Н. с. балаценко, л. и. сартаева

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА

Методические материалы к изучению дисциплины

для студентов 2-го курса бакалавриата, обучающихся по направлениям:

44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки – История, Право; Экономика, Право; Математика, Информатика; Английский язык, Немецкий язык;

Технология, Экономика)

44.03.01 Педагогическое образование

(с одним профилем подготовки – Биология; Физическая культура)

Очной и заочной форм обучения

Славянск-на-Кубани

Филиал Кубанского государственного университета
в г. Славянске-на-Кубани

УДК 808.5:37

ББК 80.7

Б 201

Рекомендовано к печати кафедрой русской и зарубежной филологии

филиала Кубанского государственного университета

в г. Славянске-на-Кубани протокол № 4 от 28 декабря 2016 г.

Рецензент:

Кандидат филологических наук, доцент

Е. В. Литус

  Б201 Балаценко, Н. С. Педагогическая риторика : метод. материалы к изучению дисциплины для студентов 2-го курса бакалавриата, обучающихся по направлениям: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки – История, Право; Экономика, Право; Математика, Информатика; Английский язык, Немецкий язык; Технология, Экономика); 44.03.01 Педагогическое образование (с одним профилем подготовки – Биология; Физическая культура) очной и заочной форм обучения / Н. С. Балаценко, Л. И. Сартаева. – Славянск-на-Кубани : Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2017. – 34 с. 50 экз.

Методические материалы по дисциплине «Педагогическая риторика» составлены в соответствии с ФГОС высшего образования, учебным планом и учебной программой курса, содержат планы и комментарии к практическим занятиям, вопросы и задания для самостоятельной работы студентов с советами по ее организации, а также вопросы и образцы тестовых заданий для подготовки к зачету. Дан перечень основной и дополнительной литературы.

Издание адресовано студентам 2-го курса бакалавриата, обучающимся по направлениям: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки – История, Право; Экономика, Право; Математика, Информатика; Английский язык, Немецкий язык; Технология, Экономика); 44.03.01 Педагогическое образование (с одним профилем подготовки – Биология; Физическая культура) очной и заочной форм обучения.

ББК 808.5:37

УДК 80.7

© Филиал Кубанского государственного университета
в г. Славянске-на-Кубани, 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Назначение дисциплины, её место в системе подготовки бакалавра

Методические материалы по курсу «Педагогическая риторика» разработаны в соответствии с ФГОС ВО по направлениям подготовки 44.03.05 и 44.03.01 Педагогическое образование, (квалификация (степень) "бакалавр"), разработанного Министерством образования и науки РФ и утвержденного приказом № 46 от 17.01.2011 г., зарегистрированного в Минюсте России 22 марта 2011 г. N 20228 (с изменениями от 31 мая 2011 г.) и Примерной основной образовательной программы, утверждённой решением Президиума УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров от 15 июня 2010 года. Протокол №2.

Материалы курса помогают студентам формировать коммуникативную компетентность педагога на основе познания законов эффективного общения, описанных в исследованиях по педагогической риторике.

Курс педагогической риторики позволяет решить важные задачи профессиональной подготовки педагога:

- познакомить студентов с основами знаний о речи и общении, видах общения, речевой деятельности, с качествами речи (правильность, чистота, точность, богатство, выразительность, коммуникативная целесообразность);

- обогатить знания студентов об основных нормах современного русского литературного языка, которые должны соблюдаться в бытовой и деловой сферах общения;

- научить анализировать речь учащихся и свою собственную речь (с риторических позиций);

- научить будущих учителей владеть своим голосом, речевым аппаратом, с тем, чтобы педагогическое общение было максимально эффективным;

- помочь студентам овладеть различными видами речевой деятельности, умением квалифицированно вести беседу;

- подготовить к созданию профессионально значимых речевых произведений.

Дисциплина «Педагогическая риторика» занимает важное место в системе курсов гуманитарного, социального, экономического циклов и относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения курса «Педагогическая риторика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Профессиональная этика», «История отечественной культуры», «Культурология», «Профессиональная коммуникация в иноязычной среде».

Процесс успешного освоения студентами дисциплины начат на предшествующих этапах обучения и направлен на формирования следующих компетенций:

- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК–4);

- владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК–5).

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Таблица 1

Наименование компетенции способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
Индекс компетенции ОК-4
Компонентный состав компетенции
Знает Умеет Владеет
–особенности мыслительного процесса человека (цель, условия, решение задачи); –основы подготовки к публичному выступлению –выбирать тему (цель речи) и определять основное содержание будущего выступления; –работать над композицией публичного выступления; –обобщать, анализировать и адекватно воспринимать найденную для выступления информацию –навыками подготовки и пользования конспектом выступления; –приёмами поиска материала для выступления; –способами словесного оформления публичного выступления
Наименование компетенции – владением основами профессиональной этики и речевой культуры
Индекс компетенции ОПК-5
Компонентный состав компетенции
Знает Умеет Владеет
–специфику кумулятивной функции языка; –этические нормы речевой культуры; –национальную специфику речевого этикета и невербальной коммуникации –соблюдать этику устной речи и слушания; –применять на практике правила делового этикета –речевым этикетом (речевыми формулами приветствия, просьбы, благодарности; обращением на «ты» и «вы» и т. п.); –культурой устной деловой речи и телефонного общения

В процессе изучения дисциплины «Педагогическая риторика» студенты должны овладеть знаниями:

- о сути, правилах и нормах общения;

- о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативных ситуациях;

- о тексте как единице общения, о требованиях к его созданию с учетом ситуации общения;

- о нормах речевого поведения учителя;

- о специфике педагогического общения, особенностях коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессионального общения;

- о приемах анализа речевого поведения, в том числе и речевого поведения учителя;

- о жанрах педагогического общения;

- о письменных жанрах профессионального общения, о приемах их создания и специфике использования в реальной педагогической деятельности.

