Методика публичного выступления
С.М. Халин
МЕТОДИКА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Учебное пособие
Тюмень 2006
Халин С.М. Методика публичного выступления: Учебное пособие. 2-е изд., перераб.и дополн. Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2010. 70 с.
В пособии рассматриваются основные признаки современного публичного выступления. В каждом разделе приведены основные требования и определения, а также дается набор правил и рекомендаций, указываются типичные ошибки. В приложении дана система вопросов для закрепления материала.
Пособие предназначено для студентов — будущих юристов, управленцев, социологов, журналистов, а также для всех, кто интересуется мастерством публичных выступлений.
© Халин Сергей Михайлович, 2006
© Тюменский государственный университет, 2006
ISSN 5-88081-005-4
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
В настоящем небольшом пособии предпринята попытка на материале преимущественно отечественных источников осветить некоторые основные стороны, этапы, моменты подготовки и осуществления публичного выступления.
Изложение в пособии строится таким образом, что каждый поднимаемый вопрос рассматривается по возможности как с теоретической, принципиальной стороны, так и со стороны практической, методической. После указания необходимых сущностных характеристик того или иного фрагмента подготовки или осуществления выступления следует сводка правил, рекомендаций, которые следует соблюдать, а также указание на типичные ошибки, которых следует избегать.
Для более глубокого и активного усвоения изложенного материала в приложении к основному изложению пособия автором дается система вопросов для анализа публичного выступления.
ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ — СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель настоящего пособия состоит в том, чтобы показать: чем должен владеть выступающий, чтобы быть хорошим оратором.
Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на особое значение устного выступления, связанное ч наличием у него признаков, которых в значительной мере лишены многие другие формы обращения к людям. Это следующие признаки:
· оперативность,
· возможность использования различных способностей слушающего,
· принципиально творческий характер устного выступления,
· живое общение говорящего и слушающего
· эмоциональное воздействие и ряд других.
ЗАДАЧИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Всякое публичное выступление должно быть направлено на решение конкретной задачи. Без такой задачи не может быть хорошего выступления. В целом всякое выступление нацелено на решение следующих общих задач:
· развитие познавательной деятельности людей,
· стимулирование положительных или критических установок слушателей на определенные дела,
· формирование познавательных и иных интересов,
· формирование творческого стиля работы и жизни,
· формирование общественной и профессиональной активности,
· ознакомление с достижениями практики, науки, техники, а также текущим положением дел в стране, регионе, коллективе и т.д.
Приступая к подготовке выступления, следует отдавать себе отчет в том, что за редким исключением его задачи скорее связаны все-таки не с сообщением каких-то совершенно новых сведений для слушателей, а с объяснением, интерпретацией событий, о которых им уже известно из различных источников. В публичном выступлении, как правило, систематизируются уже известные данные, дается предполагаемая перспектива развития обсуждаемого предмета.
Из сказанного вытекает, пожалуй, главное правило выступления:
· Никогда не ограничивайся сообщением голых фактов. Разъясняй, растолковывай, обобщай факты и делай на этом основании соответствующие выводы.
СОДЕРЖАНИЕ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Главным признаком хорошего выступления, безусловно, является соответствующее содержание. Содержание, при этом, должно соответствовать ряду требований:
1. Содержание выступления должно учитывать современные достижения науки и практики (научность).
2. Содержание должно быть связано с важнейшими практическими и познавательными проблемами.
3. Материал выступления должен излагаться логично и доказательно.
4. Содержание выступления должно отличаться новизной. Имеется в виду новизна, прежде всего, по форме изложения, новизна интерпретации, трактовки фактов, своеобразие оценки выступающим обсуждаемого предмета.
5. Выступающий должен проявлять личную заинтересованность в обсуждаемых вопросах, задачах и их решении. Аудитория всегда хорошо чувствует, связан ли выступающий с жизнью, говорит ли о тех вопросах, над которыми сам размышляет, или же его выступление построено лишь на общих соображениях, на материале из вторых рук, а сам он лично далек от предмета обсуждения.
