Интонация в слогах и коротких словах
Дети стоят по кругу. Проговаривание междометий при обязательном обыгрывании, их мимикой лица. Интонация выделена в тексте при описании движений.
Ай! — Интонация испуга.
а___ — Движение на звук а.
й__ — Движение на звук и.
Ай! — Немного отпрянуть назад, отдернув руку, как от ожога, на лице выражение испуга.
Ой!—Интонация радости.
о __— Движение на звук о.
й__ — Движение на звук и.
Ой!—Всплеснуть руками и поднести их к лицу, на лице — радость.
Эй!— Звательная интонация.
э__— Движение на звук э.
й__— Движение на звук и.
Эй! — Взмах рукой вверх (радостно).
* * *
Дети стоят по кругу, речевые упражнения выполняются сначала хором, потом индивидуально. Интонация выделена в тексте при описании движений.
Ай! — Руки прижать к себе, испуганно отклониться назад.
Ай-я-яй! — Укоризненно покачать головой и погрозить пальцем.
Ой! — Радостно, с улыбкой слегка развести руки в стороны.
Ой-ё-ёй! — Покачать головой с сожалением, руки немного развести в стороны.
Эй!— Радостный окрик, руку вытянуть вверх.
Эй-е-ей!— Повторить предыдущее движение, приветливо помахать вверху рукой.
Ай-я-яй! Как нехорошо! — Укоризненно погрозить пальцем.
Ой-ё-ёй! Как жалко! — С сожалением развести руки в стороны.
Эй-е-ей! Идите сюда! — Радостно крикнуть и махнуть рукой.
* * *
Дети стоят по кругу. Воспроизведение разной интонации на слоге па.
Интонация радости — руки согнуты на уровне груди. Быстрым движением руки вверх в стороны. Голос радостный, на лице соответствующее выражение: па __!
Интонация вопроса — руки согнуты на уровне груди, локти чуть подняты в стороны. Кисти рук опустить вниз, а затем поднять вверх в стороны, как бы описывая ими нижний полукруг. В голосе и на лице выражение вопроса: па?
Интонация растерянности — руки согнуты на уровне груди. Развести их немного в стороны. Растерянность на лице и в голосе: па__.
Интонация испуга — руки согнуты на уровне груди, локти опущены. Легкие махи руками перед собой (как будто бы отмахиваемся от чего-то). Немного сжаться всем телом, имитируя испуг. Соответствующая интонация в голосе и выражение на лице: па, па...
Интонация отвращения — движения аналогичны описанным в предыдущем упражнении, на лице гримаса отвращения: па, па...
* * *
Дети стоят по кругу. Воспроизведение разной интонации.
Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! — Радостно, руки положить на область диафрагмы, имитировать смех.
Ах! Ах! Ах! — Испуганно, кисти рук поднять к щекам. На лице выражение испуга.
Ох! ох__ох__ох! — С сожалением, движение, описанное в предыдущем упражнении.
* * *
Дети стоят по кругу. Воспроизведение повествовательной, вопросительной, восклицательной интонаций на слове мама.
Упражнение выполняется сначала фронтально; потом с каждым учеником индивидуально.
1. Правой рукой погладить левую руку от плеча к кисти: мама.
2. Опустить руки вниз: мама.
3. Руки согнуты на уровне груди. Быстрым движением развести руки вверх в стороны. Голос радостный: мама! (рис. 92).
4. Руки согнуты на уровне груди. Выполнить движение, обозначающее вопрос: мама?
5. Воспроизведение различной интонации на слове мама в произвольном порядке:
Мама. Мама!
Мама! Мама?
Мама? Мама. (и т. д.)
* * *
Дети стоят по кругу. Воспроизведение разной интонации на словах: стоп, стой, встань.
С __топ! — Повелительно, движение на звук с переходит в резкое движение, при котором сжимаются кулаки: С__топ!
С__той! Повелительно, движение на звук с переходит в быстрое разведение рук вверх в стороны: С__той!
В__с__танъ! — Просительно, руги согнуты на уровне груди. Кисти рук поднести ко рту. Плавным движением выдвинуть руки вперед ото рта, затем немного опустить и сделать естественный жест: встань (см. рис. 86).
Встань! — Повелительно, повторить движение, но выполнить его резко, требовательно.
* * *
Дети стоят по кругу, руки опущены вниз. Воспроизведение разной интонации на словах: на, нет, ну, но.
НА__— Просительно, мягким, плавным движением вытянуть руку вперед («что-то даю»).
На__ — Сердито, резким движением вытянуть руку вперед.
Учитель говорит слова с просительной и сердитой интонациями, повернувшись к ученикам спиной, рассчитывая на их слуховое восприятие. Ученики повторяют с соответствующей интонацией.
Не__т — Жалостно, правая рука согнута на уровне груди, локоть опущен. Отрицательный жест рукой перед собой, одновременно плавным, мягким движением покачивать головой.
Нет — Отрицательно, резкий отрицательный жест правой рукой перед собой.
Упражнение на различение интонаций в этих словах с опорой только на слуховое восприятие учащихся. Учащиеся воспроизводят на и нет с соответствующей интонацией и движением руки.
* * *
Но! — Восклицательно, руки вытянуть вперед («натягивать вожжи»). Правую руку поднять вверх («погонять лошадей»): Но!
Ну? — Вопросительно, руки согнуты на уровне груди, выполнить движение, обозначающее вопрос: Ну?
Ученики поворачиваются друг к другу и задают вопрос: Ну?
* * *
Дети стоят по кругу. Воспроизведение разной интонации на словах дай, не дам.
Д__ай! — Просительно, легкий взмах правой рукой к себе («прошу»).
Дай! — Повелительно, то же движение резко, требовательно.
Упражнение на различение интонаций в этих словах с опорой только, на слуховое восприятие учащихся.
Не дам! — Сердито, руки резко прижать к груди, слегка податься туловищем назад (рис. 93).
Не дам!— Жалобно, сжаться в комочек, руки прижать к груди.
Упражнение на различение интонаций (жалобной и сердитой) на словосочетании не дам! затем просительной и повелительной на слове Дай!
Упражнение проводится с опорой только на слуховое восприятие учащихся. Дети отвечают сначала в сопровождении движений, а затем без них.
ИНТОНАЦИЯ