Лекция 1. Методы древних ораторов и их применение в христианской риторике
Лекция 1. Методы древних ораторов и их применение в христианской риторике
.
Принцип обучения истине в классической риторике (docere)
Итак, первая составляющая этой задачи выражается латинским глаголом«docere” - «учить». Откуда пословица: «docendo discimus», т. е. «уча, сами учимся». Нужно просвещать не ведущих истины, запечатлевать истину в уме человеческом. Для нас истина – это Бог, и истинно все то, что ведет к Богу, а путь к Богу совсем не сложный, не усложненный. Путь к Богу чужд умствований, лежит не через силлогизмы, не через хитросплетенные доказательства. Стало быть, слово об истине – это не слово Гегеля, не слово Канта, которых, без особенной подготовки, специального научного аппарата читать почти невозможно. Но истина должна являть себя в простоте, должна быть доступной.
Поэтому, если мы хотим, чтобы слово было учительным, чтобы оно действительно отпечатлевало образ истины в уме, то ему должны быть свойственны определенные качества. То, что святитель Игнатий Брянчанинов называет «определительность» – ясность понятия в противоположность сбивчивости, сложности. Слову должна быть свойственна простота. Как истина проста, так и слово настоящее всем доступно. Наверное, такому слову должна быть свойственна и последовательность, в противовес хаотичности, сбивчивости. Как дорога, уводящая к горизонту, не может помешать, а помогает достичь цели, так и слово пусть не заставляет слушателя блуждать по закоулкам усложненного сознания. Безусловно, это первое качество нашего слова обращено к уму человека.
Примеры ораторов
В современной церковной жизни ярким проповедником, практикующим в первую очередь, метод «docere» - научения истине, является профессор Алексей Ильич Осипов. Каждое его выступление направлено на выявление истины, на возобновление правильного, незамутненного, действительно научного богословского, православного взгляда на духовную жизнь человека[3]. Именно благодаря виртуозному использованию принципа «docere» Алексей Ильич является одним из наиболее популярных проповедников современности.
К этому же «разряду» можно причислить диакона Андрея Кураева[4], священника Максима Козлова и др. …
Выводы по 1.1.
Таким образом, древние риторы вычленяли три цели красноречия: убедить, усладить и взволновать (docere, delectare, movere).
Мы можем констатировать как неопровержимый факт, что многие столетия развития античной культуры привели к пониманию необходимости обучения слушателя истине как условия успеха любого ораторского выступления. Еще не зная полноты истины, античные ораторы интуитивно искали ее и излагали не только благодарным слушателям, но и тем, кому эта истина была неприятна. Сама природа слова подвигала ораторов на этот, не всегда благодарный, подвиг, так что обучение (docere)истине стало первым из основных принципов, или методов, вошедших в древние учебники риторики.
Вторым важным выводом здесь является неоспоримо подтверждаемый факт, что риторические принципы, подсказанные самой природой и выработанные в течение многих веков античной культурой, были подтверждены авторитетом святых отцов как необходимые и для новых христианских времен.
Пример
В современной церковной жизни ярким проповедником, прибегающим в своей риторической практике к методу «delectare», является святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Речи Патриарха не свойственна показная благочестивость, назидательность, дидактичность, которые часто отталкивают человека. Она звучит вполне современно. Но, в то же время, темы, затронутые в ней, содержат огромный воспитательный потенциал. Его слова не поучают, но заставляют задуматься и осмыслить жизнь. Святейшему свойственно умение обращать внимание слушателя на обыденные повседневные вещи, от которых зависит наше преуспевание и счастье. Не поиск глубоко сокрытых богословских истин, и не императивы превалируют в его речи, речь Патриарха внутренне полемична. Он как будто отвечает на возможные возражения.
В учебниках по риторике говорится о том, что обращение к собственному опыту оратора, уместный рассказ о себе и своей семье, а также обращение к определенным темам, которые всегда интересуют всех (тема здоровья, смерти) непременно привлекают внимание аудитории. Подобные приемы мы видим в речи Патриарха.
