Н. с. балаценко, л. и. сартаева
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА
Методические материалы к изучению дисциплины
для студентов 2-го курса бакалавриата, обучающихся по направлениям:
44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки – История, Право; Экономика, Право; Математика, Информатика; Английский язык, Немецкий язык;
Технология, Экономика)
44.03.01 Педагогическое образование
(с одним профилем подготовки – Биология; Физическая культура)
Очной и заочной форм обучения
Славянск-на-Кубани
Филиал Кубанского государственного университета
в г. Славянске-на-Кубани
УДК 808.5:37
ББК 80.7
Б 201
Рекомендовано к печати кафедрой русской и зарубежной филологии
филиала Кубанского государственного университета
в г. Славянске-на-Кубани протокол № 4 от 28 декабря 2016 г.
Рецензент:
Кандидат филологических наук, доцент
Е. В. Литус
Б201 | Балаценко, Н. С. Педагогическая риторика : метод. материалы к изучению дисциплины для студентов 2-го курса бакалавриата, обучающихся по направлениям: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки – История, Право; Экономика, Право; Математика, Информатика; Английский язык, Немецкий язык; Технология, Экономика); 44.03.01 Педагогическое образование (с одним профилем подготовки – Биология; Физическая культура) очной и заочной форм обучения / Н. С. Балаценко, Л. И. Сартаева. – Славянск-на-Кубани : Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2017. – 34 с. 50 экз. |
Методические материалы по дисциплине «Педагогическая риторика» составлены в соответствии с ФГОС высшего образования, учебным планом и учебной программой курса, содержат планы и комментарии к практическим занятиям, вопросы и задания для самостоятельной работы студентов с советами по ее организации, а также вопросы и образцы тестовых заданий для подготовки к зачету. Дан перечень основной и дополнительной литературы.
Издание адресовано студентам 2-го курса бакалавриата, обучающимся по направлениям: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки – История, Право; Экономика, Право; Математика, Информатика; Английский язык, Немецкий язык; Технология, Экономика); 44.03.01 Педагогическое образование (с одним профилем подготовки – Биология; Физическая культура) очной и заочной форм обучения.
ББК 808.5:37
УДК 80.7
© Филиал Кубанского государственного университета
в г. Славянске-на-Кубани, 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Назначение дисциплины, её место в системе подготовки бакалавра
Методические материалы по курсу «Педагогическая риторика» разработаны в соответствии с ФГОС ВО по направлениям подготовки 44.03.05 и 44.03.01 Педагогическое образование, (квалификация (степень) "бакалавр"), разработанного Министерством образования и науки РФ и утвержденного приказом № 46 от 17.01.2011 г., зарегистрированного в Минюсте России 22 марта 2011 г. N 20228 (с изменениями от 31 мая 2011 г.) и Примерной основной образовательной программы, утверждённой решением Президиума УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров от 15 июня 2010 года. Протокол №2.
Материалы курса помогают студентам формировать коммуникативную компетентность педагога на основе познания законов эффективного общения, описанных в исследованиях по педагогической риторике.
Курс педагогической риторики позволяет решить важные задачи профессиональной подготовки педагога:
- познакомить студентов с основами знаний о речи и общении, видах общения, речевой деятельности, с качествами речи (правильность, чистота, точность, богатство, выразительность, коммуникативная целесообразность);
- обогатить знания студентов об основных нормах современного русского литературного языка, которые должны соблюдаться в бытовой и деловой сферах общения;
- научить анализировать речь учащихся и свою собственную речь (с риторических позиций);
- научить будущих учителей владеть своим голосом, речевым аппаратом, с тем, чтобы педагогическое общение было максимально эффективным;
- помочь студентам овладеть различными видами речевой деятельности, умением квалифицированно вести беседу;
- подготовить к созданию профессионально значимых речевых произведений.
Дисциплина «Педагогическая риторика» занимает важное место в системе курсов гуманитарного, социального, экономического циклов и относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.
