Русские риторики XVII – XIX веков
Классовая направленность ораторского искусства в эпоху европейских буржуазных революций. Социально-политическое красноречие как оружие идейной борьбы. Агитационные речи трибунов Великой французской революции: М.Робеспьера, Ж.Дантона, Г.О. де Мирабо
В странах Европы в этот период интенсивно развивается судебное, парламентское, а также торжественное красноречие. В Англии 16 века риторику изучают, опираясь на труды Квинтилиана и Цицерона, в Кембридже и Оксфорде. В первой половине 17 в. она включается в список учебных предметов Гарвардского, а затем других университетов и колледжей США, где преподавание носит схоластический характер, имея теологическую направленность.
В конце 18 века по Европе прокатилась волна революционных взрывов. Французская буржуазная революция всколыхнула всю Европу, привела в движение миллионы масс. Огромное значение приобрело в это время смелое революционное слово. Вновь, как в древних Греции и Риме, народ заполнил площади городов, трибуна оратора снова стала местом борьбы.
За короткий срок великая французская революция породила плеяду сильных ораторов - полемистов. Пламенными трибунами революции были Робеспьер, Марат, Дантон, Сен-Жюст, Мирабо и др.
Философской основой политического красноречия борцов французской революции были социальные и нравственные идеи великих французских просветителей 18 в. - Руссо, Дидро, Монтескье, Вольтера. Французская революция дала жизнь политическому красноречию поднимающейся буржуазии, народных масс, красноречию, которое стало оружием в борьбе с феодализмом. Но, воспользовавшись завоеваниями революции, буржуазия тотчас обратила это красноречие и лозунги «свобода», «равенство», «братство», в орудие утверждения своего господства, в средство идеологического воздействия на массы и прямого их обмана.
В 19 в. наиболее полное воплощение буржуазное красноречие нашло в ораторской практике парламентов и, прежде всего, в речах видных политиков.
В теории ораторского искусства конца 19 в. и особенно в 20 веке отчетливо проявляется стремление соединить положения «старой риторики» с новейшими научными данными. Все больше внимания уделяется учету психологии масс, психологическому влиянию личности оратора, эмоциональному воздействию слова. Постепенно закладываются основы буржуазной теории и практики манипулирования сознанием масс в интересах власти имущих.
Красноречие Древней Руси. Жанр слова и его особенности: трогательный образ автора – «печальника Русской земли», публицистичность, культовая предназначенность и элементы светского содержания, жанровое разнообразие. Слова митрополита Илариона и Кирилла Туровского
С православием на Русь пришло искусство красноречия. Древнерусские ораторы-проповедники в своих речах утверждали духовно-нравственные ценности веры, объединяли людей.
История не оставила прямых свидетельств об ораторском искусстве Древней Руси. Но по документам и сохранившимся литературным произведениям можно составить представление об основных особенностях и принципах древнерусского красноречия. Первоначально оно существовало только в устной форме былинно-песенного творчества. Другой формой было красноречие политическое. Сходки старейшин, народные собрания и особенно вече требовали от участников навыков публичного выступления.
в Древней Руси было представлено военное красноречие - обращение к войску проявить стойкость и мужество. Еще один вид красноречия - торжественное. Пиры, тризны, встречи победителей не обходились без соответствующих речей. После принятия Русью христианства развивается гомилетика - торжественное и учительное красноречие. Оформившееся как литературный жанр в Византии, оно широко было известно на Руси в «словах» и поучениях отцов церкви.
Одно из самых замечательных произведений древнерусской письменности, дошедших до наших дней, - «Слово о Законе и Благодати». Создано оно было митрополитом Илларионом - первым русским митрополитом на Руси - человеком широкого кругозора, отмеченным мудростью и бесспорным писательским даром. Илларион был среди тех «книжных» людей, которых Ярослав Мудрый собрал вокруг себя, и, вероятно, он причастен к созданию первой русской летописи - «Повести Временных лет».
Столетие спустя после митрополита Иллариона развернул свою деятельность другой церковный писатель, и проповедник - Кирилл Туровский. Его интересовал, человек, его Душа и тело. «Поучения» и «Слова» Кирилла Туровского по поводу церковных праздников отличались лиризмом и глубиной духовного постижения их смысла. Произведения Кирилла свидетельствуют о высоком уровне древнерусского ораторского искусства, а также том, что книжники 12 в. в совершенстве овладели античной и византийской традицией словесного творчества.
