Значение устной речи. звуковая природа устной речи. фонетическая система русского языка
Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи — одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. Через всю историю сурдопедагогики красной нитью проходит стремление сформировать даже у полностью лишенных слуха детей словесную речь не только в более доступном им письменном или пальцевом виде, но непременно и в виде устного слова. Это объясняется той исключительной ролью, которую играет в жизни людей устная речь как способ общения, основа владения языком и инструмент мысли.
Рассматривая устную речь в качестве разновидности словесной речи, следует иметь в виду ее лексические, грамматические особенности и главным образом те материальные средства, которые используются в речи для выражения и различения смысла. Эти звуковые по своей природе средства в конечном счете сводятся к варьированию таких свойств звука, как принадлежность его к тонам или шумам, его высота, сила, тембр, длительность, прерывистость или непрерывность.
Все эти вариации звучания укладываются в некоторый определенный динамический и частотный диапазон.
Если говорить о динамическом диапазоне речи, имея в виду разную интенсивность ее звучания в зависимости от силы голоса, то разность между обычной громкой и шепотной речью составляет примерно 60 дБ. Если иметь в виду пределы изменения силы произносимых звуков речи при голосе нормальной интенсивности, динамический диапазон оказывается равным примерно 40 дБ (дБ (децибел) — логарифмическая единица, указывающая отношение данной силы звука к его силе, соответствующей порогу ощущения при нормальном слухе.).
Частотный диапазон речи, начиная с самых низких тонов мужского голоса и кончая самыми высокими составными компонентами, характерными для некоторых согласных, выходит за пределы частот, расположенных между 100 и 10 000 Гц (Гц (герц) — единица измерения частоты колебаний (один период в секунду), с помощью которой определяется высота звука.).
При этом для обеспечения разборчивости речи особенно существенна область частот от 300 до 3000 Гц.
Различные вариации звучания служат тем акустическим материалом, из которого построена фонетическая система языка.
Фонетическую систему языка составляют фонемы, словесное ударение и интонация. С их помощью в устной речи выражаются тончайшие оттенки мыслей, чувств, волевых устремлений. Рассмотрим каждый из этих компонентов в отдельности.
Фонемой называется наименьшая единица звучащей речи, способная служить для различения смысла. Каждая фонема характеризуется определенными акустическими свойствами. Эти свойства претерпевают более или менее значительные изменения в зависимости от так называемых комбинаторных и позиционных условий (соседства с другими фонемами, местоположения в слове, степени ударности), в результате чего образуются различные варианты фонемы. В русском языке имеются 42 фонемы: а, и, о, у, ы, э, б, б', в, в', г, г', д, д', ж, з, з', j (й), к, к , л, л , м, м , н, н', п, п', р, р', с, с', т, т', ф, ф', х, х' ц, ч, ш, щ.
Обычно фонемы сами по себе не облечены значением и служат лишь материалом для образования знаменательных (т. е. облеченных значением) единиц речи — слов, морфем.
Но в некоторых случаях фонема совпадает с морфемой (например, в словоформе стула фонема а совпадает с окончанием) или даже со словом (например, с такими служебными словами, как союз и, предлог с, частица ж и др.). В этих случаях фонема сама облекается значением, становится знаменательной единицей речи.
Акустические различия между вариантами одной и той же фонемы не могут служить для различения смысла: нет таких случаев, когда два слова или две формы слова различались бы за счет употребления разных вариантов фонемы. Замена в слове одного варианта фонемы другим воспринимается лишь как некоторое искажение нормального произношения.
Словесное ударение. Образуя слова, фонемы группируются в слоги. Так, слова рука, школа состоят из двух слогов (ру-ка, шко-ла), слова волосы, картина, карандаш — из трех слогов (во-ло-сы, кар-ти-на, ка-ран-даш). Слова могут состоять также из четырех, пяти и большего числа слогов. Многие слова состоят из одного слога (например, кот, сыр, сад и т. п.).
Членение слова на слоги обусловлено тем, что входящие в его состав фонемы произносятся с чередующимся нарастанием и падением мускульного напряжения, которому в большинстве случаев соответствует нарастание и падение силы звучания. В русском языке слогообразующими являются гласные фонемы.
