Тема № 2. Условия эффективной речевой коммуникации
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Речевая деятельность. Организационные принципы речевой коммуникации: принцип кооперации, принцип вежливости. Психологические принципы: принцип равной безопасности; принцип децентрической направленности; принцип адекватности.
Слушание. Виды слушания. Условия эффективного слушания. Принципы хорошего слушания. Приёмы правильного слушания.
Семинарское занятие.
Время: 2 часа
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Межличностные коммуникации в юридической практике.
2. Компоненты речевой деятельности.
3. Социальный характер речевой деятельности.
4. Основные этапы речевой деятельности.
5. Принцип кооперации Г.П. Грайса.
6. Принцип вежливости Дж.Н. Лича.
7. Психологические принципы, какие необходимо соблюдать в процессе общения.
8. Виды слушания. Условия, принципы и приёмы правильного слушания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Риторика для юристов: учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С. 5-31.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1.О каких формах речи и их особенностях пишут А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой:
Я не люблю писать писем. Язык и голос едва ли достаточны для наших мыслей, а перо так глупо, так медленно, – письмо не может заменить разговора (А.С. Пушкин).
Пиши 1) начерно, не обдумывая места и правильности выражения мыслей, 2) раз переписывай, исключая всё лишнее и давая настоящее место каждой мысли, и 3) раз переписывай, исправляя неправильности выражения (Л.Н. Толстой).
2.О каких особенностях письменной и устной речи говорится в пословицах? В чём их смысл?
Что написано пером, того не вырубишь топором. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
3.Прочитайте текст. Какой план работы над рукописью предлагает Н.В. Гоголь? Составьте его, назовите этапы обработки текста.
Сначала нужно набросать всё как придётся, хотя бы плохо, водянисто, но решительно всё, и забыть об этой тетради. Потом, через месяц, через два, иногда более (это скажется само собою), достать написанное и перечитать; вы увидите, что многое не так, много лишнего, а кое-чего и не достаёт. Сделайте поправки и заметки на полях – и снова забросьте тетрадь. При новом пересмотре её – новые заметки на полях, и где не хватит места – взять отдельный клочок и приклеить сбоку. Когда будет всё таким образом исписано, возьмите и перепишите тетрадь собственноручно. Тут сами собой явятся новые озарения, урезы, добавки, очищения слога. Между прежних вскочат слова, которые необходимо там должны быть, но которые почему-то никак не являются сразу. И опять положите тетрадку. Путешествуйте, развлекайтесь, не делайте ничего или хоть пишите другое. Придёт час – вспомнится заброшенная тетрадь; возьмите, перечитайте, поправьте тем же способом, и когда снова она будет измарана, перепишите её собственноручно. Вы заметите при этом, что вместе с крепчанием слога, с отделкой, очисткой фраз как бы крепчает и ваша рука; буквы ставятся твёрже и решительнее. Так надо делать, по-моему, восемь раз. Для иного, может быть, нужно меньше, а для иного и ещё больше. Я делаю восемь раз. Только после восьмой переписки, непременно собственною рукою, труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания. Дальнейшие поправки и пересматриванье, пожалуй, испортят дело; что называется у живописцев: зарисуешься. Конечно, следовать постоянно таким правилам нельзя, трудно. Я говорю об идеале. Иное пустишь и скорее. Человек всё-таки человек, а не машина.
4.Как вы полагаете, изменилось ли соотношение между устной и письменной речью с появлением компьютера, Интернета, сотового телефона? Изложите своё мнение в форме письма к другу.
5.Прочитайте приведённый фрагмент из официального устного выступления. Определите, какие особенности устной речи находят отражение в нём. Отредактируйте его для публикации в газете.
С третьего по десятое июля / семьдесят пятого года / в городе Ленинграде / состоялся / двенадцатый / международный / ботанический конгресс // Намечалось что этот конгресс / будет / последним / среди ботанических конгрессов // Далее они уже проходить не будут / а будут проходить конгрессы / по / например / таким / направлениям / как физиологический / как / фотосинтезу / там симпозиумы // вот в таком / э-э / духе / чтобы было // Но / следующий конгресс / было решено созвать / в Австралии / и он остался / ботаническим конгрессом // И И И это / такая / м-м задумка / которая была сделана / международным союзом биологических наук / она оказалась не / воплощённой в жизнь // От отдела защиты растений / на нём были / на этом конгрессе были / в качестве делегатов / это / кандидат биологических наук / Н.Н.С. / и доктор биологических наук / Ю.В.С. // (Текст из фонда Института русского языка им. А.С. Пушкина).
