p2 Sℓ2, после сокраще­ния на Sполучаем p1 1 = p22 (2). Таким образом, в условиях данного экспери­мента на основе закона Бойля-Мариотта должно выполняться равенство (2). Что­бы убедиться в этом, результаты измерений вносят в первую часть таблицы и приступают к расчетам.

Таблица 1- Результаты измерений и вычислений

Измерено Вычислено
pатм мм рт. ст. 1 мм 2 мм Н1 мм Н2 мм p1 мм водн. ст. h мм ∆р мм водн. ст p2 мм водн. ст. p1 1 p22
                       

Вычисления проводят в следующей последовательности.

1. Определяют давление воздуха в исходном состоянии выражают его в мили­-
метрах водного столба p1 =pатм( в мм водн. ст.). (С учетом плотности ртути и
воды 1 мм рт. ст. = 13,6 мм водн. ст.)

2. Вычисляют высоту столба воды, создавшего дополнительное давление

h = Н1 - Н2 (мм).

3. Определяют величину дополнительного давления ∆р = h(мм водн. ст.)

4. Определяют давление воздуха во втором состоянии р2 = p1 + ∆р(мм водн. ст.)

5. Рассчитывают для первого состояния p1 1

6. Рассчитывают для второго состояния p22

p1l1
по проведению лабораторных работ - student2.ru 7. Определяют степень расхождения результатов │p1l1 - p2l2│∙ 100%

8. Чтобы избежать случайных ошибок, опыт повторяют 2 — 3 раза.

Контрольные вопросы.

1. Как связана внесистемная единица измерения давления - мм водн. столба с единицей давления в Международной системе единиц - паскалем?

2 Как влияет высота уровня воды в незакрепленном колене на результат опыта?

Лабораторная работа № 4

Порядок выполнения работы.

1. На предметное стекло нанести кисточкой 1-2 капли воды.

2. Коснуться несколько раз той же кисточкой поверхности краски (туши) и снова ввести кисточку в приготовленные капли.

3. Каплю окрашенной жидкости кисточкой перенести на другое предметное стекло и закрыть покровным стеклом.

4. Приготовленный препарат положить на предметный столик микроскопа. Зеркало микроскопа направить на источник, чтобы получить хорошее освещение препарата.

5. Опустить объектив кремальерным винтом на расстояние 0,5 мм от покровного стекла.

6. Наблюдая в микроскоп, сфокусировать изображение микрометрическим винтом.

7. Сосредоточить внимание на какой-нибудь одной из наиболее легких броуновских частиц и, пронаблюдав за ее положением, сделать вывод о характере движения частицы.

8. Опыт повторить с водой более высокой температуры и с раствором молока. Сделать вывод.

9. Выполнить схематический чертеж наблюдаемого явления.

Контрольные вопросы.

1. Что называют броуновским движением? Как объяснить это явление?

2. Почему, чем больше размеры частиц, тем менее заметно их броуновское движение?

3. Можно ли наблюдать броуновское движение в условиях невесомости?

Лабораторная работа № 5

В атмосфере Земли всегда содержится влага. Содержание водяного пара в воздухе характеризуется абсолютной и относительной влажностью.

Абсолютная влажность (rа) определяется массой водяного пара, содержащегося в 1м3 воздуха, иначе говоря, плотностью водяного пара.

Абсолютную влажность воздуха определяют по точке росы. С помощью гигрометра определяют температуру, при которой пар, имеющийся в воздухе, становится насыщенным, а затем, пользуясь таблицей «Давление насыщающих паров и их плотность при различных температурах», определяют абсолютную влажность.

Относительная влажность В показывает, сколько процентов составляет абсолютная влажность от плотности водяного пара rн, насыщающего воздух при данной температуре:

В = по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru

Порядок выполнения работы

1.Выполнить теоретическое описание приборов.

2.Выполнить рисунки приборов.

3.Определить влажность воздуха по психрометру Августа, данные занести в таблицу.

4.Определить точку росы, абсолютную влажность, относительную влажность по опытной точке росы.

5.Измерить влажность по волосному гигрометру.

6.Результаты записать в таблицу 1.

Таблица 1- Результаты измерений и вычислений

  Прибор   Температура термометра   Разность температур Dt , °C Точка росы t p, °С Абсолютная влажность rа, кг/м3 Относит. влажность В , %
сухого t,°C влажного t,°C
1. Психрометр Августа 2. Волосной гигрометр. 3. Конденса- ционный гигрометр… …     ¾   ¾       ¾   ¾       ¾   ¾   ¾   ¾ ¾   ¾   ¾             по проведению лабораторных работ - student2.ru

Контрольные вопросы

1. Каково значение влажности воздуха?

2. Что такое точка росы?

