Первосвященническое служение Господа Иисуса Христа и слово о спасении души (docere).
Учение о трех методах античной риторики и важность этих методов для дела христианской проповеди с особой очевидностью и ясностью выступают в том случае, если мы рассмотрим эти методы в свете тройственного служения Господа Иисуса Христа.
Для ограниченной человеческой мысли невозможно обнять великое дело Искупителя мира во всей его полноте и всесторонности. Поэтому с древних времен, с целью насколько возможно приблизить это дело к усвоению верующим сознанием, принято искупительное служение Богочеловека рассматривать с трех, более или менее полно обнимающих сущность дела Христова, сторон. Именно, в великом искупительном служении Мессии-Богочеловека различают служения: 1) пророческое, 2) первосвященническое и 3) царское. Эти понятия хорошо выражают полноту одного великого служения Спасителя мира. Понятие ο трех служениях Спасителя содержится некоторым образом в самом наименовании Его — Мессия или Христос, что значит Помазанник.
Необходимо особо отметить, что еще в Ветхом Завете через помазание посвящаемы были на свое служение пророки, первосвященники и цари. Эти три служения естественным образом возникают из природы человека, и, как можно предположить, и Бога. А Сын Божий, воспринимая естество человеческое, помазан был елеем радости, — елеем Всесвятаго Духа, — «паче причастник Своих». Потому Богочеловеку Иисусу по преимуществу усвояется наименование Христа или Помазанника, как облеченного достоинством великого пророка, первосвященника и царя[20].
Эти три стороны именуются в догматическом богословии тройственным служением Господа[21].
Ветхозаветные патриархи соответственно со своим положением в патриархальной семье, приносили жертву Богу как священники, управляли своим родом, как цари, и учили свой народ, как пророки. Из кyрса Ветхого Завета известно, что они несли тройственное слyжение: царственное, пророческое и священническое. Это их слyжение и прообразовало тройственное слyжение Господа нашего Иисyса Христа во время Его земной жизни[22].
«Общая черта служения пророческого, первосвященнического и царского есть та, что в Ветхом Завете призвание на все эти три служения сопровождалось помазанием елеем, и лица, достойно проходившие эти служения, были укрепляемы силой Святого Духа.
Само имя "Христос" значит "Помазанник" (Имя "Иисус" значит "Спаситель"). Сам Господь отнес к Себе слова пророка Исаии, когда читал их в Назаретской синагоге: "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, Проповедовать лето Господне Благоприятное" (Лук. 4:18,19). Эта тройственность дела Христова передана затем на все времена Церкви Христовой, как заповедал Спаситель перед вознесением Своим: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле: [царство Христово] итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" [священническое служение в Церкви], "Уча их соблюдать все, что Я повелел вам" [учительная сторона Церкви]»[23].
Господь Иисус Христос есть не только Агнец Божий, принесенный в жертву за жизнь мира. Он есть вместе и Приносящий, Совершитель жертвы, Первосвященник. «Христос есть принося и приносимый, приемля и раздаваемый»[24] – Сам приносится в жертву, Сам и приносит жертву, Сам и принимает ее, и приходящим Сам раздает.
Свое первосвященническое служение на земле Господь выразил в наивысшей степени в молитве Своему Отцу, именуемой "первосвященнической молитвой", произнесенной после прощальной беседы с учениками в ночь Его взятия воинами, а равно и в молитве наедине в саду Гефсиманском. "За них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их" (Иоан. 17:19 и 20).
Изъясняет первосвященническое служение Христово ап. Павел в послании к Евреям (главы 5-10). Он сопоставляет первосвященство Христово со служением ветхозаветных первосвященников и указывает несравненное превосходство Христова священства:
«Первосвященников по чину Ааронову было много, так как смерть не позволяла быть одному; а Сей, по чину Мелхиседекову, как пребывающий вечно, имеет священство непреходящее (7:24).
Те должны были приносить жертвы постоянно; Христос совершил жертву однажды, принеся в жертву Себя Самого (7:27).
Те сами обложены немощью; Сей Первосвященник – на веки совершенный (7:28).
Те – священники скинии земной, рукотворенной; Сей есть Священно действователь скинии небесной, нерукотворенной (9:24).
Те входили в святилище с кровью тельцов и козлов. Сей со своей кровью вошел однажды во святилище и приобрел вечное искупление (9:12).
Те – священники Ветхого Завета. Сей – Нового Завета (8:6)».
Излишне говорить, что каждый христианин, в особенности священник[25], являет собою образ Христа и несет такие же послушания в соответствии со своими дарованиями и возможностями.
Конечно, слова Христа о важности жертвы Божественной для спасения человечества, просто необходимы для каждого, живущего на Земле существа, способного принять эту жертву и освятиться ею, получить, вместе с тем, Царствие Небесное.
Христианский священник, приносящий жертву Богу, должен научить паству получать пользу от этой бескровной жертвы. Как священнику, ему необходимо учить народ истине, заключенной, в первую очередь, в необходимости спасения души и путях его достижения.
Слово учения о спасении – это и слово, которое звучит в таинствах церковных, и при богослужении.
Вывод по 2.1.
Первосвященническое служение Христа есть принесение себя в жертву человеческому роду для искупления Его, и слово, которое сказано об этой жертве – есть слово об истине искупления, слово, объясняющее человечеству самую главную истину жизни, самое важное дело, совершенное Богом на земле, которое никакой человек не должен отвергнуть.
Первосвященническое служение Христа есть служение, которому с наибольшей естественностью соответствует в христианской риторике необходимость научения истине, чему естественным образом в древней классической риторике соответствовал принцип docere. Не объяснить во многих и изящны выражениях, не слово о нравственном поведении и не предсказание о будущем, но конкретное слово о божественной жертве и ее смысле и призывание помощи свыше и спасения является целью священнического слова. Это слово таинств и богослужения, слово, которое способно дать понимание истинной веры и сделать человека истинным христианином. Первосвященническое слово – есть слово тайносовершительное, меняющее человека в его сущности, изменяющее природу человека