Стиль полемического выступления

Стиль выступления определяется различными факторами, многие из которых уже упоминались выше. Это и язык, речь выступающего, использование юмора, иронии. Это и умение типизировать предмет спора, меткость, остроумие, художественная выразительность и т.д.

Каждый выступающий должен вырабатывать свой стиль полемики.

В этом могут помочь некоторые дополнительные правила и рекомендации:

1. Постоянно изучай полемические выступления известных ораторов.

2. Называй в полемике вещи своими именами. Раскрывай всяческие уловки, уводящие от сути спора.

3. Не допускай скучного, неоправданно бесстрастного объективизма, холодной рассудочности, «профессорского», деревянного тона ученой статьи.

4. Не превращай смех, юмор, иронию в самоцель (помни слова Д.И. Писарева о нравственном распутстве).

5. Переводи сложные понятия, вопросы, факты на язык образов для лучшего понимания слушателями.

6. «Бей» оппонента его же оружием: лови на слове, обращай его собственные высказывания, доводы, полемические выпады против него самого. В меру пародируй оппонента, его позицию.

7. Не допускай злоупотребления «ругательными» словами в отношении оппонентов, или хвалебными в отношении своих союзников.

8. Критикуй язык, стиль противника. Выставляй напоказ его неуклюжие, претенциозные, витиеватые и просто безграмотные обороты речи. Это часто идет от дефектов мысли. Но делай это, точно зная, с кем имеешь дело.

9. Для привлечения внимания слушателей вводи в полемику бытовые, просторечные выражения.

10. Поступайся полнотой выступления, если это дает выигрыш во времени, чтобы быстрее «накрыть» противника, сорвать с него маску, опровергнуть измышления и вовремя разъяснить истинное положение вещей. Помни: незнание менее удалено от истины, чем предрассудок. Но и не подменяй оперативность суетливой поспешностью.

11. Выбирай подходящий момент для вступления в спор. Иной раз лучше вступить позже, но основательнее подготовившись.

12. Учитывай наличие у людей психологического барьера, охраняющего старые представления, и притом настолько надежно, что этим исключается до поры до времени возможность прямого оспаривания подобных представлений, а точнее — заблуждений, предрассудков.

13. Не смешивай полемики с приемом «мозговой атаки (штурма)», основным принципом которого является исключение на некоторое время каких бы то ни было оценок, замечаний или критики высказываемых участниками «штурма» соображений, версий.

14. Стремись соединять силу логического убеждения с использованием социально-психологических и психологических механизмов. Создавай ощущение общности, единства целей со слушателями. Говори так, чтобы в твоей речи как бы постоянно звучал вопрос: понимаете ли вы меня? согласны ли со мной?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ В ПОЛЕМИКЕ

Вопросы представляют собой запросы, требования о недостающих сведениях, информации, материалах. Каждый вопрос содержит в себе некоторое уже известное, положительное знание, так называемую предпосылку вопроса. Каждый вопрос также предполагает некоторую область поиска ответа на него, то есть область знаний, эмпирических или теоретических, где этот ответ может быть обнаружен. Наконец, всякий вопрос содержит в себе сам запрос, выражаемый словами, указывающими на то, каким должен быть по форме, а главное по содержанию ответ на вопрос.

В науке логике различают немало видов вопросов:

1. Уточняющие, или закрытые вопросы, которые направлены на выяснение истинности или ложности выраженного в них утверждения. Они предполагают кратчайший ответ в виде подтверждения: «Да» — «Нет».

2. Восполняющие, или открытые вопросы, направленные на выявление еще не известных признаков обсуждаемого предмета. Они предполагают развернутые, порой весьма обширные ответы.

3. Простыевопросы — вопросы, не распадающиеся на более частные вопросы, на подвопросы.

4. Сложные вопросы — вопросы, состоящие из нескольких простых. Этот вид вопросов, в свою очередь, распадается на ряд подвидов:

4.1. Соединительные, или конъюнктивные вопросы.

4.2. Разделительные, или нестрого и строго дизъюнктивные вопросы.

4.3. Условные, или импликативные вопросы.

4.4. Смешанные вопросы, включающие в себя сразу несколько видов

соединения простых вопросов, например — дизъюнктивно-

импликативные и т.п.

5. Корректные, или правильно поставленные вопросы.

6. Некорректные, или неправильно поставленные вопросы. Среди них, в свою очередь, особо выделяют провокационные, или умалчивающие, улавливающие вопросы, которые преследуют цель заставить оппонента косвенно, скрытно признать тот или иной факт, чтобы затем использовать «признание» для усиления его критики.

Выделяют также так называемый риторический вопрос — вопрос по форме, а по существу утверждение.

