История возникновения и этапы развития
А. В. Науменко-Порохина
РИТОРИКА
Учебно-практическое пособие
Москва
Науменко-Порохина А.В. Риторика: Учебно-практическое пособие. – М., Издательство МФЮА, 2000.С.71
Настоящее учебно-практическое пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначено для студентов всех форм обучения, а также для аспирантов и преподавателей.
Ó А.Н.Науменко-Порохина. 2000
Ó Издательство МФЮА, 2000
ВВЕДЕНИЕ
Риторика – филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову.
Риторика (греч.rhetorike – ораторское искусство), по-латыни: элоквенция, - дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (т.е. в разных жанрах письменной и устной речи).
На протяжении всей истории существования риторики видоизменялись ее определения: во времена греческой античности (V – I вв. до н. э.) одной из ведущих была формула: «риторика – искусство убеждать» (в трудах Аристотеля, Аполлодора). В теории римского красноречия была наиболее популярна формула Квинтилиана: риторика – искусство говорить хорошо. Конкретные задачи обучения красноречию лучше других сформулировал Цицерон: оратор должен изобрести, расположить, украсить.
Как предмет систематического преподавания риторика сложилась прежде других филологических дисциплин. Грамматика, поэтика, лексикография, текстология, история литературы, стилистика возникли позже риторики и в течение долгого времени развивались как предметы вспомогательные или подготовительные для изучения риторики.
Общественные задачи риторики состоят:
1) в воспитании ритора – достойного гражданина, компетентного в публичной речи;
2) в создании норм публичной аргументации;
3) в организации речевых отношений, которые составляют базис общества: управление, образование, хозяйственную деятельность, безопасность, правопорядок;
4) в определении критериев оценки публичной деятельности, на основе которой отбираются лица, способные занимать ответственные должности.
Традиционно риторика подразделяется на частную и общую. Общая риторика изучает историю вопроса, принципы построения целесообразной речи, проблему формирования личности ритора, интегрирующей в себе знания и умения из области философии, психологии, Аристотелевой логики, этики, техники речи, культуры речи и стилистики текста.
Частная риторика изучает конкретные виды речи.
Цель данного пособия – дать представление об истории развития дисциплины с древнейших времен до современности; показать особенности разных школ красноречия; выработать умения и навыки в изобретении и расположении материала в разных видах речей; обучить способам и приемам создания замысла, ведения аргументации, риторического построения и критики высказываний.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
На раннем этапе развития риторика (древнегреческая и древнеримская) сложилась как нормативная дисциплина и входила в число семи «избранных наук». Согласно пяти ведущим канонам искусства речи классическая риторика содержала пять важнейших составных частей:
1) инвенция (изобретение речи);
2) диспозиция (расположение речевого материала);
3) элокуция (стилистическое оформление речи, ее выражение);
4) память;
5) произнесение.
Искусство красноречия как особый вид творческой деятельности было порождением исключительно греческой культуры и того мировоззрения, которое стало одной из основ европейской цивилизации.
Якоб Буркгард, знаменитый базельский профессор, учитель Ф.Ницше, неопровержимо доказал, что греческий менталитет обладал удивительным свойством, выделявшим грека из окружавших его древних народов. Агонистика (состязание, борьба, бой, судебный процесс) – неудержимое стремление к любым состязаниям во всех сферах общественной жизни и отличительная черта греческого быта - восходит к древнейшим мифологическим представлениям этого народа.
В самых высоких патетических выражениях говорит Аристотель о присущем грекам чувстве соревнования: «…соревнование есть нечто хорошее и бывает у людей хороших…». По словам профессора Петербургского университета Ф.Ф. Зелинского, «все, что только можно было, пронизывает дух агонистики: все полно состязания, от самого низменного и шутливого состязания в скорости выпивания кружки до самого серьезного и возвышенного состязания в красоте созданных поэм и рожденных детей»*. Не случайно именно в Элладе родились исполненные духом соревновательности и привычные для европейца обычаи – Олимпийские игры, драматические состязания, публичные диспуты мудрецов и философов.
