Работа над произношением в слуховом кабинете школы глухих
Слуховой кабинет в школе глухих выполняет учебную и методическую функции.
Содержание учебной работы в слуховом кабинете состоит из теснейшим образом связанных друг с другом двух отделов: «Развитие слухового восприятия», «Обучение произношению». К ним примыкает специальный раздел — «Неречевые звуки», который входит в развитие слухового восприятия и в обучение произношению.
Активное использование остатков слуха обусловило перестройку обучения произношению в направлении более широкой опоры на целые слова, словосочетания, фразы.
При условии постоянного использования звукоусиливающей аппаратуры оказывается возможной слухо-зрительная и даже слуховая коррекция не только по отношению к темпо-ритмической, интонационной, орфоэпической сторонам речи, но и по отношению к фонемам, когда ученик сбивается с усвоенного им правильного произношения на дефектное или когда дефект по своему характеру легко уловим на слух.
Содержание работы над произношением в слуховом кабинете в значительной мере определяется широким использованием слуха глухих школьников в ходе формирования произношения. Имеет значение и фронтальный характер занятий в этом кабинете.
Работа в слуховом кабинете ведется в двух направлениях:
1. Собственно работа над произношением.
Речь идет о работе над темпом речи, слитностью, словесным ударением, орфоэпией, звуковым составом слов, стихотворением.
Иными словами, основное содержание работы над произношением в слуховом кабинете составляет ритмико-интонационная структура речи.
2. Реализация произносительных умений в ходе занятий по обучению произношению и развитию слухового восприятия.
Сюда относится: контроль учителя за тем, чтобы учащиеся максимально реализовали свои произносительные возможности; воспитание у учащихся навыка улавливать произносительные ошибки в речи товарищей; воспитание навыка обнаруживать и исправлять ошибки в собственном произношении.
С работой над произношением связан и раздел «Неречевые звуки». Иногда над материалом из данного раздела работают до обучения собственно произношению. В некоторых случаях дело обстоит наоборот. К проводимым в слуховом кабинете урокам приложимы все те требования, которые предъявляются к урокам обучения произношению. Поскольку в слуховом кабинете уроки посвящаются главным образом работе над ритмико-интонационной стороной речи, особо важное значение имеет подражание речи учителя на слухо-зрительной и слуховой основе. Так, работая над слитностью и темпом речи в I классе, учитель учит детей определять (при слухо-зрительном и только при слуховом восприятии) характер своей речи и обозначать его словами: быстро; медленно (Вы сказали быстро, медленно), слитно, не слитно без паузы, с паузой. Затем учитель учит детей подражать своей речи! Это обучение проходит три этапа. Сначала дети произносят сопряженно с учителем (т. е. вместе с ним) слова, словосочетания, короткие фразы в нормальном и несколько замедленном темпе. Затем они воспроизводят произнесенный учителем материал отраженно (т. е. после учителя — сначала слушают, как говорит учитель, потом говорят сами) тоже в разном темпе. Наконец, дети воспроизводят предлагаемый им речевой материал самостоятельно, опираясь на опыт, приобретенный во время выполнения тренировочных упражнений; и при этом выдерживается темп согласно указанию учителя: Скажи(те) быстро (быстрее), медленно, слитно и т. п.
Слуховой кабинет школы играет существенную роль в закреплении приобретенных учащимися произносительных навыков. В тех видах работы, задачу которых составляет собственно формирование произношения, это само собой разумеется. Но и во время упражнений, направленных на развитие слухового восприятия, внимание учителя к тому, как говорят дети, не ослабляется. Это выражается не только в контроле за произношением и в исправлении ошибок, но и в предупреждении этих ошибок. Например, при проведении такого вида работы, как аппликация, основной задачей которой является развитие слухового восприятия, педагог закрепляет имеющиеся у учащихся произносительные навыки.
Приведем несколько примеров (СНОСКА: Примеры тут и далее из опыта работы сурдопедагога слухового кабинета школы глухих Института дефектологии С. А. Рогач).