Слоговое строение слов служит основой словесного ударения, которое в русском языке сводится к выделению одного из слогов посредством главным образом более громкого и обычно более длительного его произнесения. Каждое самостоятельное слово вместе с относящимся к нему служебным словом имеет свое ударение. Таким образом, число самостоятельных слов в произнесенной фразе определяется количеством словесных ударений, что в значительной мере способствует выделению слов из фразы в процессе ее восприятия.
Как известно, русское словесное ударение характеризуется разноместностью и подвижностью. В разных словах оно может падать на различные по счету слоги от начала или конца слова (например, кошка, рука, паровоз, капуста, пуговица). При изменении формы слова или образовании от него другого слова ударение может переходить с одного слога на другой, с одной морфемы на другую (например: рука — руки).
Разноместность и подвижность придают русскому ударению особую значимость. Ударение в сочетании с числом слогов создает определенный ритмический контур слова — неотъемлемый компонент его акустического облика.
Более громкое и длительное произнесение ударного слога сопряжено с большей четкостью и полнотой воспроизведения входящих в этот слог звуков. От места ударения зависит произношение гласных, которые в безударных слогах редуцируются.
В русском языке словесное ударение выполняет и смыслоразличительную функцию, дифференцируя слова и их формы (например: пили — пили, кружки — кружки, руки—руки, насыпать — насыпать).
Интонация. Третьим элементом фонетической системы языка, чрезвычайно сложным по своему строению и малоизученным, является интонация.
Если фонемы и словесное ударение представляют собой фонетические элементы, из которых построены слова и их формы, то интонация имеет отношение преимущественно к фонетической структуре фразы. Фраза, собственно, и определяется как смысловое единство, целостность и законченность которого выражается интонационными средствами.
В основе интонации лежат ритмико-мелодические средства, главные из которых — изменение громкости и темпа произнесения, модуляция голоса и распределение пауз. Интонация составляет важнейшее средство членения речи на фразы и фраз на синтагмы (синтагмой называют часть фразы, состоящую из группы слов, тесно связанных между собой по смыслу и интонационно. В некоторых случаях синтагма может состоять и из одного слова).
Усиленное ударение, которым отмечается конец синтагмы, называется синтагматическим.
Помимо синтагматического ударения, следует указать на логическое ударение, с помощью которого во фразе выделяются слова, особо важные для передачи ее смысла.
Логическое ударение может совпадать с одним из синтагматических и тем самым усиливать его по сравнению с другими.
Поскольку и синтагматическое, и логическое ударения проявляются в рамках фразы, оба они могут рассматриваться как разновидность фразового ударения.
Особое значение имеет интонация для различения фраз повествовательного, вопросительного, побудительного (повелительного) и восклицательного характера, а также для выражения тончайших синтаксических отношений внутри сложного предложения.
ОРГАНЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕЧИ И ЕЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ИХ СТРОЕНИЕ И РАБОТА
Живое общение посредством устной речи представляет собой двусторонний процесс, протекающий при участии по меньшей мере двух партнеров, из которых один (отправитель) говорит, т.е. передает то или иное сообщение, а другой (адресат) слушает, т.е. принимает это сообщение.
Мы обладаем способностью говорить и воспринимать устную речь благодаря нашим органом речи и слуха. Речевой аппарат состоит из периферического и центрального отделов. К периферическому отделу относятся вся совокупность исполнитель6ных органов речи, построенных из костной и хрящевой ткани, из мышц и связок, а также двигательные и чувствительные нервы, с помощью которых управляется работа этих органов.
К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов.
Органы периферического отдела речевого аппарата (рис.1) составляют следующие три его части:
1. Легкие с системой дыхательных мышц и проводящие дыхательные пути - бронхи, трахея (дыхательное горло).
2. Гортань с голосовыми складками.
3. Надставная труба - система полостей, расположенных выше гортани (глотка, рот и нос). Первая часть речевого аппарата подает струю воздуха, вторая служит для образования голоса, а третья (резонатор) усиливает звук голоса и сообщает ему тот или иной тембр. Но главное назначение надставной трубы - образование звуков речи (Такие звуки, как украинское "г" или немецкое h, образующиеся непосредственно в гортани, встречаются сравнительно редко, а в русском языке они отсутствуют).
