Фонетические зарядки в школе глухих
Фонетические зарядки предлагаются учащимся с целью: а) дать определенную установку на последующее учебное и внеклассное время; б) закрепить вновь приобретенные произносительные навыки; в) предупредить распад неустойчивых навыков.
Исходя из этих задач определяются и темы фонетических зарядок на четверть. Учитель должен руководствоваться состоянием произносительных навыков у учеников своего класса.
Предположим, что для учащихся данного класса характерна, например, закрытая гнусавость. В результате коррекционной работы учитель добился того, что они уже могут правильно произносить слова с носовыми звуками. Однако еще много случаев соскальзывания на прежнюю, ошибочную артикуляцию.
Чтобы иметь возможность закрепить правильный навык в серии целенаправленных упражнений, учитель включает в план зарядки, темой которых служат носовые звуки м, н.
В данном случае зарядки даются с целью закрепления сформированного произносительного навыка.
Приведем другой пример. Известно, что свистящие и шипящие относятся к нестойким звукам; с часто превращается в призубный (без свиста) звук, а ш в огубленный звук с. Зная это, учитель в профилактических целях включает в план работы зарядки, темой которых является звук с или ш. В данном случае зарядки даются с целью предупредить распад уже сформированного навыка.
Опыт показывает, что план работы целесообразно строить таким образом, чтобы тема фонетических зарядок не менялась в течение некоторого времени (например, в течение недели) и повторялась на протяжении четверти.
В плане для II класса зарядки (с учетом характера произношения учащихся) могут быть представлены в следующем виде;
1-я неделя — материал на звуки ф, в (дифференциация их в словах и фразах). (СНОСКА: Здесь и дальше в скобках указана основная цель зарядок)
2-я неделя — материал на звуки м, п (дифференциация в словах и фразах);
3-я неделя — материал на звуки н, т (дифференциация в словах и фразах);
4-я неделя — материал на звук с;
5-я неделя — материал на звук и (закрепление правильного произношения и и йотированных звуков в словах и фразах);
6-я неделя — материал на звуки п, б (дифференциация в словах и фразах);
7-я неделя — материал на звуки м, н (дифференциация м — п, н — т в словах и фразах);
8-я неделя — материал на звук с.
В этом плане отражена задача закрепления произносительных навыков (темы, связанные со звуками ф, в, м, н, и); кроме того, в нем представлена и профилактическая задача (темы, связанные со звуками с и б).
Тема зарядок на неделю может совпадать или не совпадать с темой урока техники речи на этой неделе.
Как известно, в основу обучения школьников произношению положен аналитико-синтетическии, концентрический, полисенсорный метод. Он должен соблюдаться и в процессе фонетических зарядок. Соответствие аналитико-синтетическому методу проявляется в том, что и в ходе фонетических зарядок сочетается работа над целым словом и его элементами. Приведем пример. Тема зарядки — «Звук ш». Учитель отобрал для отработки числительные — 6, 16. В содержание зарядки на данный день включены не только слова, но и слоги, а сами слова представлены не только в целостном виде, но и по частям:
Реши примеры и скажи только ответ:
Ш…есть, ш…ес(т)на(дцать), шес(т)на(д)цать
20 — 4 =… 2 * 3 =… 4*4 =… 18:3 =…
Следует заметить, что преимущество при этом отдается целым словам и фразам.
Соответствие концентрическому варианту аналитико-синтетического метода выражается в том, что в речевой материал могут быть включены слова со звуками, которые дети еще не умеют воспроизводить точно. В качестве заменителя выступают тот звук или те звуки, которые являются темой данного занятия. Продолжая наш пример, нужно сказать, что среди числительных (6, 16) могут быть и такие, как четыре, четырнадцать. В этом случае не овладевшие артикуляцией ч дети будут воспроизводить на его месте звук ш. Таким образом, этот материал отвечает теме зарядки.
Полисенсорность предусматривает широкую опору на разные анализаторы глухого — слуховой, зрительный, кожный. Зарядка проводится со звукоусиливающей аппаратурой, материал рассчитан на моносенсорное (только на слух) или бисенсорное (слухо-зрительное) восприятие. По мере необходимости привлекаются тактильно-вибрационные ощущения глухих детей.
Материалом фонетических зарядок служат слова, слоги, словосочетания, фразы. Зарядки не должны носить чисто формальный характер. Однако, как это ясно, выделенное на них время не может быть растрачено не по назначению — материал фонетической темы не должен тонуть в общем разговоре. Материал отбирается с учетом тех основных положений, которые сформулированы на с. 159, 160.
