Если по работе вам приходится выступать на публике — эта статья для вас. Мы предлагаем конкретные способы организации выступления, повышения уверенности в себе в качестве оратора.
Если по работе вам приходится выступать на публике — эта статья для вас. Мы предлагаем конкретные способы организации выступления, повышения уверенности в себе в качестве оратора.
Автор: Игорь Kyзнeцoв, имидж-консультант, автор учебных программ по деловому общению и корпоративной культуре
Семь «грехов» публичных ораторов
Почему бывают ситуации, когда слушатели не могут дождаться той минуты, когда говорящий замолчит? Вот некоторые причины.
- Плохое знание предмета. Оратор не видит всего содержательного поля, на котором ему предстоит выступать. Он отправляется в путешествие без карты, зная лишь какие-то приметы ландшафта.
- Плохое знание аудитории. И здесь он не видит «поля», выступает без карты. Он не пытается посмотреть на себя и свою речь со стороны, не задается вопросом, как его речь будет восприниматься, когда аудитория удивится, когда обрадуется и т.д.
- Безразличие к аудитории и к предмету. Оратор не воспринимает предмет эмоционально. Он не загорается желанием сделать свой взгляд на предмет всеобщим взглядом. От этого его речь становится вялой, а если он и вспоминает о риторических приемах, например о фигурах, то их употребление выглядит неуместно.
- Неумение «вписать» свою речь в жизнь. Оратор не задумывается над тем, что изменится после того, как он закончит свою речь, с чем уйдут слушатели, что запомнят.
- Рыхлость композиции. Оратор не умеет выделить в своей речи главное, расставить смысловые вехи.
- Неряшливость языка и плохая дикция.
- Бумага в руках у выступающего. Чтение речи по бумажке производит плохое впечатление. Бумага в руках выступающего должна иметь вид документа. Но в этом случае на нее лучше указывать, чем читать по ней. Однако в отдельных случаях чтение цитаты может произвести сильное впечатление. Тогда это чтение должно быть еще и акцентированным.
Как написать и прочитать подготовленную речь
- Пишите так, как вы говорите, а не как пишите.
- Составьте каждый абзац из трех-пяти предложений. Если абзацы будут длиннее, вы можете потерять то место, на котором остановились.
- При написании используйте чаще глаголы в активной форме, чем в пассивной. Активная форма глаголов является более мощной и решительной по сравнению с пассивной.
- Количество слов в предложении не должно превышать двадцати. Аудитории будет трудно поспевать за вами, если предложения будут более длинными.
- При выступлении чаще используйте первое и второе лицо местоимений, а не третье. Большинство ваших заявлений должны начинаться с: «я», «вы», «мы», «нам». «Он», «она», «они» и «их» — безличные местоимения, и они могут придать вашей речи тон лекции.
- Напечатайте речь аккуратно и ясно. Печатайте через два интервала внутри текста и через три между абзацами.
- Подчеркните те слова или фразы, которым необходимо придать особое значение.
- Напишите слово «ПАУЗА» рядом с теми пунктами, где нужно сделать драматическую паузу.
- Оставьте справа и слева широкие поля. Сделайте пометки об использовании аудиовизуальных и других средств.
- Попрактикуйтесь в чтении речи. Вы должны научиться произносить ее при минимальном использовании написанного текста.
- Читайте так, как вы говорите, а не так, как читаете.
Памятка оратору
1. Говорите выразительно:
- Главная мысль должна выделяться и запоминаться.
- Мысль может выделяться повторением, интонационным подчеркиванием, вопросами к самому себе, ее можно анонсировать в начале речи.
- Все, что не относится к главной мысли, должно быть либо связано с ней, либо отброшено.
- Возможно отвлечение от главной мысли для отдыха, снятия напряжения.
2. Говорите красиво:
- Изобразительные средства языка делают речь наглядной, доходчивой.
- Доходчивость может достигаться сравнениями, примерами, употреблением слов с более конкретным значением, конкретизирующих эпитетов.
- Изобразительность речи существенно возрастает, если возвращаться к уже выбранным примерам или сравнениям на протяжении всей речи.
- Изобразительность речи усиливают тропы и фигуры.
3. Говорите уместно:
- Ориентируйтесь на аудиторию и соблюдайте законы жанра.
- Не забывайте об обратной связи с аудиторией, следите за тем, как принимают вашу речь.
4. Следите за правильностью и четкостью речи:
- Не говорите слишком быстро.
- Ни в коем случае не говорите монотонно.
Статья предоставлена Элитариум
http://vashpsiholog.org/post/547
Если по работе вам приходится выступать на публике — эта статья для вас. Мы предлагаем конкретные способы организации выступления, повышения уверенности в себе в качестве оратора.
Автор: Игорь Kyзнeцoв, имидж-консультант, автор учебных программ по деловому общению и корпоративной культуре