Убеждающие речи и их жанры. Особенности убеждающих речей
Убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Такая речь стремится определить образ мышления и поведения, но не представляет собой призыва к непосредственному действию. Предмет речи – вопросы факта (что представляет правду, а что нет) или вопросы поведения (что надо делать, а что не надо).
Важнейшие жанры убеждающей речи:политическая и экономическая программы, парламентское выступление, обвинительная, защитительная и самозащитительная речи и др.
Принципы построения убеждающей речи.Убеждающую речь любого вида составляет единая, цельная система аргументации, при компоновке которой доминирующим является принцип сочетания рационально-логической и эмоционально-риторической аргументации, рассуждения и внушения.
Соотношение рационального и эмоционального в устной речи – это взаимосвязь содержания и формы в их диалектическом единстве. Под рациональным в публичном выступлении понимаются прежде всего знания, фактический материал, аргументация, составляющие первооснову содержания и убедительности воздействия на слушателей. Эмоциональное – это фон, который создается интонацией, силой жеста, выразительностью мимики, энергией и поведением говорящего. Для создания необходимого эмоционального фона важно уметь пользоваться образными и наглядными средствами, яркими запоминающимися примерами и др. для того, чтобы рациональное содержание стало зримым, выпуклым, конкретным и оттого максимально убедительным. Помогают подчеркнуть содержание, сделать речь ярче, выразительнее, эмоционально насыщеннее тропы, фигуры, пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения, юмор.
Что бы ни делал человек, его деятельность выступает как проявление трех составляющих психики – сознания, подсознания и моторики. Чтобы побудить собеседника к активности, нужно воздействовать на его сознание, возбудить подсознание (эмоциональную сторону) и включить в соответствующую деятельность.
Желаемый отклик убеждающей речи – воля слушателей к целеустремленному мышлению и, как следствие, к действию. Процесс убеждения идет как на сознательном, так и на подсознательном уровнях, т. е. используются логические и психологические доводы. Повлиять на взгляды аудитории можно только двумя методами – убеждением и внушением. Эти способы воздействия на аудиторию не существуют изолированно друг от друга. Логические соображения часто подкрепляются приемами, непосредственно влияющими на желания и чувства. С другой стороны, чем выше интеллектуальный уровень слушателей, тем более они будут полагаться на разумные доводы, склоняющие к убеждению и действию; чем более вески логические доказательства, тем более устойчиво психологическое воздействие.
Логические доводы – это применение суждений, примеров, статистических данных, компетентных мнений, цель которых – вызвать убеждение и соответствующее действие. Все логические методы можно классифицировать как индуктивные и дедуктивные. Индукция – умозаключение от частного к общему, дедукция – общего к частному. Мы применяем индукцию, когда из наблюдения массы частных случаев делаем обобщающий вывод обо всей совокупности таких случаев. Частными случаями могут быть предметы, взаимоотношения, качества, положения. Мы пользуемся дедукцией, когда из суждения о правильности общего убеждения или принципа делаем вывод, что правильны и отдельные случаи их приложения. Этот положенный в основу принцип не должен быть общим в самом широком смысле слова; он обладает только большей общностью, чем извлекаемые из него выводы.
Психологические доводы – воздействие оратора на чувства аудитории. Следует учитывать установки слушателей и строить и развивать свою речь так, чтобы она пробуждала интересы, соответствующие цели коммуникации. Оратор должен также преодолеть или оставить в состоянии покоя те желания слушателей, которые стали бы препятствием к формированию убеждения или готовности действовать. Мотивом убеждений и действий может оказаться одно или несколько из потребностей, испытываемых людьми в повседневной жизни.
Целевые установки убеждающей речи, таким образом, могут быть связаны непосредственно с инстинктом самосохранения, стремлением к физическому благополучию, которое включает не только желание безопасности, но и свободы и деятельности. С ними связаны мотивы физического порядка – стремление к удобству, комфорту и ко всему, что соответствует привычкам. Опытным оратором учитываются экономические и профессиональные стремления аудитории; стремления к благополучию своей семьи, к хорошей репутации, к престижу, к завоеванию авторитета или власти. Когда нет других противоположных интересов, слушатели с большой охотой поддержат то, что предлагается им как истина и справедливость. Стоит только по-настоящему пробудить чувство справедливости, великодушия, сострадания, как слушатели будут настаивать на действиях, направленных на подавление зла.
43.Призывающие к действию речи содержат необходимые фактические данные, пробуждают психическую восприимчивость, приводят к согласию, и обладают специфической особенностью: они должны заставить слушателей почувствовать потребность сделать то, к чему их призывает оратор. Призыв к действию бывает прямым или косвенным; действие может наступить когда-нибудь или немедленно. Но имеются в виду действия самих слушателей, а не отсутствующих.