Несмотря на отсутствие внешних «эффектов», речь Патриарха всегда буквально приковывает к себе внимание аудитории. В ней звучит спокойная уверенность в правоте своей позиции, искренняя любовь к слушателям.
Эти и многие другие, казалось бы, противоречащие друг другу, приемы используются современными проповедниками для привлечения внимания слушающих и достигают успеха. Успех же при доминирующем методе «delectare»заключается в умении показать обыденное особенным, серое – ярким, безвкусную жизнь наполнить счастьем и любовью.
Выводы по 1.2.
Умение влиять на сердце красотою слова – второй важный принцип классической риторики, который, по свидетельству святых отцов, важен и для успеха христианской проповеди, хотя, как отметил апостол Павел, красота внешняя, исключительно литературная, для достижения этой цели не обязательна. Эта, вторая из перечисленных задач античных риторик,«delectare» – усладить сердце слушателя, становится для христиан как бы второстепенным, не самодовлеющим методом. Красота здесь служит пониманию оратора, она есть отражение правильности речи, верности подбора слов, оборотов и логических умозаключений. Но сама логика, а не то, как ее излагают, есть предмет следующего принципа – понуждения к действию.
Выводы по 1-й лекции.
Мы можем констатировать как неопровержимый факт, что многие столетия развития античной культуры привели к осознанию необходимости трех методов красноречия: убедить, усладить и взволновать (docere, delectare, movere). Безусловно, каждый из этих методов представляет собою многочисленную совокупность приемов, необходимых для достижения целей ритора. С некоторой корректировкой, которую святые отцы привносили в эту область античного наследия, принципы остались столь же необходимыми и полезными для дела христианской проповеди, сколь они были необходимы когда-то в древнем мире для иных разнообразных целей, преследуемых ораторами.
Обучение (docere)истине стало первым из основных принципов или методов, вошедших в древние учебники риторики. Обучение же истине есть наипервейший долг христианского учителя благочестия.
Умение влиять на сердце красотою слова («delectare»)– второй важный принцип классической риторики, который, по свидетельству святых отцов, важен и для успеха христианской проповеди, хотя, красота внешняя, исключительно литературная, становится для христиан как бы второстепенным, не самодовлеющим методом. Красота здесь служит верности восприятия, понятности речи, верности подбора слов, оборотов и логических умозаключений.
Учение античных риторов о том, что слово должно двигать («movere») человеком, в христианстве приобретает особенное звучание «подвигать к добру», «делать подвижником», чтобы вера не оставалась без плода. Но, столь естественные для языческих времен попытки манипулировать сознанием слушателя, подчинить его своей воле, не могут иметь места в деле христианской проповеди.
Но, чтобы уметь подвигнуть слушателя на благие дела, нужно самому ритору не лишиться дерзновенияв слове, его силы,что бывает, когдаон не носит в своем сердце мира Христова, не чувствует свободы от страстей, осознает себя побежденным, а не победителем.
Итак, мы находим, что те же основные методы риторики, которые выработала античная культура в течение своего естественного тысячелетнего развития, не только не отрицаются святоотеческим наследием, но считаются необходимыми для дела христианской проповеди.
Выводы по 2-й лекции
Общественные служения, которые несли на себе главы древних родов человечества – патриархи, как у богоизбранного народа, так и у язычников – священническое, царское и пророческое, проявлялись естественным путем, сами собою, показывая тем самым тройственную природу служения, заложенную основанием мироздания. Но, если у язычников эти служения были искажены, патриархи из язычников не были пророками Божиими, жертвы приносили идолам, и управляли своими народами не благочестиво, то патриархи избранного народа, Авраам, Исаак, Иаков, и их благочестивый потомки были истинными исполнителями тройственного служения Богу и своему народу, являясь прообразами Иисуса Христа, явившего Собою полноту этого тройственного служения.
