Облегчите аудитории понимание вашего выступления
То, что вы знаете, какое послание собираетесь нести своим слушателям, не означает, что вашей аудитории тоже об этом известно. Как правило, они находятся в неведении; более того, их нужно направлять, чтобы они поняли то, что должны услышать.
Чтобы облегчить процесс понимания, скажите слушателям, о чем вы собираетесь говорить с ними, и уточните, какие проблемы будут решены в ходе выступления. Если это новая тема, о которой мало что известно, кратко изложите ее предысторию, расскажите, что происходило вплоть до нынешнего времени.
Обратите внимание на то, что все это можно сделать только после завершения первого этапа планирования.
Подготовьте заключение и введение
Теперь вы можете приступить к разработке заключения, поощряя своих слушателей поразмышлять над услышанным или начать действовать на основе того, что вы рассказали им.
И наконец (последнее по упоминанию, но не значению), вы можете заняться подготовкой введения. Только сейчас, зная, в каком направлении будет развиваться ваше выступление, какие препятствия вам придется преодолеть, у вас есть все необходимое для того, чтобы запланировать начало речи, сломить сопротивление аудитории, привлечь их внимание и с первых слов расположить к себе.
Благодаря такому простому процессу планирования, вы сможете лучше структурировать свои мысли и поможете слушателям без всяких затруднений следить за вашими рассуждениями.
Резюме: планирование выступления
1. Определите тему и цели.
2. Облегчите своей аудитории понимание, расскажите, о чем вы будете говорить, какие проблемы необходимо решить, и/или познакомьте их с предысторией обсуждаемого предмета.
3. Подготовьте заключение.
4. Выберите самое подходящее введение.
А сейчас все, что вы должны сделать, – это встать перед аудиторией и начать говорить.
Дополнительные замечания
Краткая история ораторского искусства
Хотя основной целью этой книги было ознакомить вас с практическими советами по обучению публичным выступлениям, я думаю, что нужно рассказать кое-что и об истории ораторского искусства, потому что мы учимся на примере ораторов разных эпох и потому что людям любопытно узнать о происхождении и разработке ораторских приемов.
Невозможно сказать наверняка, когда и как возникло ораторское искусство. Некоторые историки используют свое воображение и строят различные гипотезы. Согласно одной из гипотез, ораторское искусство возникло тогда, когда у примитивных людей появилась речь, необходимая для сохранения племени. Я не намерен углубляться во все эти противоречия и хотел бы обсудить происхождение и развитие теории ораторского искусства.
Ранний этап
Ораторское искусство, основанное на принципах дисциплинированного поведения, возникло в Сицилии в V веке до н. э., благодаря Кораксу Сиракузскому и его ученику Тисию. Легенда гласит, что когда Коракс назначил Тисию плату за уроки, тот отказался платить, сославшись на то, что если бы Коракс хорошо его учил, он смог бы убедить своего учителя не брать с него плату за обучение. Если бы Тисий не смог убедить учителя, это означало бы, что ученик еще не овладел навыками убеждения, а значит, свободен от любых платежных обязательств.
Коракс и Тисий написали трактат, который не сохранился, но на который ссылаются многие авторы древности. Сам Аристотель приписывал Кораксу и Тисию честь создания риторики.
Коракс написал трактат для адвокатов, готовившихся защищать людей, подающих иски о возвращении им собственности, отнятой тиранами. Это был практический труд, в котором содержались рекомендации, применимые только в зале суда. По мнению Коракса, речь должна была состоять из пяти частей: вступления (вводных слов), повествования (разъяснения ситуации), аргументации, отступления (дополнительных примечаний) и заключения.
Древняя Греция
Однако по-настоящему плодородную почву для своего развития ораторское искусство обрело в Афинах. Первыми в риторике по-настоящему преуспели софисты. В стремлении к гармоничному образованию они обучали своих учеников трем вещам: рассуждать, говорить и действовать. Софисты обучались ораторскому искусству, выступая на публике, обсуждая творчество поэтов, упражняясь в импровизированных речах и ведении споров.
Горгий, известный греческий мастер риторики, передал свои знания многим ораторам, а один из его учеников, Исократ (436–338 годы до н. э.), ввел риторику в учебное расписание афинских школ. Исократ расширил изучение ораторского искусства, решив не ограничиваться одной лишь риторикой, и соединил ее с большей частью философии Сократа, усвоенной им в те времена, когда он был учеником Сократа.
Несмотря на те достоинства, которые приписывают ему историки, Исократ имел одну любопытную особенность: сам он никогда не выступал с публичными речами; они просто исследовал техники и описывал их. Говорят, что у него был тихий голос, и его страшила мысль о выступлении перед аудиторией.
Еще один ритор, Анаксимен из Лампсакуса, жил в это же время, в IV веке до н. э.; он внес огромный вклад в понимание ораторского искусства, предложив его классификацию. Наблюдения заставили Анаксимена разделить риторику на три жанра: совещательную, изобразительную и судебную. Аристотель взял эту классификацию в качестве основы и разработал более подробную систему.
Аристотель учился у Платона в течение долгого времени – примерно двадцати лет. Платон настолько сильно восхищался своим учеником, что когда тот как-то раз не пришел на собрание академии, сказал: «Разум отсутствует». Аристотель родился в 384 году до н. э. в Стагире, древней ионической колонии в Халкидиках. В возрасте семнадцати лет он отправился для завершения образования в Афины. Аристотеля считают самым влиятельным философом античности, преуспевшим практически во всех областях; он был выдающимся политиком, моралистом и метафизиком, глубоко интересовался естественными науками, психологией и историей философии.