Соответственно вопросам различают и виды ответов:

1. Правильный ответ — ответ, содержащий истинное суждение, логически необходимым образом связанное с вопросом.

2. Неправильный, или ошибочный ответ — ответ, содержащий суждение, связанное логически с вопросом, но ложное по своему значению.

3. Ответ «не по существу»— содержит истинное или ложное суждение, которое не связано логически с данным вопросом.

4. Прямой ответ — ответ непосредственно на заданный вопрос.

5. Косвенный ответ — ответ, который содержит определенное указание на суждение, которое требуется сформулировать как прямой ответ на вопрос. Рекомендуется для привлечения более общих теоретических соображений, а также сведений фактического характера из близких областей. Например: «Когда произошла первая русская революция?» — «В год поражения России в русско-японской войне».

6. Односложный ответ — ответ в форме «Да» или «Нет».

7. Многосложный, или развернутый ответ — ответ в виде некоторого суждения или даже совокупности суждений.

8. Определенный ответ — ответ, который имеет однозначное истолкование.

9. Неопределенный ответ — ответ, который допускает различное толкование; является разновидностью неправильного ответа.

В дополнение к правилам из раздела 4.9. приведем еще несколько правил и рекомендаций в отношении вопросов и ответов, применительно к полемическому выступлению:

1. Стремись получать от оппонента дополнительную информацию. Уточняй его позицию. Определяй тактику дальнейшего ведения полемики с помощью направленных вопросов.

2. Используй подготовку ответов на заданные тебе вопросы для лучшего обоснования своих тезисов.

3. Всегда внимательно анализируй вопросы оппонента с целью выявления неправильных, некорректных, а то и провокационных вопросов.

4. Обнаружив некорректность вопроса, покажи это слушателям и попроси оппонента уточнить, либо снять этот вопрос.

5. Квалифицируй вопрос оппонента как провокационный только в том случае и только при тех условиях, когда располагаешь достаточным основанием для этого.

6. Обращай внимание на состав вопросов оппонента. Четко различай простые и сложные вопросы и давай соответствующие ответы.

7. В публичном выступлении, особенно полемическом, отдавай предпочтение простым вопросам для облегчения понимания оппонентом и слушателями.

8. Получив сложный вопрос, разлагай его на простые и формулируй ответы на каждый из них.

9. Имея дело с неполным разделительным вопросом, начинай ответ с тактичного указания на его неполноту, а затем уже излагай ответ по существу каждой из имеющихся частей, что добавляет очки в пользу отвечающего.

10. Отличай просто ошибочный ответ от откровенно ложного, когда ошибочный ответ сознательно дается с целью ввести в заблуждение. Позитивный, даже ошибочный ответ говорит о стремлении разобраться в предмете спора. Заведомо ложный ответ говорит об игнорировании вопроса путем прямой дезинформации.

11. Для получения недвусмысленных ответов используй простой уточняющий (закрытый) вопрос.

12. Преодолевай ложный стыд, не пытайся отвечать на вопросы, выходящие за рамки твоей компетентности.

13. Не увиливай от ответов на вопросы, особенно очевидно острые.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

В настоящем пособии сделана попытка представить более-менее систематическим образом те рекомендации по подготовке и осуществлению публичного выступления, которые содержатся в различных, преимущественно отечественных источниках.

Автор взял на себя лишь труд и смелость отобрать то, что счел необходимым для подобного рода пособия, а также придать этому материалу некоторую доступную и удобную, по его мнению, форму.

Настоящее пособие очевидно неполно, требует развития по всем его направлениям. Автор будет рад услышать и по возможности учесть любые замечания и пожелания на этот счет.

ЛИТЕРАТУРА

Азимов А. Язык науки: Пер. с англ./ Предисл. Б.Д.Сергиевского. — М.: Мир, 1985. — 280 с. — (В мире науки и техники).

Алексеев М.Н. Как читать лекции в разных аудиториях. М., 1979.

Андреев Е.Г. Педагогика в работе лектора. — М.: Политиздат, 1974. — 80с.

Аннушкин В.И.История русской риторики. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. гуманитар. ф-тов вузов. — М.: Издат. центр «Академия», 1998. — 416 с.

Аннушкин В.И.Русская риторика: исторический аспект: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 2003. — 394 с.

Античныериторики. М., МГУ, 1976.

Апресян Г.Э. Ораторское искусство. М., 1969.

Баранникова Л.И. Основные сведения о языке: Пособие для учителей. — М.: Просвещ., 1982, 112 с.

Белостоцкая Н.Г. Ораторское искусство: Хрестоматия. М., 1978.

Берков В.Ф.Культура диалога: Учеб.-метод. пособие. — Мн.: Новое знание, 2002. — 152 с.