Поскольку время фонетической зарядки очень ограниченно, в известной мере ограниченны и виды работы, которыми пользуется учитель. Обычно изменение видов работы связано с изменением видов речевой деятельности. Как правило, это подражание на основе слухового восприятия; чтение слогов, слов или их частей, словосочетаний, фраз; называние картинок; ответы на вопросы, решение примеров.
На одной фонетической зарядке должна быть обеспечена смена хотя бы двух видов речевой деятельности.
Зарядка может включать дыхательные и голосовые упражнения, а также упражнения, направленные на закрепление и дифференциацию звуков. Эти упражнения проводятся преимущественно хором, под дирижирование учителя. Наряду с хоровым проговариванием педагог вызывает и отдельных учащихся, главным образом тех, кто допускает связанные с темой зарядки ошибки.
При проведении фонетической зарядки учитель обращает внимание в первую очередь на то, как воспроизводится материал по теме. Если, например, учащимся предлагается зарядка на тему «Звонкие фрикативные звуки з и ж», можно говорить о наличии у них умения правильно произносить эти звуки (иначе материал нельзя включать в зарядку). Отсюда следует, что ученик может и должен произнести их правильно. Поэтому допускаемые во время зарядки ошибки должны быть исправлены учителем обязательно. В противном случае пропадает весь смысл проведения фонетических зарядок.
Само исправление ошибок может осуществляться по-разному. Приведем несколько примеров соответствующих оценок и инструкций: «Ты сказал неправильно. Повтори хорошо», «Ты сказал неправильно. Послушай, как надо сказать (учитель дает образец правильного произношения). Повтори», «Ты сказал неправильно. Убери кончик языка вниз (учитель показывает) и повтори правильно».
Если этих мер не хватает для того, чтобы добиться необходимого результата, задерживаться не следует. Но это служит сигналом к тому, чтобы во время индивидуальных занятий с учеником восстановить утраченное им умение.
Если дети научились слушать друг друга, очень полезно привлекать их внимание к произносительным ошибкам товарищей.
В конце фонетической зарядки следует подвести итог. При этом надо одобрить тех, кто хорошо работал. Оценки в классном журнале не выставляются, но случаи неудач, особенно когда ошибку не удалось исправить, обязательно должны быть отмечены в тетради индивидуальных занятий (фонетическом дневнике ребенка).
План фонетической зарядки записывается в плане урока, на котором проводится зарядка.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Обучение глухих учащихся произношению составляет часть общей образовательно-воспитательной работы специальной школы.
При этом, с одной стороны, от качества фонетического оформления устной речи в значительной мере зависит интенсификация учебного процесса и безусловно — возможность выполнения устной речью ее коммуникативной функции. Действительно, замедленная, с большим количеством дефектов речь тормозит нормальное течение урока. Невнятная или малоразборчивая речь, естественно, препятствует установлению контакта глухого школьника с окружающими его слышащими людьми.
С другой стороны, само качество обучения произношению известным образом обусловливается организацией всей жизни школы, в частности речевым режимом, под которым понимается «совокупность единых организованных и методических требований и мероприятий, обязательных для детей, педагогов и всего обслуживающего персонала» (СНОСКА: См.: Дефектологический словарь. М., 1970, с. 334.) Органичной частью этого является фонетический режим, под которым понимается система мероприятий и требований, направленных на закрепление усвоенных глухими школьниками правильных произносительных навыков.
К этим мероприятиям относятся:
1. Контроль за произношением учащихся.
Такой контроль осуществляется на уроках техники речи, индивидуальных занятиях по обучению произношению и фонетических зарядках. Кроме того, он производится во время уроков по любому предмету, а также на занятиях во внеклассное время.
Уроки техники речи, индивидуальные занятия по обучению произношению и фонетические зарядки посвящены специально формированию произносительных навыков. Поэтому учитель может и должен основное внимание сосредоточить именно на том, как говорят учащиеся. Все ошибки, которые допускают учащиеся по теме урока, зарядки или индивидуального занятия, непременно должны быть исправлены. Требования к исправлению других произносительных ошибок варьируют в зависимости от того, насколько усвоена та или иная артикуляция, тот или иной навык.
Контроль за качеством произношения осуществляется не только на специальных занятиях по технике речи. Он производится на всех уроках и во время внеклассных мероприятий.
За качеством речи учащихся следят учитель, воспитатель и все другие сотрудники школы.
