Нормальная установка при произнесении твёрдого

звука.

1) Кончик языка поднят и соприкасается с пере­дней частью нёба (альвеолами), с включением голо­са остаётся неподвижным. По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух.

2) Губы открыты.

3) Зубы разомкнуты.

4) Воздух выдыхается умеренной струёй; на ла­дони руки, поднесённой ко рту, ощущается тёплый
поток воздуха.

5) Звук лзвонкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения для губ и челюстей.Открыть широ­ко рот. как при произнесении звука а. Челюсти и гу­бы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот. Повторить упражне­ние.

Упражнение для языка.1) Высунуть язык наружу. Кончик и края языки касаются так, чтобы образовалась «чашечка».

Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними зубами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять много раз.

2) «Болтушка». Напряжённым загнутым кончи­ком языка с включением голоса водить (скрести) по

нёбу взад-вперёд то медленно, то быстро. Зубы разо­мкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не за­крывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.

Примечание. Могут быть следующие неточности: кончик языка не достаёт до нёба, скребёт в простран­стве, и цель упражнения не достигается; губы и зу­бы сближены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения голоса, по­этому слышится глухой звук, а он должен быть звон­кий.

3) Как в упражнении «болтушка», сделать язык
«чашечкой». Губы округлить. Зубы разомкнуть на
расстояние полутора пальцев. Не меняя положения
языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кон­чиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится
между зубами и придаёт языку удобное положение.
Губы принимают овальную форму. Повторить упраж­нение несколько раз.

Примечание. Кончик языка может упираться не в альвеолы, а в середину нёба, и поэтому выпуклая часть языка будет находиться слишком далеко от зу­бов. Это будет мешать образованию правильного зву­ка л.

4) Произнесение длительного звука л.
Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеоламтак как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук л. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается тёплый поток воздуха.

Примечание. Нужно избегать следующего: язык шится звук н; это происходит потому, что края язы-

движется (а должен быть неподвижен), и поэтому ка, плотно прижимаясь к верхним коренным зубам,

звук получается прерывистым, неясно звучащим; не дают воздуху свободного выдоха.
струя воздуха проходит в нос, и вместо звука л слы-

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА Л В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

В этих упражнениях звук л произносится длительно и только при неподвижном языке. Когда язык отрывается от альвеол, произносится гласный звук.

Упражнение.Произносить (читать) слоги. ОБРАЗЕЦ: Л— А, Л — О, Л — У, Л — Ы.

ла—ло—лу—лы лы—лу—ло—ла

ло—лу—ла—лы ла—лы—лу—ло

лу—ла—лы—ло лы—ла—ло—лу

Упражнение.Произносить (читать) слова.

Слова с ударением на слоге.

ОБРАЗЕЦ: зо-л – а, л – од-ка, бу-л – ыж-ник

ла

Лаз, лак, лапа, юла, зола вела, дела, жила, мала, пила, лав­ка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш.

ло

Лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото. калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.

лу

Лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица.

лы

Лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник.

Без ударения на слоге.

ОБРАЗЕЦ: Бе-л – а, го-л – ос, го-л – уб-цы.

ла

Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, оде­ла, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.

лу

Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, жёлудь, палу­ба, голубцы, получать.

лы

Вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчёлы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, ка­никулы, малыши, полыхает.

Слова со стечением согласных.

ОБРАЗЕЦ: Кл – асс, сл - ушать

Бла, гла, зла, кла

Благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кла­довая.

Пла, ела, фла, шла

Пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла.

Бло, гло, кло, пло, ело, фло, хло

Блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, сло­во, сложный, флот, хлопать, хлопок.

Блу, глу, клу, плу, слу

Блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга.

Наши рекомендации