Во втором полугодии в I классе дети выполняют аппликацию по сказке «Репка».
Текст сказки не адаптирован. Работе над произношением отводится один урок из трех. Содержанием являются слова посадил, выросла, большая-пребольшая, тащить, тянет-потянет, вытянуть не может, позвал (а), Жучка.
Записанные на табличках слова обработаны фонетически (поставлены надстрочные знаки, ударение), например: большая — пребольшая.
Иа (при этом даны еще и слоги: ш…ая, ш…айа ш…ая, к которым учитель прибегает, если для кого-либо из первоклассников слово окажется трудным).
Слова предлагаются для узнавания на слух. Затем проводится работа над ритмом слов. Дети изображают ритм (применительно к словам большая-пребольшая: __ _/_ __ __ __ _/_ __ ), потом отхлопывают ритм и одновременно проговаривают слоги та (татата тататата), наконец, воспроизводят слово с соблюдением ударения.
Безударное о произносится ими как а. Темп произнесения постепенно доводится до нормального или близкого к нему.
Таким образом, дети оказываются подготовленными к работе над аппликацией. Во-первых, они сравнительно легко воспринимают на слух произносимые ими слова. Во-вторых, они умеют должным образом воспроизводить необходимые слова и словосочетания в процессе выполнения аппликации. Учитель имеет возможность осуществлять попутную коррекцию допущенных детьми ошибок. Эти ошибки исправляются на основе подражания учителю и приобретенного на предыдущем уроке собственного опыта.
Приведенные примеры показывают, как сочетается работа по развитию слухового восприятия с формированием произношения.
Эта органическая связь хорошо выражена и в работе над песнями. Слушание музыки, песен, разучивание песен составляют одну из сторон содержания работы по развитию слухового восприятия. Все песни имеют текст, с которым, так же как и с текстом к аппликациям, учащихся знакомят заранее.
Работа над песней проводится в следующем порядке:
Расстановка в тексте словесного ударения (учитель читает по строчкам, учащиеся расставляют ударение в розданном им тексте).
Расстановка знаков орфоэпии и пауз при повторном чтении.
Работа над выделенными словами и словосочетаниями (выделяются трудные сочетания согласных, проводится работа над ритмом).
Молчаливое прослушивание пластинки с записью песенки. Ученики слушают и смотрят в текст.
Сопряженное (вместе с учителем) проговаривание текста с постепенным нарастанием темпа.
Речитативное пение, сопряженное с пением учителя и исполнителя.
Чрезвычайно важной стороной работы над произношением является воспитание у учащихся навыка улавливать произносительные ошибки в речи товарищей.
Этому следует учить детей с I класса. Сначала учитель постоянно привлекает их внимание к тому, как говорит отвечающий («Ира говорила хорошо», «Слушайте, как говорит Вова. Правильно? Нет, неправильно. Вова сказал спа — си — бо, а надо сказать спасибо», «Как сказал Витя?», «Какую ошибку сделала Лара?» и т. д.). Любую попытку оценить речь товарища, указать на допущенную им ошибку в произношении следует всячески поддержать. Надо одобрить ученика словами или положить ему фишку и т. п. Постепенно ученики привыкают к тому, что нужно слушать, как говорит отвечающий. Сначала, как правило, они замечают нарушения в слитности, затем ошибки в словесном ударении и темпе. При наличии определенного опыта слушать, как говорят другие, дети оказываются в состоянии находить и ошибки в воспроизведении звукового состава слов (пропуски звуков, замена звонких согласных глухими и наоборот, призвуки).
Умение вслушиваться в речь товарищей, замечать ошибки в их произношении имеет большое значение для оценки и собственной речи. Ведь именно способность оценить качество собственной речи, сопоставить ее с образцом, которым служит речь учителя, лежит в основе самоисправления, которое, в свою очередь, является предпосылкой совершенствования произносительных навыков у глухих.