Лабораторная работа № 6

Метод отрыва капель

Опыт осуществляют с бюреткой, в которой находится исследуемая жидкость. Открывают кран бюретки так, чтобы из бюретки медленно падали капли. Перед моментом отрыва капли сила тяжести ёё Р = mк g равна силе поверхностного натяжения, граница поверхности – окружность шейки капли. Следовательно,

F = mк ××g ; по проведению лабораторных работ - student2.ru = p×d ш к ; s = по проведению лабораторных работ - student2.ru

Опыт показывает, что d ш к= 0,9d т р , где d т р- диаметр канала узкого конца бюретки.

Порядок выполнения работы

1.Измерить диаметр канала узкого конца бюретки с помощью штангенциркуля..

2.Определить массу пустого сосуда для сбора капель, взвесив его.

3. Плавно открывая кран, добиться медленного отрывания капель (капли должны падать друг за другом через 1-2 с).

4.Под бюретку с отрегулированными каплями подставить взвешенный сосуд и отсчитать 100 капель.

5.Измерив массу сосуда с каплями, определить массу капель.

6.Результаты измерений и вычислений записать в таблицу.

7.Вычислить поверхностное натяжение по формуле: s = по проведению лабораторных работ - student2.ru

8.Опыт повторить с другим количеством капель

9.Найти среднее значение sср ; сравнить полученный результат с табличным значением поверхностного натяжения с учетом температуры.

10.Определить относительную погрешность.

Таблица 1- Результаты измерений и расчетов при определении коэффициента

поверхностного натяжения жидкости

       
  по проведению лабораторных работ - student2.ru   по проведению лабораторных работ - student2.ru


Масса Число капель Диаметр Поверхностное натяжение s, Н/м Среднее значение поверхностного натяжения sс р, Н/м   Табличное значение поверхностного натяжения sтабл , Н/м Относительная погрешность d , %
пустого сосуда m1, кг   сосуда с каплями m 2, кг   капель m, кг Канала бюретки dтр, м   Шейки капли dшк, м
                     
               

Контрольные вопросы

1.Почему поверхностное натяжение зависит от вида жидкости?

2.Почему и как зависит поверхностное натяжение от температуры?

3.В двух одинаковых пробирках находится одинаковое количество капель

воды. В одной вода чистая, а в другой – с прибавкой мыла. Одинаковы ли объемы отмеренных капель? Ответ обоснуйте.

4. Изменится ли результат вычисления поверхностного натяжения, если опыт проводить в другом месте Земли?

5.Изменится ли результат вычисления, если диаметр канала трубки будет меньше?

6.Почему в данной работе: а) рекомендуется проводить измерения для возможно большего числа капель? б) следует добиваться медленного падения капель?

Порядок выполнения работы

1. Подготовьте таблицу для записи результатов измерений и вычислений:

I1, A по проведению лабораторных работ - student2.ru I1 , A U1, B по проведению лабораторных работ - student2.ru U1, B I2, A по проведению лабораторных работ - student2.ru I2 , A U2, B по проведению лабораторных работ - student2.ru U2, B
               

по проведению лабораторных работ - student2.ru

2. Начертите в тетради схему электрической цепи экспериментальной установки.

по проведению лабораторных работ - student2.ru

3.Соберите электрическую цепь. Перед монтажом цепи ползун реостата пере водят в такое положение, при котором его сопротивление максимально.

4. Убедитесь в том, что ползун реостата находится в положении, при котором сопротивление реостата максимально.

5. Включите источник тока, замкните ключ и измерьте силу тока I1 и

напряжение U1.

6. Отключите цепь от источника и переведите движок резистора в среднее положение U1

7. Еще раз замкните ключ и измерьте силу тока I2 и напряжение U2

8. Отключите источник тока от электросети и разберите установку.

9.Определите, используя формулы (3)и (4), значения ЭДС и внутреннего сопротивления источника.

10.Вычислите границы абсолютных погрешностей прямых измерений силы тока и напряжения. Абсолютная погрешность, например, силы тока определяется по формуле D I1=½I1-Iср½, где Iср= (I1+I2) / 2 по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru

11.Вычислите границы относительных и абсолютных погрешностей определения ЭДС и r . Запишите полученные значения ЭДС и r с учетом погрешностей:

по проведению лабораторных работ - student2.ru и по проведению лабораторных работ - student2.ru .

Контрольные вопросы

1. Раскройте физический смысл понятия «электродвижущая сила источника тока»

2. Почему, определяя пригодность к использованию гальванического элемента,

недостаточно ограничиться лишь измерением его ЭДС?

