Тема № 9. Речевой жанр и речевая деятельность.
Занятие направлено на формирование компетенций: ОК – 4; ОПК – 5.
Студенты должны узнать: особенности текста как продукта речевой деятельности; основы подготовки текста; нормы текстовой речевой культуры.
На основе полученных знаний у студентов формируются коммуникативно-речевые умения: выбирать тему (цель текста) и определять основное содержание будущего текста; работать над композицией текста; обобщать, анализировать и адекватно воспринимать найденную для составления текста информацию.
Обучающиеся должны владеть: навыками подготовки текста и пользования конспектом; приёмами поиска материала для текста; способами словесного оформления публичного текста; речевым этикетом и культурой устной деловой речи и письменного общения.
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. Речевой жанр как типизированное высказывание. Профессиональные речевые жанры. Умение понимать (интерпретировать) и создавать тексты (высказывания) как необходимые условия результативного общения. Как создаются и воспринимаются тексты (высказывания) в процессе общения.
2. Речевая деятельность. Речь как способ «формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе речевой деятельности» (И. А. Зимняя). Порождение и интерпретация текстов как компоненты коммуникативно-познавательной деятельности. Социальная функция текстов.
Задания к практическому занятию:
1.Подготовка ответов на вопросы плана.
2.Творческое задание: Написание сочинения на тему: «Каким должен быть современный учитель?» (индивидуальные задания)
Комментарии к выполнению заданий практического занятия
1. Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и попытайтесь кратко пересказать его:
1) Речевая деятельность представляет собой подготовку и осуществление процесса говорения, реализуемого в трех формах – монологе, диалоге и полилоге (речи нескольких человек). Речевая деятельность характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля. В соответствии с ними осуществляется каждое отдельное речевое действие. Исходным моментом любого речевого действия и является коммуникативная ситуация, т. е. такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию. Коммуникативная ситуация рождает мотив высказывания, который в отдельных случаях перерастает в потребность совершении речевого действия.
Укажите, в чем состоят отличительные особенности монолога, диалога и полилога.
2) В реализации речевого действия выделяются следующие этапы:
1) подготовка высказывания – осознание мотивов, потребностей, целей, вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и на основе учета обстановки, создание внутреннего плана высказывания, который может иметь различную степень обобщенности или конкретности;
2) структурирование высказывания – выбор слов, включение механизма их «оценки», расположение их в нужной последовательности, грамматическое оформление;
3) переход к внешней речи – осуществление звукового или графического оформления высказывания.
Если переход от (2) к (3) по каким-то причинам нарушен, то окружающим такая речь кажется неполной, бессвязной, труднопонимаемой. О результате речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, т. е. обратной связи.
Восприятие речи (процесс слушания или чтения) включает следующие стадии: 1) переход с акустического или графического кода на код внутренней речи; 2) расшифровку синтаксических структур, грамматических форм; 3) понимание общего плана высказывания; 4) понимание замыслов и мотивов высказывания; 5) оценку полученной информации (содержания высказывания, его идеи, позиции говорящего и т. п.); 6) понимание выбора формы и языковых средств.
Качество понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов – различных условий, при которых осуществляется коммуникация. Совокупность таких условий принято называть контекстом. Общий контекст речевого общения складывается из явного и скрытого. Явный (эксплицитный) контекст включает то, что подлежит непосредственному наблюдению. Он делится на вербальный и невербальный. Скрытый (имплицитный) контекст – это то, что не поддается непосредственному наблюдению (мотивы, цели, установки коммуникантов, их личные характеристики – уровень образования, социальная принадлежность, характер и т. п.). В зависимости от контекста высказывание может привести к различным результатам.
Обратная связь – важный элемент контроля речевого действия, позволяющий оценить его результат. Наиболее полно обратная связь осуществляется в диалоге. Поскольку главная цель речевого общения – обмен информацией, необходимо учитывать и правильно использовать факторы, влияющие на процесс общения. На основе таких факторов выделяются различные формы и типы речевой коммуникации: устная и письменная речь, формы вербальной речевой коммуникации.
О каком виде речевой деятельности педагога идет речь в статье Н. В. Гоголя «О преподавании всеобщей истории»? Какие правила речевого поведения формулирует автор?
Слог профессора должен быть увлекательный, огненный. Он должен в высочайшей степени овладеть вниманием слушателей. Если хоть один из них может предаться во время лекции посторонним мыслям, то вся вина падает на профессора: он не умел быть так занимателен, чтобы покорить своей воле даже мысли слушателей. Нельзя вообразить, не испытавши, какое вредное влияние происходит от того, если слог профессора вял, сух и не имеет той живости, которая не дает мыслям ни на минуту рассыпаться. Тогда не спасет его самая ученость – его не будут слушать. Тогда никакие истины не произведут на слушателей влияния, потому что их возраст есть возраст энтузиазма и сильных потрясений; тогда происходит то, что самые ложные мысли, слышимые ими стороною, но выраженные блестящим и привлекательным языком, мгновенно увлекут их и дадут им совершенно ложное направление.
Рассказ профессора становится временами возвышенным, оратор должен возбуждать высокие мысли, но вместе с тем язык должен быть прост и понятен для всякого. Истинно высокое одето величественною простотою: где величие, там и простота. Он не должен довольствоваться тем, что его некоторые понимают: его должны понимать все. Чтобы делаться доступнее, он не должен быть скуп на сравнения. Как часто понятное еще более поясняется сравнением! И потому эти сравнения он должен всегда брать из предметов, самых знакомых слушателям. Тогда и идеальное и отвлеченное становится понятным. Он не должен говорить слишком много, потому что этим утомляется внимание слушателей и потому что многосложность и большое обилие предметов не дадут возможности удержать всего в мыслях.