К указанным выше общим требованиям в отношении содержания выступления и его подачи можно добавить немало более частных, но не менее важных правил и рекомендаций:
1. Всячески выясняй, что будущим слушателям: а) известно, б) мало известно, в) совсем неизвестно.
2. Не бойся вскрывать ошибки, любое неумение людей делать свое дело.
3. Максимально используй местный, близкий слушателям материал.
4. Запоминай все, что может пригодиться в твоих выступлениях.
5. Не ссылайся на факты, которые сам не наблюдал, не проверил, узнал от других. Сам доходи до первоисточников информации, как бы трудно это ни было.
6. Если в чем-то сомневаешься — вообще не говори об этом.
7. Учись извлекать из любого факта, даже второстепенного, нужный смысл.
8. Не увлекайся отрицательными примерами, даже критикуя.
Соблюдение перечисленных правил предостережет от ошибок в отношении содержания выступления:
1. Односторонность, тенденциозность в подборе материала.
2. Незнание важнейших фактов, относящихся к теме.
3. Перевод внимания слушателей на второстепенные, мелкие вопросы.
4. Сообщение, или простое повторение известного.
5. Необоснованные прогнозы, предсказания, предположения.
6. Перегрузка выступления фактическим материалом.
ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
В предыдущем разделе Були указаны требования к публичному выступлению, его содержанию, которые как бы сразу бросаются в глаза. Существует, однако, необходимость остановиться на вопросе о более специальных требованиях, на требованиях, которые предъявляются к мастерству выступающего и ориентируют на постоянное совершенствование выступления. Каковы же критерии эффективности публичного выступления, которые тесно связаны с критериями в отношении содержания, но не сводятся к ним?
К числу критериев ораторского мастерства можно отнести следующие:
1. Эрудированность, знание предметов смежных областей.
2. Убежденность выступающего.
3. Культура речи.
4. Умение видеть и чувствовать слушателей. Культура общения. Контакт с аудиторией.
5. Умение так преподнести вопрос, что он становится собственной проблемой слушателей.
6. Умение аргументировать. Стройность и последовательность.
7. Умение применять наглядные и технические средства.
Что касается эффективности публичного выступления, то ее, в отличие от ораторского мастерства, можно оценивать по таким критериям:
1. Соответствие воздействия публичного выступления его цели и задачам.
2. Степень и характер активности слушателей во время выступления.
3. Степень влияния услышанного как на интеллект, так и на чувства слушателей.
С целью повышения мастерства и эффективности своих выступлений, каждый должен не бояться, а скорее даже стремиться пройти через как можно большее число различных видов испытаний на качество выступления, таких, например, как:
· предварительное проговаривание всего выступления, или его отдельных мест,
· внешнее рецензирование выступления, или его текста,
· прослушивание выступления коллегами с последующим обсуждением.
ВЫСТУПАЮЩИЙ И СЛУШАТЕЛИ
На всех стадиях подготовки и осуществления выступления нужно помнить, что слушатель — это не сосуд, который нужно заполнить, а скорее факел, который нужно зажечь. Об этом же говорит известное положение о том, что для того, чтобы действовать с какими-либо шансами на успех, надо знать материал, на который предстоит воздействовать.
Чувство аудитории — это качество, которое непременно должен развивать в себе каждый выступающий. Для этого нужно собирать сведения об аудитории предстоящего выступления, учитывать такие стороны аудитории, как ее однородность или неоднородность, специальность, образовательный уровень, примерный круг интересов, ее знакомство с проблематикой выступления, демографические особенности. Все это будет дополнительной гарантией от ошибок, в частности, от ошибки в виде расчета на некоего так называемого «среднего слушателя». Иначе говоря, выступающий должен проявить заботу о соответствии своего выступления потребностям и интересам слушателей, а также их возможностям.
