История развития науки о культуре речи

Учение о речевой культуре зародилось в Древней Греции и Древнем Риме - в теории и практике ораторского искусства (риторики). Риторика - наука об искусстве красноречия - существует с древнейших времен и занимает важное место в культуре, соединяя богатую историческую традицию и практические рекомендации для всех желающих говорить красиво, точно и убедительно.

  • Роль риторики по-разному оценивалась в разные времена и в разных обществах:
    • в античности искусство речи рассматривалось как важнейшая часть культуры мышления - мышления философского, политического, художественного;
    • в средние века риторика стала использоваться как внешнее украшение содержания речи, нередко понималась крайне формально;
    • в ХХ в. само слово "риторика" стало для некоторых обозначением пустой, бессодержательной или неискренней речи.

1.Ораторское искусство и наука о нем зародились в Древней Греции. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. Выступления в народном собрании требовали умения выступать с убедительными речами.

В Древней Греции человеку приходилось довольно часто выступать с публичными речами – в народном собрании, в суде, на многолюдных праздниках и дружеских встречах. При этом слушатели обращали внимание на красоту или неловкость речи. Поэтому софисты – представители школы философов-просветителей – обучали граждан искусству спора, законам логики, составлению речей.
Софисты занимались не только практикой, но и теорией красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве.

2. Под влиянием греческой культуры искусство красноречия стало развиваться в Древнем Риме. Римляне также высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли. Государственные дела также решались в народном собрании, сенате и суде, где мог выступить любой свободный гражданин. Владение словом поэтому было необходимым условием участия гражданина в политической жизни. В таких общественных условиях ораторское мастерство было широко распространенным явлением.
3. В новых духовных условиях Средневековья риторика, воспринявшая основные нормы античной теории красноречия, приобретает новые черты. Господствующим жанром становится церковное красноречие, и задачи оратора заключаются в разъяснении и иллюстрировании заранее известных положений. Цитирование и ссылка на авторитеты становятся основными элементами выступлений.
4. Новое время, начавшееся западноевропейским Возрождением, ознаменовалось бурным ростом культуры во всех областях. Красноречие вновь приобретает более широкое распространение и получает социально-политическую направленность.

5. Риторики в России. В России первой книгой по риторике был перевод начала XVII века, сделанный предположительно митрополитом Макарием, учебника немецкого гуманиста (сподвижника Лютера) Филиппа Меланхтона (1497-1560). Этот рукописный учебник, видоизмененный при переводе, дошел до нас в 34 списках. В этой книге дается представление о риторике, ее частях, видах речей и украшении речи.
В 1699 г. появляется новая "Риторика", автором которой был, вероятно, М.И. Усачев. Одним из ранних является риторическое сочинение Феофана Прокоповича (1681-1736), написанное в начале XVIII в. на латинском языке по материалам лекционного курса, прочитанного им в 1706-1707 гг. в Киево-Могилянской академии.
Значительный вклад в развитие риторики в России внес М.В. Ломоносов (1711-1765), написав "Краткое руководство к красноречию" (1748).

  • Риторика М.В. Ломоносова состоит из трех частей:
    • "О изобретении",
    • "О украшении",
    • "О расположении".

Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи на государственные, общественные и религиозно-философские темы.

  • Он выделяет:
    • собственно риторику, т.е. учение о красноречии вообще;
    • ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе;
    • поэзию, т.е. наставление к сочинению поэтических произведений.

В XIX в. расцвет риторики связан с судебной реформой 1860-х гг. Прения сторон в суде привели к развитию судебного красноречия. В университетах России во 2-й половине XIX в. развивается академическое красноречие.
В начале XX в. активизация политической жизни вызывает развитие политической ораторской речи.
Теоретический интерес к риторике достиг вершины в 20-е гг. XX в. В 1918 г. в Петрограде был создан Институт живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся ученые и общественные деятели: В.Э. Мейерхольд, А.В. Луначарский, Л.В. Щерба, Н.А. Энгельгардт, Б.М. Эйхенбаум, Л.П. Якубинский. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности. Работа института осуществлялась в трех отделах: научном, учебном и просветительском. Читались лекции по теории красноречия, эстетике и этике общежития, психологии речи и мышления, публиковались сборники научных трудов. К началу 30-х гг. институт прекратил свое существование.
В условиях тоталитарного строя ораторское искусство стало лишним, ненужным. Вопросы общественной жизни решались не силой логических доводов, а силой государственного принуждения. В советский период риторика не изучалась ни как учебный предмет, ни как научная дисциплина. Само слово "риторика" в текстах официальной пропаганды стало синонимом демагогии, пустой и ложной речи. Содержание речи резко противопоставлялось ее форме. Забота о форме речи нередко объявлялась излишней, уводящей от сути дела. В красивой речи подозревалось сокрытие враждебного содержания. Ясно, что при таком положении ораторское мастерство не могло иметь какого-либо значения, и риторика не имела общественного признания.
6. В современную эпоху риторика занимает прочное место в программе школ и университетов по всему миру. Риторика рассматривается как важная часть гуманитарного образования современного человека независимо от его основной специальности. Предмет риторики по-разному понимается в разных научных традициях новейшего времени. Риторику изучают как теорию культуры речи, как историю ораторского искусства, как технику устного публичного выступления, как стилистику текста, как методику обучения эффективному общению. Все эти аспекты имеют непосредственное отношение к риторике.

