Тема № 7. Основы ораторского мастерства
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Основные понятия теории ораторского искусства. Особенности ораторского искусства. Оратор и ораторская речь. Особенности ораторской речи.
Подготовка к выступлению. Основные этапы подготовки к выступлению. Виды планов по цели и назначению выступления: предварительный, рабочий, основной.
Композиция выступления. Основные элементы композиции: вступление, основная часть, заключение.
Виды вступлений: обычное, прямое начало, тонкий подход, полемическое, с ораторской предосторожностью, внезапное.
Основная часть. Методы подачи материала в основной части (индуктивный, дедуктивный, концентрический, ступенчатый, исторический, метод аналогии). Изложение материала.
Рассуждение. Хрия. Элементы хрии. Виды аргументации (причина, контрариум, пример, подобие, свидетельство).
Заключение. Виды заключений: обобщение, побуждение, полемическое заключение, клаузула.
Агитационная речь и особенности её композиции.
Торжественная речь и её особенности.
Взаимодействие оратора и аудитории. Виды аудитории.Факторы, влияющие на установление контакта между оратором и аудиторией. Приёмы управления аудиторией.
Семинарское занятие.
Время: 2 часа
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Особенности ораторского искусства.
2. Ораторская речь, её особенности.
3. Подготовка к выступлениям. Повседневная подготовка.
4. Основные этапы подготовки к конкретному выступлению.
5. Общие принципы построения выступления.
6. Характеристика основных элементов композиции: вступления, главной части, заключения. Зачин.
7. Методы преподнесения материала.
8. Оратор и его аудитория. Основные характеристики аудитории ораторской речи. Приёмы управления аудиторией.
9. Посткоммуникативный этап публичного выступления. Критический анализ выступлений.
10. Классификация вопросов по семантике, функциям, структуре, отношению к обсуждаемой теме, отношению к адресату.
11. Виды ответов по отношению к вопросу, по отношению к действительности, в зависимости от области поиска ответа, по грамматической структуре, по объёму информации, по степени точности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Риторика для юристов: учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С. 236-289.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.Подготовиться к публичному выступлению, написать конспект и выступить с чтением доклада на одну из предлагаемых тем:
1) «Солнце русской поэзии» (сообщение о жизни и творчестве А.С. Пушкина);
2) А.С. Пушкин как основоположник современного русского литературного языка;
3) Русский язык – официальный международный язык ООН;
4) Особенности функционирования русского литературного языка в ХХI веке;
5) Положение русского языка в современном мире;
6) Культура речи юриста.
Практическое занятие.
Время: 2 часа
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Раскройте содержание следующих понятий: «стратегия» и «тактика» выступления оратора, «основной тезис» и «аргументы» в речи оратора, композиция выступления.
2. Чем отличается конструктивная аудитория от конфликтной, соглашательской и индифферентной? Как оратор может изменить настроение аудитории?
3. Ромен Роллан описал мастерство знаменитого французского политического оратора Бриссо:
Как всякий умелый оратор, Бриссо далеко не сразу показывал всю силу своего искусства. Он настраивает инструмент. И говорит спокойно, просто, вполголоса. Он знает, что подлинного виртуоза одно из средств успокоить бурлящий зал – это играть пиано. Иной раз артист сразу выступает во всём блеске своего мастерства и начинает с мощных аккордов, но подыматься ему уже некуда, и внимание публики рассеивается: непрерывный блеск утомляет её. Бриссо подходит к вам, как славный малый, душа нараспашку, вроде вас, вроде меня, как старый ваш знакомый: вы протягиваете ему руку, и когда он вами завладел, вот тогда вы увидите!
У него была привычка во время речи отыскать в зале одного или двух слушателей, которые служили для него зеркалом его красноречия. В них он слушал себя. Он оценивал действие своих слов, их резонанс. Быстро на лету схватывая эти указания, он строил в соответствии с ними свою речь, которую обыкновенно импровизировал по заранее составленному плану, за исключением нескольких больших кусков, своего рода каденций, напоминающих рокот оркестра на концерте…
Вопросы и задания:
1) Какой тип начала выступления (интригующее, ораторское, внезапное, естественное) предпочитал Бриссо? Как объясняется особая эффективность такого начала?
2) Как Бриссо реализовывал обратную связь с аудиторией, как использовал полученные от слушателей сигналы в своей речи?