НеориторикаXX века
В середине XX в. в западных странах и Японии на фоне бурного развития теории информации начинается возрождение риторики. С 60-ых годов риторика становится одной из наиболее быстро развивающихся дисциплин филологического цикла. Этот период развития риторической науки получил название неориторики или общей риторики.
Становление новой риторики вызвано в первую очередь лингвистическими факторами. Неориторикапредставлена несколькими направлениями. Одно из них – неориторическая теория аргументации, создателем которой стал Перельман – профессор логики, морали и философии. Он считал, что античные риторы видели единственный путь убеждения по любому, социальному ли, нравственному ли вопросу, – предварительную подготовку общественного мнения с помощью высокоразвитой техники убеждения. Аристотель выдвинул тезис о двух типах суждений: аналитического характера (о факте, об истине) и диалектического характера (о мнении). Риторику, по мнению Перельмана, в большей степени интересовал второй тип суждений.
Неориторика – наследница древней аристотелевской риторики. У Аристотеля цель оратора – поиск лучших способов убеждения. У современных авторов концепций – поиск лучших вариантов взаимного диалога. Современная риторика занимается вопросами установления и сохранения контакта между говорящим и слушающими, изучением структуры общения, жанровым изучением текстов, рассматривает специальные вопросы, связанные с риторикой радио, телевидения, рекламы, уделяет много внимания построению конструктивного диалога.
26...Эпоха расцвета русской судебной риторики.....Русское судебное красноречие начинает развиваться во второй половине 19 века, после судебной реформы 1864 с введения суда присяжных и присяжной адвокатуры. Этому способствует провозглашение новых принципов судоустройства и судопроизводства - гласности, устности, состязательности и др. Именно правильно, логично, доказательно построенное “слово” обвинения и защиты нередко могло служить основанием для того или иного приговора. Бурный расцвет судебного красноречия был порожден под влиянием не только внутренних факторов, но и внешних — имеется в виду воздействие специфических черт судебного красноречия других стран, среди которых первое место занимает Франция. Русское судебное красноречие многое переняло из традиции французского судебного ораторского искусства, и это является объективным процессом, так как вплоть до конца XIX в. в России не было ни одного комплексного исследования, которое могло бы использоваться как практическое пособие построения судебных речей. Россия XIX в. не имела деятелей русской филологии, занимавшихся именно проблемами русского судебного красноречия и стилистики судебного слова. Среди русских обвинителей и защитников выдвинулось несколько даровитых ораторов, успели сложиться некоторые типичные особенности, позволяющие говорить о русском судебном красноречии. Речи лучших русских ораторов отличаются простотой и искренним тоном, отсутствием риторики и театральных приемов, уважением к участвующим в процессе. Русские судебные ораторы XIX в., которых характеризовала высокая гражданственность, нередко раскрывали в судебных речах противоречия общественного строя, довольно часто приводившие к совершению преступлений. Показательны в этом плане речи Ф.Н. Плевако по делу рабочих Коншинской фабрики, по делу люторических крестьян, по делу игуменьи Митрофаньи; речь П.А. Александрова по делу Веры Засулич; речи Н.П. Карабчевского по делу Сазонова, по делу Гершуни.К концу XIX в. русское судебное красноречие, представленное этими талантливыми и высокообразованными русскими юристами, начинает закономерно порождать свои самостоятельные, оригинальные черты — это яркая художественность, гуманность, психологизм и эмоциональность, идейно-нравственный анализ речей. Кроме того, прослеживается тенденция очищения языка от иностранных элементов, использования в судебных речах простых языковых формулировок, рассчитанных на воздействие и подчинение широкой аудитории. Таким образом, начинает складываться теория русского судебного красноречия.
28. РИТОРИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЭТАПЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ…Внутренняя структура этапа изобретения В структуре этапа изобретения выделяются (в частности, московским специалистом по теории риторики Софьей Филипповной Ивановой) две глобальные стадии деятельности: 1) аналитико-концептуальная стадия, на которой вызревает стратегический замысел выступления; 2) комплектационно-разработочная стадия, на которой ведется подбор конкретного материала. . На аналитико-концептуальной стадии изобретения происходит первичное упорядочение этих расплывчатых представлений и кристаллизация замысла речи. Далее организуется отбор недостающего материала по намеченным направлениям, и вновь полученная информация, уже не только соотносимая с регламентом выступления, но и обычно даже превышающая его объем, как правило, не бывает оптимально систематизированной. Эта задача решается уже вне рамок раздела изобретения, составляя прерогативу этапа расположения материала. . 4 Основные источники подбора материала к выступлению На комплектационно-разработочной стадии этапа изобретения в распоряжении оратора, обобщенно говоря, имеются следующие основные источники информации: 1) собственные размышления, воспоминания, фантазия оратора; 2) специально организованные наблюдения и личный опыт в затронутой области; 3) консультирование у авторитетных лиц; 4) чтение, восприятие радио- и телепередач.
29. РИТОРИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЭТАПЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА... Понятие композиции и состав деятельности оратора при построении речи Слово композиция имеет общеэстетическое бытование, то есть используется применительно к произведениям различных видов искусств: художественной литературы, живописи, музыки и др. (в плане значимости этого понятия показательна близость к слову композитор, которое служит названием самого рода занятий по созданию музыкальных произведений). Не является исключением и ораторское искусство. При этом термин композиция в разных сферах своего использования обладает известной общностью значения и обычно трактуется как ‘построение, составление’ (что восходит к буквальному переводу с латыни). Три смысловых компонента рассматриваемого понятия диктуют состав деятельности оратора на этапе расположения материала. Им соответствуют три глобальные операции: структурирование подобранного материала, установление мотивированной соразмерности (пропорциональности) частей, определение порядка их следования. Заметим, что в античных источниках по риторике обсуждаемый этап деятельности оратора (расположение) имел наименование диспозиция, однокоренное рассматриваемому центральному понятию темы. Можно различить, как здесь просвечивает метафорический оттенок, поскольку подобным архаизмом, который встречается в "Войне и мире" Л. Н. Толстого, в позапрошлом столетии обозначали приказ войскам принять определенное размещение перед битвой. Таким образом, оратор на этапе расположения предстает в образе полководца, выстраивающего войско идей в наиболее боеспособном и неуязвимом порядке, избирающего свой надежный авангард и арьергард. Итак, на какие же композиционные блоки делится материал выступления? Хотя древние авторы, включая Аристотеля, как вам известно из курса истории риторики, выделяли в структуре выступления восемь составных частей, наиболее закрепившимся и устоявшимся является вычленение в составе любого текста на первом уровне сегментации также трех универсальных элементов: вступление – основная часть (развертывание, или экспликация, темы) – заключение.
Специфика устной публичной речи.Способы произнесения публичного выступления: чтение текста, воспроизведение речи по памяти, свободная импровизация, комбинированный; положительные и отрицательные стороны каждого из них.
Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная речь.
Успешное выступление должно быть правильно выстроено. Применительно к ораторской речи термин «композиция» имеет 2 сферы применения: 1) композиция, построение самой речи. 2) композиция – структура излагаемого материала.
Внешняя композиция речи, может быть разной, но чаще всего ораторы используют классическую античную схему построения. Согласно этой схеме, речь состоит из 1ой части – это вступление, 2 часть – экспликация, 3 ч.- заключение. Эти части должны быть пропорциональны, согласно правилу золотого сечения. Согласно этому правилу, вступление и заключение в сумме не должны превышать 1/3 речи.
Вступление и заключение имеют свои задачи. Так во вступлении ставятся задачи наладить контакт с аудиторией, обозначить темы и проблемы. Вступление строится 2 способами: прямым и косвенным. Прямое вступление – прямо и непосредственно подводит слушателя к теме и проблеме. Косвенное – содержит определ.интригу. Заключение имеет цели подведение итогов.Оно тоже бывает прямым и косвенным. Основная часть выступления несет на себе главную информационную нагрузку. В ней содержится то,что является центром речи. Основная часть строится по разным моделям. 1ый способ организации материала назыв. паралелльным. Материал разбивается на части, из которых является относительно автономной и завершённой в смысловом плане.
33.Взаимодействие устной и письменной формы речи при создании ораторского выступления. Формы письменной фиксации будущей речи (план, тезисы, конспект, полный текст), их сопоставительный анализ.