Прежде всего, Древняя Греция была единственной древней цивилизацией, летоисчисление которой велось не от мифической даты рождения Божества, а от Олимпийских игр – придуманных греками состязаний, проводившихся, по мнению ученых, с 776г. до н. э., т.е., к моменту зарождения христианства античное красноречие насчитывало уже более чем двухвековую историю.
Во-вторых, в классической Греции состязательный принцип также лег в основу устройства драматических представлений. Да и само драматическое действо в жанровой основе строилось на том же принципе агонистики, ведь агон – центральная часть классической греческой трагедии и комедии.
В-третьих, сократовская система философии настаивала на наличии абсолютной истины, которая возникает из столкновения кардинально противоположных мнений и лежит где-то посередине. Сократовская школа, вплоть до Платона и Аристотеля, стояла у истоков греческого рационализма, который, в свою очередь, был теснейшим образом связан с идеями софистов – создателей и учителей риторики, людей, сформировавших культуру красноречия и весь стиль политической и правовой жизни демократических Афин.
В раннюю эпоху развития общественной жизни в Греции ораторское искусство занимало важнейшее место. Так, даже герои Гомера Одиссей, Нестор, Феникс были ораторами героического века.
С развитием государственности, после греко-персидских войн в V в. до н.э. в результате политической борьбы усилилось влияние демократической партии, оживилась деятельность народных масс, была создана необыкновенно высокая духовная атмосфера в демократических Афинах, что и способствовало развитию риторики. К этому времени уже существовала древнейшая изустная традиция эпической и лирической поэзии, в собственных целях и жанровой специфике создавшая образцы ораторского искусства. Так, речи царей на собраниях воинов в «Илиаде» Гомера есть не что иное, как фиксированное проявление публичной речи (см. об этом в кн. Козаржевского А.Ч. Античное ораторское искусство: пособие по спецкурсу. М., 1980).
В средневековье риторика развивалась во Франции, Германии, Италии. В Европе происходило переосмысление античного культурного наследия. Как пишет автор «Очерков по истории и теории риторики»(М.,1991), Н.А.Безменова, «доминантой всех европейских национальных элементов развития риторики, начиная с эпохи Возрождения, является ее «литературизация» (с.10). Несомненна связь риторики в это время с господством отдельных художественных направлений и эстетических систем (барокко, классицизм). Особое развитие получили духовное красноречие и жанр так называемой схоластической риторики. Происходило постепенное формирование логического и собственно художественного, стилистического направления в риторике, что определяло ее тяготение, с одной стороны, к грамматике, а с другой – к поэтике.
В средние века европейские риторические идеи через Польшу и Украину проникли в Россию. Развитие русской риторики приобрело особое значение в истории нормализации русского литературного языка.
В историческом аспекте развитие отечественной риторики прошло несколько этапов. Первым памятником, который является предшественником риторик 17в., исследователи считают трактат «О образах», входящий в «Изборник Святославов 1073 года» и приписанный Георгию Хуровскому. Первые занятия риторикой в России были сосредоточены в монастырях – центрах древнерусской книжности. Это четыре центра древнерусской книжности: Вологда с Кирилло-Белозерским монастырем, Ростов Великий, Москва («Риторика» Макария 1617-1619г.г.); Новгород и монастыри, расположенные вокруг него («Риторика» Усачева 1699г.); Выгорецкое общежительство старообрядцев; Киев с Киево-Могилянской академией и Чернигов («Наука короткая альбо способ зложення казання» И.Галятовского).
Особый этап в развитии отечественной риторики составил ломоносовский и послеломоносовский период (середина и последняя треть XVIII в.). Именно в это время сложился канонический тип русской риторики, в которой отражалась и обобщалась практика двуязычия (русский и церковно-славянский языки), которая характеризовалась особым сплавом языковых стилистических элементов – лексико-фразеологических, грамматических, синтаксических – в рамках теории трех «штилей» М.В.Ломоносова. Систему взглядов на красноречие М.В.Ломоносов изложил в двух Риториках – краткой(1743) и «пространной»(1748). В последующий период так и не появилось труда, по научным достоинствам равного ломоносовскому.