Собирая сведения об аудитории, следует обратить внимание на имеющуюся у слушателей установку и на их настроение, мотивы различных видов: интеллектуальные, моральные, эстетические. Оценивая отношение слушателей к теме выступления, надо для себя выяснить, насколько она важна для слушателей, какова степень их знакомства с темой, каковы источники их информации по теме. Немаловажно также учесть такие моменты, как благоприятствование или, наоборот, неблагоприятствование выступлению времени и обстановки. И отдельно учесть отношение аудитории к самому выступающему.
Важно помнить о том, что, например, возрастная аудитория предпочитает стройную логику доказательств, она остро реагирует на слабость аргументов, на расхождение слова и дела, тем боле — на пустословие.
Молодежная аудитория — самая массовая. Молодость — пора становления личности, пора ее самоутверждения. В такой аудитории буквально рядом можно столкнуться с наивностью и критичностью, стремлением к объективным знанием и субъективизмом, неудовлетворенностью собой и болезненным самолюбием, тягой к людям и негативизмом. Для молодежной аудитории особое значение имеют: эмоциональность выступающего, выразительность, активное использование технических средств и наглядных пособий. Молодежная аудитория особо активно оценивает личность выступающего. Для нее особую роль играет его социальное и служебное положение. Молодежь не любит приблизительности, компромиссности, ценит лаконичность и точность. Не терпит голого морализаторства.
Каждому, кто готовится к выступлению, важно развивать в себе навыки наблюдения за аудиторией, учиться налаживать и поддерживать контакт с ней. В этом могут помочь следующие правила:
1. Вырабатывай привычку смотреть на слушателей, переводя взгляд от одного к другому, переходя от одной группы слушателей к другой, если это, конечно, возможно.
2. Фиксируй все реплики. Хотя отвечать на них не обязательно.
3. Не превращай краткое выступление в «вечер вопросов и ответов», ответь на один—два вопроса слушателей во время выступления и возвращайся к основному материалу.
4. Стремись к исчерпывающим ответам.
5. Всегда уважительно относись к слушателям. Будь внимателен к ним.
6. Никогда не подчеркивай своего превосходства над слушателями ни в чем, даже если таковое имеется.
7. Не делай грубых, обидных замечаний слушателям.
8. Вовремя давай передышку. Соблюдай регламент.
9. Анализируй каждое свое выступление с целью устранения промахов, помешавших контакту со слушателями.
10. Связывай изложение с практическими делами слушателей, с интересами и задачами общества, различных групп населения, всех граждан.
11. Если слушатели записывают, ориентируй их слушать, записывая, а не наоборот, записывать, слушая. Ориентируй на запись общего строения выступления, своих мнений, доказательств, оригинальных примеров, указаний на трудности вопроса.
12. В меру отклоняйся от задуманного, если это отвечает интересам слушателей. Поощряй вопросы. Вводи в изложение элементы беседы.
13. Оставляй время для ответов на вопросы после выступления. Если вопросов нет или их явно мало — не тяни, заканчивай выступление раньше.
ВСТУПЛЕНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Вступление необходимо в каждом выступлении. Это диктуется необходимостью с чего-то начать, привлечь внимание слушателей, наладить контакт с аудиторией.
Собственная структура вступления может включать в себя следующие элементы:
1. Вступительное замечание.
2. Формулировка конкретной цели выступления для слушателей, в отличие от собственных целей выступающего.
3. Обзор главных вопросов темы выступления, если выступление достаточно продолжительно.
Известно, что хорошее начало — половина успеха. Но только половина. Почти во всех случаях выступление удается или не удается, даже проваливается в первые несколько минут. Поэтому особое внимание нужно обратить на вступление и вступительное замечание.
Выступающий должен заранее продумать варианты вступительного замечания. Это всегда должно быть что-нибудь интересное и, желательно, близкое аудитории, например, сообщение чего-то не совсем обычного, особая постановка вопроса или специально подобранная цитата оригинального автора, наконец, просто некоторое юмористическое замечание.