«Предметы обсуждения» (Topics), один из его трактатов, вошедших в «Органон», труд, посвященный логике, побудил Аристотеля написать трехтомную «Риторику», которая стала древнейшей книгой, сохранившейся до наших дней. В первом томе было пятнадцать глав, и он был посвящен ораторам. В нем обсуждались линии рассуждений, используемые ораторами в зависимости от степени восприимчивости слушателей. Второй том состоял из двадцати шести глав и был посвящен слушателям. В нем рассмотрены эмоциональные аспекты и ход рассуждений с точки зрения слушателей. В третьем томе было девятнадцать глав и речь шла о понимании послания. Здесь говорилось о стиле и различных частях выступления.
«Риторика» Аристотеля – это труд, построенный на принципе правдоподобия; не на том, что есть на самом деле, а на том, что аудитория считает возможным. По мнению автора, риторика – способность теоретически предсказывать, что может убедить слушателей в том или ином случае. Сам Аристотель не был оратором; он посвятил себя изучению и преподаванию ораторского искусства, но сам публично не выступал.
Еще один грек, который не был рожден великим оратором – Демосфен. Однако он отказался смириться со своим уделом и, благодаря своей преданности мечте, преодолел целый спектр физических недостатков и стал одним из величайших ораторов, которых знала Греция (я уже упоминал Демосфена в главе 3, когда говорил о качестве, чрезвычайно важном для ораторов, – целеустремленности).
Демосфен применил существовавшие правила выступлений, базирующиеся на практичности Коракса, расширенные артистическим дарованием Исократа и отточенные интеллектом Аристотеля, и узнал, как, объединив практичность и мышление – публичные выступления и риторику, можно создать восхитительный шедевр ораторского искусства.
Рим
Во II веке н. э. Рим находился под сильным влиянием греческой культуры, в том числе и ее искусства публичных выступлений. В разные периоды это вызывало сопротивление, однажды цензор Крассус издал указ о закрытии всех школ, в которых обучали ораторскому искусству.
Столь крайняя мера лишь подхлестнула интерес римлян к изучению этого искусства, вызывавшего их восхищение, и как только Крассус покинул пост, все школы открылись вновь и приняли еще большее количество учеников.
Величайшим оратором Древнего Рима был Цицерон. Он родился в I–VI году до н. э. и с молодости изучал искусство публичных выступлений. Когда Цицерону было всего лишь десять, его отец отдал его на обучение двум мастерам ораторского искусства. В возрасте четырнадцати лет Цицерон начал изучать риторику, а в шестнадцать постигал ораторское искусство, наблюдая за дебатами великих ораторов того времени, выступавших на собраниях. Цицерон очень много писал на тему публичных выступлений. Вот его лучшие работы:
De Oratore (трехтомный трактат в форме диалога, в котором автор дает определение, кто такой оратор, и пересматривает традиционную риторику);
Orator (в которой изображен идеальный оратор);
Brutus (труд в форме диалога, посвященный истории ораторского искусства и величайшим ораторам Рима);
Partitiones oratoriae (эссе, в котором исследуются разделы риторики и обсуждается изобретательность: умение находить аргументы и рассуждения для убеждения слушателей);
Topica (компиляция «Предметов обсуждения» Аристотеля, которую Цицерон написал без консультаций, по памяти, всего лишь за восемь дней, во время своего путешествия в Грецию).
Хотя Цицерона считали идеальным оратором, восхитительным писателем и обладателем блестящего ума, он был тщеславным человеком, которого влекло к сильным мира сего. В политике он постоянно переходил из одного лагеря в другой, в зависимости от того, на чьей стороне была сила; он легко менял свои идеалы, если это сулило славу и власть. Величайший оратор Древнего Рима встретил ужасный конец: он попал в руки людей Марка Антония, был убит и обезглавлен. Его правую руку и голову выставили на всеобщее обозрение на Римском форуме, а язык, проткнутый колом, показывали публике.
После Цицерона особое место в истории римского ораторского искусства занимает Квинтилиан. Он родился в Испании в середине I века н. э. и юношей приехал в Рим, чтобы изучать ораторское искусство. Его отец и дед были риторами, и именно отец стал его первым учителем риторики.
Труд Квинтилиана Institutio oratoria представляет собой двенадцатитомную компиляцию знаний всех авторов, живших до него. Это произведение рассказывает об обучении оратора с самого детства по подробной учебной программе. В первом томе обсуждается обучение сначала грамматике, а потом риторике. В томе 2 дается определение риторики и рассказано о ее полезности. В томах с 3 по 7 обсуждаются изобретательность и композиция. Тома с 8 по 10 посвящены красноречию и дикции. Том 11 посвящен выступлениям и различным аспектам памяти. Наконец, в томе 12 ораторов учат быть культурными людьми и обсуждают моральные качества, необходимые тем, кто решил стать оратором.
После трактата Квинтилиана появилось мало столь же важных произведений. Авторы почти всегда следовали наблюдениям, содержащимся в двенадцати томах Institutio oratoria и произведениях более ранних авторов. Те, кто выбирал иные пути, нежели великие мастера, не смогли изобрести практически ничего нового.