В конце XVIII – начале XIX в.в. сложилась риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия. Наиболее значительные риторики этого времени связаны с именами академиков М.М.Сперанского, А.С.Никольского, И.С.Рижского. В истории развития русской риторики первая половина XIX в. считается наиболее продуктивной. Под влиянием реформы Н.М.Карамзина, ориентированной на сближение с европейской традицией, происходило становление новой стилистической концепции литературного языка, что не могло не отразиться во взглядах на новую риторику – в трудах Н.Ф.Кошанского, А.Ф.Мерзлякова, А.И.Галича, К.Зеленецкого и др. Именно на этот период приходится более шестнадцати риторик широкой теоретической и практической ориентации, основной пафос которых был направлен на определение принципов организации прозаических текстов, всей сложившейся художественно-речевой практики. Учебная риторика, излагающая основы красноречия, существовала в двух формах: общей и частной риторики. Общая риторика обобщала законы изобретения, расположения и выражения мыслей, частная же разрабатывала принципы строения текстов по жанрам красноречия. Наиболее показательны для того времени риторики Н.Ф. Кошанского и К. Зеленецкого. В «Общей риторике» Кошанского в центре внимания автора находится категория стиля, именуемая им как слог. Принципиальная позиция Кошанского в понимании стиля – требование соответствия слога изображенным мыслям, предмету изложения и закрепленность каждого вида «слога» за определенными жанрами.
«Частная риторика» (Одесса, 1849 г.) К. Зеленецкого посвящалась теории отдельных родов прозы. Нововведения К. Зеленецкого касались детальной разработки раздела «О чистоте письменной речи русской в лексическом отношении». Таким образом, риторика все больше продвигалась в сторону практической стилистики и культуры речи.
К концу XVIII века в Европе угасал интерес к риторике, а в России пик расцвета риторики пришелся на первую половину XIX в. Но этот же период стал тем рубежом, который положил начало критическому отношению к общей риторике.
Особые импульсы развитию риторических идей в России были даны в 60-ые годы XIX в., когда происходило становление и формирование русского судебного красноречия, достигшего значительных вершин во второй половине XIX в. Его рождение и бурный расцвет обусловлены судебной реформой 60-х годов. О теории русского судебного красноречия писали К. Арсеньев, А.Ф. Кони, П.С. Пороховщиков.
В наши дни происходит возрождение интереса к риторике; это естественно и гармонично согласуется с возрождением бесценных сокровищ отечественной культуры. Ренессанс риторики, наблюдающийся в отечественной лингвистике(см. труды С.С. Аверинцева, Ю.М. Лотмана, В.П. Вомперского и др.), поддерживается и достижениями неориторики в США и Европе. В современной риторике от прежних риторических учений в основном сохранились два аспекта научного поиска:
1) организация языкового материала, ориентированная на современные проблемы аргументации. Это направление в зарубежной лингвистике успешно развивается в трудах Х. Перельмана, Х.П. Грайса, Дж.Л. Кинневи и др.;
2) второй аспект связан с развитием орнаментального раздела риторики (искусством украшения речи), близкого к проблемам художественной стилистики и поэтики. Таковы работы Р. Якобсона, Р. Лахмана, Ж. Дюбуа и др.
Особенно активно стали выходить в свет отечественные книги по риторике сразу после идеологических послаблений 1985г. В них «прорастали» идеи новой риторики в недрах лингвистики текста, теории типов речи, речевой деятельности и психолингвистики. Это: учебник С.С. Гурвич, В.Ф. Погорелко, М.А. Германа «Основы риторики» (Киев, 1988); «Риторика. Учебное пособие» В.И. Аннушкина; «Риторика» Н.Н. Кохтева (М., 1995); «Основы русской риторики» А.А. Волкова (М., 1996); «Основы риторики» А.К. Михальской (М., 1996); «Риторика – искусство убеждать» Е.Н. Корниловой (М., 1998); «Риторика» Д.Н .Александрова (М., 1999) и др.
ОРАТОРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
АРИСТОТЕЛЬ. РИТОРИКА
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) из г.Стагиры, сын придворного врача царя Филиппа Македонского, ученик Платона по Академии, основатель Ликея, воспитатель Александра Македонского, - подлинный энциклопедист античности, самый универсальный ум древности. Аристотель был ученым огромного диапазона: он занимался философией, логикой, этикой, психологией, риторикой и поэтикой, и во все эти отрасли науки внес свой ценный вклад. Хотя Аристотель двадцать лет был учеником Платона, но он проявил большую самостоятельность, выступив против основных принципов идеалистической философии своего учителя. Он утверждал, что существует лишь мир материальный, но не был чужд и идеалистических взглядов.
Аристотель подвел итог развитию классического греческого красноречия в трактате «Риторика». Ученый создал стройное теоретическое учение о принципах достижения прекрасного в области словесного творчества. Он предложил формулу сущности поэтического жанра и свод требований, которым должны «удовлетворять разные аспекты поэтического произведения» (Миллер Т.А. Основные этапы…// Аристотель и античная литературная теория. М., 1978).
В «Риторике» Аристотель сближает красноречие с диалектикой. Опираясь на собственную разработку учения о силлогизме, он оценил риторику глазами логика и признал в ней самым главным учение о доказательстве, т.е. способах убеждения. Собственную задачу он увидел в том, чтобы сообщить оратору сведения, необходимые для составления убедительных заключений. Рекомендации, предложенные Аристотелем, трактовали:
а) предмет, о котором оратору приходится говорить;
б) позу, которую он должен принять;
в) эмоции, побуждаемые в слушателе;
г) стиль произносимой речи.
Этому посвящены три книги «Риторики». Первая рассматривает предмет в системе других наук; в ней обозреваются три вида речей: совещательные, или политические, эпидейктические, или торжественные, судебные. Аристотель сближается с Исократом в вопросе назначения риторики, а также в ее укреплении нравственных ценностей общества. Во второй книге он много места уделяет вопросам о способах доказательства и утверждает, что наиболее употребимы для всех видов речей следующие: преувеличение, умаление, пример, умозаключение. В третьей книге Аристотель говорит о приемах, усиливающих экспрессивность речи. Главное достоинство стиля, как утверждает Аристотель, - ясность и уместность. Реальный путь для достижения этих качеств – в сближении ораторской прозы с разговорной речью.
Теория словесного искусства Аристотеля не века вперед определила многие правила в создании публицистических текстов.
«Для Аристотеля «приятно» в искусстве не волшебное очарование, не утилитарная польза, не абсолютное благо, а удовольствие, получаемое от знания. Вследствие этого в его глазах стали особенно ценны те эмоции и впечатления, которые способствуют познанию: удивление, удобопонимание, ясность. А в прямой связи с этим получили новое толкование и сами изобразительные приемы: их главную задачу Аристотель увидел в том, чтобы доставить слушателю интеллектуальное наслаждение,специфическое для каждого жанра, и признал, что нужный эффект зависит от вполне конкретных приемов композиции, синтаксиса, словоупотребления» см. Миллер Т.А. К истории литературной критики в классической Греции V –IV в.в. до н.э.С.150.
ОРАТОРЫ ДРЕВНЕГО РИМА.
ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА
По сложившейся традиции годом основания Рима, сначала города, затем государства, считается 753 г. до н.э. Но бесчисленные войны с окружавшими племенами за право владычества в регионе надолго по сравнению с Грецией задержали развитие его духовной культуры.
Изначально римское государство было государством землепашцев и воинов, народа, смотревшего на мир глазами рассудочного практицизма и холодной трезвости. Знаменитый греческий культ красоты во всем, восторженное служение ей воспринимались в Риме как некая восточная распущенность, низменное сладострастие и недостаток практицизма. По сравнению с эллинским миром, даже в смысле географии сориентированным на более культурный Восток, Рим был чисто западной цивилизацией прагматизма и напора. Это была культура иного типа, цивилизация индивидуальностей, но не коллектива. Ф.Ф. Зелинский (в кн. История античной культуры. СПб,1995.С.274 ) говорит об этом так : «В противоположность эллину с его агонистической душой, поведшей его вполне естественно и последовательно на путь положительной морали, мы римлянину должны приписать душу юридическую и в соответствии с ней стремление к отрицательной морали праведности, а не добродетели. Идеал положительной нравственности заключается в понятии доблести, переходящим к понятию добродетели, средством его является деятельность, а отдельным проявлением – подвиг. Это идеал античный, общим всем эпохам. Идеал отрицательной нравственности – праведность, ее средство – воздержание, ее отдельное проявление избежание проступка или греха; это идеал фарисейский в объективном смысле слова.
