Тема № 1. Предмет и задачи риторики. Из истории риторики

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИМЕНИ В.В. ЛУКЬЯНОВА»

Риторика

Учебно-методическое пособие по дисциплине

для курсантов, обучающихся по специальности

40.05.02 Правоохранительная деятельность

Орёл

ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова

Риторика: учебно-методическое пособие по дисциплине для курсантов, обучающихся по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность / сост. : Л. М. Базавлук. – Орёл : ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2016. – 50 с.

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Риторика» включает в себя общий перечень тем; планы семинарских и практических занятий; задания для выполнения на практических занятиях; рекомендации (методические указания) для обучающихся по организации самостоятельной работы и подготовке к занятиям с указанием рекомендуемой к изучению учебной и научной литературы; методические материалы и вопросы для самоконтроля; примерный перечень вопросов к зачёту по дисциплине.

Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов, обучающихся в Орловском юридическом институте МВД России имени В.В. Лукьянова по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность.

Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании кафедры иностранных и русского языков «03» февраля 2016 г. Протокол № 3.

© Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, 2016 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

предисловие…………………………………………….....................................4

Общий перечень тем…………………………………………………………...5

Планы семинарских и практических занятий...................................................6

Тема № 1………………………………………………………………………...6

Тема № 2………………………………………………………………………...9

Тема № 3……………………………………………………………………….13

Тема № 4……………………………………………………………………….15

Тема № 5……………………………………………………………………….18

Тема № 6……………………………………………………………………….26

Тема № 7……………………………………………………………………….33

Тема № 8……………………………………………………………………….38

Рекомендации (методические указания) для обучающихся по организации

самостоятельной работы и подготовке к занятиям…………………………44

Список рекомендованных для использования источников по всем темам...46

Тематика рефератов и докладов……………………………………………...47

Примерный перечень вопросов к зачёту по дисциплине…………………..48

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Риторика» составлено в соответствии с требованиями Положения об учебно-методическом комплексе в Орловском юридическом институте МВД России имени В.В. Лукьянова.

Цель дисциплины: формирование и развитие коммуникативной компетенции специалиста – участника профессионального общения на русском языке в сфере права, науки, технологий.

Задачи дисциплины:дать общее представление о профессиональных коммуникациях юриста и о речи как инструменте эффективного общения; сформировать способность к оптимальному выбору языковых средств, необходимых для построения текста в соответствии с коммуникативной ситуацией и целью коммуникации; обеспечить знание норм русского литературного языка; сформировать навыки делового общения; изложить основы ораторского искусства, повысить речевую ответственность обучающихся.

В настоящее время проблема образования юристов в области риторики представляется чрезвычайно актуальной. Она обусловлена принадлежностью юридической деятельности к сфере повышенной речевой ответственности, в которой эффективное владение словом является важным признаком деловой квалификации юриста.

ОБЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ

№ п\п Наименование тем
Предмет и задачи риторики. Из истории риторики.
Условия эффективной речевой коммуникации.
Невербальные средства общения.
Вербальные средства общения.
Основные качества юридической речи.
Общение в юридической практике.
Основы ораторского мастерства.
Основы полемического мастерства.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема № 1. Предмет и задачи риторики. Из истории риторики

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Речь как предмет изучения риторики. Риторика как учебная дисциплина. Риторика как наука и искусство красноречия.

Из истории риторики. Возникновение риторики. Источники риторики. Из истории российской риторики.

Семинарское занятие.

Время: 2 часа

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Предмет, задачи, структура риторики.

2. Историческая судьба риторики как науки.

3. Сила слова и особенности современного красноречия.

4. Риторическое мастерство как искусство.

5. Основные этапы развития риторики в Древней Греции.

6. Ораторское искусство в Древнем Риме.

7. Риторика в Европе: Средние века и эпоха Возрождения.