На основе полученных знаний у студентов формируются коммуникативно-речевые умения:

- ориентироваться в ситуации общения;

- анализировать и оценивать характер общения и созданные в процессе общения тексты;

- формулировать и реализовывать коммуникативное намерение (цель высказывания);

- анализировать и создавать профессионально-значимые типы высказываний;

- реализовать созданное высказывание в речевой практике;

- адекватно оценивать свои коммуникативные удачи, неудачи, промахи и достижения.

Обучающиеся должны владеть:

- риторическими знаниями о сути, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;

- коммуникативно-речевыми (риторическими умениями);

- спецификой педагогического общения, особенностей коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности учителя;

- умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения;

- опытом анализа и создания профессионально значимых типов высказываний;

- умением применять полученные знания и сформированные умения в новых постоянно меняющихся условиях и различных коммуникативных ситуациях, способностью искать и находить наиболее адекватное решение многочисленных профессиональных задач;

- знанием о сути речевого идеала как компонента культуры и педагогического речевого идеала как образца педагогического общения.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов, из них: аудиторных 50: практических занятий – 46, КСР – 4; 58 часов самостоятельной работы, зачет).

Содержание разделов дисциплины

Таблица 2.

№ раздела Наименование разделов и тем дисциплины Форма текущего контроля Разработано с участием представителя работодателей
Раздел 1
1. Риторика как учебный предмет, цели и задачи риторики. Устный опрос, доклад (групповое задание). МБОУ СОШ №3 Г. Славянск-на-Кубани
2. Общение и коммуникация. Устный опрос, тезисы доклада. – " –
3. Невербальные средства общения. Устный опрос, творческое задание, ролевая игра. – " –
4. Коммуникативная ситуация, ее составляющие. Устный опрос, творческие задания, ролевая игра. – " –
5. Речевое взаимодействие учителя и учащихся. Педагогическая стратегия. Педагогическая тактика. Устный опрос, доклад (групповое задание). – " –
6. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Устный опрос, творческие задания, ролевая игра. – " –
7. Процесс чтения и воспроизведение прочитанного. Специфика продуктивных видов речевой деятельности. Устный опрос, доклад (групповое задание). – " –
Раздел 2
8. Текст как продукт речевой деятельности. Устный опрос, творческое задание, доклады. – " –
9. Речевой жанр и речевая деятельность. Устный опрос, творческое задание, доклады, ролевая игра. – " –
10. Устная форма речевой коммуникации. Техника речи. Устный опрос, творческое задание. – " –
11. Процесс речеобразования. Дикция. Голос. Устный опрос, тезисы доклада. – " –
12. Коммуникативные качества речи. Устный опрос, групповой проект. – " –
13. Взаимодействие коммуникативных качеств речи в процессе общения. Устный опрос, групповой проект, ролевая игра. – " –
14. Межличностное речевое взаимодействие. Устный опрос, тезисы доклада. – " –
15. Ситуации беседы. Типы беседы. Устный опрос, доклад (групповое задание). – " –
Раздел 3
16. Устные высказывания профессионального характера. Устный опрос, творческое задание. – " –
17. Объяснительный монолог как речевой жанр Устный опрос, участие в дискуссии. – " –
18. Публичное выступление. Устный опрос, творческое задание. – " –
19. Функции и разновидности аргументирующей речи Устный опрос, групповой проект. – " –
20. Основы полемического мастерства. Устный опрос, творческие задания, ролевая игра. – " –
21. Письменная речь. Устный опрос, доклад (групповое задание). – " –
22. Письменные жанры делового общения Устный опрос, творческие задания, ролевая игра. – " –
23. Речевой этикет и культура общения. Устный опрос, тезисы доклада. – " –

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА»

Таблица 3.

Тема Аудиторная нагрузка Сам. работа Всего
Лк Пр. зан. КСР Итого
Раздел 1.
Риторика как учебный предмет, цели и задачи риторики.    
Общение и коммуникация.    
Невербальные средства общения.    
Коммуникативная ситуация, ее составляющие.    
Речевое взаимодействие учителя и учащихся. Педагогическая стратегия. Педагогическая тактика.    
Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.    
Процесс чтения и воспроизведение прочитанного. Специфика продуктивных видов речевой деятельности.    
Подготовка к 1-ой контрольной работе        
Раздел 2
Текст как продукт речевой деятельности.    
Речевой жанр и речевая деятельность.    
Устная форма речевой коммуникации. Техника речи.    
Процесс речеобразования. Дикция. Голос.    
Коммуникативные качества речи.    
Взаимодействие коммуникативных качеств речи в процессе общения.    
Межличностное речевое взаимодействие.    
Ситуации беседы. Типы беседы.    
Подготовка ко 2-ой контрольной работе        
Раздел 3
Устные высказывания профессионального характера.    
Объяснительный монолог как речевой жанр    
Публичное выступление.    
Функции и разновидности аргументирующей речи    
Основы полемического мастерства.    
Письменная речь.    
Письменные жанры делового общения    
Речевой этикет и культура общения.    
Подготовка к тестированию        
Итого по курсу    
Подготовка к зачету        
Контроль СРС      
Всего по курсу  

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Задачи занятий определяются содержанием компетенций:

ОК–4: способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

ОПК–5: владением основами профессиональной этики и речевой культуры.

Наши рекомендации