Начать выступление можно также одним из следующих способов:
· сообщение темы и основных вопросов; характеристика их теоретического и практического значения;
· прямое приглашение к совместному обсуждению, поиску ответов на поставленные вопросы;
· краткая характеристика существа вопроса, формулирование основной мысли выступления;
· выражение своего отношения к собравшимся, обычно положительного, или даже подчеркнуто положительного, и другие.
Следует иметь в виду, что юмористическое и особенно ироническое начало, а также просто многообещающее начало требуют особой осторожности.
Вступление предполагает соблюдение ряда правил. Вот их примерный перечень:
1. Готовь вступление заранее. Не думай, что начало выступления родится само собой с выходом на трибуну.
2. Особенно тщательно готовь первую фразу (правило первой фразы).
3. Первые слова выступления рекомендуется записывать и иногда даже, в зависимости от обстановки, прочитывать дословно, чтобы преодолеть волнение, войти, что называется, в колею.
4. Особо выбирай обращение к слушателям — это хорошее средство привлечения внимания: «Господа!», «Товарищи!», «Господа-товарищи!», «Друзья!», «Коллеги!», «Сограждане!» и т.д. и т.п.
5. Стремись к лаконичности, не затягивай вступления. Чаще всего для вступления достаточно 3–4 минут — спокойное чтение примерно одной страницы печатного текста. В продолжительном выступлении — 1–1,5 часа, — как показывает опыт, вступление делается в пределах 5–7 минут.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Суть методического мастерства выступающего во многом заключается в выявлении главной идеи и соответствующей организации материала в расчете на определенный состав слушателей.
Главная часть выступления представляет собой процесс выявления характеристик явлений, относящихся к теме, рассмотрение наиболее важных, сложных и нередко дискуссионных моментов темы, установление необходимых связей между явлениями и фактами. Такой подход ведет к действительному раскрытию темы в целом.
Основная часть всякого выступления должна быть связана с изложением основного же содержания темы, его анализом, обобщением, обоснованием выдвинутых при этом положений, тезисов.
В построении основной части выступления особая роль принадлежит плануи композиции выступления. Реализация того и другого предполагает наличие материала, знание аудитории, наличие ясной цели выступления.
План выступления представляет собой результат решения задачи по разбивке, членению темы выступления на определенные части.
Композиция выступления представляет собой, со своей стороны, способ расположения материала, его частей, реальную последовательность их изложения.
Иначе говоря, составление плана позволяет выделить то, что должно войти в состав данного конкретного выступления, а композиция этого же выступления определяет порядок расположения выделенных планом частей и даже может меняться уже в ходе данного выступления, если того требуют обстоятельства.
Впрочем, в реальной практике подготовки выступлений композиция и план настолько тесно связаны друг с другом, что разрабатываются всегда одновременно.
План главной части вступления обычно сводится к 3–4 основным разделам, самым общим, которые связаны с узловыми, главными для раскрытия темы вопросами. Если претендентов на роль основных разделов выступления больше 3–4-х, то это, как правило, сигнализирует о недостаточно свободном владении материалом со стороны выступающего.
Различают план краткий, или простой и развернутый, или сложный. Краткий план состоит из нескольких разделов, в которых в сжатом виде сформулированы основные предстоящего вопросы выступления без их детализации. Развернутый план предполагает разбивку основных вопросов на подвопросы, а подвопросов, возможно, на еще более частные пункты. Развернутый, или сложный план — это подробный план. Такой план способствует творческому живому изложению, позволяет избегать нарушений последовательности изложения, поддерживает целостное видение обсуждаемой темы.
Окончательный план выступления, кстати, рекомендуется писать с учетом различных предварительных схем изложения, включающих различные собственные соображения выступающего, появившиеся при изучении собранного материала. Текст же выступления, если таковой требуется, рекомендуется писать по окончательному плану.