В ходе учебного процесса на любом из уроков учитель дает ученику установку перед его ответом, например: «Говори хорошо», «Говори с ударением». Подобные замечания учителя определенным образом настраивают ученика, заставляют его мобилизовать свои умения и навыки устной речи. Очень важно поддержать ребенка, одобрить его, положительно оценить его успех: «Молодец! Говорил хорошо» и т. д. и т. п.
Если ученик говорит небрежно, хуже своих возможностей, учитель делает ему соответствующее замечание, например: «Говоришь плохо, повтори», «Говоришь неправильно, без ударения. Послушай, как надо. Повтори», «Говоришь плохо, пропускаешь звук ш. Послушай, как надо. Повтори».
Нередко бывает достаточно покачивания головой или движения пальца, чтобы ученик, допустивший фонетическую ошибку, спохватился и повторил сказанное уже правильно. Но для этого совершенно необходимо знание учителем особенностей произношения каждого из учеников класса.
Ошибки подлежат исправлению только в том случае, если ученик по требованию или указанию учителя может правильно произнести соответствующее слово. Иначе говоря, исправляются такие случаи ошибочного произнесения, которые в характеристике произношения ученика отмечены как +, нд (звуки может воспроизвести верно, но сбивается на нд; с правильным воспроизведением слова до свидания сосуществует и до свидандия).
При исправлении произносительных ошибок очень большое значение имеет соблюдение учителем такта. Со стороны ученика может последовать негативная реакция.
Эти требования распространяются и на воспитателей, ведущих работу с детьми вне класса.
2. Фонетическая обработка речевого материала.
Предлагаемые на уроках, новые термины целесообразно представить в графическом виде — написать на доске, табличке; если эти слова есть в учебнике, можно указать на соответствующую страницу. Эти слова или словосочетания следует соответствующим образом обработать: поставить знаки словесного ударения, орфоэпии. Приведем пример:
остроугольный остроугольный\
ос…тро…уголь…н…ый треугольник
ос…тро…угольн…ый прямоугольный/
остроугольный
(на уроке математики)
имя существительное подлежащее
с…у…щ…ес…т…витель…н…ое подле… ж…а…щ…ее
В подобном виде представляются все новые термины или трудные для произношения слова.
Учитель дает образец правильного произнесения, пользуясь звукоусиливающей аппаратурой. Таким образом, ученик имеет возможность опереться не только на орально-акустический, но и на графический образ слова. Это относится ко всем периодам обучения — с I до XII класса.
3. Подготовка устных (речевых) выступлений.
На школьных праздниках, пионерских сборах, родительских собраниях глухие учащиеся выступают в качестве артистов с текстовыми ролями, декламаторов, участников речевого хора. Кроме того, речевые выступления связаны с ритуалом пионерских сборов, комсомольских собраний (рапорт председателей отрядов, рапорт председателя совета пионерской дружины, Торжественное обещание пионеров и т. д.).
Эти выступления являются своеобразным отчетом о качестве обучения устной речи, точнее — произношению.
Все ученические выступления готовятся учителем и воспитателем при соблюдении названных ниже общих требований.
Текст выступления (даже если это отдельные реплики в спектакле или монтаже) фонетически обрабатывается (расставляются знаки ударения, надстрочные знаки, паузы и т. д.).
Текст раздается учащимся не менее чем за 3 недели до выступления.
Речевые репетиции начинают проводиться не менее чем за 10 дней до выступления.
На речевых репетициях присутствует педагогическая комиссия по подготовке праздника. Она дает оценку готовности учащихся (знание ими текста наизусть, качество произношения) и высказывает рекомендации в отношении дальнейшей работы.
Во время выступлений учащиеся должны пользоваться микрофоном даже в том случае, если зал не оборудован и зрители не могут воспользоваться звукоусиливающей аппаратурой. Это необходимо для того, чтобы выступающие не форсировали звука (что может привести к срыву — фальцету); кроме того, в таком случае обеспечивается большее понимание их речи слышащими. Само собой разумеется, что надо использовать микрофон, если зал оборудован магнитной петлей или стационарной звукоусиливающей аппаратурой.
После проведения праздника (сбора, собрания) полезно подвести итоги: отметить сильные и слабые стороны в подготовке речевых выступлений учащихся, оценить качество речи выступавших, наметить пути устранения недостатков и развития успехов.
Выполнение единых требований, направленных на закрепление произносительных навыков учащихся, является важнейшим условием формирования разборчивой, понятной окружающим устной речи глухих школьников.