8. Расцвет судебного красноречия в ХIХ веке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузнецов, И.Н. Риторика: учебное пособие. – Минск, 2003. – С. 7-41.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Выпишите и сравните определения риторики, данные в «Словаре иностранных слов», толковых словарях русского языка, учебниках по риторике.

2. Проанализируйте следующие цитаты.

1) «…У любой науки и умения есть какая-то цель, и эта цель есть всегда некое благо: ни одна наука, ни одно умение не существуют ради зла» (Аристотель).

2) «Если вы видите, что сила речи и красота голоса или другое подобное достоинство достались почтенному человеку, то всем надобно радоваться и помогать ему упражнять их, и тогда это достоинство станет для вас общим благом» (Демосфен).

3) «…Мудрость, а ещё более – красноречие, основывают города, гасят войны, заключают длительные союзы и завязывают священную дружбу между народами» (Цицерон «О нахождении материала»).

4) «Лучший оратор – тот, который речью своей и наставляет, и услаждает, и трогает сердца слушателей» (Цицерон «О наилучшем виде ораторов»).

5) «…Форум римского народа, это поприще, где Гортензий блистал своим талантом, теперь опустошено, осиротело и забыло изысканную речь, достойную слуха римлян и даже греков» (Цицерон «Брут, или О знаменитых ораторах»).

6) «Совершенным оратором никто, по мнению моему, быть не может, не будучи добрым человеком; и потому не одной превосходной способности к красноречию, но всех душевных доблестей требую. Никак не могу согласиться с теми, кои полагают, что научать, как честно и справедливо жить, исключительно принадлежит философам: ибо они истинного гражданина, способного управлять общественными и частными делами, умеющего советами своими поддержать спокойствие между сожительствующими, ограждать их законами, назидать здравыми суждениями, можно ли не почесть оратором? Итак, да будет оратор таков, чтобы его по справедливости можно было назвать мудрецом: не только совершенен во нравах (ибо сего, по мнению моему, хотя другие иначе думают, ещё не довольно), но совершен во всех знаниях, во всех качествах, потребных для красноречия» (Квинтилиан «Двенадцать книг риторических наставлений»).

7) «…Государственный муж должен быть опытен и искусен в речах; ведь это принесёт ему большую пользу – он приобретёт любовь, влияние и уважение, и никому не вздумается им пренебрегать. Например, каким средством можно ободрить людей, павших духом, лучше, чем это сделает речь? Чем можно усмирить и покарать наглых и заносчивых? Чем можно пресечь их посягательства? Чьи наставления люди выслушивают наиболее охотно, чем наставления того, чья речь услаждает их?» (Дион Хризостом «Об упражнении в искусстве речи»).

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Софисты как родоначальники ораторского искусства.

2. Риторический идеал Сократа и Платона.

3. Аристотель и его теория красноречия.

4. Риторический идеал Цицерона.

5. «Риторические наставления» Квинтилиана.

6. Развитие риторики в Средние века.

7. Риторический идеал в эпоху Возрождения (европейский).

8. История риторики в России.

9. «Краткое руководство к красноречию…» М.В. Ломоносова.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.Проанализируйте приведённые ниже цитаты. Определите сферу красноречия (политическое, юридическое, церковное, педагогическое, научное и др.). В каждом случае обоснуйте свои выводы.

1) «… Ни одна ораторская фраза не может считаться удачной, если в ней содержатся такие выражения, как «может быть, я ошибаюсь», или «по моему скромному мнению», или «насколько я могу судить» (Альберт Беверидж).

2) «Нет ничего важнее в говорении, чем склонить слушателя на сторону оратора, и для этого слушатель должен быть потрясён, чтобы им больше руководило сильное душевное волнение или экстаз, чем сила разумного суждения. Ведь люди судят гораздо чаще под влиянием ненависти, любви, страсти, раздражения, скорби, радости, надежды, страха, заблуждения и вообще какого-либо душевного движения, чем сообразно с истиной, предписаниями, с правовыми нормами и с законами» (М.Т. Цицерон).