Принцип соревнования, столь характерный для античности, содействовал положительному направлению ее нравственности, побуждая каждого человека к совершению подвига в смысле доблести и добродетели».
Деловой и в то же время «отрицательный» характер римского менталитета определяет характер отношений римлянина с красноречием. Воинственный народ не мог обходиться без полководцев и вождей, обращавшихся к войску и к народу в минуты тяжких испытаний. Но в римской ментальности никогда не присутствует культ чистого слова, звуковой гармонии, наслаждения искусностью говорящего.
Собственно о красноречии республиканского Рима мы знаем, преимущественно, благодаря рассказам Цицерона и немногим цитатам в сочинениях других авторов. Нам известны имена знаменитых политических деятелей (в республиканском Риме – синоним оратора), но речи их до нас не дошли, поскольку вплоть до Юлия Цезаря не было традиции ведения сенатских протоколов. Утилитарность римского красноречия сыграла печальную роль в его истории.
Политическое устройство Древнего Рима требовало развития практического красноречия главным образом в его политической форме. Государственные решения и законы, начиная с 510 г. до н.э., принимались чаще всего коллегиально, на заседаниях сената. Ораторские способности играли заметную роль в продвижении идей во время сенатских прений.
Самым значительным оратором республиканского Рима был защитник плебеев Гай Гракх, прославленный Цицероном, несмотря на противоположность политических взглядов. Интересную сравнительную характеристику ораторской практики аристократов, возглавивших борьбу плебеев за свои права, братьев Тиберия и Гая Гракхов дает Плутарх в жизнеописаниях: « Выражение лица, взгляд и жесты у Тиберия были мягче, сдержаннее, у Гая – резче и горячее, так что, и выступая с речами, Тиберий скромно стоял на месте, а Гай первым среди римлян стал во время речи расхаживать и срывать с плеча тогу… Гай говорил грозно, страстно, зажигательно, а речь Тиберия радовала слух и легко вызывала сострадание. Слог у Тиберия был чистый и старательно сделанный, а у Гая захватывающий и пышный».
Патетический стиль Гая Гракха и его младших современников Луция Лициния Красса и Марка Антония был закономерным проявлением общей тенденции в развитии римского красноречия. Начавшись декларативной простотой, искусство оратора в республиканском Риме должно было стремиться к пышности и изощренности.
Если греческое искусство говорить родилось из восторга неискушенного человека перед красотой и мастерством иноземного (сицилийского) слова, поскольку красота угодна богам, то римляне, строгие и деловые, по-военному не рассуждающие, использовали речь по прямому назначению. Поэтому путь греческой риторики лежал от нагромождения красивостей и сложности к простоте, изяществу и гармонии – определяющим принципам греческой культуры. Простые до наивности души римлян были насмерть поражены греческой красивостью, поэтому их путь противоположен – от упрощения к нагромождению, азианству. Нельзя не отметить и еще несколько отличий римского красноречия от греческого:
1) в основании политических речей римлян всегда лежала инвектива, черта, характерная для архаических обществ, когда идея еще не отделена от своего носителя: развенчание личности политического противника есть развенчание его идей;
2) другой отличительной чертой римского красноречия был грубоватый юмор, всегда привлекавший на сторону оратора симпатии толпы;
3) наконец, речи римских ораторов отличались афористичностью выражений, которые навсегда запомнили потомки (скопление глаголов, риторические вопросы, антитезы, повествование).
Гай Юлий Цезарь (102 - 44 гг. до н.э.)– полководец и один из основателей Римской империи. Автор военно-исторических мемуаров и литературных работ высокохудожественного уровня. Цезарь происходил из патрицианского рода Юлиев, получил ораторское образование на о. Родос у знаменитого оратора Молона. Был сторонником демократии популяров, завоевал симпатии народа.