Если под композицией понимать логику развития, развертывания темы, продиктованную особенностями той или иной аудитории, личными авторскими предпочтениями, то правомерен следующий подход, диктуемый основными логическими законами, лежащими в основе логической стратегии выступления: тема должна рассматриваться в качестве некоторой мыслимой сложной предметной области, требующей определенного разбиения, деления, внутреннего различения. Разделы изложения, намечаемые планом, должны рассматриваться в качестве частей, или членов деления исходной предметной области. Идея же выступления должна рассматриваться в качестве основания для деления, разбиения, различения частей мыслимой предметной области. Все это, в свою очередь, предполагает учет специальных логических правил, касающихся логической операции деления объема понятия:
1. Разбиение темы — мыслимой предметной области выступления — должно быть соразмерным, то есть разделы выступления, выделенные планом, должны в определенном отношении полностью, без пробелов и излишеств, охватывать всю тему. Не должно быть ни потери каких-либо важных частей, ни добавления лишних, ненужных здесь, или просто маловажных частей.
2. Выделенные разделы, вопросы плана должны различаться по некоторому единому принципу, например, временному (историческому), или пространственному (логическому). Возможно применение и комбинированного, сложного основания, например, сразу и по историческому, и по логическому.
3. Части, разделы изложения должны быть внутренне однородными, не дублировать друг друга, если повторение, возвращение к чему-либо не диктуется самой обстановкой или таким способом изложения, как концентрический (см. ниже раздел 5.1.).
4. Выделение частей, разделов изложения должно быть последовательным, что предполагает определенное соподчинение разделов основной идее выступления, переход от общих вопросов к подвопросам и так далее, без перескакиваний, в рамках своеобразного «дерева вопросов», в виде которого можно представить обсуждаемую тему.
При этом следует также соблюдать ряд чисто методических правил:
1. Сложные вопросы должны получать в плане полный разворот.
2. Хорошо отложившиеся в памяти вопросы в плане могут быть обозначены одной–двумя фразами, или даже отдельными словами.
3. Выступающий имеет право рассматривать одни вопросы подробнее, другие в общих чертах, третьи и вовсе опустить. Но при этом обязательно должно даваться обоснование, почему рассматриваются одни вопросы и опущены другие.
4. Вопросы, стоящие близко друг к другу, по возможности должны объединяться.
ПРАВИЛА И ОШИБКИ КОМПОЗИЦИИ
1. Мысли должны быть связаны логически, вытекать одна из другой, дополнять друг друга (последовательность).
2. Учитывая, что сильные доводы, новая информация всегда привлекают внимание, стремись делать сильное начало, эмоциональные «аргументы» помещай в середине изложения, самые сильные аргументы приводи в конце (усиление).
3. Добивайся максимальной согласованности структуры выступления и его содержания. Разбивка изложения на пункты и их последовательность должны вытекать из самого материала, диктоваться им (органическое единство).
4. Используй минимум слов, фактов, доказательств, только то, что ведет к раскрытию темы, уяснению ее существа (экономия средств).
Нарушение указанных правил ведет к ошибкам:
1. Наличие ненужных частей и деталей, не ведущих к раскрытию темы, что затрудняет восприятие выступления.
2. Неоправданная неравномерность частей:
а) затянутое вступление,
б) скомканный конец,
в) недостаточное внимание основному вопросу, в сравнении с
второстепенными.
3. Неконкретность изложения:
а) нарушение соответствия между общими теоретическими
положениями и фактами,
б) неподкрепленность теоретических рассуждений ссылками на
реальные обстоятельства.
4. Уход от основной темы:
а) увлечение деталями,
б) привлечение фактов, положений, лежащих в стороне от достижения
цели.
5. Отсутствие четких выводов по разделам изложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Без заключения выступление воспринимается как нечто незаконченное, обрубленное.
Заключение обязательно и должно планироваться, как и вступление, заранее. Его основное назначение состоит в том, чтобы помочь осмыслению услышанного. Достигается это выделением идеи, ядра выступления, необходимым завершающим обобщением материала, формулировкой теоретических и практических выводов.