Рассмотрим более детально строение и функции каждой из перечисленных частей периферического речевого аппарата.
Дыхательный аппарат. Главная функция дыхательного аппарата - осуществление газового обмена, необходимого для жизни организма. С помощью дыхательного аппарата организм снабжается кислородом и освобождается от углекислого газа.
Обычно различают три основных типа дыхания: брюшной, или диафрагматический, реберный и ключичный.
Чистых видое дыхания не встречается. При любом типе дыхания в большей или меньшей степени действует диафрагма. Дыхание, представляющее сочетание брюшного, грудного и ключичного типа, называется глубоким, или полным.
Речевое дыхание отличается от обычного (покойного) рядом особенностей. Дыхание при речи характеризуется значительным преобладанием фазы выдоха над фазой вдоха, иначе говоря, вдох при речи короткий, а выдох — длительный.
Известно, что мы говорим на выдохе. Длительность выдоха необходима для слитного произнесения слов во фразах, которое облегчает слушающему понимание речи. Краткость вдоха позволяет избежать длительных дыхательных пауз, которые могли бы замедлить процесс общения, затруднить схватывание мысли, заключенной в развернутой фразе.
Чтобы обеспечить длительный выдох, необходим достаточный запас воздуха в легких. Этим обусловлен более глубокий вдох во время речи.
Необходимость быстрого и глубокого вдоха при речи приводит к тому, что вдох происходит главным образом через рот, а не через нос, как при дыхании в покое. Быстрому и глубокому вдоху через нос препятствует сравнительная узость носовых ходов.
1— трахея, 2 — перстневидный хрящ, 3 — щитовидный хрящ, 4 — черпаловидные хрящи, 5 — надгортанный хрящ (надгортанник).
Гортань. При выдохе, а следовательно, и во время речи воздух из легких поступает в бронхи, оттуда в трахею, а из трахеи в гортань. Скелет гортани состоит из нескольких хрящей (рис. 2). В основании гортани лежит перстневидный хрящ, на нем сидит щитовидный хрящ, который состоит из двух стенок, соединенных между собой почти под прямым углом, обращенным кпереди. Расходящиеся кзади стенки щитовидного хряща заключают между собой печатку перстневидного хряща, так что получается хрящевая трубка, служащая продолжением трахеи. Сверху на печатке перстневидного хряща симметрично расположены два черпаловидных хряща. К щитовидному хрящу прикреплен надгортанный хрящ, или надгортанник, который имеет обычно форму языка и обращен своим свободным концом кверху. При глотании пищи надгортанник играет роль клапана, закрывающего вход в гортань.
Угол щитовидного хряща образует на шее заметный выступ, который носит название адамова яблока, или кадыка.
Все эти хрящи соединяются между собой целой системой мышц и связок. Особенно важны для образования голоса внутренние мускулы гортани, или голосовые складки. Они имеют вид двух губ, выступающих навстречу друг другу. Голосовые складки могут то смыкаться, преграждая путь воздуху, поступающему в трахею, то размыкаться, образуя так называемую голосовую щель. При покойном дыхании голосовая щель широко раскрыта.
При фонации (голосообразовании) голосовые складки сближаются и колеблются: они попеременно то смыкаются, закрывая голосовую щель, то размыкаются на мгновение, чтобы вслед за тем снова сомкнуться.
Чем сильнее размах колебания голосовых складок, тем громче звучит голос; чем чаще они колеблются, тем выше тон голоса.
Наряду с обычным звучным голосом мы пользуемся нередко шепотом. При шепоте голосовые складки смыкаются, но не на всем своем протяжении, так что в заднем отделе гортани образуется более или менее узкая щель, проходя через которую струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, который мы называем шепотным голосом.
Возникающий в гортани звук голоса сравнительно слаб. Свою силу, а также окраску, или тембр, он приобретает главным образом благодаря надставной трубе.
