Риторическое искусство. Навыки и умение оратора.
Слово оратор появилось в русском языке в начале XVIII столетия, а более широкое
распространение получило в первой трети XIX века. Оно происходит от латинского слова огаге, что
в переводе означает «говорить».
Владимир Иванович Даль, объясняя слово оратор в «Толковом словаре живого великорусского
языка», подбирает к нему близкие по значению слова и словосочетания: вития, краснослов,
речистый человек, мастер говорить. Все они подчеркивают, что оратор — это человек, умеющий
говорить красно, т. е. красиво, образно, выразительно.
В современном русском литературном языке слово оратор многозначно. Так, толковые словари
отмечают следующие его значения: 1. Лицо, профессионально занимающееся искусством
красноречия (у античных народов); 2. Лицо, произносящее речь, выступающее, говорящее в
собрании; 3. Человек красноречивый, обладающий даром произносить речи. Поэтому в
художественной литературе, в периодической печати, в обиходной речи встречается употребление
этого слова в разных значениях. В теории ораторского искусства слово оратор используется как
термин. В этом случае оно имеет только одно значение — оратором называется любой человек,
произносящий публичную речь. Термин оратор не имеет качественной характеристики и
нуждается в дополнительных определениях: хороший оратор, плохой оратор, скучный оратор,
выдающийся оратор, блестящий оратор и др.
Каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи,
проявляются в манере выступления. Поэтому теоретики ораторского искусства издавна выделяли
разные типы ораторов. Так, Цицерон в труде «Об ораторе» называл три типа. К первому он относил
ораторов «велеречивых, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений». По его
словам, это ораторы «решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии готовые
трогать и обращать сердца». Ко второму типу, по классификации римского теоретика, принадлежат
ораторы «сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не
возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной, так сказать, и сжатой речи». Третий тип
ораторов Цицерон характеризовал так: «... средний и как бы умеренный род, не применяющий ни
тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых...».
В современной литературе по ораторскому искусству также выделяются разные типы ораторов:
ораторы, для которых основное средство ораторского искусства — логика рассуждений, и ораторы, воздействующие на слушателей своей эмоциональностью.
Конечно, деление ораторов на типы в определенной мере условно, но имеет под собой научную
основу. Академик И. П. Павлов в своих трудах обосновал наличие у человека двух крайних типов
высшей нервной деятельности — художественного и мыслительного. В зависимости от того, к
какому типу высшей нервной деятельности принадлежит человек, он по-разному произносит речь ивоспринимает ее. Когда говорят о разных типах ораторов, то учитывают, какая сторона речи у
человека преобладает — эмоциональная или логическая.
Следует иметь в виду, что каждая речь должна быть и логичной, и эмоциональной. Поэтому
нельзя быть только эмоциональным оратором и не заботиться о логике рассуждения. Если оратор
говорит воодушевленно, с большим пафосом, но речь его бессодержательна, то такой оратор
раздражает слушателей, вызывает протест и порицание. Проигрывают и те ораторы, которые
говорят бесстрастно, неэмоционально.
Очень важно, чтобы человек, выступающий с трибуны, был высоконравственной личностью,
ведь его слово может оказать влияние на судьбы людей, помочь им принять то
или иное решение. Речи оратора должны быть направлены на достижение нравственных целей,
вызывать у слушателей добрые чувства и намерения.
Оратор должен быть человеком эрудированным, т. е. начитанным, осведомленным в области
науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь
анализировать события, происходящие в стране и за рубежом, и т. п. Он обязан хорошо знать
предмет своей речи. Только в том случае, если оратор разбирается в теме выступления, если он
сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые неизвестные аудитории факты,если ему удастся ответить на возникающие вопросы, он может рассчитывать на внимание и
уважение слушателей.
Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По
определению психологов, навык — это способность осуществлять ту или иную операцию
наилучшим образом. К основным навыкам оратора относятся следующие:
• навык отбора литературы;
• навык изучения отобранной литературы;
• навык составления плана;
• навык написания текста речи;
• навык самообладания перед аудиторией;
• навык ориентации во времени.
Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь:
• самостоятельно подготовить выступление;
• доходчиво и убедительно излагать материал;
• отвечать на вопросы слушателей;
• устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией;
• применять технические средства, наглядные пособия и т. д.
Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со
слушателями может оказаться неэффективным. Например, оратор хорошо пишет текст речи, но не умеет просто и ясно излагать его в аудитории; оратор увлеченно рассказывает, но не научился укладываться в отведенное для выступления время и не успевает высказать основные положения речи и др.
Таким образом, стать хорошим оратором непросто. Мастерство выступающего зависит от его
индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы
приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов прошлого и
настоящего, учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще
выступать.
Cписок навыков:
1. Умение выбрать интересную тему и мотивирующий заголовок к ней для конкретной аудитории слушателей.
2. Умение ставить цели выступления и четко идти к ним.
3. Умение составить по алгоритму и произнести короткую или длинную речь.
4. Умение пользоваться планом-конспектом во время выступления.
5. Умение справиться с волнением и вести себя уверенно во время выступления.
6. Умение пересказывать подготовленную речь.
7. Умение располагать к себе аудиторию и удерживать ее внимание.
8. Умение читать аудиторию по невербальным сигналам.
9. Умение применять паузы во время речи для усиления акцентов.
10. Умение иллюстрировать свою речь жестами и движениями.
11. Умение управлять своими эмоциями.
12. Умение задавать вопросы аудитории и отвечать на вопросы слушателей.
13. Умение говорить экспромтом.
14. Умение анализировать свои и чужие выступления для повышения профессионализма.
Мастерство оратора. Подготовка к публичному выступлению.
Успех выступления зависит от того, сумеет ли оратор найти подход к конкретным слушателям, т.е. завоевать их внимание, вызвать живой интерес, напряженную работу мысли, эмоциональный отклик. Если этого не произойдет, речь прозвучит “для себя”, что, конечно, вряд ли удовлетворит оратора и к тому же вызовет отрицательную реакцию слушателей.
Об успехе выступления можно говорить лишь тогда, когда у оратора есть контакт с аудиторией.
Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится в среднем 20-25 минут, которые мы тратим на определение темы, сбор, анализ и обобщение информации, составление плана и кратких тезисов.
Выбирая тему выступления, следует руководствоваться соображениями, что:
- вы осведомлены в вопросе лучше, чем слушатели;
- то, о чем вы собираетесь говорить, может вызвать интерес;
- это актуально, для слушателей.
Название выступления должно отвечать двум требованиям: отражать его суть, т.е. в лаконичной форме выражать основную идею выступления, и носить рекламный характер: быть занимательным, привлекать внимание, затрагивать интерес тех, для кого оно предназначено.
Привлекает внимание название, содержащее вопрос или острую постановку проблемы.
Сравним два названия: рабочее, содержащее основную идею выступления, и рекламное: “Правильный образ жизни как основа длительной трудоспособности” и “Как жить, не старея”. Второй вариант не только привлекает внимание, но и создает положительную установку на восприятие темы.
Готовиться к выступлению нужно заблаговременно. Чем раньше начата подготовка, тем лучше. Свободное владение материалом возможно лишь в том случае, если он прочно освоен.
Чтобы выступление достигло цели, задавайте себе три вопроса:
Кому я буду говорить?
Для чего?
Что должны уяснить слушатели?
Если материала у вас достаточно и он хорошо продуман, то следует перейти к плану.
Задача плана - сделать выступление стройным, логически связанным и последовательным. Кроме того, обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конспект приучает к стройности и краткости изложения, четкости формулировок. Итак, все готово.