Как наследник Гракхов и Мария, Цезарь не мог не владеть искусством слова на уровне, сопоставимом с лидерами своих противников – оптиматов, ведущей фигурой среди которых был Цицерон.
Мысль о выдающихся достоинствах Цезаря-оратора и писателя подтверждается практически всеми древними авторами, писавшими о нем. В молодости и в зрелые годы он отдавал дань литературе: античные писатели не раз упоминали о несохранившейся поэме Цезаря о Геракле и трагедии «Эдип», о трактате «Об аналогии», написанном в ответ на риторическое произведение Цицерона «Об ораторе». Светоний говорит и о Цезаре – судебном ораторе, начавшем политическую карьеру с обвинения в лихоимстве одного из столпов сенатской партии Долабеллы.
К сожалению, ни одна из политических речей Цезаря не сохранилась до наших дней. Вероятно, он не считал необходимым обнародовать тексты своих выступлений по случаю, так как, в отличие от Цицерона, не считал их произведениями высокого искусства, а видел в них средство к достижению цели.
Тем не менее, современники запомнили те из них, которые были произнесены в переломные моменты римской истории, как образцы убедительности. Историки Саллюстий, Плутарх, Светоний с нескрываемым удовольствием рассказывают об участии Цезаря в сенатском заседании по делу заговора Катилины, когда он смог убедить сенат в том, что убивать без суда людей несправедливо. Все, выступавшие после него, присоединились к его мнению. Еще один случай стал свидетельством мастерства Цезаря – публичного оратора. Лишь силой своей речи он сам бесстрашно подавил и привел к полному подчинению восставшие в Капуе легионы. Как рассказывает Светоний, «Цезарь, не слушая отговоров друзей, без колебаний вышел к солдатам и дал им увольнение; а потом, обратившись к ним «граждане!» вместо обычного «воины!», он одним этим словом изменил их настроение и склонил их к себе: они наперебой закричали, что они его воины, и добровольно последовали за ним в Африку, хоть он и отказывался их брать». Используя свое блестящее знание солдатской психологии, Цезарь одним «квириты!» вместо «милитас!» добился потрясающего эффекта.
Сам Цезарь, высоко ценивший красоту и силу мысли в речах Цицерона, никогда не пользовался речью ради «искусства для искусства». Для него талант оратора был необходимой составляющей для достижения вполне конкретных политических целей. Поэтому красноречие Цезаря было лишено поэтических красот и ученых изысков, оно преисполнено живостью, естественностью и энергией. Сенатская партия была обеспокоена усиливавшимся авторитетом и военной мощью признанного предводителя демократической партии Юлия Цезаря и предъявила ему ряд серьезных обвинений в беззакониях, нарушении элементарных норм римского права и воинской чести. Преступления, ставившиеся в вину Цезарю сенатом, не являлись в жизни Древнего Рима чем-то из ряда вон выходящим, напротив, грабеж казны и получение взяток консулами были явлениями привычными, а коварство на войне с варварами вполне могло расцениваться как военная хитрость. Но для Цезаря такой поворот был катастрофой. Надо было немедленно развеять утверждения сторонников сената о хищническом управлении провинциями и создать иную картину. Функция создания мифического образа непобедимого и справедливого рачителя интересов римского народа Юлия Цезаря была возложена автором на «Записки о Галльской войне» – произведение в высшей степени тенденциозное, апология самому себе. Однако, будучи тонким психологом, Цезарь сохраняет в своем повествовании иллюзию правдивости и объективности. Он с упоением рассказывает о доблести своих подчиненных, ибо знает: главная опора его могущества – армия. Солдат должен чувствовать свое значение, заботу о себе полководца, и тогда он будет служить верой и правдой. Своим сочинением Цезарь не только удачно опровергает своих политических противников, но и в свою очередь уличает их в сговоре с варварами. Оправдывая свои противозаконные действия, Цезарь приводит аргументы, создающие хоть видимость законности и справедливости. Например, свой переход через Рубикон он, по его словам, совершает «ради блага государства», «чтобы восстановить народных трибунов, безбожно изгнанных из среды гражданства…» Победными оказались не только политические, но и стилистические идеи Цезаря. Его простой, ясный и изящный стиль – аттицизм, напоминавший Лисия и ранних аттических политических ораторов, завоевывал себе в Риме все больше сторонников.