В зависимости от того или иного положения органов произношения, т. е. той или иной формы надставной трубы, получается то звонкий голос, то тусклый, то гнусавый, то сдавленный и т. д.
В голосе обычно различают три регистра: грудной, головной (фальцет) и смешанный (микст). Микст представляет собой переходный регистр от грудного к головному.
К грудному регистру относятся нижние тона голоса, к головному — верхние, а к миксту — средние. В пении в равной степени используются все три регистра, в разговорной же речи — преимущественно микст.
В период полового созревания голос изменяется особенно резко у мальчиков. Это изменение голоса в период полового созревания называется мутацией и выражается в его понижении. У мальчиков это понижение более значительно, чем у девочек.
Надставная труба. Как уже было указано, над гортанью расположена глотка. Верхняя часть глотки, или носоглотка, сообщается спереди посредством двух отверстий, так называемых хоан, с полостью носа. Средняя же часть глотки сообщается посредством зева с полостью рта.
Полость рта (рис. 3) находится между верхней, неподвижной, и нижней, подвижной, челюстями.
В полости рта для нас важно различать: внизу — нижние зубы с их деснами, нижнюю губу, вверху — верхнюю губу, верхние зубы, верхние десны и альвеолы, твердое нёбо и мягкое нёбо, оканчивающееся язычком. В ротовой полости находится язык. Следует различать кончик и передний край (лезвие) языка, боковые края языка и спинку языка с ее передней, средней и задней (корневой) частями.
Над ротовой полостью расположена полость носа (см. рис. 4), разделенная вертикальной перегородкой на две симметричные половины. Спереди носовая полость открывается двумя грушевидными отверстиями; сзади посредством хоан она сообщается с носоглоткой.
При выдохе или в момент речи струя воздуха, поступающая из гортани, попадает в глотку и далее в рот или через носоглотку в нос.
Полость носа составляет неподвижную часть надставной трубы. В то же время находящиеся в ротовой полости язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть отличаются своей подвижностью и носят название активных органов произношения. Производя различные движения, принимая самые разнообразные положения, язык и губы видоизменяют форму ротовой полости, образуют в ней смычки, щели и т. д. Поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, мягкое нёбо закрывает проход в нос, опускаясь, открывает его.
Благодаря деятельности активных органов произношения, называемой артикуляцией, получаются звуки речи. Своеобразие акустической природы каждого звука речи обусловлено особенностями его артикуляции.
Аппарат слуха, или слуховой анализатор, состоит из трех отделов — периферического, среднего (проводникового) и центрального.
1 — хрящ ушой раковины, 2 — наружный слуховой проход, 3 — барабанная перепонка, 4 — евстахиева труба, 5 — слуховые косточки, 6 — лабиринт, 7 — внутренняя поверхность барабанной перепонки, 8 — молоточек, 9 — наковальня, 10 — стремя, 11 — полукружные каналы, 12 — преддверье, 13 — улитка, 14 — преддверный нерв, 15 — улитковый нерв.
Периферический отдел составляют наружное, среднее и внутрен внутреннее ухо (рис. 5). Первое включает ушную раковину, наружный слуховой проход и барабанную перепонку, второе — барабанную полость с системой слуховых косточек и ее придатки в виде слуховой (евстахиевой) трубы, соединяющей барабанную полость с носоглоткой, и сосцевидного отростка, третье — лабиринт: улитку (его слуховой отдел), преддверие и полукружные каналы (орган равновесия). Наружное и среднее ухо проводят звуковые колебания во внутреннее ухо, где эти колебания вызывают раздражение слуховых нервных клеток кортиева органа, выполняющего функцию рецептора звуковых колебаний. Здесь происходит преобразование энергии звуковых колебаний в энергию нервного возбуждения.
Проводниковый отдел слухового анализатора включает слуховой нерв, а также проводящие нервные пути и клетки промежуточных центров в стволовой части мозга. Он обеспечивает доставку нервных импульсов в центральный отдел слухового анализатора — в слуховые области коры головного мозга, находящиеся в его височных долях. В коре происходит высший анализ и синтез слуховых раздражений, что служит физиологической основой дифференцированного и обобщенного восприятия звуков.