Но ваша речь не будет иметь успеха, если вы не знаете состава аудитории. Предварительная информация о слушателях - одна из гарантий успеха. Нужно знать, насколько осведомлены слушатели в данном вопросе, чем именно вы можете их заинтересовать, как это соотносится с их насущными проблемами. Найти то, что нужно данным слушателям, непросто. Неопытные ораторы и начинающие деловые люди говорят обычно о том, что кажется важным им самим. Р. Хофф отмечал: “Чтоб дойти до сердца слушателей, нужно выйти из футляра своих представлений и взглянуть на тему ее (аудитории) глазами”.
Он описывает такой случай: “Как-то я спросил своего бывшего начальника, для чего он подготовил речь, которую собирается произнести. Тот сказал: “А я просто хочу освежить им мозги”. Прекрасно. Замечательно. Восхитительно. Только мало кто сидит и ждет, когда ему освежат мозги. Люди рассчитывают, что вы сообщите им какую-нибудь мысль, которая может оказаться им полезной...+”
Знание будущей аудитории позволяет подготовить выступление так, чтобы удовлетворить ее потребности. Чтобы почувствовать радость от общения с аудиторией - “встречный ток”, как говорил К.С. Станиславский, - удовлетворение от того, что сказанные слова возымели действие, нужно не только иметь, что сказать, но и знать, как строить выступление.
Главное - желание общаться со слушателями и уверенность в том, что это получится. Тогда и речь будет доходчивой. И глаза будут искать ответный отклик в глазах, устремленных навстречу, и доводы найдутся именно те, которые нужны в данный момент. А после выступления наступит ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения и окрыленности. Чтобы слушатели воспринимали сказанное, оратор должен установить с ними личностный контакт. Доброжелательное, уважительное отношение вызывает, как правило, ответные чувства. Если накануне выступления произошло какое-то из ряда вон выходящее событие, которое расстроило или возбудило людей, если вы общаетесь с аудиторией в неудачное время, например в конце напряженного рабочего дня, когда все устали, может возникнуть барьер отрицательных эмоций.
Понимая, что это не исключено, нужно заранее узнать обстановку и продумать форму установления эмоционального контакта со слушателями. Возможно, вначале придется посвятить несколько слов произошедшему накануне событию, которое произвело такое впечатление. А может быть, поднять настроение собравшихся, рассказав забавную историю.
Во всяком случае подходить к своей теме можно лишь после того, как вы убедитесь, что настроение слушателей позволит им воспринимать информацию. Интеллектуальное взаимодействие может возникнуть только при познавательном контакте.
Важнейшее условие возникновения познавательного контакта - интерес к теме выступления. Интерес неизменно вызывает внимание и тем самым - контакт с оратором. Говорят, что внимание - ворота познания. А открывает их ключик, который называется “интерес”. Если слушатели его явно не проявляют, можно начинать с продуманного заранее введения в тему, стараясь установить межличностный и эмоциональный контакт с аудиторией.
По каким признакам можно судить о том, что контакт установлен?
Конечно, по поведению слушателей: выражение их лиц, позы, реплики, а то и вопросы свидетельствуют о различной реакции. Задача оратора- внимательно следить за всеми сигналами обратной связи, добиваясь заинтересованности, вопросов, несогласия - только не равнодушия, скуки. Поэтому ни одно хорошее выступление не воспроизводит подготовленный текст. Оно творится на глазах слушателей, при их участии!
Именно ощущение сотворчества, сопереживания и дает высочайшую удовлетворенность обеим сторонам. Главное требование - развивать в себе ощущение речи как взаимного общения, в котором мысли, слова и манеры постоянно приспосабливаются к слушателям. Ощущение того, что ваши слова нужны людям и вам есть, что сказать, снимает всякий барьер страха перед выступлением. Чтобы его преодолеть, сосредоточьтесь на своем ощущении и, если есть возможность, скажите вслух: “Я знаю то, чего не знают слушатели. Я хочу им об этом рассказать!”
Надо постараться с первых минут завладеть вниманием слушателей, и это в первую очередь будет зависеть от того, каким будет начало вашего выступления.