Если по работе вам приходится выступать на публике — эта статья для вас. Мы предлагаем конкретные способы организации выступления, повышения уверенности в себе в качестве оратора.

Если по работе вам приходится выступать на публике — эта статья для вас. Мы предлагаем конкретные способы организации выступления, повышения уверенности в себе в качестве оратора.

Автор: Игорь Kyзнeцoв, имидж-консультант, автор учебных программ по деловому общению и корпоративной культуре

Семь «грехов» публичных ораторов

Почему бывают ситуации, когда слушатели не могут дождаться той минуты, когда говорящий замолчит? Вот некоторые причины.

  1. Плохое знание предмета. Оратор не видит всего содержательного поля, на котором ему предстоит выступать. Он отправляется в путешествие без карты, зная лишь какие-то приметы ландшафта.
  2. Плохое знание аудитории. И здесь он не видит «поля», выступает без карты. Он не пытается посмотреть на себя и свою речь со стороны, не задается вопросом, как его речь будет восприниматься, когда аудитория удивится, когда обрадуется и т.д.
  3. Безразличие к аудитории и к предмету. Оратор не воспринимает предмет эмоционально. Он не загорается желанием сделать свой взгляд на предмет всеобщим взглядом. От этого его речь становится вялой, а если он и вспоминает о риторических приемах, например о фигурах, то их употребление выглядит неуместно.
  4. Неумение «вписать» свою речь в жизнь. Оратор не задумывается над тем, что изменится после того, как он закончит свою речь, с чем уйдут слушатели, что запомнят.
  5. Рыхлость композиции. Оратор не умеет выделить в своей речи главное, расставить смысловые вехи.
  6. Неряшливость языка и плохая дикция.
  7. Бумага в руках у выступающего. Чтение речи по бумажке производит плохое впечатление. Бумага в руках выступающего должна иметь вид документа. Но в этом случае на нее лучше указывать, чем читать по ней. Однако в отдельных случаях чтение цитаты может произвести сильное впечатление. Тогда это чтение должно быть еще и акцентированным.

Как написать и прочитать подготовленную речь

  1. Пишите так, как вы говорите, а не как пишите.
  2. Составьте каждый абзац из трех-пяти предложений. Если абзацы будут длиннее, вы можете потерять то место, на котором остановились.
  3. При написании используйте чаще глаголы в активной форме, чем в пассивной. Активная форма глаголов является более мощной и решительной по сравнению с пассивной.
  4. Количество слов в предложении не должно превышать двадцати. Аудитории будет трудно поспевать за вами, если предложения будут более длинными.
  5. При выступлении чаще используйте первое и второе лицо местоимений, а не третье. Большинство ваших заявлений должны начинаться с: «я», «вы», «мы», «нам». «Он», «она», «они» и «их» — безличные местоимения, и они могут придать вашей речи тон лекции.
  6. Напечатайте речь аккуратно и ясно. Печатайте через два интервала внутри текста и через три между абзацами.
  7. Подчеркните те слова или фразы, которым необходимо придать особое значение.
  8. Напишите слово «ПАУЗА» рядом с теми пунктами, где нужно сделать драматическую паузу.
  9. Оставьте справа и слева широкие поля. Сделайте пометки об использовании аудиовизуальных и других средств.
  10. Попрактикуйтесь в чтении речи. Вы должны научиться произносить ее при минимальном использовании написанного текста.
  11. Читайте так, как вы говорите, а не так, как читаете.

Памятка оратору

1. Говорите выразительно:

  • Главная мысль должна выделяться и запоминаться.
  • Мысль может выделяться повторением, интонационным подчеркиванием, вопросами к самому себе, ее можно анонсировать в начале речи.
  • Все, что не относится к главной мысли, должно быть либо связано с ней, либо отброшено.
  • Возможно отвлечение от главной мысли для отдыха, снятия напряжения.

2. Говорите красиво:

  • Изобразительные средства языка делают речь наглядной, доходчивой.
  • Доходчивость может достигаться сравнениями, примерами, употреблением слов с более конкретным значением, конкретизирующих эпитетов.
  • Изобразительность речи существенно возрастает, если возвращаться к уже выбранным примерам или сравнениям на протяжении всей речи.
  • Изобразительность речи усиливают тропы и фигуры.

3. Говорите уместно:

  • Ориентируйтесь на аудиторию и соблюдайте законы жанра.
  • Не забывайте об обратной связи с аудиторией, следите за тем, как принимают вашу речь.

4. Следите за правильностью и четкостью речи:

  • Не говорите слишком быстро.
  • Ни в коем случае не говорите монотонно.

Статья предоставлена Элитариум

http://vashpsiholog.org/post/547

Если по работе вам приходится выступать на публике — эта статья для вас. Мы предлагаем конкретные способы организации выступления, повышения уверенности в себе в качестве оратора.

Автор: Игорь Kyзнeцoв, имидж-консультант, автор учебных программ по деловому общению и корпоративной культуре

Наши рекомендации