Слова без ударения на слоге.
образец: то-ж—е, ж—ур-нал.
жа
Жара, жалеть, кожа, лужа, лёжа.
Жу, жи
Вижу, режу, вяжут, лижут, мажут, кожура, журнал, журавль, лыжи, ёжик, ужин, пыжик, рыжик, живой, живот, жираф, дюжина, прохожий.
Слова со стечением согласных в слоге.
ОБРАЗЕЦ: ж – дать, дж – ем.
Ждать, жмых, джем, жмурки, должник, ржавчина.
Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
ОБРАЗЕЦ: У луж – и сидит ж – аба. Трава уж – е по- ж – елтела.
Жук жужжит: ж-ж-ж-ж. Летом жарко. У Жени ножик. На Жоре пижама. У ежа ежата. Моржи лежат на льду. У вожатого рожок. Покажи свой ножик, Женя. Жора выбежал на лужок. Мой дружок бежит на бережок. В саду крыжовник и
ежевика. Под дубом лежат желтокожие жёлуди. Рядом с ежом бежали ежата. Летят журавли, а впереди вожак. Вот пастух пропел в рожок, вышел я на бережок. Утром Женя лыжи взял, по дороге побежал. Жора живёт на пятом этаже. Тяжело тому жить, кто от работы бежит. Моржи живут на севере, а жирафы — на юге. Дети не обижают животных, и животные любят их. Снежок лежал, лежал, потом побежал, журча.
Загадки
Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух)
Я над речкою лежу, оба берега держу. (Мост)
Упражнение.Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
В клетке неуклюжий |
В комнате жёлтый |
На полке лежит
Упражнение.Составить предложения по картинкам
Упражнение.Произносить (читать) тексты.
Потешки
Ель на ёжика похожа, Еж в иголках, ёлка тоже. Подарил утятам ёжик Восемь кожаных сапожек.
Лежебока, рыжий кот, Отлежал себе живот. Жук упал и встать не может, Ждёт он, кто ему поможет.
Встретил в чаще ёж ежа:
— Как погода, ёж?
— Ой, свежа!
И пошли домой, дрожа, Горбясь, ёжась, два ежа.
Ужа ужалила оса
Бывают в мире чудеса: ужалила оса, Ужалила его в живот, Ужу ужасно больно,
Вот!
А доктор ёж сказал ужу: «Я ничего не нахожу. Но всё же думается мне, Лежать вам лучше на спине, Пока живот не заживёт, Вот».
(Я. Воронель, Р. Муха)
Женя-рыбак
Женя любит удить. Он сам сделал удочку. Леску из жилки, блесну из железки. Уже рано утром Женя бежит удить. На лужайке Женя ловит жуков и копает червей. Это будет наживка. Наживку Женя держит в банке.
Бежит Женя к реке. Терпеливо ждёт клёва. Рыбу он держит в ведре: так она будет свежее. Уже две дюжины в вед-е. Рыба шевелит жабрами. Приближается жара, и Женя лёт домой. Будет уха из свежей рыбы.
Упражнение.Выучить наизусть стихотворение.
Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Совсем нестрашно жук жужжит.
(А. Стародубова) Упражнение.Произнести (читать) текст.
Рыжик
Был у Рыжухи жеребёнок. Жеребёнок был рыжий. Женя звал его Рыжиком.
Рыжик был слабый, еле на ногах держался. Рыжуха жалела жеребёнка. Женя тоже жалел Рыжика. Ухаживал и помогал Рыжику.
Когда Рыжик окреп, Женя водил его на лужок. Рыжик любил кружить по лужайке. Покружит, покружит и ляжет под стожок.
Когда Рыжуху впрягали в телегу, Рыжик бежал рядом. У реки Рыжуху выпрягали. Рыжуха купалась сама, а Рыжика купал Женя.
За лето Рыжик окреп.
Пропажа на пляже
Однажды на пляже случилась пропажа. У краба украли жабры. Жить без жабр краб не хотел. Кто же украл жабры? Многие видели, как жёлтая жаба что-то жевала. Жёлтая жаба — жадина! Жаба украла жабры. Подал краб на жабу жалобу. Но жаба, однако же, утверждала, что не брала жабры. Но жёлтой жабе не верили, и никто её не жалел. Привела эта жаба целую дюжину жаб. Дюжина жаб утверждала, что у краба даже не было жабр.
(По Н.Воронель и Р. Мухе)
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ж В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги.
образец: а—ж— -ма, о—ж— -ма, у—ж— -ма, ы—ж— -ма, я— ж — -ма, ё—ж— -ма, ю—ж— -ма, и—ж— -ма, е—ж— -ма.
ажма—ожма—ужма—ыжма
ыжма—ужма—ожма—ажма
яжма—ёжма—южма—ижма—ежма
ежма—ижма—южма—ёжма—яжма
Упражнение. Произносить (читать) слова.