Задача побуждающей речи – вызвать к действию мотивы, определяющие взгляды людей на их поведение. Разновидности и жанры призывающей к действию речи: политическое выступление (в частности, речь на митинге, воззвание и лозунг). Речь, призывающая к действию, направлена на то, чтобы склонить слушателей к определенному мнению, к выполнению того, о чем просят, к чему призывают. Призывы делятся на социальные (направлены на поддержку различных благотворительных мероприятий, улучшающих жизнь общества и отдельного человека), политические (призывают голосовать за того или иного кандидата на официальный пост во время выборов, участвовать в референдуме, митинге, акции протеста и т. п.), коммерческие (реклама, характеристика каких-либо товаров, услуг, предложение совершить сделку и т. п.), призывы личностного характера (предлагают научиться хорошо говорить, правильно питаться, бороться с вредными привычками и т. п.)
Среди призывающих к действию речей деление может быть произведено по степени интенсивности побуждения: речи с небольшой интенсивностью (совет, просьба, предложение) и речи с сильной интенсивностью (приказ, воззвание, ультиматум). Главным элементом побуждающей к действию речи является формулирование проблемы. Чем меньше аудитория задумывалась над вопросом, по которому выступает оратор, тем более яркими красками должна быть нарисована безвыходность ситуации, показана крайняя необходимость разрешения этой назревшей проблемы. Если сущность проблемы неясна слушателям, нельзя ожидать, что они откликнутся на речь.
44.Развлекательнные речи Основная общая цель всей жанровой группы развлекательной речи.Развлекательная речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в самом ее названии. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Можно было бы сказать, что ее цель просто поддержать внимание и интерес слушателя, но здесь имеется в виду занимательность – интерес как самоцель. Ее часто слышишь на банкете и в иной обстановке, где люди в приятном общении проводят время. В ней и шутка, и серьезная мысль, и правда, и вымысел. Она или проникнутое единством связное повествование, или состоит из анекдотов. В ней юмор, много личного, ирония, насмешливая серьезность, карикатура и преувеличения. Разновидностями развлекательных речей являются речи комические и драматические. Развлекательная речь может быть юмористической (комической) или драматической – повествованием с захватывающим сюжетом. Если речь должна быть юмористической, стоит подумать о шутливых нападках на привычки, на образ жизни и поведение людей в целом или определенной группы. Допустимы преувеличения в описании обычных ситуаций или личных качеств; уместен иронический показ оборотной стороны того, о чем вы говорите; целесообразно прибегать к умолчанию и внезапной развязке. Возможно использование исторических анекдотов – рассказов о забавных историях, произошедших с великими людьми. Если вы решили отказаться от комической речи, то это может быть рассказ или описание известного вам или лично пережитого события, например, рассказ об охоте, рыбалке, о научной экспедиции, о посещении завода, киностудии или рассказ о каком- либо захватывающем событии, например, об оказании помощи при наводнении, пожаре, о восхождении на горные вершины или о погружении в морские глубины и т. д. В рассказе обязательно должен присутствовать эпизод, связанный с опасностью и борьбой, элементы драматизма. Драматические элементы в речи – это конфликт, ожидание, развязка. Подобные истории можно представить от первого лица, в настоящем времени. Это создает впечатление, что событие развертывается при слушателях - "эффект соучастия". Важнейшие жанры развлекательной речи: застольная речь (тост), устный бытовой рассказ и др. Ведущие принципы создания развлекательной речи: Принцип доминирования юмористической тональности комического. Развлекательная речь должна потешить слушателей, создать позитивное настроение, психологический фон релаксации, а значит, здесь доминирует юмористическая тональность – смех от радостной беспечности и избытка сил и свободы в сочетании с неограниченной фантазией незлобного рассудка. Принцип калейдоскопичности приемов комического. Развлекательной речи присуще игровое, карнавальное, празднично-веселое изложение; здесь сочетаются самые разнообразные приемы комического.
45.Сокровенные речи Основная общая цель всей жанровой группы сокровенной речи. Этот вид речи не предназначен для широкой публики. С такой речью обращаются к очень близким людям, делясь с ними самыми сокровенными чувствами. Потребность в такой речи возникает в минуты душевных потрясений, переживаний глубоко личных и в то же время имеющих причастность к чувствам других людей. Такие речи не создаются по заказу и не планируются заранее. Они – движение души, познавшей глубины горя или счастья. Их цель – поделиться переживаниями, разобраться в собственных ощущениях. К важнейшим жанрам сокровенной речи относятся исповедь, любовное признание, дневниковая запись, личное письмо. Сфера применения данного вида речи довольно сужена, аудитория, как правило, состоит из одного-двух (редко – более) слушателей. (Исключением являются письма- исповеди в редакцию радиопрограмм, но здесь уместно говорить скорее о пограничных с другими жанровыми сферами характеристиках жанра.)