Область слухового восприятия у человека с нормальным слухом ограничена по частоте и силе звука. Ухо воспринимает звуки, обладающие частотой не ниже 16 и не выше 20 000 Гц. Наименьшая сила звука, необходимая для его обнаружения, называется порогом слухового ощущения, который оказывается далеко не одинаковым для звуков разной частоты. Наиболее низкие пороги отмечаются для частот от 1000 до 3000 Гц. В этом диапазоне ухо наиболее чувствительно. Измерение силы звука от нулевого уровня ведется в децибелах. Увеличение силы звука от определенного уровня приводит к нарастанию ощущения громкости, а при повышении этого уровня вызывает ощущение давления или даже боли. Сила звука, при которой возникает такое ощущение, называется порогом дискомфорта. Для средних частот (1000—3000 Гц) этот порог достигается при усилении звука до 130 дБ. Пороги ощущения и дискомфорта, различные для тонов разной частоты, определяют область слухового восприятия. Внутри этой области можно выделить ту ее часть, которая особенно важна для восприятия речи. По частоте она располагается в диапазоне от 500 до 3000 Гц, а по силе — от 50 до 90 дБ над нулевым уровнем.
Следует, однако, напомнить, что частотный диапазон звучащей речи в действительности значительно шире, что имеет важное значение для оценки возможностей ее восприятия при нарушенном слухе.
СИСТЕМА ФОНЕМ, ИЛИ ЗВУКОВ, РУССКОГО ЯЗЫКА. МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Поскольку в методической литературе термин «фонема» чаще заменяется равнозначно употребляемым термином «звук», в дальнейшем мы будем пользоваться последним, имея в виду основной вариант каждой фонемы.
Звуки русского языка характеризуются определенными артикуляционными и акустическими свойствами.
По механизму образования звуки речи разделяются прежде всего на гласные и согласные.
Для гласных характерна фонация, обусловленная вибрацией голосовых складок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую полость. Этим определяется характерное акустическое качество гласных, при произнесении которых в нормальной речи тон голоса свободен от выраженной примеси шума.
Для согласных характерно образование в надставной трубе, или, говоря точнее, в ротовой полости, преград на пути выдыхаемого воздуха либо в виде смычки тех или иных речевых органов, либо в виде образованных ими более или менее узких щелей и проходов, либо, наконец, в виде комбинации смычки со щелью. При образовании одних согласных звуков указанные преграды сочетаются с голосовой фонацией, при образовании других она отсутствует. Наличие преград служит причиной возникновения различных более или менее резко выраженных шумов, которые сами по себе или в сочетании с тоном голоса составляют акустическое качество разных согласных.
Рассмотрим в общих чертах механизм образования различных гласных и согласных звуков.
В зависимости от того, в каком направлении изменяется положение языка по отношению к индифферентному его положению, гласные разделяются по рядам и подъемам.
Перемещение языка вперед характеризует гласные переднего ряда: э, и, назад — гласные заднего ряда: о, у. Промежуточное положение языка присуще гласным среднего ряда: а, ы.
Сильно поднятая спинка языка отличает гласные верхнего подъема: и, ы, у. Умеренно поднимается язык при гласных среднего подъема: о, э. Наконец, наиболее низкое положение он занимает при гласном нижнего подъема: а.
В артикуляции гласных о и у, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении этих фонем выдвигаются вперед и округляются. В связи с этим гласные о, у называются лабиализованными (от латинского labia — губы).
Согласные звуки различаются по четырем основным признакам: 1) наличию или отсутствию вибрации голосовых складок; 2) способу артикуляции; 3) месту артикуляции; 4) наличию или отсутствию дополнительного подъема передне-средней части спинки языка к нёбу.
По первому признаку согласные делятся на вокализованные (от латинского слова vox — голос) и невокализованные. Вокализованные согласные, в которых тон голоса сочетается с резко выраженным шумом, называются звонкими. Другие вокализованные согласные, в которых шум выражен слабо и тон голоса преобладает, называются сонантами (от латинского sono — звучу). Невокализованные согласные состоят только из шумов различного характера.