С ударными слогами.
ОБРАЗЕЦ: ну — ж — - но, ва — ж — - ный, лы — ж — -ник.
Важный, каждый, бумажный, багажный, монтажник, можно, дождик, ложный, тревожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба, лыжник, булыжник, южный, вьюжный, таёжный, нижний, ближний, книжный, между, прежде, одежда, надежда, нежный, прежний, вежливый, прилежный.
Без ударения на слоге.
образец: де-не—ж—ный.
Наждак, награждать, вражда, ножной, нужда, Лужники, лыжня, денежный, бережно, побеждать.
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
Образец: Оде—ж—да в шкафу. Ка—ж—дый день пут до—ж—ди.
Октябрята дружны. Нужно ценить дружбу. Вова — вежливый ребёнок. Тетради на нижней полке. Багажный вагон
впереди. Мама купила пирожное. Между деревьев снежная баба. Женя вытряхивает одежду. У Гены бумажный голубь. Не играй с ножницами. Сапожник починил обувь. В таёжных районах много комаров. Монтажники выполняют важную работу. Победитель-лыжник награждён подарком. В книжном магазине можно найти нужную книгу. На этой неделе мы были в Лужниках дважды. Булыжник был мокрый от дождя.
Упражнение.Произносить (читать) текст.
Я стоял у книжной витрины, когда стал капать дождик. Каждый хотел укрыться от дождя. Кто у книжной витрины, кто в ближних домах. Нужно обождать. Недалеко я увидел знакомого мальчика. Брат у него — лыжник, учится на художника. Отец — монтажник. Мальчик — прилежный ученик. Он тоже ждал окончания дождя. А дождик капал. Дождевая вода текла по булыжнику. Я обождал, пока дождик кончится. Обходя дождевые лужи, добрался до дому.
Упражнение.Произносить (читать) предложения с прямыми и обратными слогами.
Дружно живёт детвора. Легко бежать по накатанной лыжне. У Жоры отец — монтажник, а у Жени — художник. Мой друг живёт на нижнем этаже. На нижней полке этажерки лежат журналы. Жора бережёт одежду. Женя ожидает, когда перестанет дождик. Дождик лил уже дважды — жди урожай на грибы. Между окнами жужжит жук. Женя дважды побеждал в лыжных гонках. Вьюга, снежная пурга, напряди нам пряжи. Ну, чего мы затужили? Будем жить, как прежде жили. Дружно падают жёлуди! Идёт желудёвый дождик.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш - Ж
Упражнение.Произносить (читать) слова.
Жа—ша
жар—шар жаль—шаль жатка—шаткий
жаба—шапка ежата—мышата лежать—мешать вожатый—лошадка
ложа—лошадь лужа—Луша лёжа—Лёша кожа—ноша
Жё — шё; жо — шо
жёлоб—шёпот жёлудь—шёл жёлтый—шёлк
лужок—пушок дружок—вершок рожок—горшок
должок—мешок пирожок—порошок дружок—петушок жонглёр—шофёр
Жу—шу
жутко—шутка дрожу—дышу брожу—брошу
вяжут—пашут лижут—пишут мажут—машут
Же — ше
Женя—шея сажень—мишень
ближе—дальше ниже—выше
ложечка—кошечка бумажечка—букашечка
Жи — ши
жить—шить жир—ширь жила—шило
пружинка—пушинка пружина—машина наживка—нашивка
ужин—уши лыжи—мыши
важный—башня нужно—душно дружный—радушный нежный—вешний
каждый—кашка окружной—пушной Лужники—наушники нижний—лишний
Упражнение.Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение.Произносить (читать) предложения.
Луша обходит лужу. Ты бежать мне не мешай. Лёша, читать лёжа вредно. Нельзя шалить с пчелой: она ужалит. В нашем доме живут шофёр и жонглёр. Летит снежок, лёгкий, как пушок. Мой дружок от земли вершок. Ешь, дружок, вот этот корешок. У мамы платье из жёлтого шёлка. Малыши встали на лыжи. Серёже подарили карандаши. Без этой пружины не поедет машина. Как будешь ты один в глуши? С кем будешь ты дружить? Наживка на крючке, а нашивка на одежде. Женя, помой хорошо шею. Подальше положишь — поближе возьмёшь.
Упражнение.Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
Хороши наши
Озорная кошечка поиграла с
Упражнение.Составить предложения по картинкам.
Упражнение.Произносить (читать) тексты.
Жадина
Жадину я
Ни о чём
Не прошу.
В гости я жадину
Не приглашу.
Не выйдет из жадины Друга хорошего, Даже приятелем Не назовёшь его.
