Интонация в слогах и коротких словах

Дети стоят по кругу. Проговаривание междометий при обязательном обыгрывании, их мимикой лица. Интонация выделена в тексте при описании движений.

Ай! — Интонация испуга.

а___ — Движение на звук а.

й__ — Движение на звук и.

Ай! — Немного отпрянуть назад, отдернув руку, как от ожога, на лице выражение испуга.

Ой!—Интонация радости.

о __— Движение на звук о.

й__ — Движение на звук и.

Ой!—Всплеснуть руками и поднести их к лицу, на лице — радость.

Эй!— Звательная интонация.

э__— Движение на звук э.

й__— Движение на звук и.

Эй! — Взмах рукой вверх (радостно).

* * *

Дети стоят по кругу, речевые упражнения выполняются сначала хором, потом индивидуально. Интонация выделена в тексте при описании движений.

Ай! — Руки прижать к себе, испуганно отклониться назад.

Ай-я-яй! — Укоризненно покачать головой и пог­розить пальцем.

Ой! — Радостно, с улыбкой слегка развести руки в стороны.

Ой-ё-ёй! — Покачать головой с сожалением, руки немного развести в стороны.

Эй!— Радостный окрик, руку вытянуть вверх.

Эй-е-ей!— Повторить предыдущее движение, при­ветливо помахать вверху рукой.

Ай-я-яй! Как нехорошо! — Укоризненно погрозить пальцем.

Ой-ё-ёй! Как жалко! — С сожалением развести руки в стороны.

Эй-е-ей! Идите сюда! — Радостно крикнуть и мах­нуть рукой.

* * *

Дети стоят по кругу. Воспроизведение разной интонации на слоге па.

Интонация радости — руки согнуты на уровне груди. Быстрым движением руки вверх в стороны. Голос радост­ный, на лице соответствующее выражение: па __!

Интонация вопроса — руки согнуты на уровне груди, локти чуть подняты в стороны. Кисти рук опустить вниз, а затем поднять вверх в стороны, как бы описывая ими ни­жний полукруг. В голосе и на лице выражение вопроса: па?

Интонация растерянности — руки согнуты на уровне груди. Развести их немного в стороны. Растерянность на лице и в голосе: па__.

Интонация испуга — руки согнуты на уровне груди, лок­ти опущены. Легкие махи руками перед собой (как будто бы отмахиваемся от чего-то). Немного сжаться всем телом, ими­тируя испуг. Соответствующая интонация в голосе и выра­жение на лице: па, па...

Интонация отвращения — движения аналогичны описан­ным в предыдущем упражнении, на лице гримаса отвраще­ния: па, па...

* * *

Дети стоят по кругу. Воспроизведение разной интона­ции.

Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! — Радостно, руки положить на область диафрагмы, имитировать смех.

Ах! Ах! Ах! — Испуганно, кисти рук поднять к щекам. На лице выражение испуга.

Ох! ох__ох__ох! — С сожалением, движение, описан­ное в предыдущем упражнении.

* * *

Дети стоят по кругу. Воспроизведение повествователь­ной, вопросительной, восклицательной интонаций на слове мама.

Упражнение выполняется сначала фронтально; потом с каждым учеником индивидуально.

1. Правой рукой погладить левую руку от плеча к кисти: мама.

2. Опустить руки вниз: мама.

3. Руки согнуты на уровне груди. Быстрым движением развести руки вверх в стороны. Голос радостный: мама! (рис. 92).

4. Руки согнуты на уровне груди. Выполнить движение, обозначающее вопрос: мама?

5. Воспроизведение различной интонации на слове мама в произвольном порядке:

Мама. Мама!

Мама! Мама?

Мама? Мама. (и т. д.)

* * *

Дети стоят по кругу. Воспроизведение разной интонации на словах: стоп, стой, встань.

С __топ! — Повелительно, движение на звук с перехо­дит в резкое движение, при котором сжимаются кулаки: С__топ!

С__той! Повелительно, движение на звук с переходит в быстрое разведение рук вверх в стороны: С__той!

В__с__танъ! — Просительно, руги согнуты на уровне груди. Кисти рук поднести ко рту. Плавным движением выдвинуть руки вперед ото рта, затем немного опустить и сде­лать естественный жест: встань (см. рис. 86).

Встань! — Повелительно, повторить движение, но выпол­нить его резко, требовательно.

* * *

Дети стоят по кругу, руки опущены вниз. Воспроизведе­ние разной интонации на словах: на, нет, ну, но.

НА__— Просительно, мягким, плавным движением вы­тянуть руку вперед («что-то даю»).

На__ — Сердито, резким движением вытянуть руку вперед.

Учитель говорит слова с просительной и сердитой инто­нациями, повернувшись к ученикам спиной, рассчитывая на их слуховое восприятие. Ученики повторяют с соответству­ющей интонацией.

Не__т — Жалостно, правая рука согнута на уровне груди, локоть опущен. Отрицательный жест рукой перед со­бой, одновременно плавным, мягким движением покачивать головой.

Нет — Отрицательно, резкий отрицательный жест пра­вой рукой перед собой.

Упражнение на различение интонаций в этих словах с опорой только на слуховое восприятие учащихся. Учащиеся воспроизводят на и нет с соответствующей интонацией и движением руки.

* * *

Но! — Восклицательно, руки вытянуть вперед («натяги­вать вожжи»). Правую руку поднять вверх («погонять лоша­дей»): Но!

Ну? — Вопросительно, руки согнуты на уровне груди, выполнить движение, обозначающее вопрос: Ну?

Ученики поворачиваются друг к другу и задают вопрос: Ну?

* * *

Дети стоят по кругу. Воспроизведение разной интонации на словах дай, не дам.

Д__ай! — Просительно, легкий взмах правой рукой к себе («прошу»).

Дай! — Повелительно, то же движение резко, требова­тельно.

Упражнение на различение интонаций в этих словах с опорой только, на слуховое восприятие учащихся.

Не дам! — Сердито, руки резко прижать к груди, слегка податься туловищем назад (рис. 93).

Не дам!— Жалобно, сжаться в комочек, руки прижать к груди.

Упражнение на различение интонаций (жалобной и сер­дитой) на словосочетании не дам! затем просительной и по­велительной на слове Дай!

Упражнение проводится с опорой только на слуховое восприятие учащихся. Дети отвечают сначала в сопровож­дении движений, а затем без них.

ИНТОНАЦИЯ

Наши рекомендации