Ирония в ораторской речи. Средства ее создания.
Выделяют несколько риторических средств, в основе которых лежит ирония. Иронияотличается от настоящего притворства тем, что этот риторический троп, как и метафора и метонимия, одновременно вызывает и удерживает в сознании говорящего и адресата сразу два значения слова или выражения: прямое и переносное. Игра двух значений и создает нужный эффект – насмешку.
Простейший вид иронии – антифраз, когда в противоположном смысле употребляется одно слово.
Ироничное отношение реализуется очень разнообразно: с помощью гротеска(творчество Свифта, Гофмана), парадокса, пародии, остроумия, контраста, смешения стилей и т. д.
Гротеск –художественный приём в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении.
Ирония нередко осуществляется посредством парадокса. Парадокс– утверждение, изречение, противоречащее, на первый взгляд, здравому смыслу, но несущее в себе более глубокое значение. Парадокс помогает разрушить догму, высмеять устаревшее, надоевшее, пошлое. Это риторическое оружие, научиться владеть которым так же сложно, как фехтовальщику шпагой.
Понятие фигуры речи. Фигуры, основанные на повторе.
Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, увеличивается сила ее воздействия на адресата.Насчитывается несколько десятков риторических фигур.
Подходов к рассмотрению фигур существует много. Самый продуктивный и употребительный в речи – градация фигур, в основе которого лежит повтор.
Повтор – обозначение группы и отдельных конструкций. Повтор в широком смысле заключается в повторении языковых элементов любых уровней.
Повторы делают речь легкой, запоминаемой, так как придают речи определенный ритм.
Разновидности повторов, создаваемых на различных языковых уровнях:
–на лексическом уровне (буквальный повтор слов или геменация): а годы шли, шли, шли…
–повтор начальных слов предложения (анафора – единоначалие): суров закон, суров, но справедлив.
–повтор конечных элементов предложения (эпифора – единоокончание)
Фигуры речи синтаксического характера.
Эллипсис– фигура языковой и речевой экономии. Она предполагает пропадание целых фрагментов высказывания: считается, что фрагменты легко могут быть восстановлены по смыслу.
Период– предложение, структурно и содержательно завершенное. Устная речь не терпит длинных предложений. В устном варианте предложения следует адаптировать. По структуре период – большое сложное предложение, которое распадается на две части: первая часть представляет собой параллельно построенные предложения, произносимые с восходящей интонацией, вторая часть – вывод, произносимый с нисходящей интонацией. Их разделяет кульминация, отмечаемая паузой.
Предложения-периоды используются в текстах, в которых необходимо сделать вывод – в судебных речах, например: здесь первая часть – перечисление аргументов, вторая – вывод.
Градация(пришло в русский через латинский язык и имеет значение "лестница")- постепенное изменение признака (нарастание или убывание). В основе градации лежат языковые или контекстуальные синонимы. Минимальное количество синонимов – три.
Существует два типа градации: возрастающая и убывающая, например: плестись, ползти, тянуться, идти, бежать, нестись, мчаться.
Фигуры диалогизма.
Эта группа риторических фигур используется для создания диалогического эффекта в монологической речи. .Диалогизм может занимать различное место в монологической речи, от отдельной фразы до целого текста; диалог как литературный жанр представляет собой фигуру диалогизма, распространенную на все произведение или на его основную часть.
Фигуры диалогизма организуют не фразу или период, но аргумент, а часто и часть речи.
Риторический вопрос - утверждение в вопросительной форме. Употребляется в двух видах: как одиночный риторический вопрос и как серия риторических вопросов, блок, группа. Риторический вопрос может использоваться провокационно: ответ на него известен, однако говорящий тем не менее предлагает другой ответ.
Предупреждение – намеренное выдвижение ритором контраргумента и ответа на него. Используя эту фигуру, оратор находит возражения, на которые он в состоянии ответить.
Ответствование – постановка вопроса от лица аудитории и ответ от лица оратора. Фигура несет в себе нежелательный вопрос или возражение, ответ на который затруднителен.
Дубитация – ряд вопросов к воображаемому собеседнику для постановки проблемы и обоснования формы рассуждения.
Если рассматривать соотношение тропов и фигур, то можно сделать вывод, что фигуры – более сильные приемы выразительности, чем тропы, потому что они дают возможность охватить текст целиком как единую структуру, построенную по определенному принципу.