Порядок выполнения работы

       
  по проведению лабораторных работ - student2.ru
   
 
 

Рис. 1. Схема для определения удельного сопротивления проводника

1. Измерив силу тока I и напряжение U, определить сопротивление по проведению лабораторных работ - student2.ru

2. Штангенциркулем измерить диаметр проволоки и найти площадь поперечного сечения s:

по проведению лабораторных работ - student2.ru

3. Измерить длину проволоки и рассчитать ее удельное сопротивление:

по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru

4.Сравнить полученный результат с табличным значением и вычислить относительную погрешность d.

5.Результаты измерений, вычислений, табличные данные записать в таблицу

Таблица 1- Результаты измерений и расчетов

по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru

по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru Сопротив-ление проволоки R, Ом Диаметр проволоки d, м Площадь поперечно-го сечения s, м2   Длина проволоки по проведению лабораторных работ - student2.ru , м Удельное сопротив-ление r, Ом×м Табличное значение удельного сопротив-ления rтабл , Ом×м Относит. погреш-ность d, %
             

Контрольные вопросы

1. Почему удельное сопротивление проводника зависит от рода его материала?

2. Зависит ли удельное сопротивление от температуры?

3. Назвать известные вам методы определения сопротивления резистора?

Лабораторная работа № 3

Порядок выполнения работы

       
  по проведению лабораторных работ - student2.ru
   
 
 

по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru

Рис. 1. Схема для исследования зависимости мощности от напряжения

1.Составить цепь по схеме, изображенной на рисунке 1.

2.Замкнуть цепь и при помощи реостата установить наименьшее значение напряжения.

3.Постепенно выводя реостат, записывать значение напряжения и силы тока.

Поступать так, пока не будет достигнуто то напряжение, на которое рассчитана

лампочка (номинальное напряжение).

4.Для каждого значения напряжения мощность, потребляемую лампой,

подсчитать по формуле: Р = I×U

5.Для каждого значения напряжения подсчитать:

а) сопротивление нити лампы rt = по проведению лабораторных работ - student2.ru ;

б) температуру нити лампы t° = по проведению лабораторных работ - student2.ru ,

где a = 0,004 по проведению лабораторных работ - student2.ru – температурный коэффициент сопротивления вольфрама;

r0 – сопротивление нити лампы при 0°С (узнать у преподавателя).

6.Результаты всех измерений и вычислений записать в таблицу.

7.Построить график зависимости Р = f (U) в осях P(Вт), U(В).

Таблица 1- Результаты измерений и вычислений

Тип лампы Напряжение U, (B) Сила тока I, (A) Мощность P, (Bт ) Сопротив- ление r,(Oм) Температура t, (°C)
  (см. на цоколе)          

Контрольные вопросы

1.Каков физический смысл напряжения на участке электрической цепи?

2.Как определить мощность тока с помощью амперметра и вольтметра?

3.Для каких цепей используется ваттметр? Как он включается в цепь?

Лабораторная работа № 4

Порядок выполнения работы

1. Составить электрическую цепь по схеме, изображенной на рис. 2.

1. После проверки цепи преподавателем замкнуть ключ; пронаблюдать работу электрической цепи и сделать вывод.

2. Снять показания измерительных приборов и занести их в таблицу 1.

3. Определить коэффициент трансформации и сделать вывод.

Таблица 1- Результаты измерений и вычислений

Сила тока в обмотках Напряжение на концах обмоток Коэффициент трансформации k
первичной, I1, А вторичной, I2 первичной U1, В вторичной U2, В
         

Контрольные вопросы

1.Рассказать о назначении, устройстве и принципе действия трансформатора.

2.С какой целью магнитопровод набирается из тонких изолированных пластин электротехнической стали? Каков КПД современных трансформаторов?

3.С какой целью для передачи электрической энергии используют трансформатор? Ответ обосновать.

4.Кто является изобретателем трансформаторов? Кем впервые была решена задача передачи электроэнергии без больших потерь?

5.Каково напряжение в ЛЭП России?

Лабораторная работа № 6

Порядок выполнения работы

1. На подъемный столик положить лист миллиметровой бумаги с подложенным под ним картоном. На лист плашмя положить стеклянную пластину и карандашом обвести ее контуры.

2. С одной стороны стекла наколоть по возможности дальше друг от друга две булавки так, чтобы прямая, проходящая через них, не была перпендикулярна грани пластинки.

3. С другой стороны стекла наколоть третью и четвертую булавки так, чтобы, смотря вдоль них через стекло, видеть все булавки расположенными на одной прямой.

4. Стекло и булавки снять, места наколов отметить точками 1, 2, 3, 4 и через них провести прямые до пересечения с границами стекла (см. рис 1.). Провести через точки 2 и 3 перпендикуляры к границе сред АВ и СD.

5. Транспортиром измерить углы падения i и углы преломления b.

6. По таблице значений синусов определить синусы измеренных углов.

7. Вычислить коэффициент преломления по формуле по проведению лабораторных работ - student2.ru

8. Опыт повторить 2-3 раза, меняя угол i.

