Выбор способа изложения выступления

Публичное выступление на одну и ту же тему и с использованием одного и того же материала может быть, с учетом, прежде всего, характера аудитории, осуществляться весьма различными способами. Так традиционно правильным считается использование так называемого индуктивного способа изложения для менее подготовленной аудитории, а для более подготовленной — дедуктивного. Некоторые пособия содержат пожелание о том, что большинство выступлений, связанных с общественно-политической проблематикой, следует строить с использованием исторического, или хронологического принципа. Высказывается и такое пожелание: описательные (информативные) темы следует излагать по «пространственному» принципу.

В целом, однако, не существует единого рецепта, по которому бы можно было выбрать безошибочно нужный способ изложения. Поэтому разумно, думается, осваивать специально все возможные, все существующие способы изложения материала.

Индуктивный способ изложения. Этот способ предполагает начинать с отдельных простых и понятных слушателям фактов, а затем переходить к их обобщениям все более и более высоких уровней. Общая ориентация индуктивного способа — от единичного, частного, особенного к общему и даже всеобщему, то есть, поднимаясь до философского уровня обобщения. Примерная схема индуктивного изложения включает в себя следующие моменты, взятые в указанной последовательности:

1. Местный фактический материал.

2. Личный опыт слушателей.

3. Актуальный современный материал по теме.

4. Теоретические положения, связанные с данной темой.

5. Практические выводы из материала, подведение под теоретические положения.

6. Конкретные рекомендации по решению рассматриваемых вопросов.

Индуктивный метод ориентирует отбирать и анализировать нужные факты, подниматься над частными явлениями. Однако, неизбежным недостатком индуктивного подхода, за редким исключением, является его неполнота. Поэтому индуктивное рассуждение с необходимостью предполагает сравнение и взаимную увязку типичных фактов.

Противоположностью индуктивного способа изложения является дедуктивный подход. Этот метод рекомендуется использовать при рассмотрении теоретических вопросов, сложных проблем. Он состоит из формулирования общих положений и подтверждения, или опровержения их фактическим материалом. Примерная схема дедуктивного рассуждения следующая:

1. Общетеоретическое положение.

2. Фактическое состояние проблемы на данном этапе ее понимания.

3. Местный материал по теме.

4. Опора на опыт слушателей.

5. Выводы для ориентации практической деятельности слушателей.

Различают также такие способы изложения материала, как ступенчатый и концентрический.

Ступенчатый подход предполагает последовательное изложение путей перехода от одной позиции, заданной планом, к другой, без явного возвращения к уже рассмотренным. Каждый раздел изложения при этом служит определенной подготовкой для понимания следующего. При таком подходе вопросы темы излагаются один за другим.

При концентрическом подходе изложение строится вокруг единого центра, которым является поставленная на обсуждение проблема. Оно характеризуется постоянным возвращением к проблеме путем последовательного углубления и развития выдвинутых ранее положений.

Последние годы особое, все возрастающее внимание уделяется так называемому проблемному способу изложения. Этот подход более подробно будет рассмотрен ниже, когда речь пойдет о способах активизации слушателей во время выступления (см. раздел 9.2.). Поэтому здесь мы ограничимся лишь следующей краткой характеристикой этого приема. Проблемное изложение преследует цель: создать интеллектуальное сотворчество выступающего и слушателей во время выступления путем особой организации их познавательной деятельности. Успешная реализация такого подхода предполагает наличие у выступающего развитого чувства аудитории, навыков быстрой оценки ее возможностей, ее состояния в любой отдельно взятый момент. При таком подходе прибегают к широкому арсеналу средств:

· Задают слушателям вопросы и затем совместно с ними ищут ответы на них.

· Вводят в изложение риторический диалог, тем самым отчетливо разводя различные подходы к одному и тому же вопросу.

· Выдвигают заведомо ложное утверждение, которое затем опровергается, опять же с помощью самих слушателей. И т.д.

Наши рекомендации