Описание постановочных зондов
Введение
Одним из основных направлений логопедии является работа по коррекции звукопроизношения.
Постановка звука при любой природе речевых нарушений достигается применением ряда специальных приемов, подробно описанных в специальной литературе. Традиционно выделяется три способа:
- по подражанию (так называемый имитативный способ, когда ребенок, опираясь на словесные инструкции, показ логопеда и собственные акустические, зрительные, тактильные и мышечные ощущения сознательно пытается воспроизвести артикуляцию, необходимую для правильного произнесения того или иного звука);
- с механической помощью (основывается на внешнем механическом воздействии на органы артикуляции пальцами, шпателями или специально сконструированными зондами; на базе некоторой исходной артикуляции с механической помощью речевые органы ребенка пассивно приводятся в требуемое положение);
- смешанный (основывается на совмещении двух предыдущих способов; в данном случае постановочные логопедические зонды выполняют вспомогательную функцию для выработки более точных и полных артикуляционных движений). Вниманию логопедов предлагается набор постановочных проволочных зондов. Механическое воздействие значительно ускоряет процесс постановки звуков. Особенно у детей, которые не могут воспроизвести за логопедом некоторые точные движения (например: ребенок не может самостоятельно удерживать язык у нижних резцов; поднять переднюю часть языка к верхним зубам или на верхнюю губу). Постепенно полученный с механической помощью артикуляционный уклад закрепляется и ребенок воспроизводит его самостоятельно.
Перед проведением коррекционной работы необходимо провести тщательное логопедическое обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата ребенка, оценить состояние фонематического слуха.
В случаях тяжелого нарушения звукопроизношения логопеду бывает необходимо провести курс массажа органов артикуляционного аппарата пальцами (Е.А. Дьякова. Логопедический массаж). И только после этого проводить работу по постановке звуков с механической помощью.
Описание постановочных зондов
Предлагаемый набор состоит из 6 специально сконструированных проволочных зондов, каждый из которых предназначен для осуществления механического воздействия на органы артикуляции с целью получения правильного артикуляционного уклада для произнесения звука из той или иной фонетической группы.
Зонды выполнены из нержавеющей медицинской стали. После соответствующей дезинфицирующей обработки (прокипятить в автоклаве или подвергнуть тепловой обработке в жарочном шкафу) зонды готовы для работы.
Зонд № 1
Предназначен для постановки свистящих звуков в случае, когда ребенок не может самостоятельно образовать желобок вдоль средней линии языка (при боковом, носовом и губно-зубном произношении свистящих звуков).
В некоторых случаях зонд № 1 можно использовать для вызывания звука «Р».
Зонд № 2
Используют для постановки свистящих звуков при их боковом или призубном произношении, осложненном аномалиями прикуса.
Зонд № 3
Его используют для постановки шипящих звуков при их носовом, губно-зубном или свистящем произношении. Особенно эффективна работа с ним в случае, когда у ребенка большой (массивный) и неповоротливый язык.
Зонд № 4
Применяется для постановки свистящих звуков при призубном сигматизме и для постановки звуков «Л», «ЛЬ».
Зонд № 5
С его помощью осуществляют постановку шипящих звуков.
Зонд № 6
Шариковый зонд. Используется для постановки звуков «Р», «РЬ».
Упражнения для губ
Выполняются упражнения медленно и четко. Губы удерживаются в заданном положении под счет до десяти.
1. «Клоун гримасничает». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. «Улыбка» («Заборчик»). Удерживание губ в улыбке. Верхние и нижние передние зубы сомкнуты и обнажены.
3. «Трубочка». Вытягивание губ вперед трубочкой. Зубы разомкнуты.
4. «Бублик». Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Зубы сомкнуты.
Для хорошей переключаемости движений чередовать выполнение упражнений для губ («Улыбка» — «Трубочка», «Улыбка» — «Бублик»), меняя порядок.