9. Найти среднее значение коэффициента преломления по формуле

по проведению лабораторных работ - student2.ru

10.Oпределить погрешность измерений d .

11. Результаты измерений, вычислений и табличные данные записать в таблицу 1

Таблица 1- Результаты измерений и расчетов

по проведению лабораторных работ - student2.ru

    Угол падения cветового луча i , град Угол преломления b , град Коэффициент преломления n Среднее значение коэффициента преломления nср Относительная погрешность d,%
по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru            
             

по проведению лабораторных работ - student2.ru

по проведению лабораторных работ - student2.ru

Контрольные вопросы

1. Законы преломления.

2. В каких случаях свет на границе раздела двух прозрачных сред не преломляется?

3. Какова причина преломления света?

4. Физический смысл абсолютного показателя преломления.

Лабораторная работа № 7

Дифракционной решетки.

Цель:с помощью дифракционной решётки определить длину световой волны

красных и фиолетовых лучей

Порядок выполнения работы.

1. Установить на демонстрационном столе лампу и включить ее.

2. Смотря через дифракционную решетку, направить прибор на лампу так, чтобы через окно экрана прибора была видна нить лампы (отойти от лампы на 5-6 м).

3. Экран прибора установить на возможно большем расстоянии от дифракционной решетки и получить на нем четкое изображение спектров 1-го и 2-го порядков.

4. Измерить по шкале бруска расстояние « по проведению лабораторных работ - student2.ru » от экрана прибора до дифракционной решетки.

5. Определить расстояние от нулевого деления (0) шкалы экрана до середины фиолетовой полосы как слева « по проведению лабораторных работ - student2.ru », так и справа « по проведению лабораторных работ - student2.ru » для спектров 1-го порядка и вычислить среднее значение «а».

6. Опыт повторить со спектрами 2-го порядка.

7. Такие же измерения выполнить и для красных полос дифракционного спектра.

8. Вычислить длину волны для красного и фиолетового спектра –

первого порядка по формуле l = d× по проведению лабораторных работ - student2.ru

второго порядка по формулам l×n = d× по проведению лабораторных работ - student2.ru ; l = d× по проведению лабораторных работ - student2.ru

9. Результаты измерений и вычислений записать в таблицу 1.

Таблица 1- Результаты измерений и расчетов

Период дифракционной решётки d, мм Порядок спектра n   Расстояние от дифракционной решётки до экрана b, мм Видимые границы спектра фиолетовых лучей Видимые границы спектра красных лучей Длина световой волны
Слева ал, мм Справа ап, мм Средняя аср, мм Слева ал, мм Справа ап, мм Средняя аср, мм Красных лучей по проведению лабораторных работ - student2.ru к, мм Фиолетовых лучей по проведению лабораторных работ - student2.ru ф, мм
                     
                     

Диапазон длин волн красного и фиолетового цвета:

по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru по проведению лабораторных работ - student2.ru

по проведению лабораторных работ - student2.ru

по проведению лабораторных работ - student2.ru

Сравнить свой опытный результат с табличным диапазоном волн и сделать вывод.

Если результат опыта выходит за пределы табличных данных, опыт повторить.

по проведению лабораторных работ - student2.ru

по проведению лабораторных работ - student2.ru Контрольные вопросы

1. Что такое длина световой волны?

2. Что такое дифракционная решетка, чему равна её постоянная?

3. Объясните дифракцию света.

Лабораторная работа № 8

Порядок выполнения работы

1. Используя рис. 1, начертить на кальке трек налетающей частицы и продолжить его.

2. Начертить прямолинейные участки треков взаимодействующих частиц, сохранив углы рассеяния q и отдачи j. Отметить эти углы.

3. Записать массу m известной частицы в а.е.м. и , используя формулу, вычислить массу М рассеянной частицы.

4. Зная М, используя таблицу «Периодическая система элементов»,определить, ядром какого атома является рассеянная частица.

5.Результаты измерений, вычислений записать в таблицу № 1.

6.Исследование повторить (п.1 – 6) для решения задачи № 2.

По фотографии треков частиц указать, ядру какого атома принадлежит след а, если след b – трек рассеянного протона.

Таблица 1 - Результаты измерений и расчетов

Угол рассеяния q, град Угол отдачи j, град Масса известной частицы m, а.е.м. Масса неизвестной частицы М, а.е.м. Вид частицы
         
         

Контрольные вопросы

1. Назовите формулу кинетической энергии частиц; сформулируйте закон сохранения энергии.

2. Что вам известно о протоне, a-частице?

3. Дайте определение атомной единицы массы. Укажите ее соотношение с килограммом.

4. Как узнать, ядро какого атома приобретает большую кинетическую энергию после столкновения?<

Наши рекомендации