Известно, что между устной и письменной речью имеется много общего: в основном используется один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и предложений. Однако не всякая произносимая и слышимая речь может быть отнесена к устной форме речи. Дело в том, что устная речь может быть записана (на бумаге), а письменная – произнесена. Так, при чтении вслух или произнесении наизусть текста человек воспринимает звучащую речь, однако письменная форма в данных случаях была первичной, поэтому вслух воспроизводится эта форма речи с присущими ей лексико-грамматическими особенностями. И хотя при произношении вслух письменного текста он может приобретать некоторые особенности устной речи (ее интонационную окраску, ритм и т.п.), эта звучащая речь не является устной.
План напоминает — в какой последовательности идет содержание. План состоит из пунктов и подпунктов. Названия краткие и отражают основную мысль раздела. План – это путеводитель по содержанию книги или другого материала. Это и инструмент самоконтроля.
Это и способ стимулирования внимания. Составляя план вы уже не отвлекаетесь, а вникаете в смысл читаемого. Даже при потере внимания можно легко вернуться к пунктам уже составленного плана, чтобы восстановить потерянную связь.
Тезис – это доказываемое или опровергаемое положение.
Пишутся более подробно, чем план. В плане – лишь названия, в тезисах – лаконичное отражение их сути. Если план – это путь следования автора, то тезисы помогают разобраться в содержании.
Конспект может быть составлен уже после составления плана. Он содержит основные положения и их доказательства, рисунки, таблицы, диаграммы. Конспект подразумевает объединение выписок, плана, тезисов или по крайней мере двух любых этих форм. Содержит не только положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры. А также ваше собственное отношение к материалу, выделив это как вашу читательскую трактовку.
Искусство беседы.
1)Внимательно слушать так же тяжело, как и рассказывать занимательно, поэтому очень важно научиться слушать собеседника. И даже когда Вы не согласны с его мнением по какому-либо поводу, лучше всего дослушать до конца, а затем высказывать свою точку зрения.
2)Нужно стараться затрагивать только те темы, которые будут интересны всем участникам беседы.
3) Не стоит хватать собеседника за руку, хлопать по плечу. Нужно учиться привлекать внимание словами, а не жестами. Чрезмерная жестикуляция смешна.
4) Не стоит добиваться внимания собеседников криком. Великие ораторы древности начинали свое выступление шепотом, тем самым, заставляя зрителей прислушиваться к каждому слову, и добивались таким образом всеобщего внимания и восхищения.
5) Говорить надо четко, не повышая и не понижая голос, не бормотать, не торопиться, не глотать слова.
Основных видов беседы семь:
1. Непринужденная дружеская беседа.
2. Проблемная беседа.
3. Ознакомительная беседа.
4. Светская или салонная беседа.
5. Деловая беседа.
6. Информационная беседа.
7. Застольная беседа.
Непринужденная дружеская беседа важна созданием атмосферы общего душевного комфорта. Дружеская беседа – это, по сути дела, эмоциональная речь со всеми характерными чертами этого жанра – ориентацией на психологию, а не на логику и факты.
Ознакомительная, или разведочная беседа.Это,прежде всего размен информации. Начинают обычно с анкетных данных – фамилия, имя, отчество, профессия, место работы, иногда еще семейное положение, далее – сфера интересов собеседника. Важно почувствовать запретные темы, которые могут нанести ущерб ему или вам; натолкнувшись на такую тему, сразу же необходимо сворачивать на другой путь. С незнакомцем нужно быть не более откровенным, чем он с вами.
Светская, или салонная беседа– во многом вынужденный разговорный жанр. Главное здесь - создать атмосферу хотя бы внешней беззаботности, разгрузки от повседневной суеты.
Деловая беседа по своей сути – это переговоры, торг, размен уступок при поиске общих элементов в заведомо различных интересах. Цель деловой беседы – выявить что-то общее, четко оформить и закрепить в той или иной форме договора.
47. Понятия «спор» и «эристика». Основные формы состязательного обмена мнениями: дискуссия, полемика, диспут, прения и дебаты (анализ содержания перечисленных терминов). Стихийный и организованный публичный спор. Важнейшие принципы корректного ведения публичного диалога. Спор – это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже, обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах; это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения.
Убеждение в споре называется «эристика». Эристика является интегральным искусством, которое возникло на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой и риторикой.
дискуссией называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.
Диспут – публичное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных проблем. Полемика – вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей позиции относительно обсуждаемого предмета. Полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью
защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.
дебаты (прения) – обмен мнениями по каким-либо вопросам; прения – обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам. Словами дебаты, прения, как правило, именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях и т. п.
