Избегайте «все той же старой вещи», особенно во введении

Если аудитория взбудоражена вашим выступлением и поступает в соответствии с теми идеями, которые вы донесли до нее, кто заслуживает похвалы? Вы! Отправляйтесь отмечать успех.

С другой стороны, если аудитория апатична и не интересуется вашей речью, кого за это винить? Вас! Можете надавать себе по губам.

И это правильно. Не существует такой вещи, как незаинтересованная аудитория, зато бывают неинтересные ораторы. Бессмысленно пытаться обвинять слушателей, потому что это вы, владея искусством красноречия, должны сделать так, чтобы они ели у вас с руки. Если вы этого не добились или если вы вели себя ненадлежащим образом, то обвинять можно только одного человека.

Во время моих путешествий в качестве лектора по всей Бразилии, а иногда и за ее пределами я часто слышал, как мои коллеги-ораторы жаловались на поведение слушателей. «Эти люди так апатичны, что никак не реагируют на выступление; их ничем не увлечь». Аргументов при критике аудитории было с избытком. Конечно, я демонстрировал солидарность с этими лекторами, потому что искренне желал им успеха, но в глубине души чувствовал, что они в чем-то ошибаются. И прежде чем вы решите, что я пою здесь себе дифирамбы, позвольте заметить, что и меня посещают те же мысли, поскольку я тоже время от времени задаю себе вопрос: «Где я ошибся?»

Даже на курсах словесного выражения, когда кто-нибудь из преподавателей появляется с этим обескураженным видом, критикуя странное поведение слушателей, вопрос всегда звучит одинаково: «Что мы сделали не так?»

Если вы подаете мясо с картошкой, не важно, насколько хорошо они приготовлены; если не добавили какой-нибудь особенный соус, люди редко будут вспоминать это блюдо с энтузиазмом. То же самое и с коммуникацией – если вы стоите перед слушателями и говорите так, что они думают, что все это уже слышали, и не видят в вашем выступлении ничего нового или привлекательного, ваша речь не заинтересует их, и внимание аудитории улетучится уже через несколько минут.

Именно поэтому вы должны избегать подавать одно и то же старое блюдо. А если этого не избежать, то приготовьте к нему оригинальный соус. Старайтесь удивить своих слушателей новой информацией, пройдите новым путем, совершенно отличным от того, которым, по их мнению, вы должны идти. И сделайте это в первые несколько минут своего выступления, потому что это самое время для того, чтобы завладеть вниманием слушателей.

Если вы намерены начать свое выступление словами «эта встреча посвящена целевой аудитории продаж в течение ближайшего полугода», поменяйте все и удивите своих слушателей таким заявлением: «Сегодня мы будем искать способ размазать наших конкурентов», – или: «Судя по цифрам, которые я собираюсь сообщить вам, впереди нас нет никого», – или: «Нашим конкурентам нужно заранее запастись биноклями, потому что иначе им нас просто не увидеть». Вы должны знать, как найти совершенно иной способ встряхнуть аудиторию и заставить ее заинтересоваться вашим посланием.

Найдите новое облачение для своих мыслей, преображайтесь раз за разом, захватите внимание и интерес аудитории.

Глава 7. Второй раздел вашей речи – подготовительная часть

Подготовительная часть предполагает существование элементов, которые помогут прояснить главную тему выступления, облегчив аудитории ее понимание и усвоение. Подготовительная часть состоит из следующих этапов: утверждения, изложения материала и анализа. Эти этапы могут быть автономными, связанными друг с другом или интегрированными, в зависимости от необходимости.

Утверждение

Утверждение – это сама речь, выраженная в максимально краткой форме. Это лаконичное предложение, которое определяет предлагаемую к обсуждению тему. Сделав утверждение, вы объявляете слушателям, о чем намерены говорить. Утверждение имеет фундаментальное значение, поскольку является основой главной темы и четко показывает то направление, в котором будет развиваться ваше выступление.

Сведение всей речи к одному короткому утверждению – дело непростое, оно потребует от вас больших усилий и интенсивных размышлений.

У всех нас есть опыт, демонстрирующий важность утверждения. Вот один из примеров: некто входит в офис и начинает что-то многословно говорить. С течением времени, как бы вы ни пытались, вы не можете понять, к чему он, собственно, клонит. Если бы этот человек с самого начала, одной или двумя фразами сформулировал, что ему нужно и зачем он пришел, вам было бы гораздо легче проследить за его рассуждениями от начала до конца.