Цезарь стал образцом для подражания всех позднейших апологетов единовластия, вплоть до Наполеона и Муссолини. При Наполеоне сочинения Цезаря стали образцом школьной латыни, первоначально благодаря политической тенденции. Позднее это чтение привилось благодаря правильному и точному языку, сравнительно скромному словарному составу и занимательному рассказу. Более того, в сознание европейцев Цезарь вошел как архетипический родоначальник всего и вся: он действительно был творцом идеи Императорского Рима и первой фигурой среди императоров; его родовое имя стало титулом единовластных правителей Рима – цезари (откуда позднейшие Кесарь, царь и т.д.); по его указанию было создано традиционное европейское летоисчисление – юлианский календарь, которым православная церковь пользуется и доныне; он оставил европейцам наиболее древние сведения об истории их предков, о варварских народах Европы. При Августе Божественного Юлия ввели в пантеон римских божеств.
Вся громкая слава римской риторики может быть обозначена одним звучным именем Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.). Выдающийся оратор и политический деятель, писатель, философ, автор трактатов на темы морали и воспитания, он стал олицетворением целой эпохи в римской истории и самой значительной фигурой в латинском красноречии вообще.
Цицерон не принадлежал к римскому нобилитету, а происходил из «всаднического» сословия города Арпина. Его родители мечтали о политическом поприще для своего сына и воспользовались столичными связями, чтобы ввести его в дома известных сенаторов.
Цицерон получил блестящее образование, изучал греческих поэтов. Учился красноречию у знаменитых ораторов Антония и Красса, слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал теорию красноречия. Римскому праву учился у популярного юриста Сцеволы. Цицерон не придерживался определенной философской системы, но во многих своих произведениях излагал взгляды, близкие к стоицизму. В трактате «О государстве» он говорит о высоких нравственных принципах, которыми должен обладать государственный деятель. Свой протест против тирании Цицерон выражает в ряде произведений: «О дружбе», «Об обязанностях», «Тускуланские беседы», «О природе богов». Но определенной политической платформы он не имел.
Первая дошедшая до нас речь (81 г.) «В защиту Квинкция» принесла Цицерону успех. В последующих речах он выступил против насилий сулланского режима и добился популярности в народе. Опасаясь преследования Суллы, Цицерон отправился в Афины и на остров Родос. Там он слушал Молона, оказавшего влияние на стиль Цицерона. С этого времени он стал придерживаться «среднего» стиля красноречия, занимавшего середину между азианским и умеренным аттическим стилем.
Блестящее образование, ораторское дарование, удачное начало адвокатской деятельности открыли Цицерону доступ к государственным должностям. В 76 г. он стал квестором в Западной Сицилии. Выступив против Верреса, наместника Сицилии в защиту интересов народа, Цицерон выиграл судебный процесс. По сути речи против Верреса имели политический характер, так как по существу Цицерон выступал против олигархии оптиматов. В 66 г. он становится претором. Поддерживая интересы денежных людей в речи «В защиту закона Манилия», Цицерон вновь добивается успеха. Но этой речью заканчиваются его выступления против сената и оптиматов.
В 63 г. он избран консулом. Поддержал сенаторов и всадников против демократов. Раскрыл заговор Катилины. В речах против Катилины приписывает своему противнику всевозможные пороки и самые гнусные цели. По приказу Цицерона вожди восстания Катилины были казнены без суда. Реакционная часть сената одобрила действия Цицерона и даровала ему титул «отца отечества». Все это вызвало неудовольствие популяров. С образованием первого триумвирата, куда входили Помпей, Цезарь и Красс, Цицерон по требованию народного трибуна Клодия вынужден был в 58 г. отправиться в изгнание. В 57 г. он вернулся в Рим, но уже не имел политического влияния и занимался главным образом литературной работой. В это время им был написан известный трактат «Об ораторе». В 51-50 гг. он был проконсулом в Малой Азии. В 50 г. вернулся в Рим, примкнул к Помпею. После убийства Цезаря в 44 г. снова вернулся к политической деятельности, выступая на стороне Октавиана. Написал 14 речей против Антония, которые, в подражание Демосфену, называются «Филиппиками». За них он был внесен в проскрипционный список и в 43 г. до н.э. убит.