Блажевич Н.В., Селиванов Ф.А. Эристика, или искусство спора: Учеб. пос. Ч. 1. — Тюмень: 1993. — 79 с.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1995. — 576 с.

Владимирцев В., Нефедов Н. Подготовка лекции. М., 1964.

Волков А.А.Основы русской риторики. — М.: Издание филол. ф-та МГУ, 1996. — 345 с.

Воронов Ю.С. Ораторское искусство В.И.Ленина. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. — 207 с.

Головин Б.Н., Кобрин Р.Ю. Лингвистические основы учения о терминах: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. — М.: Высш. шк., 1987. — 104 с.

Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.

Гучков А.И. Корабль потерял свой курс: Политические речи 1912—1913 гг. М., 1991.

Журавлев И.К. Через доказательства к убеждениям. М., 1980.

Загвязинский В.И. Публичная лекция в вузе. Тюмень, ТГУ, 1978.

Захаров А., Захарова Т. Как написать и защитить диссертацию. — СПб.: Питер, 2003. — 157 с.

Зеленецкий К.П. Исследования о риторике. М., 1991.

Касаткин С.Ф. Обратная связь в устном выступлении. — М.: Мысль, 1984. — 116 с.

Ким В.В., Блажевич Н.В. Язык науки: Философско-методологические аспекты / Рос. филос. о-во; Межвуз. центр проблем непрерыв. гуманитар. образования при Урал. гос. Ун-те им. А.М.Горького. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. — 214 с. — (Сер. «Философское образование» / Ред. совет: В.В.Ким (предс.) и др.; Вып. 4).

Кирсанов А.В. Молодежный диспут. М.: Мол. гвардия, 1985. — 142 с. — (Б-ка комс. активиста).

Кожевников К.П. Методика подготовки лекции. Минск, 1976.

Колесов В.В. История русского языка в рассказах: Кн. для уч-ся старш. кл. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещ., 1982. — 191 с.

Маров В.Н., Вагапова Д.Х., Зыбина Т.М., Виньков Ю.В. Риторика — учителю. — Пермь: Западно-урал. учебно-науч. центр, 1993. — 105 с.

Мастерскаякрасноречия. М., 1991.

Методикаподготовки, чтения и анализа проблемной лекции в вузе. Тюмень, ТГУ, 1982.

Минеева С.А. Цицерон. Хрестоматия по риторике (для старшеклассников школ, гимназий, лицеев, колледжей). — Пермь: ЗУУНЦ, 1994. — 104 с.

Михневич А.Е. Ораторское искусство лектора (Пос. для школ мол. лектора). — М.: Знание, 1984. — 192 с. — (Методика лект. мастерства и орат. иск-ва).

Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. — 3-е изд. — М.: Политиздат, 1989. — 255 с.

Ножин Е.А. Основы современного ораторского искусства. М., 1981.

Об искусстве полемики / П.Н.Федосеев, С.И.Попов, В.Л.Артемов и др. — 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1982. — 336 с.

Об ораторскомискусстве. (Сб. изречений и афоризмов). — М.: Знание, 1980. — 112 с.

Ораторскоеискусство лектора: Хрестоматия. М., 1986.

Ораторы Греции. М., 1985.

Ораторырабочего класса. М., 1962.

Поэты на кафедре: В. Брюсов, А. Блок. М., 1991.

Программа курса «Культура речи» (для студ. юр. ф-та). / Сост. Сидоренко К.А. — Тюмень: Тюм. гос. ун-т, 1995. — 6 с.

Радченко В.Н. Изучение ораторского искусства в США. М., 1991.

Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 176 с.

Свердлов Б.Д. Слово и наглядность в лекционной пропаганде. М., 1982.

Смолярчук В.И. Гиганты и чародеи слова: Русские судебные ораторы второй половины XIX века — начала ХХ века. М., 1994.

Сопер П. Основы искусства речи: Перс. с англ. — 3 испр. изд. — М.: Изд-во Агентства «Яхтсмен», 1995. — 416 с.

Столыпин П.А. Думские речи. М., 1990.

Успенский Л.В. Слово о словах / Популярная. — ЗАО «Издат. Дом Русанова», ЗАО «Издат. дом «Пилигрим», 1997. — 416 с.

Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). — Изд. 3-е. — М.: Знание, 1989. — 160 с.

Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека: Учеб.пособие. — М.: Флинта, 2001. — 136.

Халин С.М. Методика публичного выступления. — Тюмень: ТГУ, 1996. — 80 с. — http:// www.tmnlib.ru, свободный.

Чиненный А.И. Подготовка и чтение лекций. М., 1974.

Шантуров А.Г. Вузовская лекция. — Иркутск: Иркут. обл. типография № 1, 267 с.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

Наши рекомендации