Возможно, это одна из самых распространенных неудач коммуникации: не проинформировать слушателей или читателей (это правило в равной степени применимо и к письменной речи), какую тему вы собираетесь раскрывать.

Итак, утверждение позволяет сориентироваться в основном вопросе, при этом очень кратко, и практически не занимает времени, однако оно должно подчиняться некоторым базовым правилам для того, чтобы облегчить понимание слушателям.

Используйте предложение, формулирующее содержание вашего послания

Хотя утверждение представляет собой просто и быстро произносимое предложение, как я уже указывал ранее, это не означает, что его просто составить и им можно пренебречь. Тщательно обдумывайте и выбирайте те слова, которые идеально передадут содержание вашего послания. Дайте слушателям ясное представление о том, что вы намерены сообщить им, а также об общей тональности вашей речи. То, как вы говорите, должно показать, будет ли ваша речь юмористической, серьезной, возмущенной или выразительной. Короче говоря, утверждение должно подготовить аудиторию к тому, какой именно тип речи им предстоит выслушать.

В некоторых случаях это предложение (утверждение) не должно быть слишком очевидным, потому что аудитория сможет прочитать его между строк. Однако такие мягкие методы стоит приберечь для более интеллектуальной аудитории, которая в состоянии понять суть вещей, даже если вы не озвучите ее.

Характеристики утверждения

Прежде чем решать, какое именно предложение вы выберете в качестве утверждения для своей речи, вы должны рассмотреть обязательные условия успеха утверждения: единство, ясность, краткость, насыщенность, интерес и правильность.

Единство

Утверждение должно репрезентировать вашу речь в целом и формулировать только задачи ее содержания. Под это требование подпадают два типа утверждений: простое утверждение, которое имеет дело только с одним предметом, и составное утверждение, которое имеет дело с двумя или несколькими предметами.

В случае составного утверждения вы упоминаете все пункты или темы, которые намерены затронуть в ходе выступления. Однако если вы рассматриваете каждый пункт или тему по отдельности, то лучше опираться на принцип брейкдауна (разбивкой на части), который мы проанализируем позже.

Ясность

Когда речь идет о предложении, используемом в качестве утверждения, помните, что ясными и понятными должны быть не только его форма и стиль, но и выбранные слова, чтобы все присутствующие, независимо от уровня своего образования и знания предмета, могли истолковать ваше утверждение безо всяких усилий и понять смысл вашей речи.

Краткость

В силу своей природы и цели утверждение должно быть кратким. Это может оказаться непростой задачей: найти правильный набор слов, чтобы лаконично выразить идею или тему, которую вам предстоит раскрыть.

Насыщенность

Чтобы утверждение было насыщенным, оно должно закладывать прочный фундамент для потока идей и заявлений, всегда вращающихся вокруг первоначальной цели.

Интерес

Важность предмета выступления, не только для аудитории в целом, но и для каждого присутствующего, является предпосылкой, из которой должно исходить утверждение. Ваше послание заинтересует людей, если они будут чувствовать, что оно каким-то образом связано с их личными целями, касающимися общественной жизни, профессиональных перспектив, здоровья, безопасности, комфорта, материальных и интеллектуальных приобретений, удовлетворения любопытства и т. п. Поэтому вы обязательно должны знать образовательный уровень большей части присутствующих.

Правильность

Утверждение должно базироваться на этических и моральных принципах, бесспорных с точки зрения правил поведения индивида или общества. Идеи, выдвигаемые в такой форме, могут натолкнуться на сопротивление тех, кто не согласен с ними, но будут вызывать уважение за возвышенные принципы, лежащие в их основе.

Размещение утверждения

Как мы уже увидели, утверждение может появиться в любом месте подготовительной части, до или после изложения и анализа, оно может быть даже частью одного или обоих этих этапов.

Утверждение обычно следует сразу после введения и дополняет его. В коротких речах оно может подменять собой введение, подготавливая к восприятию выступления с первых же слов. Это характерно для тех случаев, когда специфика аудитории не требует вступления к речи. Кроме того, когда для привлечения внимания аудитории в самом начале своей речи вы объясняете слушателям, какие выгоды те смогут извлечь из вашего доклада, вы автоматически пользуетесь утверждением, потому что, как правило, для того чтобы подчеркнуть преимущества, вы должны сформулировать тему.

Наши рекомендации