Упражиеиия для развития слуховой способности
Прежде всего следует оценить свою слуховую память. Для этого можно использовать следующий тест.
Тест «Слуховая память»[14]
Пусть для вас прочтут 10 различных слов под порядковыми номерами со скоростью одно слова за 2 с. Запишите запомнившиеся слова с их номерами. Если порядковый номер и слово совпадают, оцените такой ответ в 10 баллов. Если слово вспомнилось, а порядковый номер перепутан – 5 баллов. Суммировав набранные баллы, вы получите примерный процент эффективности вашей слуховой памяти в соответствии со следующей таблицей:
Этот тест может быть использован и в качестве упражнения для развития слуховой памяти, если каждый раз использовать новый список слов.
Однако качество и объем слуховой памяти – это только один из показателей эффективности слухового восприятия. В этом процессе важную роль играют также острота слуха и способность различать тонкие оттенки звучания.
Некоторые люди обладают очень острым слухом и способны различать звуки какого-нибудь определенного рода, но слабо восприимчивы или совсем не восприимчивы к музыкальным звукам. В то же время многие музыканты часто плохо различают немузыкальные звуки.
Установлено, что в 50 % случаев причиной подобной «глухоты» является невнимательность. Поэтому один их способов совершенствования слухового восприятия – это развитие внимания. Люди, как правило, не придают значения тренировке слуха, а ведь, по мнению специалистов, именно слух может развиться в гораздо большей степени, чем какое-либо другое чувство.
Примеров этому множество. Индейцы обладали таким удивительным слухом или, вернее, так развили его, что слышали шаги приближающегося врага, приложив ухо к земле. Они отчетливо различали простой шелест листа или треск сучка. Дирижер улавливает самую незначительную дисгармонию или отклонение от тона или размера в оркестре. Слух у незрячих людей так остр или, точнее, у них так развиты внимание и интерес к звукам, что они могут назвать предмет, мимо которого идут, по отзвуку своих собственных шагов и таким образом могут отличить спокойно стоящего человека от фонарного столба.
Американский психолог Дж. У. Аткинсон предложил ряд упражнений, позволяющих развить остроту слуха и внимание[15].
Упражнение 1.
Во время прогулки старайтесь удержать на несколько мгновений отрывок разговора прохожих, услышанный вами.
Вы будете удивлены количеством и разнообразием несогласованных между собой фраз, которые вы услышите и удержите в памяти после короткой практики. Это упражнение ценно только для практики, потому что улавливаемые фразы едва ли будут иметь значение сами по себе.
Упражнение 2.
Старайтесь различать голоса встречаемых людей и вспомнить голос, когда опять его услышите.
Каждый человек имеет особый голос, и очень интересно изучать различные типы голосов и их характерные черты. Вы заметите, что у каждого человека своя, присущая ему манера произносить и делать ударение на некоторых словах, вы также заметите, что люди различных стран и разных частей одной и той же страны обладают различной интонацией или особенностями произношения. Кроме того, по голосу часто можно определить и характер человека, получить представление о его духовном облике.
Упражнение 3.
Очень интересно, не видя говорящих, стараться различить их голоса и сопоставить их с лицами.
Существует игра: несколько человек садятся за ширму и произносят слова, заставляя находящихся по другую сторону ширмы угадывать свои голоса. Последствия бывают забавны, так как многие затрудняются различить голоса своих родных и лучших друзей, между тем как другие, более внимательные, могут угадывать владельца каждого голоса.
Упражнение 4.
Постарайтесь уловить разницу в звуке шагов человека.
Каждая походка имеет свои особенности, характер идущего обнаруживается в его поступи, звуке, происходящем от прикосновения ноги к полу. Желающему изучать характеры и в то же время развивать свой слух предоставляется обширное поле деятельности.
Упражнение 5.
Очень полезное упражнение: следует прослушать несложную мелодию, а потом воспроизвести ее.
Это упражнение помогает развитию слуха и внимания к звукам. Желающие выполнить его обнаружат, что у них появился новый интерес к мелодиям, и они будут наслаждаться музыкой еще в большей мере, чем прежде.
Упражнение 6.
Посещайте всевозможные лекции, относясь с наибольшим вниманием к каждой, старайтесь повторить затем все, что вы запомнили. Перечитывайте речи, анализируйте их и повторяйте возможно больше сказанных фраз. Это не только способствует развитию слухового восприятия и памяти, но и является одним из наилучших способов стать умелым оратором.
Упражнение 7.
Наилучший способ упражнять память – это тот, которым пользуются индусы и другие народы при передаче своих священных и философских учений.
Секрет этого метода – начинание с самого малого, постепенное прибавление и частое повторение. Индусские учителя начинают с повторения ученику одной строки из Вед. Ученик основательно запоминает строку, запечатлевая в своем уме слова и их значения, т. е. как бы видит каждое слово строки. Он может повторить строку с начала и с конца и знает место каждого слова.
На следующий день он заучивает другую строку, после чего повторяет и первую, произнося ее вместе со второй, и соединяет их таким образом в своей памяти; на третий день прибавляется третья строка, а первые две повторяются, и т. д. Повторение очень важно, потому что заставляет ученика пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление.
Частые повторения служат также и для сглаживания строчек, потому что каждая строка скрепляется с предшествующей и последующей, а все вместе кажется выученным одновременно, что придаст полноту составному впечатлению. Позже ученик может заучивать по две строки в день, затем по три и т. д., пока не приобретет невероятную способность к запоминанию. Однако индусские ученые предостерегают от преждевременного заучивания слишком большого числа строк в день, потому что память должна приучаться к работе постепенно.
Желающему воспользоваться такой методикой мы посоветовали бы найти помощника, который будет читать ему ежедневно по строке; следует повторять эту строку, пока она окончательно не закрепится в памяти. На следующий день помощник должен заставить вас повторить первую строку и выучить вторую, а затем повторить обе сразу, и т. д.
Лучше начать со строки какого-нибудь стихотворения. Прослушав строку один раз, постарайтесь повторить ее несколько раз, пока не будете знать ее основательно, а затем постарайтесь воспроизвести ее в обратном порядке. Если вы настолько запечатлели ее в памяти, что как бы видите ее перед собой, вам это не покажется трудным.
На второй день повторите выученную строчку, прежде чем приняться за другую; выучив вторую строку, повторите обе сразу. В следующие дни прибавляйте ежедневно по строке, имея в виду, что повторение – наиболее важное условие. Думайте о значении слов так же, как и о словах самих по себе, стараясь мысленно нарисовать картину того, что описывается.
Не следует относиться с пренебрежением к кажущейся простоте и легкости задачи.
Вы не просто учите строки какой-нибудь поэмы, а развиваете и приучаете слух и разум получать, сохранять и вызывать впечатления. Вы обнаружите, что ваша слуховая память с каждым днем улучшается.
Самым важным в процессе слушания является умение использовать перечисленные выше навыки в своей повседневной и профессиональной деятельности, т. е. владение культурой слухового восприятия.Следует различать две основные ситуации, имеющие специфические особенности: 1) слушание публичного выступления и 2) слушание в ситуации делового общения.