Заключение должно закреплять и усиливать впечатление от изложенного, ставить перед слушателями задачи, вызывать у них предрасположенность к определенным действиям и поступкам.
В отношении заключения можно порекомендовать соблюдать следующие правила:
1. Не заканчивай выступление шуткой, особенно не относящейся к делу: это вызывает впечатление несерьезности.
2. Не допускай в заключении многочисленных мелких добавлений, как например: «заканчивая, я хотел бы сказать…» и т.п.
3. Правильно рассчитывай продолжительность выступления. Никогда не говори, что не успел уложиться и поэтому вынужден заканчивать (очень грубая и, к сожалению, часто встречающаяся ошибка).
ПОДГОТОВКА ВЫСТУПЛЕНИЯ, ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
И АНАЛИЗ
Подготовка и реализация выступления предполагает большую работу. Успеха здесь добивается тот, кто систематически работает над собой, углубляя знания по специальности, расширяя кругозор, овладевая новыми знаниями и умениями.
Такая работа предполагает большой круг разнообразных моментов:
1. Выбор темы.
2. Увязывание темы со злободневными проблемами.
3. Определение границ выступления.
4. Уяснение основной задачи выступления.
5. Формирование целевой установки, соответствующей выбранной задаче.
6. Оформление чернового наброска плана выступления.
7. Тщательный отбор материала.
8. Создание логического остова выступления, разработка композиции.
9. Формирование окончательного плана.
10. Поиск необходимой словесной формы.
11. написание полного текста.
12. Подготовка конспекта для конкретного выступления на основе окончательного варианта полного текста.
13. «Прогон», рецензирование, прослушивание экспертами.
14. Работа по совершенствованию выступлений параллельно с их осуществлением.
ТЕМА И ЦЕЛЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Выступающий должен ставить перед собой лишь достижимые цели, конкретизируя их каждый раз на определенную аудиторию. Цель выступления предполагает учет возможного степени воздействия, его направленность, например, на усиление или, наоборот, на ослабление имеющихся у слушателей убеждений, оценок, установок, а также на их формирование, если таковые отсутствуют. Цель может предполагать незначительные изменения во взглядах слушателей, или же коренное изменение их взглядов, то есть переубеждение.
Различают общую цель публичного выступления и конкретизирующие ее частные цели («дерево целей»).
Также необходимо различать: а) познавательную и Б) воспитательную стороны целевой установки. На основе этих двух сторон целевой установки формируется идейный центр выступления.
Цель выступления — это основной его конструктивный элемент, его стержень. Желательно ясно формулировать цель выступления и записывать ее в виде некоторого развернутого предложения, чтобы постоянно в процессе выступления иметь ее перед глазами.
Цель всякого выступления должна самым тесным образом увязываться с темой, выбор которой составляет первый шаг в работе над выступлением. Выбор темы диктуется специальностью выступающего, его личным интересом к той или иной области, а также учетом актуальности темы, интересов слушателей, различных их категорий. Кстати, нужно всегда помнить, что, как правило, интересы слушателей полностью не осознаются ими самими, поэтому выступающий должен уметь выявлять эти интересы, показывать их слушателям.
В отношении темы и цели выступления следует знать ряд правил и избегать соответствующих характерных ошибок.
Правила:
1. Не пытайся в одном выступлении охватить всё и вся. Любая тема имеет возможности как более широкого, так и более узкого освещения, в зависимости от обстоятельств.
2. Тема выступления не должна быть слишком широкой.
3. Тема не должна быть и слишком узкой. Всякая тема связана с более широкой проблематикой и может быть обобщена.
4. Четко устанавливай связь: «тема — проблема».
Ошибки:
1. Вопрос темы таков, что сам выступающий не в состоянии найти на него нужный ответ.
2. Неопределенность границ темы.
3. Отсутствие четко зафиксированной цели выступления.
4. Отход от цели, потеря цели (не смешивать с «потерей тезиса» выступления, см. раздел 6.4.).
