Потребление угля, нефти и газа в США с 1965 по 1990 гг.
Наименование | ||||||
Газ | 11,6 | 12,3 | 12,7 | 15,4 | 17,5 | 19,1 |
Нефть | 15,8 | 21,8 | 20,4 | 17,8 | 19,3 | |
Уголь | 23,3 | 29,5 | 32,7 | 34,2 | 30,9 | 33,6 |
Итого |
5. Добавить в диаграмму новый ряд данных, название диаграммы и ее осей, легенду.
6. Добавить в диаграмму линию тренда. Спрогнозировать потребление нефти в 2000 году.
7. Сохранить рабочую книгу на диске.
Контрольные вопросы
1. Создание диаграмм (встроенных и на отдельных листах).
2. Типы диаграмм MS Excel и возможные области их практического применения.
3. Перемещение, изменение размеров, удаление диаграмм. Поворот объемных диаграмм.
4. Основные компоненты диаграмм. Редактирование отдельных компонентов.
5. Вставка в диаграмму легенды, меток значений данных, названий диаграммы и ее осей. Добавление новых рядов данных.
6. Вывод диаграммы на печать.
7. Применение диаграмм для анализа данных (подбор параметров, анализ тренда, добавление планок погрешностей).
Лабораторная работа №11
П Е Ч А Т Ь Р А Б О Ч И Х К Н И Г
Цель работы: получить практические навыки подготовки к печати и вывода на печать данных из электронных таблиц.
Порядок выполнения работы
1. Запустить MS Excel.
2. Открыть рабочую книгу, созданную в лабораторной работе №10.
3. Используя команду "Предварительный просмотр" из меню "Файл", подготовить к печати следующие документы:
· Разместить таблицу 17 на отдельном листе, выровняв по центру страницы (Файл | Параметры страницы… | Поля | Установить флажки "Центрировать на странице"), ориентация альбомная (Файл | Параметры страницы… | Страница | Установить радиокнопку в положение "Ориентация альбомная"), увеличить масштаб таблицы при печати (Файл | Параметры страницы… | Масштаб установить…), задать параметры для вывода "шапки таблицы" на всех страницах (Файл | Параметры страницы… | Лист | В строке "Печатать на каждой странице сквозные строки" задать адрес строки, содержащей шапку таблицы);
· Напечатать лист с внедренной диаграммой, напечатать диаграмму и таблицу на отдельных листах (Область печати задается следующим образом: Выделить требуемый интервал | Файл | Область печати | Задать);
4. Подготовить к печати информацию из рабочей книги, созданной в лабораторной работе №5, пронумеровав листы вверху в центре (Файл | Параметры страницы… | Колонтитулы | Создать верхний колонтитул… | Установить курсор в область "В центре:" | Номер страницы | OK), в нижний колонтитул включить имя автора и дату (Файл | Параметры страницы… | Колонтитулы | Создать нижний колонтитул… | Набрать имя автора | Дата | OK), выводить на печать заголовки строк и столбцов и сетку, последовательность вывода страниц — вправо, вниз (Файл | Параметры страницы… | Лист | Установить соответствующие флажки в группе "Печать" и радиокнопку "Последовательность вывода страниц".
Контрольные вопросы
1. Вывод на печать части рабочего листа, выделенного диапазона, нескольких диапазонов.
2. Размещение рабочего листа на заданном числе страниц.
3. Печать строк или столбцов в качестве заголовков на каждой странице.
4. Печать ярлыков строк и столбцов.
5. Вставка/удаление жесткого разрыва страницы.
6. Определение порядка печати страниц рабочего листа.
7. Назначение колонтитулов. Создание/удаление стандартных и пользовательских колонтитулов. Нумерация страниц.
8. Изменение размеров полей страницы.
9. Печать данных с рабочего листа без внедренных диаграмм (графических объектов).
Лабораторная работа №12
Р А Б О Т А С Г Р А Ф И Ч Е С К И М И О Б Ъ Е К Т А М И.