(Я. Аким)
Жёлудь больше дуба
Школьники рисовали дуб. Жора хорошо помнил, как он на-лёл жёлудь, а дедушка сказал, что из него вырастет большой
дуб.
«Неужели из маленького жёлудя может вырасти большой губ?» — думает Жора. И он нарисовал дуб и рядом большой жёлудь.
Жёлудь волшебный — в нём дуб, — говорит Жора.
Живой уголок
Внашей школе живой уголок. Сначала там были только белые мыши. Потом Маша отдала в живой уголок ежа. А Миша поймал ужа. Дядя Гриша подарил стрижа. Потом появились жаба, жуки. Школьники полюбили живой уголок. Живой уголок был в большой комнате. Теперь там несколько ужей, ежей и мышей, много жуков и жаб.
Упражнение.Выучить наизусть стихотворение.
Дождик
Дождик, дождик, не дожди, Не дожди ты, подожди. Выйди, выйди, солнышко, Золотое донышко.
Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать тексты.
Жираф
Жёлтый жираф Рыжие Пятнышки решил построить дом. Жирафий дом с пятнышками.
Брал жираф светлые и тёмные кирпичи. И вышел дом жёлтый с рыжими пятнышками. А большая труба — как длинная шея. Жираф в доме, а голова над трубой. Когда идёт дождик, жираф вешает на трубу большую шляпу. Когда нет дождя, жираф надевает шляпу — и шагает гулять.
Помог жираф шлагбаум починить, дом делать. Дальше пошёл.
Подарили жирафу большой бинокль. Теперь жираф — пожарник, а жирафий дом — пожарная каланча.
Однажды решил жираф, что пожар, и поднял шум. Прибежали — никакой беды. Это солнышко шло спать и шутило с жирафом.
(По Г. Цыферову)
ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ С, 3
Нормальная установка при произнесении твёрдых звуков. 1) Кончик языка упирается в нижние передние зубы.
2) Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.
3) Зубы сомкнуты или сближены.
4) Воздух выдувается с силой посередине языка;
на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая
холодная струя.
5) Звук с глухой, ззвонкий.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнения для развития напора воздуха. 1)Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя, бумажка или ватка отклоняется в сторону. Повторять упражнение.
2) Высунуть язык, чтобы он лежал на нижней губе.
Вдоль языка до его середины положить круглую тон
кую палочку (спичку) и надавить для образования ка-
навки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы
разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, разду-
вая щёки. Контроль ладонью руки, бумажкой или ват
кой. Повторять упражнение.
3) Проделать предыдущее упражнение без ис-
пользования палочки.
Упражнение для губ.Растянуть губы в улыбку до предела и удержать их в напряженном положении не-
которое время. Зубы сомкнуты. Повторять упражнение. Упражнение.Произнесение длительного звука с.
1) Открыть рот. Распластать язык и напряжен-
ным кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку
(или спичку) так, чтобы она прижимала только пе-
реднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой
равномерно выдувать воздух, контролируя ладонью
руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный
звук с—. Повторять упражнение.
Примечание. Если палочка лежит не посередине языка или напор воздуха недостаточен, звук с получается неясным, несвистящим.
2) Проделать это же упражнение с медленным
выниманием палочки изо рта к зубам и наружу.
3) Проделать несколько раз упражнение без использования палочки.
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА С В ПРЯМЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги.
ОБРАЗЕЦ: с — а, с — о, с—у, с — ы (допускается использование палочки).
са—со—су—сы сы—су—со—са
со—су—са—сы са—сы—со—су
су—са—сы—со со—су—са—сы
Упражнение. Произносить (читать) слова.
1. С ударением на слоге.
ОБРАЗЕЦ: с – ам, с – оп-ка, пе-с – ок.
са
Сад, сам, сало, сажа, сани, сайка, сахар, оса, коса, лиса, роса, гусак, досада, писать, кусать, усатый, посадка, краса, полоса, колбаса.
со
Сок, сом, сон, сор, сорт, Соня, сода, сокол, сопка, сотня, босой, кусок, лесок, носок, песок, поясок, осока, высокий, колесо, фасоль, рассол.
су
Суд, сук, суп, сухо, судно, сумка, несу, пасу, посуда, рисую, несут, плясун.
сы
Сын, сыр, сыт, сыч, сыпать, усы, весы, носы, босые, косынка, посылка.
Без ударения на слоге.
образец: с—а-лат, с—уг-роб, воло-с—ы.
са
Сады, садил, салат, салют, сапёр, сапог, сатин, касса, масса, самовар, самолёт, санитар, сарафан, салфетка, Лариса, колёса.
су
Сукно, суметь, сугроб, сундук, суровый, сувенир, рису, морсу, вынесу.
сы
Сырой, сырки, сынок, сыта, осы, бусы, косы, русый, волосы, полосы, рельсы, выписывать, посылать.