3) Как Бриссо готовился к выступлению? Можно ли считать его речи экспромтами? Почему он не считал нужным записывать заранее весь текст речи?
4) Какую развёрнутую метафору использует Ромен Роллан для описания процесса выступления? Выделите лексические средства поддержки этой метафоры? Насколько оправдано это сопоставление?
4. Изучите схему «Композиционное построение речи». Какова задача каждой композиционной части выступления? Какие приёмы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны? Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?
Композиционное построение речи | |
Части выступления | Приёмы привлечения внимания |
1. Вступление Задачи: – Пробудить интерес к теме предстоящего разговора | – Обращение – Изложение цели выступления, обзор главных разделов темы |
– Установить контакт | – Приём сопереживания |
– Подготовить слушателей к восприятию выступления | – Изложение парадоксальной ситуации |
– Обосновать постановку вопроса | – Апелляция к интересам аудитории |
Основное условие – максимальная лаконичность | – Приём соучастия |
2. Главная часть Задачи: – Последовательно разъяснить, выдвинуть положения | – Апелляция к событиям |
– Апелляция к географическим или погодным условиям | |
– Доказать их правильность | – Апелляция к речи предыдущего оратора |
– Подвести слушателей к необходимым выводам | – Апелляция к авторитетам или известным источникам |
3. Заключение Задачи: – Суммировать сказанное | – Апелляция к личности оратора |
– Повысить интерес к предмету речи | – Юмористические замечания |
– Подчеркнуть значение сказанного | |
– Поставить задачи | – Вопросы к аудитории |
– Призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи) |
5.Расскажите о разных аргументах по схеме. Приведите примеры.
АРГУМЕНТЫ | |||||
факты | ссылки на авторитеты, на заведомо истинные суждения | ||||
статистические | из жизни | ||||
научные | из литературы | пословицы | аксиомы | законы | правила |
из истории | поговорки | крылатые слова |
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Способы фиксации и использования подготовленного выступления.
2. Типы аудитории.
3. Поведение в нестандартных ситуациях. Приёмы косвенного воздействия.
4. Ораторское искусство в Древней Греции и Риме.
5. Особенности использования вопросов в судебной практике.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.Проанализируйте следующие цитаты.
1) «…Суд, в известном отношении, есть школа для народа, из которой, помимо уважения к закону, должны выноситься уроки служения правде и уважения к человеческому достоинству» (А.Ф. Кони).
2) «Красноречивым будет тот, кто на форуме и в гражданских процессах будет говорить так, что убедит, доставит наслаждение, подчинит себе слушателя. Убеждение вызывается необходимостью, наслаждение зависит от приятности речи, в подчинении слушателя – победа» (М.Т. Цицерон).
3) «Судебное красноречие – красноречие особого рода. На него нельзя смотреть лишь с точки зрения эстетики. Вся деятельность судебного оратора – деятельность боевая. Это вечный турнир перед возвышенной и недосягаемой «дамой с повязкой на глазах» (Н.П. Карабчевский).
4) «Мы имеем три средства повлиять на слушателей – доказывать, нравиться, трогать. Из этих средств есть одно, которое всегда должно стоять во главе, именно – доказывание; оно должно казаться слушателям единственной целью, которую мы преследуем; остальные два средства должны быть разлиты по всей речи, как кровь в теле» (Цицерон).
5) «… Не может не быть позорным бессилие помочь себе словом, так как пользование словом более свойственно человеческой природе, чем пользование телом» (Аристотель).
6) «… Неудачное доказательство, взятое само по себе, означает только, что человек не сумел оправдать или опровергнуть тезис, а истинности или ложности тезиса не касается вовсе» (С.И. Поварнин).
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какие вы знаете основные этапы подготовки к публичному выступлению?
2. Назовите виды планов по цели и назначению выступления.
3. Назовите основные элементы композиции выступления.
4. Назовите виды вступлений.
5. Какие вы знаете методы подачи материала в основной части?
6. Назовите виды заключений.
7. Назовите факторы, влияющие на установление контакта между оратором и аудиторией, и приёмы управления аудиторией.
8. Охарактеризуйте посткоммуникативный этап публичного выступления.
9. В чём сущность теории аргументации Аристотеля?
10. Дайте определение аргумента по Квинтилиану.
11. Какие виды доказательств вы знаете?