Природную естественность этих служений подтверждает и троичность основных методов античной риторики убедить, усладить и взволновать (docere, delectare, movere), и то, что эти методы не противоречат делу христианского просвещения, но подтверждаются святоотеческим преданием как необходимые в деле проповеди христианского учения. Безусловно, каждый из этих методов представляет собою многочисленную совокупность приемов, необходимых для достижения целей ритора, и, в то же время, каждый из принципов убедить, усладить и взволновать (docere, delectare, movere) в христианском отношении должен быть подкреплен духовной составляющей. Будучи воодушевлены духом Господа Иисуса Христа, эти античные принципы docere, delectare, movere делают духовными слова о спасении души, которое слушают с услаждением и исполняют, потому что они произнесены со властью.
Выводы по 3-й главе
Тройственное служение Христа во время Его пребывания на Земле явилось со всей полнотой не только как сила власти, истины и освящения человека, и не только отразилась в риторических принципах docere, delectare, movere, но оно отразилось и на структуре текста Священного Писания, и, быть может, и на структуре любого полноценного текста, и который только можно было бы отнести к произведению словесного искусства[29]. Каждый текст имеет власть подвигать человека к действию, привлекать красотами мысли и украшений и учить истине. Первая функция наполняет текст преимущественно буквальным смыслом, вторая – нравственным, третья – священно-историческим.
То есть, каждый текст, который можно было бы отнести к истинным произведениям искусства, должен состоять из трех слоев, которые, в свою очередь можно соотнести с царским, пророческим и священническим служением Бога-Слова.
Заключение
Богословский анализ методов риторики приводит к следующим выводам:
1. Развитие античной риторики привело к осознанному использованию трех методов красноречия: убедить, усладить и взволновать (docere, delectare, movere).
2. Каждый из этих методов представляет собою многочисленную совокупность приемов, необходимых для достижения целей ритора.
3. С некоторой корректировкой, которую святые отцы (дать примерыи в тексте леции) привносили в эту область античного наследия, принципы docere, delectare, movere являются необходимыми и полезными для дела христианской проповеди, чему мы можем привести примеры, как из святых отцов прошлого, так и из наших современных проповедников.
4. Если мы рассмотрим риторические принципы docere, delectare, movere в свете тройственного служения Господа Иисуса Христа, то найдем, что принцип docere (научения истине) более всего соответствует служению первосвященническому, принцип delectare (усладить) – пророческому, а принцип movere – царскому Его служению.
5. Как в древности обнаружили данные риторические принципы, так в древности же, на примере жизни древних библейских патриархов, вождей и старейшин древних народов, обнаружились и все три служения: первосвященническое, пророческое и царское. Оба эти факта говорят о естественности существующих явлений: тройственного служения общественного и словесного, и о естественности их соответствий.
6. В устах христианских проповедников docere, delectare, movere делают духовными слова о спасении души (docere), которое слушают с услаждением (delectare) и исполняют, потому что они произнесены со властью (movere).
7.Святые отцы в ткани Священного писания видели три смысла: буквальный, священно-исторический и нравственный. В риторической практике буквальному смыслу Священного писания отвечает принцип movere и соответствует царственное служение Бога-Слова, потому что ясность и простота буквального смысла должна быть и действительно свойственна тому императиву, которым призывает к действию Слово Божие.
9. Нравственное смыслу священного писания более всего отвечает объясняющее духовные смыслы пророческое служение Бога-Слова и принцип delectare.
10. Священно-историческому смыслу священного писания более всего отвечает первосвященническое служение Бога-Слова и принцип docere.
11. Не только Священное писание, но и любой текст, который можно было бы отнести к истинным произведениям словесного искусства, состоит из трех слоев, которые, в свою очередь можно соотнести с царским, пророческим и священническим служением Слова.
12. Умелое использование всех перечисленных функций, для наглядности сведённых ниже в таблицу, является необходимым условием усвоения всего христианского богословского наследия и залогом искусного владения словом.