В своем знаменитом сочинении «Об ораторе», восходящем к традициям философского диалога Платона и Аристотеля, Цицерон создает образ оратора-политика и правозащитника, который знаком со всеми науками, ибо они дают ему методику мышления и материал для его речей.
В диалоге Цицерона Красс предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, то есть умозрительная наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Цицерон далек от мировоззренческих споров философов и риторов греческой классики, поэтому он примиряет, с одной стороны, софистов с Сократом и Платоном, а с другой - Аристотеля с Исократом, поскольку все они для него символы великого греческого искусства и образцы для подражания римлян. Цицерон солидарен с греками в утверждении, что речь оратора должна служить только высоким и благородным целям, а обольщать судей красноречием столь же позорно, как и подкупать их деньгами. Задача воспитания политического вождя лежит не в том, чтобы научить его красивой речи. Он должен знать многое и многое. Только соединение красноречия со знанием и опытом создаст политического вождя. Во второй книге Цицерон рассуждал о нахождении, расположении, памяти, и, что особенно интересно, об иронии и остроумии – материале, наименее поддающемся логическому схематизированию. В третьей книге он говорил о ремесле, о словесном выражении и о произнесении.
В целом книга «Об ораторе» говорила об образовании оратора истинного, идеального и совершенного.
«Брут» – книга об истории римского красноречия.
«Оратор» – завершение картины риторической системы Цицерона. Здесь он рассуждал о трех стилях красноречия, об уместности, ритме, словесном выражении и других аспектах риторики.
I в. н.э. – время становления императорской власти в Риме, когда республиканские традиции красноречия превращаются в факт далекой и славной истории предков и открывается страница запретов на республиканскую идеологию и ее пропаганду. «С переходом от республики к империи латинское красноречие повторило ту же эволюцию, которую в свое время претерпело греческое красноречие с переходом от эллинских республик к эллинистическим монархиям. Значение политического красноречия упало, значение торжественного – возросло. Римское право все больше складывалось в твердую систему, в речах судебных ораторов оставалось все меньше юридического содержания и все больше формального блеска. Цицероновское многословие становилось уже ненужным, на смену пространным периодам приходили короткие и броские сентенции, лаконически отточенные, заостренные антитезами, сверкающие парадоксами. Все подчиняется мгновенному эффекту. Это – латинская параллель рубленому стилю греческого азианства; впрочем, в Риме этот стиль азианством не называется, а именуется просто «новым красноречием».
Главным прибежищем красноречия этого периода становятся риторические школы, где учебными образцами остаются классические речи и трактаты Цицерона. Но все школьные упражнения были очень далеки от практики красноречия предшествующей эпохи, но не были вовсе бесполезны: они представляли собой прекрасную гимнастику для ума и языка. Помимо того, изобретательность и занимательность сюжета, чисто психологические коллизии, патетика, установка на образное восприятие конфликта, игра воображения – все сближало риторику и поэзию. Результатом стало развитие жанра авантюрного романа и других не менее плодотворных жанров «второй софистики», оказавшей огромное влияние на развитие европейской литературной традиции.
Глава новой риторической школы Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 – 96 г.г. н.э.) размышлял «О причинах упадка красноречия» в одноименном трактате. На поставленный вопрос Квинтилиан отвечал как педагог: причина упадка красноречия в несовершенстве воспитания молодых ораторов. В целях улучшения риторического образования он пишет обширное сочинение «Образование оратора», где излагает ведущие взгляды своей эпохи на теорию и практику красноречия, образцом которого продолжает служить Цицерон.
Подобно Цицерону( «Брут» ), Квинтилиан видит залог процветания красноречия не в технике речи, а личности оратора: чтобы воспитать оратора «достойным мужем», необходимо развивать его вкус. Развитию нравственности должен служить весь образ жизни оратора, в особенности же занятия философией. На развитие вкуса рассчитан цикл риторических занятий, систематиз<