Тема № 8. Основы полемического мастерства
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Из истории искусства спора.
Спор и его виды. Виды спора по цели. Формы проведения спора. Организованность спора. Основные правила ведения спора. Полемические приёмы спора.
Психолого-риторические аспекты убеждения.
Дискуссия. Основные речевые действия ведущего. Основные речевые действия спорящих.
Семинарское занятие.
Время: 2 часа
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Из истории искусства спора. Древняя Греция. Древняя Индия и Древний Китай. Средние века. Россия.
2. Спор и его виды. Основные цели дискуссии и полемики.
3. Участники спора (ведущий, оппонент и пропонент).
4. Общие рекомендации по ведению спора.
5. Использование в споре полемических приёмов.
6. Позволительные и непозволительные уловки в споре.
7. Методические указания по разрешению сложных ситуаций при принятии управленческих решений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Риторика для юристов: учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С. 289-361.
Практическое занятие.
Время: 2 часа
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Сенека писал: «Длинен путь через наставления, короток и лёгок через примеры». Согласны ли вы с этим утверждением Сенеки? Докажите своё мнение. Не забудьте об аргументах.
2. Вы – ведущий дискуссию. К данным тезисам подыщите и запишите антитезисы. Например:
Тезис | Антитезис |
1. Чем легче даётся знание, тем лучше. | 1. Чем легче знание приобретается, тем легче оно вылетает из головы. |
2. Человек обязан всем, что у него есть, другим. | 2. |
3. Человек с первых же минут появления на свет представляет собой индивидуальность, имеющую природные задатки, которые воспитание не в силах устранить. | 3. |
4. Кто хочет учиться, тот должен принимать всё на веру. Без этого обучение невозможно. | 4. |
3. Говорят, истина рождается в споре. Какие тезисы или антитезисы (см. задание № 2) вы считаете истинными и стали бы их защищать? Быть может, вы выдвинете свои тезисы? Запишите их.
4. Проанализируйте следующие вопросы (укажите, к каким видам они относятся, правильны ли они, каковы их предпосылки).
1). Для чего вкладывают деньги?
2). Правда ли, что все политики верят в то, что говорят?
3). Какой город является центром российского бизнеса?
4). Продолжаете ли вы утаивать налоги?
5. Какие критерии постановки вопросов нарушены в приводимых ниже примерах?
1). Кто, где, когда и из какого оружия убил президента США Дж. Кеннеди?
2). Какой русский не любит быстрой езды?
3). Какой оценки заслуживает данное сочинение – «хорошо» или «отлично»?
4). Владеет ли он английским языком?
6. Найдите тезис и аргументы в следующих рассуждениях.
1). Все жители Африки хотят счастья. Хотят того же и жители Северной Америки, Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии, исследователи Антарктиды. Значит, все люди Земли хотят счастья.
2). Логика тесно связана с грамматикой. В самом деле, не существует мыслей вне языковой оболочки. Для того чтобы сообщить свою мысль другим людям, мы должны выразить её в языковой форме. И наоборот, всякое слово, всякая фраза выражает какую-то мысль. Всё это доказывает тесную связь логики с грамматикой.
3). Всякий, кому суждено умереть, – умрёт. Всякий, кому суждено выздороветь, – выздоровеет. И умрёт, и выздоровеет он независимо от того, будет к нему вызван врач или нет. Потому не стоит вызывать врача к больному и вообще что-то делать.
7. Найдите логические уловки, содержащиеся в приводимых ниже рассуждениях.
1). Компания, получившая когда-то ссуду от банка, теперь ничего ему не должна, так как она стала иной: в её правлении не осталось никого из тех, кто просил ссуду.
2). Все служащие японских корпораций маленького роста. Значит, все японские корпорации – маленькие.
3). Спорят мать и дочь. Мать: «Что ты так сухо обошлась с ним? Он, бедный, чувствовал себя у нас так неловко». – Дочь: «А как же прикажешь мне с ним обращаться? Поместить в угол вместо образов и молиться?».
8. Оцените убедительность следующего рассуждения.
Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутомимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо потому, что труд – личный, свободный труд – и есть жизнь (К.Д. Ушинский).
9. Определите вид аргументации в приведённых рассуждениях. Оцените правильность аргументации. Если аргументация некорректна, укажите – почему.
1). Поскольку риск, как говорится, благородное дело, и очевидно, что дача взятки должностному лицу, безусловно, представляет собой риск, отсюда с необходимостью по правилам логики следует, что дача взятки должностному лицу является благородным делом.
2). Если бы я был богат, то купил бы автомобиль. Если бы я был бесчестен, то украл бы его. Однако я не куплю автомобиль и не украду его. Так что я не богат, но и не бесчестен.
3). Я полностью согласен с утверждением журнала мод «Бурда», что зависть является корнем всех зол. Судите сами. Зависть не только отравляет людям повседневную жизнь, но может привести и к более серьёзным последствиям. Поэтому наряду с ревностью, злобой и ненавистью, зависть, несомненно, относится к самым плохим чертам характера. Подкравшись незаметно, зависть ранит больно и глубоко. Человек завидует благополучию других, мучается от сознания того, что кому-то более повезло.
4). Вы, должно быть, согласны с моим вариантом прогноза, поскольку такой компетентный специалист, как вы, не может не предпочесть солидную работу шарлатанству и дешёвке.
5). Все студенты добродетельны, ведь они люди.
10. Греческий историк Плутарх пересказал девяносто пять застольных бесед-разговоров на такие, например, темы:
· Должен ли хозяин задавать тему для разговора или пусть её выбирают гости?