ВЫБОР НАЗВАНИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Иногда приходится называть свое предстоящее выступление. Название при этом выполняет ряд функций. Так, например, оно кратко информирует, о чем пойдет речь (сигнальность), может привлекать, заинтересовывать или отталкивать потенциальных слушателей (рекламность) и т.п.
Название выступления должно отвечать требованиям лаконичности, конкретности, соответствовать цели выступления, быть достаточно интересным.
Выбирая название выступления, нужно не упустить следующее:
1. Не стремись в названии отобразить чуть ли не все содержание выступления.
2. Название должно быть простым, ясным, соответствовать содержанию предстоящего выступления.
3. Избегай слишком общих названий.
4. Формулируй название после того, как продумана основная цель выступления.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СХЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
Предварительный план (схема) выступления уберегает от нерациональной траты сил и времени, концентрирует на главном, необходимом. Предварительная схема — это методический инструмент на время разработки темы. Она является тем организующим началом предварительной работы, которое представляет собой набросок основных мыслей выступления, примерных его частей, порядка их подачи. Это предварительный набросок того, что следует сделать при подготовке выступления, и того, что нужно не забыть сказать в ходе самого выступления.
В такой схеме, помимо перечисленного, указываются связи и зависимости частей предстоящего выступления.
Примерная предварительная схема выступления, его подготовки может включать в себя следующие группы вопросов:
1. Понятия, категории, теоретические положения, принципы, закономерности, относящиеся к теме.
2. Исторические сведения о соответствующей проблеме.
3. Опыт, накопленный общественной практикой по данному вопросу, результаты анализа этого опыта.
4. Задачи, предложения, перспективы, выводы по теме.
Как правило, рабочая схема пишется («набрасывается») произвольно, но обычно не превышает 10-ти позиций. Иначе она становится слишком громоздкой.
Составляется схема выступления до обращения к конкретным источникам по теме. Это самый примерный план того, что предстоит сделать при подготовке выступления.
ЛИТЕРАТУРА, ИСТОЧНИКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Источники выступления предполагают большой объем работы с ними. Подбирая литературу, очерчивая круг источников, необходимо избегать так называемого «парадокса выступающего», который заключается в том, что нельзя составить стройный план выступления до того, как источники уже изучены, а чтобы отобрать источники, нужно уже иметь план. Выход дает упомянутая в разделе 4.3 рабочая схема, или предварительный план выступления, его подготовки. Именно в ней должны быть отображены в соответствии с темой основные категории источников, которые будут привлечены в ходе подготовки выступления.
Среди источников практически по любой теме следует различать: справочную литературу, библиографическую литературу, книги, статьи, архивные документы и т.п. В свою очередь, справочная литература включает в себя: энциклопедии, энциклопедические словари, отраслевые словари, статистические сборники, сборники таблиц, формул, библиографические указатели, обзорные работы по различным отраслям науки и практики.
Работа над источниками предполагает обращение к систематическим каталогам (по отраслям), предметными указателями (по частному вопросу, актуальной теме), справочно-библиографическим пособиям, рекомендательным спискам, к газетам и журналам, сайтам в Интернет, содержащим обозрение книг и статей, к межбиблиотечному абонементу (МБА).
В круг источников, нужных выступающему, как правило, включаются:
1. Литература, источники по специальности.
2. Художественная литература, отечественная и зарубежная. Эти источники учат образности, владению словом, развитию умения наблюдать явления жизни. В них представлен арсенал средств для иллюстрирования и конкретизации теоретических положений.
3. Научно0популярная литература. К ней прибегают для того, чтобы быть в курсе новых достижений, иметь общее представление о проблемах. Однако, за разъяснением следует обращаться к серьезным специальным работам.
4. Периодические источники (периодика).
Когда составлен список источников, все они подразделяются на:
а) книги (статьи) для просмотра,
б) книги (статьи) для чтения,
в) книги (статьи) для изучения.