Споры бывают организованные и неорганизованные. Организованные споры планируются, готовятся, проводятся под руководством специалистов. Полемисты имеют возможность заранее познакомиться с предметом спора, подобрать необходимые аргументы. Но спор может возникнуть и стихийно. Такое нередко случается в учебном процессе, на собраниях и заседаниях, в бытовом общении. Неорганизованные, стихийные споры, как правило, менее продуктивны. В подобных спорах выступления участников бывают недостаточно аргументированными.
Принципы ведения публичн.диалога: 1. Не навязывайся. Чем более категорично говорящий формулирует свое мнение, тем менее склонен согласиться с ним слушатель. 2. Выслушай собеседника. Любое общение возможно только тогда, когда говорящий и слушающий имеют общий информационный запас, для определения которого нужно научиться организовывать обратную связь между говорящим и слушающим. 3. Будь дружелюбен. Расположение слушателя быстрее всего завоевывается активной демонстрацией искреннего отношения к нему.
Фигуры диалогизма.
Эта группа риторических фигур используется для создания диалогического эффекта в монологической речи. .Диалогизм может занимать различное место в монологической речи, от отдельной фразы до целого текста; диалог как литературный жанр представляет собой фигуру диалогизма, распространенную на все произведение или на его основную часть.
Фигуры диалогизма организуют не фразу или период, но аргумент, а часто и часть речи.
Риторический вопрос - утверждение в вопросительной форме. Употребляется в двух видах: как одиночный риторический вопрос и как серия риторических вопросов, блок, группа. Риторический вопрос может использоваться провокационно: ответ на него известен, однако говорящий тем не менее предлагает другой ответ.
Предупреждение – намеренное выдвижение ритором контраргумента и ответа на него. Используя эту фигуру, оратор находит возражения, на которые он в состоянии ответить.
Ответствование – постановка вопроса от лица аудитории и ответ от лица оратора. Фигура несет в себе нежелательный вопрос или возражение, ответ на который затруднителен.
Дубитация – ряд вопросов к воображаемому собеседнику для постановки проблемы и обоснования формы рассуждения.
Если рассматривать соотношение тропов и фигур, то можно сделать вывод, что фигуры – более сильные приемы выразительности, чем тропы, потому что они дают возможность охватить текст целиком как единую структуру, построенную по определенному принципу.
Классовая направленность ораторского искусства в эпоху европейских буржуазных революций. Социально-политическое красноречие как оружие идейной борьбы. Агитационные речи трибунов Великой французской революции: М.Робеспьера, Ж.Дантона, Г.О. де Мирабо
В странах Европы в этот период интенсивно развивается судебное, парламентское, а также торжественное красноречие. В Англии 16 века риторику изучают, опираясь на труды Квинтилиана и Цицерона, в Кембридже и Оксфорде. В первой половине 17 в. она включается в список учебных предметов Гарвардского, а затем других университетов и колледжей США, где преподавание носит схоластический характер, имея теологическую направленность.
В конце 18 века по Европе прокатилась волна революционных взрывов. Французская буржуазная революция всколыхнула всю Европу, привела в движение миллионы масс. Огромное значение приобрело в это время смелое революционное слово. Вновь, как в древних Греции и Риме, народ заполнил площади городов, трибуна оратора снова стала местом борьбы.
За короткий срок великая французская революция породила плеяду сильных ораторов - полемистов. Пламенными трибунами революции были Робеспьер, Марат, Дантон, Сен-Жюст, Мирабо и др.
Философской основой политического красноречия борцов французской революции были социальные и нравственные идеи великих французских просветителей 18 в. - Руссо, Дидро, Монтескье, Вольтера. Французская революция дала жизнь политическому красноречию поднимающейся буржуазии, народных масс, красноречию, которое стало оружием в борьбе с феодализмом. Но, воспользовавшись завоеваниями революции, буржуазия тотчас обратила это красноречие и лозунги «свобода», «равенство», «братство», в орудие утверждения своего господства, в средство идеологического воздействия на массы и прямого их обмана.
В 19 в. наиболее полное воплощение буржуазное красноречие нашло в ораторской практике парламентов и, прежде всего, в речах видных политиков.
В теории ораторского искусства конца 19 в. и особенно в 20 веке отчетливо проявляется стремление соединить положения «старой риторики» с новейшими научными данными. Все больше внимания уделяется учету психологии масс, психологическому влиянию личности оратора, эмоциональному воздействию слова. Постепенно закладываются основы буржуазной теории и практики манипулирования сознанием масс в интересах власти имущих.