3) «Есть люди, кои полагают, что красноречие в громких словах и выражениях, и думают, что быть красноречивым, значит блистать риторическими украшениями. Они мало заботятся о мыслях и их расположении…

Иные думают: быть красноречивым – значит уметь выражать мысли необыкновенным образом, и чем темнее, тем, кажется им, глубокомысленнее, и, следовательно, красноречивее. Они мучают себя – страшно смотреть – силясь сказать так, как никто не говорит то, что почти все знают» (Н.Ф. Кошанский).

4) «Говоря публично, не обращайтесь ни к слуху, ни к уму слушателей, а говорите так, чтобы они, слушая вас, не слышали ваших слов, а видели ваш предмет и чувствовали ваш момент: воображение и сердце слушателей без вас и лучше сладят с их умом» (В.О. Ключевский).

5) «Главное достоинство речи: ясность для слушания, округлённые периоды, счастливый выбор метафор и фигур, чистота и благозвучие» (Е. Фукс).

6) «Искусство состоит в том, чтобы сразу подойти к вопросу с правильной стороны, ухватиться за ряд общих идей, которые проясняют целое … схватить заглавную идею и держать её мёртвой хваткой» (А. Уайтхед).

7) «Страсти – это единственные ораторы, доводы которых всегда убедительны; их искусство рождено как бы самой природой и зиждется на непреложных законах. Поэтому человек бесхитростный, но увлечённый страстью может убедить скорее, чем красноречивый, но равнодушный» (Ф. Ларошфуко).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Когда и где возникла риторика?

2. Дайте определение риторики.

3. Расскажите о риторических взглядах Аристотеля.

4. Перечислите «семь свободных наук», которые преподавались в первых европейских университетах.

5. Назовите первое теоретическое сочинение риторического характера на Руси. Когда оно появилось?

6. Чем был вызван кризис риторики в середине XIX века?

7. Чем вызван новый подъём интереса к риторике в наши дни?

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Речевая деятельность. Организационные принципы речевой коммуникации: принцип кооперации, принцип вежливости. Психологические принципы: принцип равной безопасности; принцип децентрической направленности; принцип адекватности.

Слушание. Виды слушания. Условия эффективного слушания. Принципы хорошего слушания. Приёмы правильного слушания.

Семинарское занятие.

Время: 2 часа

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Межличностные коммуникации в юридической практике.

2. Компоненты речевой деятельности.

3. Социальный характер речевой деятельности.

4. Основные этапы речевой деятельности.

5. Принцип кооперации Г.П. Грайса.

6. Принцип вежливости Дж.Н. Лича.

7. Психологические принципы, какие необходимо соблюдать в процессе общения.

8. Виды слушания. Условия, принципы и приёмы правильного слушания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Риторика для юристов: учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С. 5-31.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1.О каких формах речи и их особенностях пишут А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой:

Я не люблю писать писем. Язык и голос едва ли достаточны для наших мыслей, а перо так глупо, так медленно, – письмо не может заменить разговора (А.С. Пушкин).

Пиши 1) начерно, не обдумывая места и правильности выражения мыслей, 2) раз переписывай, исключая всё лишнее и давая настоящее место каждой мысли, и 3) раз переписывай, исправляя неправильности выражения (Л.Н. Толстой).

2.О каких особенностях письменной и устной речи говорится в пословицах? В чём их смысл?

Что написано пером, того не вырубишь топором. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

3.Прочитайте текст. Какой план работы над рукописью предлагает Н.В. Гоголь? Составьте его, назовите этапы обработки текста.