Артикуляционные упражнения для языка условно делятся на статические и динамические.
Литература
Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – Санкт-Петербург: Библиополис, 1994.
Волкова Л.С. и др. Логопедия. - М.: Просвещение, Владос, 1995.
Дьякова Е.А. Логопедический массаж. - М.: Изд-ки центр «Академия», 2003.
Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. - М.: Просвещение, 1987.
Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.-М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 1999.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968.
Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. - М.: ГНОМ и Д, 2004.
Pay Ф.Ф. приемы исправления недостатков произношения фонем. / Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Просвещение, 1989.
Хватцев М.Е. Логопедия. - М.: Просвещение, 1951.
Введение
Одним из основных направлений логопедии является работа по коррекции звукопроизношения.
Постановка звука при любой природе речевых нарушений достигается применением ряда специальных приемов, подробно описанных в специальной литературе. Традиционно выделяется три способа:
- по подражанию (так называемый имитативный способ, когда ребенок, опираясь на словесные инструкции, показ логопеда и собственные акустические, зрительные, тактильные и мышечные ощущения сознательно пытается воспроизвести артикуляцию, необходимую для правильного произнесения того или иного звука);
- с механической помощью (основывается на внешнем механическом воздействии на органы артикуляции пальцами, шпателями или специально сконструированными зондами; на базе некоторой исходной артикуляции с механической помощью речевые органы ребенка пассивно приводятся в требуемое положение);
- смешанный (основывается на совмещении двух предыдущих способов; в данном случае постановочные логопедические зонды выполняют вспомогательную функцию для выработки более точных и полных артикуляционных движений). Вниманию логопедов предлагается набор постановочных проволочных зондов. Механическое воздействие значительно ускоряет процесс постановки звуков. Особенно у детей, которые не могут воспроизвести за логопедом некоторые точные движения (например: ребенок не может самостоятельно удерживать язык у нижних резцов; поднять переднюю часть языка к верхним зубам или на верхнюю губу). Постепенно полученный с механической помощью артикуляционный уклад закрепляется и ребенок воспроизводит его самостоятельно.
Перед проведением коррекционной работы необходимо провести тщательное логопедическое обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата ребенка, оценить состояние фонематического слуха.
В случаях тяжелого нарушения звукопроизношения логопеду бывает необходимо провести курс массажа органов артикуляционного аппарата пальцами (Е.А. Дьякова. Логопедический массаж). И только после этого проводить работу по постановке звуков с механической помощью.
Описание постановочных зондов
Предлагаемый набор состоит из 6 специально сконструированных проволочных зондов, каждый из которых предназначен для осуществления механического воздействия на органы артикуляции с целью получения правильного артикуляционного уклада для произнесения звука из той или иной фонетической группы.
Зонды выполнены из нержавеющей медицинской стали. После соответствующей дезинфицирующей обработки (прокипятить в автоклаве или подвергнуть тепловой обработке в жарочном шкафу) зонды готовы для работы.
Зонд № 1
Предназначен для постановки свистящих звуков в случае, когда ребенок не может самостоятельно образовать желобок вдоль средней линии языка (при боковом, носовом и губно-зубном произношении свистящих звуков).
В некоторых случаях зонд № 1 можно использовать для вызывания звука «Р».
Зонд № 2
Используют для постановки свистящих звуков при их боковом или призубном произношении, осложненном аномалиями прикуса.
Зонд № 3
Его используют для постановки шипящих звуков при их носовом, губно-зубном или свистящем произношении. Особенно эффективна работа с ним в случае, когда у ребенка большой (массивный) и неповоротливый язык.
Зонд № 4
Применяется для постановки свистящих звуков при призубном сигматизме и для постановки звуков «Л», «ЛЬ».
Зонд № 5
С его помощью осуществляют постановку шипящих звуков.
Зонд № 6
Шариковый зонд. Используется для постановки звуков «Р», «РЬ».