· Почему под осень люди обжорливей?
· Если человека позовут с пира на пир, то принимать приглашение или нет?
· Что появилось раньше – курица или яйцо?
· Почему буква А в азбуке всегда первая?
Выберите из тем, перечисленных Плутархом, те, где предполагаются две точки зрения на спорный вопрос. Противоречат ли точки зрения друг другу?
11.Чем различаются понятия «спор», «полемика», «дискуссия», «диспут», «конфликт», «ссора»?
12.Почему Дейл Карнеги считал, что победить в споре невозможно? Согласны ли вы с мнением Карнеги? Бывают ли случаи, когда нельзя уходить от спора?
13.Определите, кто прав в споре. Кто виноват в том, что договор может трактоваться различно? Разграничьте юридические и этические аспекты проблемы оплаты обучения.
Древний софист Протагор заключил со своим учеником Еватлом договор: ученик платит за обучение юридической риторике только в том случае, если выиграет первый судебный процесс после окончания обучения. Но Еватл после обучения не участвовал в судебных процессах, а потому и не заплатил. Протагор подал на ученика в суд и заявил: «Еватл мне заплатит при любом решении суда: если он выиграет свой первый процесс, то заплатит по решению суда».
Еватл ответил Протагору: «Нет, платить не буду. Если я проиграю процесс, то платить не надо по договору. Если же я его выиграю, то платить не надо по решению суда».
14.Проанализируйте следующие цитаты.
1) «... Я пришёл сюда спорить, чтобы учиться мыслить» (А.Ф. Лосев).
2) «Друг мой, кто не знает истины, а только гоняется за мнимыми представлениями о ней, у того и само искусство красноречия будет, естественно, нелепым и грубым» (Сократ).
15.Организуйте дискуссию: ведущий и двое спорящих (можно больше).
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Аристотель о диалектическом споре.
2. Логический аспект спора.
3. Как организовать дискуссию.
4. Модели поведения спорщиков.
5. Особенности полемики в суде.
6. Дискуссии на телевидении.
7. Как спорят англичане.
8. Французские традиции спора.
9. Особенности спора испаноговорящего населения.
10. Спор по-американски.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что такое спор? Дайте определение.
2. Какие виды спора вы знаете?
3. Назовите общие рекомендации по ведению спора.
4. Назовите участников спора, их функции.
5. Чем убеждение отличается от манипулирования?
6. Какие виды вопросов вы знаете?
РЕКОМЕНДАЦИИ (МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ И ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ
Изучение дисциплины «Риторика» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки курсантов и слушателей.
Самостоятельная работа на современном этапе является обязательной частью учебного плана и одной из важнейших составляющих учебного процесса, результатом которой является развитие предметных знаний, умений и навыков, рассматриваемой как интегральная характеристика готовности к решению задач. Самостоятельная работа ориентирована на усвоение вами приёмов познавательной деятельности.
Самостоятельная работа как высший специфический вид учебной деятельности имеет свои особенности. Так, подлинно самостоятельная работа как самостоятельная учебная деятельность может возникнуть на основе «информационного вакуума». Он возникает, когда у вас формируется потребность узнать, освоить что-то новое, неизвестное, нужное, важное для себя, а средств удовлетворения такой потребности в учебном процессе нет. Самостоятельная работа – это форма работы по индивидуальным планам, дополняющим, а потому расширяющим и углубляющим знания, получаемые вами в учебное время.
Поэтому самостоятельная работа реализуется:
1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий – на практических занятиях.
2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
3. В библиотеке, дома, на кафедре при выполнении учебных и творческих задач, а также при подготовке к зачёту.
Основными целями и задачами самостоятельной работы курсантов и слушателей при изучении дисциплины «Риторика» считаются следующие:
1. Обобщение и систематизация полученных знаний, умений и навыков;
2. Первичная и последующая активизация полученных знаний и навыков во время аудиторного занятия;
3. Устранение пробелов в знаниях;
4. Коррекция и совершенствование полученных знаний, умений и навыков.
Во время самостоятельной работы основное внимание вам нужно уделить подготовке докладов, сообщений по вопросам изучаемой темы и последующее их обсуждение. Для этого используется консультация преподавателя, как индивидуальная, так и групповая.
Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:
– составление различных видов вступлений, заключений;
– составление рассуждений-подтверждений и рассуждений-опровержений;
– составление текста на заданную тему;
– публичное выступление;
– проведение деловых игр.
Помимо устного изложения материала, в процессе подготовки к занятиям вам необходимо использовать визуальную поддержку в виде мультимедийных презентаций, содержащих как речевые образцы, так и практические задания для выполнения. Они могут отражать основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации, выдержки из учебных, документальных и художественных фильмов по теме занятий.
Задания для самоподготовки предусматривают:
– риторический анализ текстов юридической направленности, речей судебных ораторов;
– работу над техникой ведения речи (речевые упражнения);
– импровизационные выступления;
– риторические игры (ведение судов, деловых переговоров, совещаний);
– изучение правил делового этикета.Самостоятельная работа предполагает не только результат в виде написанных заданий, но и более ценный итог в виде обогащения вашего тезауруса, повышения мотивации к обучению, заинтересованности в повышении собственного рейтинга. Содержание творческих заданий, включённых в самостоятельную работу, предполагает работу с дополнительными источниками информации и работу с ресурсами Интернет-сайтов, библиотек. Самостоятельная работа при изучении дисциплины «Риторика» предполагает комплексность выполнения упражнений для формирования и закрепления навыков и совершенствования умений.
Список