Сначала нужно набросать всё как придётся, хотя бы плохо, водянисто, но решительно всё, и забыть об этой тетради. Потом, через месяц, через два, иногда более (это скажется само собою), достать написанное и перечитать; вы увидите, что многое не так, много лишнего, а кое-чего и не достаёт. Сделайте поправки и заметки на полях – и снова забросьте тетрадь. При новом пересмотре её – новые заметки на полях, и где не хватит места – взять отдельный клочок и приклеить сбоку. Когда будет всё таким образом исписано, возьмите и перепишите тетрадь собственноручно. Тут сами собой явятся новые озарения, урезы, добавки, очищения слога. Между прежних вскочат слова, которые необходимо там должны быть, но которые почему-то никак не являются сразу. И опять положите тетрадку. Путешествуйте, развлекайтесь, не делайте ничего или хоть пишите другое. Придёт час – вспомнится заброшенная тетрадь; возьмите, перечитайте, поправьте тем же способом, и когда снова она будет измарана, перепишите её собственноручно. Вы заметите при этом, что вместе с крепчанием слога, с отделкой, очисткой фраз как бы крепчает и ваша рука; буквы ставятся твёрже и решительнее. Так надо делать, по-моему, восемь раз. Для иного, может быть, нужно меньше, а для иного и ещё больше. Я делаю восемь раз. Только после восьмой переписки, непременно собственною рукою, труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания. Дальнейшие поправки и пересматриванье, пожалуй, испортят дело; что называется у живописцев: зарисуешься. Конечно, следовать постоянно таким правилам нельзя, трудно. Я говорю об идеале. Иное пустишь и скорее. Человек всё-таки человек, а не машина.

4.Как вы полагаете, изменилось ли соотношение между устной и письменной речью с появлением компьютера, Интернета, сотового телефона? Изложите своё мнение в форме письма к другу.

5.Прочитайте приведённый фрагмент из официального устного выступления. Определите, какие особенности устной речи находят отражение в нём. Отредактируйте его для публикации в газете.

С третьего по десятое июля / семьдесят пятого года / в городе Ленинграде / состоялся / двенадцатый / международный / ботанический конгресс // Намечалось что этот конгресс / будет / последним / среди ботанических конгрессов // Далее они уже проходить не будут / а будут проходить конгрессы / по / например / таким / направлениям / как физиологический / как / фотосинтезу / там симпозиумы // вот в таком / э-э / духе / чтобы было // Но / следующий конгресс / было решено созвать / в Австралии / и он остался / ботаническим конгрессом // И И И это / такая / м-м задумка / которая была сделана / международным союзом биологических наук / она оказалась не / воплощённой в жизнь // От отдела защиты растений / на нём были / на этом конгрессе были / в качестве делегатов / это / кандидат биологических наук / Н.Н.С. / и доктор биологических наук / Ю.В.С. // (Текст из фонда Института русского языка им. А.С. Пушкина).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Прочтите отрывки из работ известных русских лингвистов. Определите, о чём говорится в каждой цитате. Каково ваше отношение к сказанному?

Литературный язык, которым мы пользуемся, – это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно даёт нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времён (Л.В. Щерба).

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутьё родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В.В. Виноградов).

Сами по себе лингвистические знания не могут воспитывать лингвистического вкуса и лингвистической дисциплины, если они не предваряются общей культурностью говорящего. Культурность в общем смысле этого слова и является необходимым предварительным условием сознательной любви к языку (Г.О. Винокур).

Безукоризненно владеть речью может только тот, кто достиг соответствующего уровня общего культурного развития. Правильной речи мы учимся в той мере, в какой мы учимся всему тому, что составляет изучение нашей культуры. Учиться правильной речи можно только вместе с усвоением огромного содержания, в неё вложенного. Таким образом, правильная речь не только признак и условие высокой культуры, но она и сама обусловлена последней (Г.О. Винокур).

Если для общения людей вообще необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируе­мый (А.М. Пешковский).