3. Прочитав следующие фрагменты, вы сразу вспомните учебные ситуации, когда учитель обращается к данной разновидности объяснения. Опираясь на изученные в школе дисциплины, постарайтесь привести подобные примеры на различных областей знаний. Встречались ли вы с подобной разновидностью объяснительной речи в бытовом, деловом общении? Приведите примеры.
1) Чтобы сложить дроби с разными знаменателями, нужно привести эти дроби к общему знаменателю и выполнить сложение по правилу сложения дробей с равными знаменателями.
2) Чтобы определить, какую гласную надо писать в корне, сразу вспоминайте корни с чередующимися гласными. Их надо рассмотреть и исключить в первую очередь, иначе будет опасность ошибки. Если же корень не имеет вариантов, ставьте гласный в сильную позицию, под ударение.
4. Предложите варианты продолжения учебного общения в ситуации объяснения нового материала по заданному началу. Можно ли считать приведенные речевые формулы средствами диалогизации учебного общения?
- Давайте пофантазируем…
- Попробуйте сказать своими словами…
- Теперь вам известны…
- Вы уже не раз сталкивались с …
- Сейчас мы вместе выясним…
- Допустим, вы…
- Представьте себе…
- Попытайтесь понять логику рассуждения автора и закончить текст, включив в него один абзац.
Отношение к правде бывает разным. Правдолюбцы, болезненные, лихорадочные, за правду не пожалеют ни себя, ни других. К счастью, болезнь правдолюбия чаще не больше, чем насморк, выражается также гнусаво и излечивается также легко.
Правдознатцы больше знают о правде, чем правдолюбцы, которым их правда кажется главной, часто последней и достойной подвига или инквизиции Правдознатцы хотят о правде дознаться. Правдознатцам не только своя правда нужна, но и чужая. И знание их - несчастливое. Знают, что правда горька есть.
Высший тип – ... (по Д. Самойлову)
Каким образом могут быть использованы подобные задания в процессе обучения школьников? Опишите один из возможных вариантов работы с учащимися при выполнении предложенного задания.
6. Вы присутствуете на уроке русского языка, который проводит начинающий педагог. Прочитайте приведенный ниже полилог. Проанализируйте речевое поведение учителя в следующих учебно-речевых ситуациях. Чем вызвана избыточность педагогической речи? В чем она проявляется?
– Попробуйте придумать ряд слов, среди которых было бы одно лишнее. На способ словообразования. Послушайте фразу. (Произносит чуть быстрее).
– (Говорит тихо). Печь. Речь. Переход…
– Так. Печь. Речь. Переход. Так, отгадывайте, отгадывайте. Владик!
– Переход.
– Переход. Почему?
– Приставочное слово.
– Приставочный способ у нас. Что образовано приставочным способом?
– Переход.
– Так. Переход. Приставочным способом. Согласна.
А «печь», «речь»?.. «Печь», «речь»?
– Это просто слово.
– Просто слово. Ну что значит «просто слово»? Лена?
– Бессуффиксный.
– Бессуффиксный. От каких слов?
– Речевой, печной.
– Речевой, печной. Возможно такое образование. Возможно. Подача правильная. Садись. Лена! Еще...
– Бег, снег, водолаз.
– Бег, снег, водолаз... Саша!
– Водолаз.
– Водолаз. Почему это лишнее слово?
– «Водолаз» образован из двух корней.
– Так. Хорошо. Из каких?
– «Вода» и «лаз».
– «Вода» и «лаз». Что взяли из этих слов?
– Основы.
– Основы. «Вода» и «лаз». Верно. Согласна. Так. Достаточно. Итак, ребята, возвращаемся к теме нашего урока...
2. Объяснение задания.
– Так. Сейчас выполним упражнение 137. Пожалуйста. Уже выполнили? Тогда упражнение 145. Пожалуйста, прочитай задание, Света.
– (Света читает). Составить и записать словосочетание из слов в рамках; подобрать однокоренные прилагательные к существительным. Обозначить в них суффиксы, с помощью которых они образованы.
– Так, основное задание наше какое? Что мы будем делать? Саша!
– Составлять словосочетание.
– Составить и записать словосочетание со словам из рамок. Пожалуйста, страница 58. Слова в рамках. Словосочетания. Составляем словосочетания, записываем и проверяем потом.
7. Выразительно проанализируйте приведенные ниже высказывания и прокомментируйте их. На основе этих высказываний сформулируйте задание (задания) для учащихся. В каких ситуациях, с какой целью подобные задания могут быть предложены школьникам?
1) ...Когда читаешь книгу, не торопись быстро прочитать до следующей главы, но подумай о том, о чем говорится в книге и в ее словах, и трижды возвращайся к одной и той же главе. («Изборник Святослава», 1076 год).
2) Хороший читатель наслаждается чтением и читает с переменной скоростью в зависимости от того, что он читает. Поэта Мильтона нужно читать по словам и строчкам, историка Маколея – предложениями, писателя Теккерея – абзацами, а детектива Конан Дойла – страницами. (Выводы лаборатории развития образования в г. Хьюстоне).
3) Читайте, читайте, читайте. Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книги. Человек, «глотающий» книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником, только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир (К. Паустовский).