Современная риторика - это теоретическая и прикладная филологическая наука о логических, эстетических и этических качествах нехудожественной речи (научной, деловой, публичной, разговорной). Качествами художественной речи занимается другая филологическая наука – поэтика. Риторика опирается на культуру речи, но предполагает более высокий уровень речевого мастерства говорящего.
Демократизация общественной жизни в конце 1980-х – начале 1990-х гг. изменила условия публичного общения. Свобода слова, реальные выборы в представительные органы власти включили в процесс публичного общения многих людей, ранее не имевших навыков такого общения. Так потребности жизни вновь возродили интерес к риторике. Сейчас риторика включена в программы гимназий, гуманитарных классов школ. В университетах риторику изучают филологи, журналисты, специалисты по связям с общественностью, юристы. Риторика стала темой научных статей и конференций. Выходят учебники по этой дисциплине.

Представители риторики (теории и искусства)

Среди первых выдающихся представителей античной риторики называют Горгия (ок. 480 - 380 до н.э.), Лисия (435 - 380 до н.э.), Демосфена (ок. 384 - 322 до н.э.).
Наибольший вклад в теорию красноречия внесли греческие философы Платон (427 – 347 до н.э.) и Аристотель (384 – 322 до н.э.).
Платон изложил мысли своего учителя Сократа в знаменитых диалогах "Горгий", "Софист", "Федр", центральным персонажем которых как раз и является Сократ.
Платон определяет софистику как мнимую мудрость и противопоставляет риторике софистов подлинное красноречие, основанное на знании истины. Целью речи является познание истины, т.е. определение сущности предмета, для чего необходимо сначала четко определить предмет речи.
В диалоге "Федр" говорится о построении речи. По мысли Платона, на первом месте должно быть вступление, на втором - изложение, на третьем - доказательства, на четвертом - правдоподобные выводы. Возможны еще подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.
Аристотель. Ученик Платона Аристотель написал "Риторику", сочинение из трех книг.
В первой книге рассматривается предмет риторики, которая определяется как "способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета…".

  • Аристотель выделяет три вида таких способов:
    • "одни из них находятся в зависимости от характера говорящего";
    • "другие - от того или другого настроения слушателя";
    • "третьи - от самой речи".

Во второй книге "Риторики" Аристотеля говорится о "причинах, возбуждающих доверие к говорящему". Это "разум, добродетель и благорасположение". Аристотель советует оратору помнить о возрасте, происхождении и общественном положении слушателей, учит приемам убеждения и отводит много места логическим доказательствам.
Третья книга "Риторики" посвящена самой речи. Большое внимание уделяется стилю, который ставится в зависимость от предмета изложения.
Цицерон. Вершиной ораторского искусства в Древнем Риме является деятельность Марка Туллия Цицерона (106 - 43 до н.э.) - крупнейшего оратора, писателя и политика.

  • Из риторических сочинений Цицерона большое значение имеют прежде всего три книги:
    • "Об ораторе", в которой автор показывает идеального, всесторонне образованного оратора-философа;
    • "Брут, или О знаменитых ораторах" - книга, содержащая историю красноречия;
    • "Оратор" - сочинение, в котором разрабатывается вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывается собственный идеал Цицерона.

Цицерон полагает, что подлинное красноречие представляет собой далеко не простое искусство, которое основывается, прежде всего, на глубоком знании предмета. В античности философы и риторы спорили о том, является ли риторика наукой. Философы утверждали, что риторика не есть наука. Риторы считали иначе. Цицерон предложил свое решение: риторика не является истинной (умозрительной) наукой, но представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта.
Цицерон придерживается классической схемы членения риторического процесса. Риторический процесс – это весь путь от мысли к звучащему публичному слову.

  • Классическая схема его состоит из пяти частей:
    1. Найти что сказать.
    2. Найденное расположить по порядку.
    3. Придать ему словесную форму.
    4. Утвердить все это в памяти.
    5. Произнести.