Практика иногда чрезвычайно легко разрешает вопрос о том, что допустимо и что нетерпимо в языке, особенно в школе, где первым и последним критическим судьёю является учитель, нередко сам же и создающий кодекс одобряемого, разрешаемого и недопускаемого в речи своих воспитанников. Труднее разрешаются сомнения о правильности выражений, когда приходится критиковать речь взрослых людей, способных выставить в защиту своих привычек и взглядов теоретические основания и пример других образованных людей или – ещё лучше – образцовых писателей. Критическое отношение к последним окажется уже весьма затруднительным и потребует известных знаний в языке и значительной осмотрительности в решениях. Прежде всего нужно признать, что стилистические мерки и вкусы существуют для известного времени и меняются так же, как меняется язык (В.И. Чернышев).

2.Обратите внимание на то, как, образно характеризуя язык, Эзоп, герой драмы бразильского театрального критика, писателя Гильермо Фигейреду «Лиса и виноград», подчёркивает его полифункциональность:

Язык – это то, что объединяет нас, когда мы говорим. Без языка мы не могли бы передавать наши мысли. Язык – ключ науки, орудие правды и разума. Язык помогает созидать города. Языком выражается любовь. Языком учат, убеждают, наставляют. Языком молятся, разъясняют, поют. Языком описывают, восхваляют, доказывают, утверждают. Языком мы произносим «любимая» и священное слово «мать». Это языком мы говорим «да». Это языком приказывают войскам победить.

3.Проанализируйте цитату.

«Язык необыкновенно прост. Ребёнок овладевает им в три-четыре года. Язык необыкновенно сложен, неисчислимо богат, предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества. И вряд ли кто может сказать: «Уф, я позавчера полностью овладел языком!». Язык – неисчерпаем» (М.В. Панов).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое речевая деятельность?

2. Назовите основные этапы и компоненты речевой деятельности.

3. Расскажите о социальном характере речевой деятельности.

4. Сколько интонационных конструкций выделяется в русском языке? Назовите их и приведите примеры.

5. Какие языковые законы действуют в устной речи?

6. Решите тестовые задания по теме:

1). Принципы кооперации Г.П. Грайса предполагают ____________.

2). Принципы кооперации Г.П. Грайса.

Постулат «старайся, чтобы высказывание было истинным» относится к категории:

o количество,

o качество,

o отношение,

o способ.

3). Принцип вежливости Дж. Н. Лича.

Правило, к которому относится следующее высказывание: «Не судите, да не судимы будете»:

o такта,

o великодушия,

o одобрения, позитивности в оценке других,

o скромности,

o согласия,

o симпатии.

4). Слушание, которое предполагает активное вмешательство в речь собеседника, называется ______________.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Мимика. Жесты. Виды жестов: ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические и подражательные. Национальный характер жестов. Жесты и характер человека.

Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего (фактор организации пространства общения, внешности, позы).

Семинарское занятие.

Время: 1 час

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Мимика: выражение лица, роль улыбки в коммуникативном общении.

2. Жесты, их виды: малые, средние, большие. Ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические жесты.

3. Национальный характер жестов.

4. Жесты и характер человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Риторика для юристов: учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С. 31-40.

Практическое занятие.

Время: 1 час

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Посмотрите документальный фильм «Мимика и жесты человека». Ответьте на заданные проблемные вопросы по теме.

2.Посмотрите фрагмент из художественного фильма «Инспектор ГАИ». Прослушайте диалог, обратите внимание на поведение, речь участников события, внешний вид сотрудника ДПС, охарактеризуйте его речь с позиций профессиональной этики и служебного этикета. Сделайте вывод.

Водитель был остановлен сотрудником ДПС за нарушение правил дорожного движения (превышение скорости) по громкой связи:

– Водитель автомашины «два ноля сорок шесть», остановитесь!

Инспектор. Старший инспектор дорожно-патрульной службы, старший лейтенант Зыкин.

Водитель. Очень приятно.

Инспектор. Попрошу Ваши документы.

Водитель. Пожалуйста.

Пассажир. Физкульт-привет, Пётр!

Инспектор. Здравствуйте, Кириллыч… Какой талон у Вас… в упаковочке…

Пассажир. Это Трунов Валентин Павлович, наш новый директор автосервиса.