Для освоения курса «Педагогическая риторика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Профессиональная этика», «История отечественной культуры», «Культурология», «Профессиональная коммуникация в иноязычной среде».
Процесс успешного освоения студентами дисциплины начат на предшествующих этапах обучения и направлен на формирования следующих компетенций:
- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК–4);
- владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК–5).
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Таблица 1
Наименование компетенции | способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | |
Индекс компетенции | ОК-4 | |
Компонентный состав компетенции | ||
Знает | Умеет | Владеет |
–особенности мыслительного процесса человека (цель, условия, решение задачи); –основы подготовки к публичному выступлению | –выбирать тему (цель речи) и определять основное содержание будущего выступления; –работать над композицией публичного выступления; –обобщать, анализировать и адекватно воспринимать найденную для выступления информацию | –навыками подготовки и пользования конспектом выступления; –приёмами поиска материала для выступления; –способами словесного оформления публичного выступления |
Наименование компетенции | – владением основами профессиональной этики и речевой культуры | |
Индекс компетенции | ОПК-5 | |
Компонентный состав компетенции | ||
Знает | Умеет | Владеет |
–специфику кумулятивной функции языка; –этические нормы речевой культуры; –национальную специфику речевого этикета и невербальной коммуникации | –соблюдать этику устной речи и слушания; –применять на практике правила делового этикета | –речевым этикетом (речевыми формулами приветствия, просьбы, благодарности; обращением на «ты» и «вы» и т. п.); –культурой устной деловой речи и телефонного общения |
В процессе изучения дисциплины «Педагогическая риторика» студенты должны овладеть знаниями:
- о сути, правилах и нормах общения;
- о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативных ситуациях;
- о тексте как единице общения, о требованиях к его созданию с учетом ситуации общения;
- о нормах речевого поведения учителя;
- о специфике педагогического общения, особенностях коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессионального общения;
- о приемах анализа речевого поведения, в том числе и речевого поведения учителя;
- о жанрах педагогического общения;
- о письменных жанрах профессионального общения, о приемах их создания и специфике использования в реальной педагогической деятельности.
На основе полученных знаний у студентов формируются коммуникативно-речевые умения:
- ориентироваться в ситуации общения;
- анализировать и оценивать характер общения и созданные в процессе общения тексты;
- формулировать и реализовывать коммуникативное намерение (цель высказывания);
- анализировать и создавать профессионально-значимые типы высказываний;
- реализовать созданное высказывание в речевой практике;
- адекватно оценивать свои коммуникативные удачи, неудачи, промахи и достижения.
Обучающиеся должны владеть:
- риторическими знаниями о сути, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;
- коммуникативно-речевыми (риторическими умениями);
- спецификой педагогического общения, особенностей коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности учителя;
- умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения;
- опытом анализа и создания профессионально значимых типов высказываний;
- умением применять полученные знания и сформированные умения в новых постоянно меняющихся условиях и различных коммуникативных ситуациях, способностью искать и находить наиболее адекватное решение многочисленных профессиональных задач;
- знанием о сути речевого идеала как компонента культуры и педагогического речевого идеала как образца педагогического общения.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов, из них: аудиторных 50: практических занятий – 46, КСР – 4; 58 часов самостоятельной работы, зачет).
Содержание разделов дисциплины
Таблица 2.