Результаты
Античный риторический принцип | Docere (обучать, наставлять) | Delectare (доставлять удовольствие, услаждение красотой речи) | Movere (приводить в движение, волновать) |
Служения ветхозаветных и вообще древних патриархов | Главный жрец (первосвященник) | Пророк (учитель) | Глава племени (царь) |
Служение любой власти | Законодательная | Судебная (милосердия) | Исполнительная |
Функции совести | Законодательная | Судебная (милосердия) | Исполнительная |
Тройственное лужение Господа Иисуса Христа, и служение патриархов | Первосвященническое служение | Пророческое служение | Царское служение |
Слово христианского проповедника и пастыря в соответствии с понятием тройственного служения | слово о спасении души | слово, которое слушают с услаждением | слово со властью |
Слово к одной из граней (в соответствии с христианской антропологией) души человеческой | Слово обращено к уму | Слово обращено к сердцу | Слово обращено к воле |
Смыслы Священного писания | священно-исторический смысл | духовный смысл | буквальный смысл |
Из перечисленных соответствий можно сделать и многие иные полезные для богословов и всех, занимающихся словом, выводы.
Особенно стоит отметить на судебную функцию совести и власти. Соответствие судебной функции принципу Delectare (доставлять удовольствие, услаждение красотой речи) кажется неверным, ведь какое услаждение тем, кто находится под судом? Но, при более внимательном отношении к этому соответствию, мы найдём, что судебной власти христиан свойственнее всего милосердие, а не осуждение. А что может услаждать более, чем милосердие и прощение?
Список использованной литературы
1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М.: Языки русской культуры, 1996. – 448 c.
2. Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство по гомилетике. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2001. – 144 с.
3. Амвросий (Ключарев), архиеп. Искусство проповеди. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. – 176 с.
4. Аннушкин В. А. Первая русская «Риторика». – М.: Добросвет, 1999. – 362 с.
5. Аннушкин В.И. Русская риторика: исторический аспект. М.: Высшая школа, 2003. – 400 с.
6. Аннушкин В. А. История русской риторики. Хрестоматия. – М.: Флинта. Наука, 2002. – 416 с.
7. Античные риторики. – М.: Изд-во Московского университета, 1978. -352 с.
8. Аристотель. Риторика. Поэтика. – М.: Лабиринт, 2000. – 224 с.
9. Артемий Владимиров, протоиерей. Белый ангел Москвы. «Артос». Елизаветинская гимназия при Марфо-Мариинской обители. Москва, 2009. 48 с.
10. Артемий Владимиров, протоиерей. "Господи, воззмах к Тебе, услыши меня...":Сборник избранных проповедей. Издательство: Православного Братства Святителя Филарета Московского. 2003. 174 с.
11. Артемий Владимиров, протоиерей. Искусство речи М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2011. – 368 с.
12. Артемий Владимиров, протоиерей. Искусство словесного служения. – М., Артос, 2010 – 88 с.
13. Артемий Владимиров, протоиерей. Семицветная радуга человеческого слова. Гимназия святителя Василия Великого. ЦДС АНО «Артос». М., 2007. 72 с.
14. Артемий Владимиров, протоиерей. Семь слов о святых Таинствах Матери Церкви Место издательства: Москва. Издательство: Артос, 2013. 64 с.
15. Артемий Владимиров, протоиерей. Учебник жизни Москва: Православного Братства Свт. Филарета Митр. Моск. 1998. 191 с.
16. Волков А.А. Курс русской риторики. — М.: Издательство храма св. муч. Татианы, 2001. – 480 с.
17. Волков А.А. Основы риторики: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2003. – 304 с.
18. Граудина Л. К., Кочеткова Г. И. Русская риторика. – М.: Центрполиграф, 2001. - 670 с
19. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. - М.: Либроком, 2009 – 240 с.
20. Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. - М.: Омега, 2003. – 488 с.
21. Дронов Михаил, протоиерей Карнеги, «Анти-Карнеги и авва Дорофей» // Альфа и Омега. - 1997. - №1 (12). - С. 213 – 255
22. Дронов Михаил, протоиерей Талант общения. Дейл Карнеги или авва Дорофей– М., 2010. - 128 с.
23. Добротолюбие. Избранное для мирян. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1997. – 447 с.
24. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., Издательство МГУ,1997. - 344 с
25. Епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. Гомилетика. Теория церковной проповеди. – Сергиев Посад: МДА. 1999. – 324 с.