И С П О Л Ь З О В А Н И Е Г Е О Г Р А Ф И Ч Е С К И Х К А Р Т.
Цель работы: изучить возможности создания, редактирования и импорта графических изображений средствами MS Excel;
приобрести опыт вывода данных на фоне географических карт.
Порядок выполнения работы
1. Запустить MS Excel.
2. Создать на рабочем листе рисунок, состоящий из нескольких объектов, используя панель инструментов "Рисование".
3. Выполнить следующие операции:
· выбрать (выделить) рисунок щелчком левой кнопки мыши;
· добавить надпись, используя одноименный инструмент на панели "Рисование";
· изменить шрифт и цвет надписи, текст надписи;
· изменить размер рисунка (по вертикали, по горизонтали, пропорционально) путем перетаскивания мышкой маркеров выделения;
· переместить рисунок на новое место по технологии Drag&Drop;
· скопировать рисунок на другой рабочий лист, используя буфер обмена;
· изменить формат рисунка (цвет контура, заливку, выполнить вращение объекта) с помощью соответствующих инструментов на панели "Рисование" или команд из списка "Действия";
· выделить несколько объектов с помощью мышки, удерживая нажатой клавишу Shift, сгруппировать их (Действия | Группировать), выполнить их форматирование, разгруппировать (Действия | Разгруппировать);
· изменить порядок следования объектов в слоях (Действия | Порядок).
4. Создать рисунок в редакторе Paint, сохранить его на диске. Вставить созданный рисунок в рабочую книгу MS Excel, установив связь с исходным файлом (Вставка | Объект… | Из файла | Задать имя файла | Установить флажок "Связь с файлом" | OK).
5. Вставить готовый рисунок из Clip Art Gallery (Вставка | Объект… | Новый | Microsoft Clip Gallery); вставить художественный текст, используя кнопку "Добавить объект WordArt" на панели инструментов "Рисование".
6. Создать рисунок, скопировав изображение с экрана и установив связь рисунка с исходными данными. Изменить исходные данные. Посмотреть, как изменится рисунок.
7. Вставить в рабочий лист карту Европы (Вставка | Карта… | Определить размер изображения | Европа | OK).
8. Увеличить масштаб карты таким образом, чтобы на карте были изображены страны Прибалтики и Республика Беларусь: (поле со списком "Масштаб карты, в %" и инструмент "Перенос").
9. В ячейки А1:С5 ввести исходные данные: название государства, доход на душу населения, численность населения.
10. Переместить верхний левый угол карты в ячейку D6 с помощью мыши.
11. Увеличить размер карты (насколько позволяет экран) с помощью мыши, потянув за маркер выделения.
12. Переместить заголовок карты в правый верхний угол карты с помощью мыши;
13. Добавить слои"Сетка координат", "Столицы мира", "Города Европы" (Карта | Вывести слой… | Добавить | Выбрать соответствующий слой | OK | OK).
14. Вставить данные из ячеек A1:C5 (Вставка | Данные… | Задать диапазон ячеек | OK); С помощью "Панели оформления" выбрать столбцы данных и формат их отображения. Разместить легенды.
15. Вывести подзаголовок (Вид | Подзаголовок). Текстовым значением задаться самостоятельно.
16. Нанести на карту подписи (Сервис | Подписи | выбрать слой "Города Европы" | Указать на карте нужные подписи | Отжать кнопку "Выбор подписей объектов" на панели инструментов).
17. Нанести на карту надписи по своему усмотрению с помощью инструмента "Нанесение надписей".
18. Сохранить результаты работы на диске.
Контрольные вопросы
1. Создание рисунка на рабочем листе.
2. Понятие "автофигуры". Свойства объектов, созданных с помощью автофигур. Способы форматирования автофигур и других графических объектов.
3. Создание графического объекта путем копирования изображения с экрана.
4. Импорт графических объектов в рабочую книгу MS Excel.
5. Вывод данных на фоне карт.
6. Добавление на карту новых слоев. Нанесение надписей и подписей.
Лабораторная работа №13