46. Диалогические речи. Искусство беседы. Основные разновидности беседы: непринужденная дружеская беседа, первая беседа с незнакомым человеком, беседа светского характера, деловая беседа и др.
Межличностное общение может осуществляться в разных формах, основные из которых — диалог и монолог. Диалог– вид коммуникативной деятельности, в течение которой совместная цель партнеров достигается с помощью тех или иных высказываний одного партнера и осмысления этих высказываний другим. Для диалога характерно, что собеседники меняются ролями говорящего и слушающего.
Искусство беседы.
1)Внимательно слушать так же тяжело, как и рассказывать занимательно, поэтому очень важно научиться слушать собеседника. И даже когда Вы не согласны с его мнением по какому-либо поводу, лучше всего дослушать до конца, а затем высказывать свою точку зрения.
2)Нужно стараться затрагивать только те темы, которые будут интересны всем участникам беседы.
3) Не стоит хватать собеседника за руку, хлопать по плечу. Нужно учиться привлекать внимание словами, а не жестами. Чрезмерная жестикуляция смешна.
4) Не стоит добиваться внимания собеседников криком. Великие ораторы древности начинали свое выступление шепотом, тем самым, заставляя зрителей прислушиваться к каждому слову, и добивались таким образом всеобщего внимания и восхищения.
5) Говорить надо четко, не повышая и не понижая голос, не бормотать, не торопиться, не глотать слова.
Основных видов беседы семь:
1. Непринужденная дружеская беседа.
2. Проблемная беседа.
3. Ознакомительная беседа.
4. Светская или салонная беседа.
5. Деловая беседа.
6. Информационная беседа.
7. Застольная беседа.
Непринужденная дружеская беседа важна созданием атмосферы общего душевного комфорта. Дружеская беседа – это, по сути дела, эмоциональная речь со всеми характерными чертами этого жанра – ориентацией на психологию, а не на логику и факты.
Ознакомительная, или разведочная беседа.Это,прежде всего размен информации. Начинают обычно с анкетных данных – фамилия, имя, отчество, профессия, место работы, иногда еще семейное положение, далее – сфера интересов собеседника. Важно почувствовать запретные темы, которые могут нанести ущерб ему или вам; натолкнувшись на такую тему, сразу же необходимо сворачивать на другой путь. С незнакомцем нужно быть не более откровенным, чем он с вами.
Светская, или салонная беседа– во многом вынужденный разговорный жанр. Главное здесь - создать атмосферу хотя бы внешней беззаботности, разгрузки от повседневной суеты.
Деловая беседа по своей сути – это переговоры, торг, размен уступок при поиске общих элементов в заведомо различных интересах. Цель деловой беседы – выявить что-то общее, четко оформить и закрепить в той или иной форме договора.
47. Понятия «спор» и «эристика». Основные формы состязательного обмена мнениями: дискуссия, полемика, диспут, прения и дебаты (анализ содержания перечисленных терминов). Стихийный и организованный публичный спор. Важнейшие принципы корректного ведения публичного диалога. Спор – это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже, обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах; это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения.
Убеждение в споре называется «эристика». Эристика является интегральным искусством, которое возникло на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой и риторикой.
дискуссией называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.
Диспут – публичное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных проблем. Полемика – вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей позиции относительно обсуждаемого предмета. Полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью
защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.
дебаты (прения) – обмен мнениями по каким-либо вопросам; прения – обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам. Словами дебаты, прения, как правило, именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях и т. п.
Споры бывают организованные и неорганизованные. Организованные споры планируются, готовятся, проводятся под руководством специалистов. Полемисты имеют возможность заранее познакомиться с предметом спора, подобрать необходимые аргументы. Но спор может возникнуть и стихийно. Такое нередко случается в учебном процессе, на собраниях и заседаниях, в бытовом общении. Неорганизованные, стихийные споры, как правило, менее продуктивны. В подобных спорах выступления участников бывают недостаточно аргументированными.
Принципы ведения публичн.диалога: 1. Не навязывайся. Чем более категорично говорящий формулирует свое мнение, тем менее склонен согласиться с ним слушатель. 2. Выслушай собеседника. Любое общение возможно только тогда, когда говорящий и слушающий имеют общий информационный запас, для определения которого нужно научиться организовывать обратную связь между говорящим и слушающим. 3. Будь дружелюбен. Расположение слушателя быстрее всего завоевывается активной демонстрацией искреннего отношения к нему.