Способы постановки дыхания, голоса и звуков у глухих
Формирование у глухих детей произносительных навыков связано с необходимостью тем или иным способом вызвать у них требуемую работу речевого аппарата. Можно указать три основных способа, применяемых при постановке дыхания, голоса и звуков.
Первый способ основан на подражании. Ученик воспринимает и воспроизводит то, что ему демонстрирует учитель, пользуясь сохранными анализаторами. Подражание может осуществляться:
1. на слуховой основе — ученик слушает, как говорит находящийся за экраном учитель (например, звуки, слоги, слова или ритм ряда слогов: папапа или папапа) и пытается правильно воспроизвести услышанное;
2. на зрительной основе — ученик смотрит на рот учителя (например, на положение языка при артикуляции отдельных звуков — ш, и, р и т. д.) и старается получить адекватный уклад видимых речевых органов;
3. на слухо-зрительной основе - ученик слушает учителя и одновременно видит его артикуляцию (занятие со звукоусиливающей аппаратурой перед зеркалом);
4. на тактильно-вибрационной основе в сочетании со зрительным или слуховым восприятием — ученик видит положение губ учителя, например во время артикуляции им в, поднесенной к собственному рту рукой ощущает сильную струю выдыхаемого воздуха, приложенной к шее в области гортани рукой ощущает вибрацию голосовых связок и т. п.
Подражание широко используется при первичном формировании того или иного произносительного навыка и при коррекции произношения на всех этапах обучения.
Для этого способа постановки звуков характерно то, что при воспроизведении артикуляции исполнение движений соответствует намерению ученика: например, намереваясь повторить за учителем звук м или и, ученик более или менее точно воспроизводит требуемую артикуляцию.
При рассмотренном способе постановки голоса и звуков следует использовать разнообразные средства наглядности, облегчающие детям подражание. Существенную помощь может оказать специальная аппаратура, как звукоусиливающая, так и рассчитанная на зрительный и вибрационный контроль над произношением, а также зеркало. Второй способ — механический. При нем учитель воздействует на те или иные органы речи, которые таким образом пассивно приводятся в движение или в определенное положение. Например, при работе над дыханием иногда применяется нажим рукой на брюшную стенку, а при склонности ученика к фальцетному голосу в некоторых случаях пользуются легким нажимом рукой на гортань и т. п. Применение второго способа при постановке звуков состоит в следующем. Ученику предлагается воспроизвести тот или иной звук. В то же время учитель, пользуясь пальцами, шпателем или зондом, произвольно изменяет положение речевых органов ученика или приводит их в пассивное движение. Получается новый звук — тот, который должен быть поставлен.
Примером применения этого способа может служить постановка звука к (от т), х (от с), ш (от с или р).
Для данного способа характерным является то, что исполнение движения не соответствует намерению ученика. Ученик старается, например, произнести слог та, как этого требует учитель, но благодаря нажиму шпателя на язык у него получается сначала кя, а затем ка.
После ряда упражнений с такой помощью в коре мозга глухого закрепляются следы кинестетических раздражений, соответствующих новому положению и движению речевых органов, что позволяет ученику в дальнейшем вполне самостоятельно (без механической помощи) воспроизводить требуемый звук, опираясь на кинестетический, а при наличии остаточного слуха и на слуховой самоконтроль.
Третий способ — смешанный. Он представляет собой соединение первого и второго. Ученик воспроизводит ту или иную работу речевых органов на основе подражания учителю, однако делает это недостаточно точно. Учитель помогает ему более точно воспроизвести требуемое.
Например, при постановке звука о ученик недостаточно выдвигает вперед губы, вследствие чего о звучит близко к а. Учитель помогает ему, нажимая с боков на щеки большим и указательным пальцами, что способствует выдвижению губ.
Характерно, что, как и при первом способе постановки звуков, в данном случае конечное исполнение движения соответствует намерению ученика, которое осуществляется лишь с некоторой механической помощью.
Как было указано, при втором способе, когда на основе подражания не удается получить необходимую артикуляцию, используются палец, шпатель и зонды. Каждый из этих «инструментов» имеет свои особенности. Палец удобен тем, что он мягок и что сам ученик, пользуясь им как инструментом, одновременно может прощупывать положение языка. Но палец толст. Если его ввести в рот, то нельзя сжать зубы, в то время как это необходимо для образования ряда звуков, таких, например, как с, ш и т. п. Шпатель представляет собой металлическую лопаточку. Он удобен для тех случаев, когда требуется либо нажать на язык, либо поднять его передний край. Но иногда бывает необходимо нажать не на весь язык, а только на его часть (на кончик, середину) или отодвинуть язык назад. Во всех этих специальных случаях необходимым пособием являются проволочные зонды различных фасонов (рис. 6).
Зонды позволяют укладывать язык в самые различные положения и вместе с тем оставляют возможность в нужных случаях получать минимальную щель между зубами. Применение описанных средств во многих случаях значительно облегчает задачу постановки звука и дает экономию во времени. Однако не следует злоупотреблять ими и применять их тогда, когда тот же эффект может быть достигнут более естественным путем — путем подражания.