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Прочтите отрывки из работ известных русских лингвистов. Определите, о чём говорится в каждой цитате. Каково ваше отношение к сказанному?
Литературный язык, которым мы пользуемся, – это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно даёт нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времён (Л.В. Щерба).
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутьё родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В.В. Виноградов).
Сами по себе лингвистические знания не могут воспитывать лингвистического вкуса и лингвистической дисциплины, если они не предваряются общей культурностью говорящего. Культурность в общем смысле этого слова и является необходимым предварительным условием сознательной любви к языку (Г.О. Винокур).
Безукоризненно владеть речью может только тот, кто достиг соответствующего уровня общего культурного развития. Правильной речи мы учимся в той мере, в какой мы учимся всему тому, что составляет изучение нашей культуры. Учиться правильной речи можно только вместе с усвоением огромного содержания, в неё вложенного. Таким образом, правильная речь не только признак и условие высокой культуры, но она и сама обусловлена последней (Г.О. Винокур).
Если для общения людей вообще необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируемый (А.М. Пешковский).
Практика иногда чрезвычайно легко разрешает вопрос о том, что допустимо и что нетерпимо в языке, особенно в школе, где первым и последним критическим судьёю является учитель, нередко сам же и создающий кодекс одобряемого, разрешаемого и недопускаемого в речи своих воспитанников. Труднее разрешаются сомнения о правильности выражений, когда приходится критиковать речь взрослых людей, способных выставить в защиту своих привычек и взглядов теоретические основания и пример других образованных людей или – ещё лучше – образцовых писателей. Критическое отношение к последним окажется уже весьма затруднительным и потребует известных знаний в языке и значительной осмотрительности в решениях. Прежде всего нужно признать, что стилистические мерки и вкусы существуют для известного времени и меняются так же, как меняется язык (В.И. Чернышев).
2.Обратите внимание на то, как, образно характеризуя язык, Эзоп, герой драмы бразильского театрального критика, писателя Гильермо Фигейреду «Лиса и виноград», подчёркивает его полифункциональность:
Язык – это то, что объединяет нас, когда мы говорим. Без языка мы не могли бы передавать наши мысли. Язык – ключ науки, орудие правды и разума. Язык помогает созидать города. Языком выражается любовь. Языком учат, убеждают, наставляют. Языком молятся, разъясняют, поют. Языком описывают, восхваляют, доказывают, утверждают. Языком мы произносим «любимая» и священное слово «мать». Это языком мы говорим «да». Это языком приказывают войскам победить.
3.Проанализируйте цитату.
«Язык необыкновенно прост. Ребёнок овладевает им в три-четыре года. Язык необыкновенно сложен, неисчислимо богат, предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества. И вряд ли кто может сказать: «Уф, я позавчера полностью овладел языком!». Язык – неисчерпаем» (М.В. Панов).
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что такое речевая деятельность?
2. Назовите основные этапы и компоненты речевой деятельности.
3. Расскажите о социальном характере речевой деятельности.
4. Сколько интонационных конструкций выделяется в русском языке? Назовите их и приведите примеры.
5. Какие языковые законы действуют в устной речи?
6. Решите тестовые задания по теме:
1). Принципы кооперации Г.П. Грайса предполагают ____________.
2). Принципы кооперации Г.П. Грайса.
Постулат «старайся, чтобы высказывание было истинным» относится к категории:
o количество,
o качество,
o отношение,
o способ.
3). Принцип вежливости Дж. Н. Лича.
Правило, к которому относится следующее высказывание: «Не судите, да не судимы будете»:
o такта,
o великодушия,
o одобрения, позитивности в оценке других,
o скромности,
o согласия,
o симпатии.
4). Слушание, которое предполагает активное вмешательство в речь собеседника, называется ______________.