Красноречие Древней Руси. Жанр слова и его особенности: трогательный образ автора – «печальника Русской земли», публицистичность, культовая предназначенность и элементы светского содержания, жанровое разнообразие. Слова митрополита Илариона и Кирилла Туровского
С православием на Русь пришло искусство красноречия. Древнерусские ораторы-проповедники в своих речах утверждали духовно-нравственные ценности веры, объединяли людей.
История не оставила прямых свидетельств об ораторском искусстве Древней Руси. Но по документам и сохранившимся литературным произведениям можно составить представление об основных особенностях и принципах древнерусского красноречия. Первоначально оно существовало только в устной форме былинно-песенного творчества. Другой формой было красноречие политическое. Сходки старейшин, народные собрания и особенно вече требовали от участников навыков публичного выступления.
в Древней Руси было представлено военное красноречие - обращение к войску проявить стойкость и мужество. Еще один вид красноречия - торжественное. Пиры, тризны, встречи победителей не обходились без соответствующих речей. После принятия Русью христианства развивается гомилетика - торжественное и учительное красноречие. Оформившееся как литературный жанр в Византии, оно широко было известно на Руси в «словах» и поучениях отцов церкви.
Одно из самых замечательных произведений древнерусской письменности, дошедших до наших дней, - «Слово о Законе и Благодати». Создано оно было митрополитом Илларионом - первым русским митрополитом на Руси - человеком широкого кругозора, отмеченным мудростью и бесспорным писательским даром. Илларион был среди тех «книжных» людей, которых Ярослав Мудрый собрал вокруг себя, и, вероятно, он причастен к созданию первой русской летописи - «Повести Временных лет».
Столетие спустя после митрополита Иллариона развернул свою деятельность другой церковный писатель, и проповедник - Кирилл Туровский. Его интересовал, человек, его Душа и тело. «Поучения» и «Слова» Кирилла Туровского по поводу церковных праздников отличались лиризмом и глубиной духовного постижения их смысла. Произведения Кирилла свидетельствуют о высоком уровне древнерусского ораторского искусства, а также том, что книжники 12 в. в совершенстве овладели античной и византийской традицией словесного творчества.
Русские риторики XVII – XIX веков
Основной труд Ломоносова по риторике — «Риторика» 1748 года, которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию.
В конце ХVII века риторика широко преподавалась в гимназиях и других средних учебных заведениях России. Были изданы учебники: «Краткая риторика» Мерзлякова, «Опыт риторики» Рижского и т.д.
Кошанский, профессор Царскосельского лицея, написал "Общую риторику" /1829г./ и "Частную риторику" /1832г. «Общая риторика» включала три части: изобретение,расположение,выражение мысли. «Частная риторика» имела 6 частей:словесность,разговоры,письма,повествование,ораторство,ученость.
В конце первой половины XlX века риторика в России входит в полосу кризиса, исчезает из учебных планов многих учебных заведений.
На фоне общего упадка риторики успешно развивались её отдельные ветви. Демократические реформы судебного дела XlX в., введение суда присяжных дали толчок развитию судебного красноречия. Оно достигло высокого уровня в речах юристов: А.Ф.Кони, П.А.Александрова, Ф.Н. Плевако. В конце XlX века заметен подъём академического мастерства. Высоко оцениваются лекции Т.Н. Грановского, В.О. Ключевского, К.А. Тимирязева.
23.Традиции древнерусского красноречия в ораторской проз М.В. Ломоносова (похвальные слова Елизавете и Петру).
Конец XVIII – первая половина XIX века вошли в историю русской риторики как время расцвета академического красноречия и как время создания ряда оригинальных пособий . "Отцом российского красноречия" по праву считается М. В. Ломоносов(1711 – 1765). Так окрестил его Н. М. Карамзин в "Пантеоне российских авторов ". «Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта», писал Пушкин; «между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения, он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Традиции древнерусского панегирического красноречия в литературном творчестве М.В.Ломоносова» -предполагает обращение внимания на весь период развития древнерусского искусства слова, начиная с XI столетия. «Ломоносов ввёл в новое русло ораторскую стихию древнерусского проповеднического искусства, - отметил учёный в одной из своих статей. -. «Похвальные слова» Ломоносова были образцом нового, светского красноречия, почти неведомого раньше.