Квинтилиан. Другим представителем древнеримского красноречия является знаменитый оратор Марк Фабий Квинтилиан (35 - 96 н.э.) - автор обширного сочинения в двенадцати книгах "Риторические наставления". В этом труде учтен опыт классической риторики и собственный опыт автора как преподавателя риторики и судебного оратора. Квинтилиан рассказывает о воспитании будущего оратора, занятиях в риторической школе, рассуждает об изучении грамматики, философии, искусства, права, анализирует образцовых ораторов, писателей, поэтов, говорит о системе упражнений, дает рекомендации для чтения художественных произведений и блестящих речей.
Риторика и ораторы в Средневековой Европы. В средневековье прославились такие ораторы, как Иоанн Златоуст (ум. в 407 н.э.) и Фома Аквинский (1225 - 1274).
Иоанн Златоуст считался идеальным византийским проповедником. Фома Аквинский заложил основы теории церковного красноречия.
Заметный вклад в развитие риторики внесли европейские писатели и мыслители нового времени: Б. Паскаль, М. Монтень, Ж. Лабрюйер, Ф. Бэкон, Г. Лихтенберг.
Французский писатель XVII в. Ж. Лабрюйер писал, что "красноречие - это дар, позволяющий нам овладевать умом и сердцем собеседника, способность втолковывать или внушать ему все, что нам угодно".
Риторика и ораторы в России. Основоположниками риторики в России были М.В. Ломоносов, И.С. Рижский, А.Ф. Мерзляков, М.М. Сперанский.
Ректор Харьковского университета, профессор красноречия и русского языка Иван Степанович Рижский был автором "Опыта риторики", издававшегося в 1795, 1805 и 1822 гг. Задачу оратора Рижский видит в воздействии на ум и чувства слушателей силой слова, которая, по его мнению, заключается в выразительности и изобразительности. Рижский выделил жанры больших речей, определил случаи нарушения чистоты речи.
"Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических" русского поэта и переводчика Алексея Федоровича Мерзлякова была предназначена для воспитанников Московского университетского пансиона и пользовалась большой популярностью в первой трети XIX в. Мерзляков называет следующие цели оратора: научение, убеждение и искусство тронуть слушателя. Мерзляков считает, что красноречие обязательно должно иметь благородную цель - распространение познания, открытые новых истин.
Книга А.С. Никольского "Краткая логика и риторика для учащихся в Российских духовных училищах" (1790) посвящена вопросу о жанрово-ситуативных формах речи, характеристикам прозаической, ораторской и стихотворной речи.
Александр Иванович Галич, один из учителей А.С. Пушкина, преподавал в Царскосельском лицее русскую и латинскую словесность. В 1830 г. вышла в свет его книга "Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений". По Галичу, "теория красноречия, риторика, научает систематически обрабатывать сочинения на письме и предлагать изустно так, чтобы они и со стороны материи и со стороны формы, т.е. и по содержанию, и по отделке, нравились читателю или слушателю, произведя в его душе убеждение, растроганность и решимость удачным выбором и размещением мыслей, а равно и приличным выражением мыслей с помощью слов".

  • Галич выделяет четыре главных момента, на которых основывается наука красноречия:
    • "счастливое изобретение мыслей, приличных предмету";
    • "благоразумное расположение мыслей и умение воздействовать на слушателей так, чтобы они могли легко воспринимать идею в целом и по частям";
    • "изложение или выражение мыслей словами";
    • "провозглашение ораторской речи".

Другой преподаватель Царскосельского лицея Николай Федорович Кошанский является автором "Частной реторики" (1832) и "Общей реторики" (1854). Такое написание слова "реторика" употреблялось в качестве варианта в XIX в., оно соответствует правописанию этого слова в греческом языке. Общая риторика содержит главные, начальные правила всех прозаических сочинений, частная риторика, основываясь на общей, рассматривает каждое прозаическое произведение, его достоинства и недостатки.
Большой вклад в развитие риторики в России внесла посмертно опубликованная в 1844 г. книга М.М. Сперанского "Правила высшего красноречия". Сперанский был известным государственным деятелем эпохи Александра I. В этой работе детально рассмотрены вопросы структуры публичного выступления, аргументации, композиции, выразительности речи.
Среди выдающихся представителей риторики как практического искусства были такие видные судебные ораторы, как Н.П. Карабчевский, Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, С.А. Андреевский, а также крупнейшие юристы А.Ф. Кони и П.С. Пороховщиков. Пороховщиков (псевдоним П. Сергеич) написал оригинальный труд по истории русского судебного красноречия "Искусство речи на суде", А.Ф. Кони - книгу "Советы лекторам".
Яркими представителями академического красноречия являются знаменитые русские ученые: историки Т.Н. Грановский и В.О. Ключевский, химик Д.И. Менделеев, биолог К.А. Тимирязев.
В конце XIX - начале XX в. появляются новые работы, посвященные отдельным проблемам риторики: "Очерки по истории красноречия А.Г. Тимофеева (1899), "Принципы красноречия и проповедничества" И.П. Триодина (1915).
Последние работы по риторике, продолжающие традиции XIX в., были связаны с деятельностью Института Живого Слова. В "Записках Института Живого Слова" (1919) были опубликованы "Программа курса лекций по теории красноречия (риторика)" Н.А. Энгельгардта и работа А.Ф. Кони "Живое слово и приемы обращения с ним в различных областях". В 20-е гг. XX в. риторика была исключена из школьного и вузовского обучения.
Во 2-й половине ХХ в. происходит возрождение интереса к риторике. Появляются труды С.С. Аверинцева, Ю.М. Лотмана, В.П. Вомперского, Ю.В. Рождественского. Развивается "неориторика" в США и Европе. В 90-е гг. ХХ в. в России происходит возрождение риторики как научного направления и учебной дисциплины, риторика становится темой монографий и статей, предметом изучения в вузах и школах.

Наши рекомендации