Большинство согласных составляют пары звонких и глухих, а именно: п — б, п' — б'; т — д, т' — д'; к — г, к' — г'; ф — в, ф' — в'; с — з, с' — з'; ш — ж, х' — й (j). He имеют звонкой пары глухие согласные х, ц, чащ. Непарными вокализованными согласными являются сонанты м, м', н, н', л, л , а также звуки р и р'.
По второму признаку согласные делятся на смычные (взрывные), щелевые (фрикативные; от латинского слова frico — тру), слитные (аффрикаты), смычно-проходные и дрожащие (вибраяты).
К смычным согласным относятся звуки п, п', т, т', к, к', б, б', д, д', г, г', к щелевым — звуки ф, ф'', с, с', ш, щ', х, х', в, в', з, з', ж и й (j) (Звук й (j) выступает как щелевой звонкий согласный лишь в положения перед гласными, когда он входит в состав восходящих дифтонгов йа, йо, йу, йэ, йи; в положении после гласных, когда данный звук входит в состав нисходящих дифтонгов. ай, ой, эй, ий, ый, он выступает обычно в качестве сонанта (неслогового и)) к слитным — ц, ч, к смычно-проходным — м, м', н, н', л, л , к дрожащим — р и р'.
Для щелевых согласных характерно образование на пути выдыхаемого воздуха преграды в виде узкой щели между нижней губой и верхними резцами, языком и альвеолами верхних резцов, языком и нёбом.
Слитные согласные получаются в результате мгновенной смены смычки щелью, образованной теми же органами и в том же месте. Смычно-проходные согласные характеризуются тем, что при наличии губной или язычно-зубной смычки для выдыхаемого воздуха все же остается свободный проход через нос или по бокам языка.
Дрожащие согласные характеризуются образованием на пути выдыхаемого воздуха преграды в виде колеблющегося органа.
По третьему признаку согласные звуки делятся в зависимости от того, какими органами и в каком месте образуются смычки, сужение, вибрация. По этому признаку согласные прежде всего разделяются на губные и язычные.
В число губных входят губно-губные, или двугубные — п, п', б, б', м, м', губно-зубные — ф, ф', в, в'. Первые характеризуются смыканием губ, вторые — образованием щели между нижней губой и верхними резцами.
В число язычных входят язычно-зубные — с, с', з, з', ц, т, т', д, д', н, н', л, л', язычно-альвеолярные — р, р', язычно-передненёб-ные — ш, ж, ч, щ, язычно-средненёбные — к', г', х', й (/) и язычно-задненёбные — к, г, х.
Первая группа язычных характеризуется образованием смычки или щели между кончиком или передним краем языка и верхними резцами или альвеолами. По своим акустическим особенностям из этой группы выделяются звуки с, с', з, з' и ц, называемые свистящими. Согласные второй группы язычных образуются при соприкосновении или сближении с альвеолами переднего края языка, вибрирующего под напором выдыхаемого воздуха. Согласные третьей группы получаются в результате образования смычки или щели между передним краем или передней частью спинки языка и передней частью нёба. Акустические особенности звуков этой группы служат основанием для называния их шипящими. Согласные четвертой группы получаются при образовании смычки или щели между средней частью спинки языка и средней частью нёба. Пятая группа согласных характеризуется образованием смычки или щели между задней частью языка и задней частью нёба (приблизительно на границе между твердым и мягким нёбом).
По четвертому признаку согласные разделяются на две группы, в одну из которых входят звуки, называемые мягкими, а в другую — звуки, называемые твердыми. Первые отличаются от вторых дополнительным элементом артикуляции — подъемом передне-средней части спинки языка к нёбу — и носят название палатализованных (от латинского palatum — нёбо).
Большинство согласных составляют пары твердых и мягких: п — я'; б — б'; м — м'; ф — ф'; в — в'; с — с'; з — з'; т — т'; д — &'; н — н'; р — р'; л — л'; к — к'; г — г'; х — х'. Непарными твердыми согласными являются ж, ш и ц, непарными мягкими — ч, щ, й (j).
Наглядное представление о распределении согласных по рассмотренным четырем произносительным признакам дает таблица 1.