Инспектор. Очень приятно. Вы, товарищ Трунов (смотрит на ремень безопасности), во-первых, не пристёгнуты…

Водитель. Совсем забыл… (пристёгивается)

Инспектор. А во-вторых, вы ехали со скоростью 65 км/час, тогда как на этом участке дороги скорость установлена 50 км.

Водитель. Да что Вы говорите?!

Инспектор. Вы перед рощей знак видели?

Водитель. Нет, Вы знаете, к сожалению, не заметил. Извините, пожалуйста.

Инспектор. Надо быть внимательнее.

Водитель. Хорошо, буду.

Инспектор. Вынужден сделать Вам просечку…

Пассажир. Пётр, Пётр, погоди…

Водитель. Тихо, тихо, Василий Кириллович, не мешайте, пожалуйста, инспектору заниматься своими служебными обязанностями…

Инспектор. Он не прокалывается…

Водитель. Не прокалывается? (с ухмылкой)

Инспектор. Он не прокалывается…

Водитель. Не знаю, может, я Вам могу чем-то помочь?

Инспектор. А, сейчас…

(Отходит в сторону к бетонному столбу, сильно ударяет кулаком по дыроколу, чтобы проколоть отверстие в заламинированном талоне предупреждений, возвращается к машине).

Инспектор. Вы вот что… Товарищ Трунов, Вы талончик выньте из упаковочки: непорядок это, и будьте в дальнейшем внимательны. (Вернул документы, отдал честь)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Дайте классификацию жестам.

2. Напишите сочинение-эссе по теме занятия (1-2 страницы).

3. Расскажите о национальном характере жестов, приведите примеры.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Слово в речи юриста. Слово – средство номинации.

Эмоционально-экспрессивная оценка – принадлежность слова.

Стилистически окрашенные слова.

Слово – причина судебного разбирательства.

Семинарское занятие.

Время: 1 час

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Слово – основная единица речи. Лексическое значение слова. Назывная функция слова.

2. Эмоциональная оценка и стилистическая окраска слов.

3. Понятие о речевом этикете.

4. Слово в речи следователя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Риторика для юристов: учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С. 61-82.

Практическое занятие.

Время: 1 час

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение.

Слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение, называются _____________________.

Слова, противоположные по своему лексическому значению, называются _____________________.

Слова, вошедшие в русский язык из старославянского языка, языка древнейших (Х-ХI вв.) памятников славянской письменности, называются ___________________.

В словарном составе современного русского литературного языка имеется довольно большое количество слов, пришедших из других языков, они называются _________________.

Устаревшие слова, обозначающие прежние, не существующие теперь понятия (названия, относящиеся к социально-экономическим отношениям прошлого, предметам быта, орудиям труда и т.д.), называются _________________.

Устаревшие синонимы современных слов называются _______________.

Новые слова, возникающие в языке, называются ____________________.

Разновидность языка, являющаяся средством общения коллектива, объединённого территориально, называется ________________________.

Социальная разновидность речи, характеризующаяся принадлежностью к относительно замкнутым социальным группам или сообществам и служащая средством их обособления от остальной части общества, называется ______________________, а слова и выражения, используемые в общей речи, –______________________.

2. Найдите синонимические пары.

Автономия – безвластие, праздность – безделие, фарисейство – ханжество, дилетантизм – любопытство, тщеславие – честолюбие, лаконичность – проницательность, анархия – свободолюбие, бытие – существование, равнодушие – лицемерие, реальный – истинный, чопорный – церемонный, гнетущий – забитый, воззрения – предположения, потворство – либерализм, лицемерный – ошибочный, негласный – тайный, суетный – задорный, судьба – фортуна.

3. Укажите антонимические пары.

Ложный – истинный, оптимист – труженик, заносчивый – скромный, рутина – истина, симпатия – хвала, экспорт – импорт, прогресс – отрицание, тучный – худой, легальный – бездарный, консерватор – новатор, невежественность – идейность, смиренный – гордый, абстрактный – конкретный, осуждение – утверждение, отрадный – алчный, новаторство – рутина, скромный – корыстный, инертный – активный.