Приступая к изучению конкретной книги, конкретного источника, очень важно учесть следующее: автора (авторов), издательство, год и место издания, аннотацию, оглавление, предисловие, эпиграфы, послесловие (заключение, выводы).
При чтении литературы нужно обращать внимание на:
а) теорию вопроса,
б) аргументацию того или иного решения,
в) значение темы, ее актуальность,
г) учет интересов, запросов будущих слушателей.
При этом нужно придерживаться правил:
1. Критически оценивай прочитанное. Записывай возникающие при чтении собственные соображения, эти записи пригодятся при подготовке текста выступления.
2. Читая, отмечай непонятные места, чтобы вернуться к ним повторно.
3. Чем больше прочитанного (вспомни слова М.В. Ломоносова), тем более интересный, добротный материал может быть отобран.
4. Не забывай просмотреть новые издания по теме, проблеме.
5. Над источниками работай систематически. Перерывы требуют времени на восстановление прочитанного в памяти.
6. При чтении сосредотачивайся на вопросах плана-схемы, не допускай разбросанности и распыленности.
7. Избегай бессистемности в подборе и изучении источников. Ограничивай себя в проблемах, но изучай отобранное глубоко и основательно.
8. Записывай свои замечания, как о положительных, так и об отрицательных качествах источников.
9. Возвращаясь к неясностям, обдумывай вопрос с разных сторон, добивайся твердого понимания прочитанного и перечитанного.
ЗАПИСЬ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Следует помнить, что найденная, но не записанная мысль, своя или чужая, — это найденный и вновь потерянный клад. Записывать нужно все значительное из прочитанного и все без исключения, что пришло в голову при чтении. При этом нужно стремиться вырабатывать свою собственную систему записей.
К числу основных видов записей прочитанного относятся:
а) план прочитанного,
б) тезисы прочитанного,
в) конспект прочитанного, а также
г) различные заметки на полях, выписки.
Выписки делаются дословно, в виде цитат, либо в виде кратких записей отдельных положений, интересных фактов, удачных формулировок, снабженных сведениями об источнике.
План прочитанного является наиболее краткой формой записи. Он используется для запоминания главных положений источника, его структуры, последовательности изложения. Составляя план прочитанного, мы расчленяем материал на части согласно специфике, которая отражается в заголовках частей. При этом план может составляться в виде вопросов или простых заголовков.
Тезисы прочитанного представляют собой сформулированные своими словами мысли автора источника. Они, как правило, не содержат фактического материала. Часто составляются в виде ответов на вопросы.
Наиболее последовательным, связным изложением материала источника согласно его собственной логической структуре является конспект прочитанного. Он включает в себя и план, и тезисы, и фактический материал. Составляется в виде перечисления вопросов и подвопросов, отдельных выписок, цитат, переписанных схем и таблиц. Конспект способствует восстановлению в памяти прочитанного без нового прочтения источника.
Различают конспект текстуальный и свободный. Первый представляет собой записи словами автора источника. Второй — изложение содержания источника словами читающего. Свободный конспект имеет ряд преимуществ перед текстуальным: он позволяет излагать свои мысли, способствует лучшему запоминанию и усвоению прочитанного.
На основании различных записей, а также вырезок, с помощью системы подшивки создается личный архив или досье выступающего по соответствующим вопросам, темам.
Записи прочитанного развивают память и мышление, вырабатывают умение кратко и емко формулировать мысли, повышает культуру письменной и устной речи.
ПРАВИЛА ЗАПИСИ ПРОЧИТАННОГО
1. Заметки на полях делай только в своих книгах, журналах, газетах и т.д.
2. Выписки делай на отдельных карточках. Это дает возможность удобной систематизации и классификации выписок.
3. Нумеруй карточки (страницы) записей.
4. Для каждой выписки (цифры, фактической справки и т.п.) находи место возле соответствующей позиции, рассуждения, которые могут быть мотивированы этими выписками, подкрепля<