26. Зубов В.П. Русские проповедники: Очерки по истории русской проповеди. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 232 с.
27. История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983, Т. 1.
28. Лосский В.Н. Догматическое богословие. – М., 2008. – 176 с.
29. Малиновский Н., прот. Очерк Православного догматического богословия. М., изд-во ПСТБИ, 2003 г. http://iskuplenie.wordpress.com/dogm_mal_3/
30. Михаил (Тахи-Заде), иером. Конспекты лекций по литургике. Период Октоиха. http://www.liturgica.ru/bibliot/tahi_zd.html
31. Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнтельно-исторической риторике: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов.- М.: Издательство «Academia», 1996. – 192 с.
32. Общая риторика: Пер. с фр./ Ж. Дюбуа, Ф. Пир, А. Тринон и др. - М.: Прогресс, 1986 – 392 с.
33. Помазанский, отец Михаил, протопресвитер. Православное Догматическое Богословие. St. Herman of Alaska brotherhood press, 1992. 283 c.
34. Преподобный Макарий Египетский Духовные беседы. - М., 2009. - 784 с.
35. Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. - Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. - 131 с.
36. Прохватилова О. А. Православная проповедь как феномен звучащей речи. – Волгоград, 1999. - 364 с.
37. Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. – М.: Флинта. Наука, 2003. – 176 с.
38. Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М.: Добросвет, 1997. – 600 с.
39. Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. - СПб., 1995. - 176 с.
40. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001. – 252 с.
[1] См. в библиографии: Аристотель. Риторика. Поэтика.
[2] Гаспаров М. Л. Греческая и римская литература I в. н. э. // История всемирной литературы: в 9 тт. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983— ... Т. 1. — 1983. — С. 442.
[3] Официальный сайт: http://alexey-osipov.ru
[4] http://kuraev.ru
[5] Античные риторики. – М.: Изд-во Московского университета, 1978. С. 32.
[6] Аннушкин В. А. История русской риторики. Хрестоматия. – М.: Флинта. Наука, 2002. С. 98.
[7] Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство по гомилетике. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2001. С. 82.
[8] Античные риторики. – М.: Изд-во Московского университета, 1978. С. 19.
[9] Аннушкин В. А. История русской риторики. Хрестоматия. – М.: Флинта. Наука, 2002. С. 9.
[10] Там же, с. 212.
[11] Там же, с 312
[12] Там же, с. 354
[13] Там же, с. 401
[14] Михальская А. К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов.- М.: Издательство «Academia», 1996. С. 14
[15] Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. - М.: Омега, 2003. С. 23.
[16] Лосский В. Н. Догматическое богословие. – М., 2008. С. 63.
[17] Преподобный Макарий Египетский Духовные беседы. - М., 2009. С. 341.
[18] Грибоедов А.С., "Горе от ума"
[19] http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/
[20] Прот. Н. Малиновский. Очерк Православного догматического богословия. М., изд-во ПСТБИ, 2003 г.http://iskuplenie.wordpress.com/dogm_mal_3/
[21] Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное догматическое богословие. М., Издательский Совет РПЦ, Изд-во "Дар", 2005.
[22] См. иером. Михаил (Тахи-Заде). Конспекты лекций по литургике. Период Октоиха.
[23] Помазанский, отец Михаил, протопресвитер. Православное Догматическое Богословие. С.152
[24] Молитва "херувимской" песни на Литургии
[25] Подробнее о таинстве священства смотри: Артемий Владимиров, протоиерей. Семь слов о святых Таинствах Матери Церкви. Сс. 54 – 62.
[26] Помазанский, отец Михаил, протопресвитер. Православное Догматическое Богословие. С. 153.
[27] Помазанский, отец Михаил, протопресвитер. Православное Догматическое Богословие. С. 154-155.
[28] См., например, Артемий Владимиров, протоиерей. Белый ангел Москвы.
[29] См., например: Артемий Владимиров, протоиерей. Искусство словесного служения;
См. также: Артемий Владимиров, протоиерей. Семицветная радуга человеческого слова
Лекция 1. Методы древних ораторов и их применение в христианской риторике
.