4. Подберите русские синонимы к иностранным словам.

Амбиция, анализ, вестибюль, вокальный, диалог, импорт, мемуары, реставрация, пунктуальный, флора, фауна.

5. Составьте синонимический ряд.

Распутица, гнев, деньги, незаурядный, изумительный, коллекция, любой.

6. В каждой группе подчеркните фразеологизмы.

· Писать письмо. Иметь значение. Петь песню. У чёрта на куличках.

· Кровавая месть. За пояс заткнуть. Кровавый закат. Купить пояс.

· Мелко плавать. Мрак неизвестности. Идти во мраке. Плавать в бассейне.

· Резкий ветер. Нестерпимый мороз. Трескучий мороз. Мозолить глаза.

· Показать пальцем. Ноль внимания. Высосать из пальца. Приписать ноль.

· Разрезать бумагу. Резать мясо. Вырезать картинки. Резать глаза.

· Кровь с молоком. Стакан молока. Чистить зубы. Заговаривать зубы.

· Сгореть от пожара. Сгореть со стыда. Поставить книгу на полку. Поставить на место.

7. Выберите из приведённых фразеологизмов антонимические пары, составьте с ними предложения.

Кот наплакал, слова не вытянешь, выйти из себя, душа в душу, куры не клюют, рта не закрывает, семи пядей во лбу. Олух царя небесного, овладеть собой, дать маху, ходить вокруг да около, за тридевять земель, брать быка за рога, попасть в точку, рукой подать, как кошка с собакой.

8. Словосочетание «уважаемые товарищи» употребляется, как правило, в фатической функции, то есть для установления контакта с окружающими. Приведите другие примеры.

9.Посмотрите художественный фильм «Доживём до понедельника». Подумайте, почему в наши дни такие понимающие учителя, как главный герой, учитель истории Илья Семёнович, являются редкостью. Встречались ли вам такие Учителя? Сравните оба просмотренных вами фильма с точки зрения темы занятия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Посмотрите художественный фильм «Инспектор ГАИ». Подумайте, можно ли назвать главного героя, старшего лейтенанта Зыкина, «белой вороной», докажите вашу точку зрения на конкретных примерах.

2.Посмотрите художественный фильм «Внимание!!! Всем постам…». Охарактеризуйте указанные эпизоды из фильма с точки зрения темы занятия.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Как вы понимаете выражение формулы речевого этикета?

2. Что такое стилистическая окраска слов?

3. Какие стилистические пометы используются в толковых словарях русского языка?

4. Охарактеризуйте фатическую функцию языка.

5. Когда слово становится причиной судебного разбирательства?

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Точность речи. Лексическое значение слова. Полисемия. Лексическая омонимия. Синонимия, синонимический ряд и доминанта. Антонимия и антонимические пары. Паронимия. Приёмы точной речи: доказательство и противопоставление.

Понятность речи. Профессионализмы. Диалектная лексика. Жаргонизмы. Термины. Иноязычная лексика. Способы объяснения слов: логический; синонимический; описательный. Этимология.

Чистота речи. Слова-паразиты.

Правильность речи.Языковые нормы современного русского литературного языка. Признаки нормы. Виды норм.

Выразительность речи. Тропы. Метафора. Метонимия. Синекдоха как разновидность метонимии. Сравнение. Эпитеты. Оксюморон. Гипербола. Литота.

Фигуры речи. Антитеза. Градация. Повтор и его виды. Анафора. Эпифора. Риторический вопрос и риторическое восклицание. Синтаксический параллелизм. Инверсия.

Средства выразительности. Фразеологизмы. Пословицы. «Крылатые» слова и выражения.

Семинарское занятие.

Время: 2 часа

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Точность речи, её виды. Омонимы и паронимы.

