Тема: «Определение индуктивности катушки»
Цель работы:научиться опытным путем определять индуктивность дросселя на основе измерения его сопротивления в цепи переменного тока;
Средства обучения:
· оборудование: источник тока, ключ, мультиметр, катушка индуктивности (дроссель), резистор 68 Ом, резистор 360 Ом;
· методические указания к выполнению лабораторной работы, калькулятор.
Ход выполнения лабораторной работы
Теоретическая часть
Полное сопротивление катушки индуктивности переменному току Z определяется формулой: (1), где R — активное сопротивление, XL – индуктивное сопротивление катушки. Активное сопротивление — это сопротивление проводника, из которого сделана катушка. Оно зависит от геометрических размеров, материала и температуры проводника. Наличие активного сопротивления приводит к потерям энергии при протекании тока по проводнику.
Индуктивное сопротивление обусловлено взаимодействием протекающего по катушке тока с магнитным полем, созданным этим током внутри катушки. Индуктивное сопротивление ХL зависит от частоты изменения внешнего напряжения и индуктивности катушки L: (2).
В сети переменного тока с частотой 50 Гц индуктивное сопротивление катушки, содержащей несколько сотен витков медного провода большого сечения, значительно превосходит ее активное сопротивление. В этом случае активным сопротивлением катушки можно пренебречь и считать, что ее полное сопротивление совпадает с индуктивным: (3). На этом основан метод определения индуктивности, применяемый в данной работе.
Согласно закону Ома ток в цепи равен: → (4).
Следовательно, для измерения индуктивности катушки ее необходимо подключить к источнику переменного тока известной частоты и измерить напряжение на катушке и силу тока в ней.
Схема электрической цепи, применяемой для определения индуктивного сопротивления, приведена на рис.1. Кроме дросселя, индуктивность которого надо определить, в цепь включен резистор R1. Величина его известна, поэтому измерив напряжение на нем, можно рассчитать силу тока в цепи. Эксперимент проводится при двух значениях силы тока, что достигается за счет использования в качестве R1 двух различных резисторов.
Вычисления и измерения
1. Соберите электрическую цепь по схеме, представленной на рис.1.
В качестве сопротивления R1 в первом опыте используйте резистор 360 Ом.
2. Переключите мультиметр в режим измерения переменного напряжения в диапазоне 20 В.
3. Замкните ключ и измерьте напряжение U на катушке и напряжение U1 на резисторе R1.
4. Проведите необходимые расчеты и вычислите индуктивность катушки:
U= ___________; U1= __________; R1= __________; _____________= ________; = _______________________=____________;
5.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Лабораторная работа № 12 |
U= ________; U1=________; R1=___________=_______; ___________= ______; = _______________________=____________;
6. Переключите мультиметр в режим измерения сопротивления (диапазон 200 Ом) и измерьте активное сопротивление катушки: Rк=___________=_______;
7. Вычислите индуктивное сопротивление катушки и сравните его с величиной ее активного сопротивления: XL=____________________=_______;
8. Сделайте вывод о правомерности применения в работе упрощенной формулы для определения полного сопротивления катушки переменному току: _______________________________________
_______________________________________________________________________________________
Результаты измерений и вычислений занесите в отчетную таблицу 1.
3. Таблица 1 –Результаты измерений и вычислений
№ | U, В | U1, В | R1, Ом | I, А | L, Гн |
Сделайте вывод по проделанной работе:
Вывод: _____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы
1. От чего зависит сила тока в катушке, если подключить ее к источнику: а) переменного напряжения; б) постоянного напряжения?
2. От чего зависит индуктивность катушки?
Ответы:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Лабораторная работа № 13 |