№ раздела | Наименование разделов и тем дисциплины | Форма текущего контроля | Разработано с участием представителя работодателей |
Раздел 1 | |||
1. | Риторика как учебный предмет, цели и задачи риторики. | Устный опрос, доклад (групповое задание). | МБОУ СОШ №3 Г. Славянск-на-Кубани |
2. | Общение и коммуникация. | Устный опрос, тезисы доклада. | – " – |
3. | Невербальные средства общения. | Устный опрос, творческое задание, ролевая игра. | – " – |
4. | Коммуникативная ситуация, ее составляющие. | Устный опрос, творческие задания, ролевая игра. | – " – |
5. | Речевое взаимодействие учителя и учащихся. Педагогическая стратегия. Педагогическая тактика. | Устный опрос, доклад (групповое задание). | – " – |
6. | Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. | Устный опрос, творческие задания, ролевая игра. | – " – |
7. | Процесс чтения и воспроизведение прочитанного. Специфика продуктивных видов речевой деятельности. | Устный опрос, доклад (групповое задание). | – " – |
Раздел 2 | |||
8. | Текст как продукт речевой деятельности. | Устный опрос, творческое задание, доклады. | – " – |
9. | Речевой жанр и речевая деятельность. | Устный опрос, творческое задание, доклады, ролевая игра. | – " – |
10. | Устная форма речевой коммуникации. Техника речи. | Устный опрос, творческое задание. | – " – |
11. | Процесс речеобразования. Дикция. Голос. | Устный опрос, тезисы доклада. | – " – |
12. | Коммуникативные качества речи. | Устный опрос, групповой проект. | – " – |
13. | Взаимодействие коммуникативных качеств речи в процессе общения. | Устный опрос, групповой проект, ролевая игра. | – " – |
14. | Межличностное речевое взаимодействие. | Устный опрос, тезисы доклада. | – " – |
15. | Ситуации беседы. Типы беседы. | Устный опрос, доклад (групповое задание). | – " – |
Раздел 3 | |||
16. | Устные высказывания профессионального характера. | Устный опрос, творческое задание. | – " – |
17. | Объяснительный монолог как речевой жанр | Устный опрос, участие в дискуссии. | – " – |
18. | Публичное выступление. | Устный опрос, творческое задание. | – " – |
19. | Функции и разновидности аргументирующей речи | Устный опрос, групповой проект. | – " – |
20. | Основы полемического мастерства. | Устный опрос, творческие задания, ролевая игра. | – " – |
21. | Письменная речь. | Устный опрос, доклад (групповое задание). | – " – |
22. | Письменные жанры делового общения | Устный опрос, творческие задания, ролевая игра. | – " – |
23. | Речевой этикет и культура общения. | Устный опрос, тезисы доклада. | – " – |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА»
Таблица 3.
№ | Тема | Аудиторная нагрузка | Сам. работа | Всего | |||
Лк | Пр. зан. | КСР | Итого | ||||
Раздел 1. | |||||||
Риторика как учебный предмет, цели и задачи риторики. | |||||||
Общение и коммуникация. | |||||||
Невербальные средства общения. | |||||||
Коммуникативная ситуация, ее составляющие. | |||||||
Речевое взаимодействие учителя и учащихся. Педагогическая стратегия. Педагогическая тактика. | |||||||
Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. | |||||||
Процесс чтения и воспроизведение прочитанного. Специфика продуктивных видов речевой деятельности. | |||||||
Подготовка к 1-ой контрольной работе | |||||||
Раздел 2 | |||||||
Текст как продукт речевой деятельности. | |||||||
Речевой жанр и речевая деятельность. | |||||||
Устная форма речевой коммуникации. Техника речи. | |||||||
Процесс речеобразования. Дикция. Голос. | |||||||
Коммуникативные качества речи. | |||||||
Взаимодействие коммуникативных качеств речи в процессе общения. | |||||||
Межличностное речевое взаимодействие. | |||||||
Ситуации беседы. Типы беседы. | |||||||
Подготовка ко 2-ой контрольной работе | |||||||
Раздел 3 | |||||||
Устные высказывания профессионального характера. | |||||||
Объяснительный монолог как речевой жанр | |||||||
Публичное выступление. | |||||||
Функции и разновидности аргументирующей речи | |||||||
Основы полемического мастерства. | |||||||
Письменная речь. | |||||||
Письменные жанры делового общения | |||||||
Речевой этикет и культура общения. | |||||||
Подготовка к тестированию | |||||||
Итого по курсу | |||||||
Подготовка к зачету | |||||||
Контроль СРС | |||||||
Всего по курсу |
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Задачи занятий определяются содержанием компетенций:
ОК–4: способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
ОПК–5: владением основами профессиональной этики и речевой культуры.