2. Понятность речи. Лексика с точки зрения сферы её употребления. Этимология как наука о происхождении слов.

3. Чистота речи.

4. Изобразительно-выразительные средства языка.

5. Отношение теоретиков и практиков к выразительности судебной речи.

6. Тропы как средство речевой выразительности.

7. Фигуры речи.

8. Примеры использования русских пословиц и поговорок в речи известных писателей и судебных ораторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Риторика для юристов: учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С. 82-109, 122-150.

Практическое занятие.

Время: 2 часа

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Внимательно прочитайте речь Козьмы Минина. Какие логические и эмоциональные аргументы использует оратор и какую роль в увеличении воздействующей силы речи играют здесь тропы и фигуры?

Сограждане! Отечество гибнет! Свирепость врага неимоверна, они заняли Москву, если падёт Москва, падём и мы. Пожертвуем всем, заложим жён и чад наших и искупим Отечество. Вождь Пожарский укажет нам путь к победе. Сограждане! Решите, что ожидает нас – рабство или свобода.

2. Какой приём стилистического синтаксиса (или так называемые фигуры) употреблён в данном отрывке из речи Марка Туллия Цицерона?

… На нашей стороне сражается чувство чести, на той – наглость; здесь – стыдливость, там – разврат; здесь – верность, там – обман; здесь – доблесть, там – преступление; здесь – непоколебимость, там – неистовство; здесь – честное имя, там – позор; здесь – сдержанность, там – распущенность; словом, все доблести борются с несправедливостью, развращённостью, леностью, безрассудством, всяческими пороками; наконец, изобилие сражается с нищетой, порядочность – с подлостью, разум – с безумием, наконец, добрые надежды – с полной безнадёжностью.

Материал для справок:

ТРОПЫ РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Троп (от греч. tropos – поворот) – употребление слова в переносном значении. Виды тропов используются и рассматриваются в художественной литературе. ЭПИТЕТ МЕТАФОРА МЕТОНИМИЯ СИНЕКДОХА ГИПЕРБОЛА ЛИТОТА ИРОНИЯ СРАВНЕНИЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Фигура (от лат. figura – очертание, изображение) – особая форма синтаксических конструкций, усиливающих выразительность. РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС АНТИТЕЗА ГРАДАЦИЯ ПОВТОР (АНАФОРА, ЭПИФОРА) ПРОПУСК (ЭЛЛИПСИС, ЗЕВГМА) СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ ИНВЕРСИЯ

3. Вы собрали ваших сотрудников в начале рабочего дня и хотите несколькими убеждающими фразами вселить в них оптимизм, убедить их в том, что работа с самоотдачей даст должный результат. Приготовьте эти несколько фраз, используя анафору. А затем перестройте ваше сообщение, используя фигуру прибавления – стык. Как изменится от этого акцент в вашей аргументации? Наконец, придумайте случай (в рамках заданной ситуации начала рабочего дня), когда анафора будет явно уместнее стыка и когда стык будет явно уместнее анафоры.

Подсказка:

Начальный текст мог бы выглядеть так: У нас есть отличная техника. У нас есть вся необходимая информация. У нас есть проверенный алгоритм. У нас есть, наконец, неплохой стимул для труда.

С фигурой прибавления стыком тот же текст выглядел бы так: У нас есть отличная техника. А в технике – информация. К информации – алгоритм. Этот алгоритм позволит нам выполнить работу и неплохо заработать.

Такая переделка текста едва ли уместна. Анафора подчёркивала уверенность говорящего и твёрдость исходных позиций, стык же стал неуместно подчёркивать причинно-следственные отношения.

На своём месте стык окажется в таком тексте: Если мы сегодня добросовестно поработаем, мы выполним заказ в срок. Выполним заказ в срок – получим новые заказы. Получим новые заказы – будем иметь твёрдую прибыль.

Зато здесь была бы неуместна анафора. Сравним: Сегодня мы до<

Наши рекомендации